«Троянский конь» в казахстанских степях
12.01.2006.
Военно-промышленный курьер
Юрий Прохоров
Ташкент помахал Вашингтону ручкой - США сделали ставку
на Астану
Исполнилось 15 лет независимости Казахстана и
установления официальных дипломатических отношений с США, которые одними из
первых приветствовали государственную самостоятельность РК. За прошедшее
время, по словам президента Нурсултана Назарбаева, Астана и Вашингтон
добились высокого уровня отношений по вопросам обеспечения международной
стабильности, энергетической безопасности, нераспространения ОМУ, борьбы с
международным терроризмом и экстремизмом. Нурсултан Назарбаев назвал весьма
важным, что Соединенные Штаты поддержали стремление Казахстана войти в число 50
наиболее конкурентоспособных стран мира. «И с оптимизмом смотрим на будущее
двусторонних отношений», - подчеркнул он. Чего больше в таком сотрудничестве для
Казахстана: плюсов или минусов?
Сентябрьский визит президента Казахстана Нурсултана
Назарбаева в США получил неоднозначную и даже разнополюсную оценку со стороны
ведущих политологов как на постсоветском пространстве, так и непосредственно в
Америке.
Некоторые посчитали эту поездку обыкновенным визитом
вежливости и стремлением Астаны еще раз заручиться поддержкой Вашингтона в своих
претензиях на лидерство в Центрально-Азиатском регионе. Другие же
гипертрофированно заявили, что Казахстан «наконец прозрел» и окончательно выбрал
курс на партнерство с заокеанским мировым лидером, а не ближайшим соседом -
Россией.
Что, к примеру, стоят заявления некоторых политиков и
аналитиков, заговоривших о том, что «Москве и Астане не по пути», что «они идут
разными дорогами» и что русским пора бы уже «перестать выкручивать руки
своим партнерам». Возможно, что право на жизнь имеют и та, и другая точки
зрения. Но, как представляется, ситуация в Центральной Азии не настолько проста,
чтобы окончательно ставить точку в этом романе
Заокеанский вектор
Несомненно, в США начали осознавать необходимость
срочных мер по восстановлению и усилению собственного присутствия в регионе.
Катастрофическая потеря Узбекистана ослабила позиции Вашингтона в Центральной
Азии. Белому дому необходима замена Ташкента, помахавшего ему ручкой. А наиболее
желанный для всех партнер в регионе - Казахстан - продолжает вести тонкую игру,
основывающуюся на внешнеполитическом лавировании. К тому же у Америки не все
ладится, как бы хотелось, и в Прикаспийском регионе, составной и неотъемлемой
частью которого является все тот же Казахстан.
Скажем откровенно, не все страны каспийского бассейна
желают присутствия Соединенных Штатов при дележе углеводородного пирога. К тому
же потеря влияния в Центральной Азии может грозить для администрации Джорджа
Буша и утратой позиций на Каспии, а этого допустить на берегах Потомака ну никак
не могут: нефть, газ - «кровь» американской экономики. Поэтому ставка сегодня
делается на Казахстан. Задел для этого у США был, и в ходе визита Нурсултана
Назарбаева в Вашингтон его постарались упрочить.
Общая стоимость контрактов и соглашений, заключенных
тогда между США и Казахстаном, исчисляется миллиардами долларов. В частности,
соглашение о сотрудничестве между министерствами транспорта двух государств,
контракт на сумму 650 млн. долларов между корпорацией General Electric и
казахской железнодорожной компанией «Казахстан темир жолы» и т.д. Обсуждался с
американскими партнерами и вопрос использования Казахстана как регионального
финансового центра. В настоящее время ведутся переговоры по привлечению бывшего
президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона в качестве руководителя данного
проекта и советника Нурсултана Назарбаева.
Кроме того, казахстанский лидер обсудил с министром
энергетики США Сэмуэлем Бодманом проект строительства транскаспийского
газопровода, который активно лоббируется в последнее время правительством
Соединенных Штатов, однако этот вопрос все еще остается нерешенным. Хотя для
Америки, остающейся пока, по большому счету, не у дел на Каспии, это реальный
шанс вернуться в большую центрально-азиатскую игру и удвоить свои шансы на
получение широкого доступа к углеводородам Каспия.
