Тяжело, но не смертельно
05.01.2007.
Экономическая газета
Валентина Вешторт
«Чудес в экономике не бывает. Рост цен на газ скажется
на тарифах для промпотребителей», — сообщил во время пресс-конференции первый
вице-премьер белорусского правительства Владимир СЕМАШКО.
По расчетам правительства, для конечного потребителя в
промышленности стоимость газа вырастет на 93-98% — с 75,4 USD до 150-153 USD за
тыс. куб. м, электрической и тепловой энергии — в среднем на 50%. «Это тяжелое
испытание для энергетики, но правительство не снимает обязательство по
выполнению заложенного темпа роста экономики», — сказал В.Семашко.
Для некоторых наиболее крупных потребителей газа
правительство введет специальные преференциальные цены, пообещал вице-премьер. В
то же время в целом для экономики последствия не будут очень тяжелыми.
«Энергетическая составляющая в себестоимости продукции на большинстве
предприятий — 2,5-4%. Таким образом, повышение цены на газ более чем в 2 раза
приведет к снижению рентабельности на 1,5-2,5%, а это не смертельно», — цитирует
Интерфакс аргументацию В.Семашко.
Что касается населения, то оно, по словам вице-премьера,
вообще не почувствует изменения стоимости газа. «Рост тарифов ЖКХ сохранится в
пределах 5-6 USD в расчете на двухкомнатную квартиру», — сказал он. Не ожидается
резкого скачка цен и на бензин, уточнил В.Семашко, как, впрочем, и перебоев с
ним на АЗС.
В общем-то с официальной оценкой во многом согласны и
эксперты. «Цена газа увеличивается на 53 USD за тыс. куб. м, а это значит, что
наши ожидаемые затраты возрастут примерно на 1,1 млрд. USD, рассуждает кандидат
экономических наук Леонид Злотников. При этом в первый год действия заключенного
соглашения нам вернется порядка 600 млн. USD в виде оплаты за часть акций
Белтрансгаза. Кроме того, около 200 млн. USD мы дополнительно получим за транзит
в свете увеличения ставки с 0,75 до 1,45 USD за транспортировку 1 тыс. куб. м за
100 км. Таким образом, реальные дополнительные затраты в 2007 г. составят
порядка 300 млн. USD, а это незначительная сумма, говорит эксперт.
Правда, тут есть некоторые «но». Во-первых,
незначительными потери будут только в первый год действия новых схем. В
дальнейшем затраты увеличатся. Напомним, что за 2 минуты до наступления в России
Нового года, стороны договорились, что Беларусь будет приближаться к мировым
ценам на газ в течение 4 лет. При этом во второй год мы заплатим 67% от мировой
цены, в третий — 80%, в четвертый — 90%. По расчетам Л.Злотникова, уже в 2008 г.
может идти речь о 1,3 млрд. USD дополнительных затрат, а через 4 года мы вообще
«проедим» Белтрансгаз…
Во-вторых, на устойчивость белорусской экономики гораздо
большее влияние окажет «нефтяная» проблема. Пока неизвестно, какой будет реакция
России на введение нашей страной пошлины на транзит нефти. По мнению
Л.Злотникова, какими бы ни были шаги России, таких доходов от нефтепереработки,
которые наша страна имела в последние годы, уже не будет. Другое дело, что
размеры потерь будут варьироваться в пределах 0,5-2 млрд. USD.
В третьих, внешние угрозы ростом цен на нефть и газ не
исчерпываются. Есть вероятность потерь от того, что в феврале заканчивается
договор о тарифах на железнодорожные перевозки. Через полгода может вступить в
силу решение ЕС о лишении нашей страны торговых преференций, а это еще порядка
150 млн. USD, если речь идет о полугодии. Проблемы с поставками в Россию сахара,
заслон на пути туда белорусских конфет, появление в России производств,
аналогичных белорусским, что может снизить объемы продаж традиционной экспортной
продукции (например, холодильников), — все это вместе с нефтью и газом может
потянуть даже в лучшем случае на 1 млрд. USD потерь. Тем не менее говорить о
неком обвале белорусского рубля или резком снижении уровня в жизни не стоит,
считает Л.Злотников. Процессы эти будут идти постепенно. Применительно к
наступившему году может идти речь о том, что у нас не будет роста ВВП. Не
упадет, но, правда, и не вырастет уровень жизни. До 15-20% может подняться
инфляция, процентов на 15 — окрепнуть доллар, полагает эксперт.
Едины аналитики и в оценке резервов экономического
роста. О необходимости пересмотреть энергетическую стратегию страны говорил и
В.Семашко. «Показатель энергоэффективности — количество нефти на 1000 USD ВВП, у
нас значительно выше развитых стран. В Беларуси он — 460 кг, это лучший
показатель в странах СНГ, но во Франции, Германии он равен 160 кг, в Бельгии —
140, — привел пример В.Семашко. — Кроме того, в 2006 г. в Беларуси на среднего
потребителя приходилось 2100 куб. м газа, а в Италии, Франции — 700-800 куб. м,
в холодных странах — Финляндии и Швеции — 1000-1100 куб. м. Электроэнергии
белорусы потребляют в 1,5 раза больше, чем в Европе». По мнению вице-премьера,
это свидетельство того, что у нас огромные резервы.
Независимые эксперты, правда, скептически относятся к
перспективам задействования имеющихся резервов без корректировки экономической
политики и проведения рыночных реформ. Ранее на страницах «ЭГ» Л.Злотников
говорил о том, что мощнейшим источником внутренних инвестиций в энергетическое
переоснащение предприятий, в том числе могут стать средства, которые мы сегодня
«вбухиваем» в неэффективное сельское хозяйство, а это суммы порядка 2 млрд. USD
ежегодно. Прекращение нерентабельного экспорта только мясо-молочной продукции
(при себестоимости сливочного масла 3-4 USD мы продаем его в Россию по 1,8 USD)
может позволить сэкономить порядка 1,4 млн. USD.
«Если просто прекратить дотировать из бюджета
неэффективные проекты, то уже можно сэкономить порядка 3 трлн. Br», — сообщил
«ЭГ» источник, близкий к правительству, пожелавший остаться неизвестным.
Вообще же, по расчетам независимых экспертов, цена газа
для предприятий может быть на уровне 120 USD, а не 150 USD. Для этого не нужно
даже изыскивать никаких особенных резервов. Можно просто прекратить практику
накручивания 18% НДС на стоимость газа. «Ведь сырье не создает никакой
добавочной стоимости», — справедливо замечают экономисты. Да, доходы бюджета в
этом случае уменьшатся. Поэтому мы опять возвращаемся к рассуждениям экспертов —
расходы бюджета необходимо снизить в первую очередь за счет прекращения
поддержки неэффективных проектов. Правда, это потребует пересмотра многих других
постулатов экономической политики страны, в том числе ликвидации неэффективных
производств и сокращения рабочих мест, проведения приватизации, развития
самозанятости в виде занятий предпринимательством, либерализации хозяйственной
деятельности…
|