Российский приоритет
Россию, понятно, настораживает тот факт, что Астана
ведет многовекторную политику, одинаково успешно сотрудничая как с Москвой, так
с Китаем и США, хотя и без особого сближения с последними, опираясь больше на
экономические отношения, нежели на политические. Между тем в ушедшем году
товарооборот между Казахстаном и Россией составил порядка 11 млрд. долларов
вместо запланированных 9 млрд. Причем 70% его обеспечивают приграничные регионы.
В прошлом году между Москвой и Астаной подписано соглашение о сотрудничестве в
создании совместного предприятия на базе Оренбургского газоперерабатывающего
завода. Комментируя это соглашение, Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что впервые
Казахстан вкладывает большие деньги в экономику России. Проект по созданию
данного СП он назвал мощным пунктом двустороннего сотрудничества между РФ и
РК.
Стратегическая основа движения стран навстречу друг
другу - энергетика. Соглашение по совместной эксплуатации Карачаганакского
нефтегазоконденсатного месторождения может говорить о важности двусторонних
российско-казахстанских отношений в этой области. Стоит отметить, что данное
месторождение газа - одно из крупнейших в мире. Его запасы оцениваются в 1,2
млрд. тонн жидких углеводородов и 1,3 триллиона кубометров газа. Реализация
этого проекта позволит создать совместный газоперерабатывающий комплекс, с
пуском которого в российскую газотранспортную систему попадет примерно 15 млрд.
кубометров газа.
Надо отметить, что рост торгового оборота между РФ и РК
отчасти объясняется быстрым подъемом казахстанской экономики. Сегодня эта страна
с 15-миллионным населением стала лидером экономического развития в Центральной
Азии, и ее экономика является одной из наиболее успешных на пространстве СНГ. В
2005 г. ВВП Казахстана вырос на 9,4%, а в первом полугодии прошлого года - еще
на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом 2005-го.
Кроме того, именно Россия и Казахстан являются самыми
активными участниками СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, а если говорить о Едином экономическом
пространстве, то это, собственно, детище Москвы и Астаны. Поэтому, в контексте
дальнейшего углубления наших взаимоотношений, эти связи имеют большое значение и
играют все большую и большую роль.
Влияние Москвы покоя не дает
По всей вероятности, именно еще более тесное
сотрудничество Москвы и Астаны не дает покоя заокеанским партнерам. В Казахстане
в этом году побывали госсекретарь США Кондолиза Райс, министр энергетики Сэмуэль
Бодман, министр сельского хозяйства Майк Йоханс, вице-президент Ричард Чейни. А
заместитель государственного секретаря, отвечающий за Южную и Центральную Азию,
Ричард Баучер после визита Нурсултана Назарбаева в Вашингтон со всей
определенностью обрисовал цели, которые Белый дом станет преследовать во имя
«вызволения» Астаны из-под влияния Москвы. По его словам, успех Соединенных
Штатов в Южной и Центральной Азии имеет решающее значение для американских
национальных интересов. Для этого, полагает Ричард Баучер, США следует укреплять
уже существующие связи и содействовать установлению новых в энергетике,
инфраструктуре, транспорте. Добыча нефти и газа в бассейне Каспийского моря, в
частности в Казахстане и Туркмении, могла бы внести значительный вклад в
укрепление глобальной энергетической безопасности, уверен вашингтонский куратор
Центральной Азии.
Пока во всех сферах сотрудничества Вашингтона и Астаны
наблюдалась серьезная активность.
Интенсивная работа идет и в военной области - в рамках
подписанного в 2003 г. плана пятилетнего сотрудничества между вооруженными
силами РК и США ведется оснащение казахстанской армии современным вооружением.
На его основе функционируют программы «Иностранное военное финансирование»
(FMF), «Международное военное обучение и подготовка» (IMET), другие формы
двустороннего сотрудничества. В нынешнем году США планируют предоставить РК
военное оборудование и провести подготовку военных кадров на сумму 4,22 млн.
долларов. В совместных военных планах РК и США особое внимание уделяется
безопасности западной части страны - Уральской и Атырауской областям, где
расположена большая часть нефтегазовых месторождений, активное участие в
разработке которых принимают американские компании.
Формирование военной структуры Казахстана ведется по
западным стандартам. Созданы по американскому образцу Комитет начальников
штабов, виды ВС РК и региональные командования «Запад», «Восток», «Юг»,
«Астана», а также Аэромобильные войска, являющиеся резервом Верховного
главнокомандующего. Главный сержант Вооруженных Сил РК уже побывал в США, где
изучал методику работы сержантского состава. С сентября 2004 г. американцы ведут
курсовую подготовку сержантского состава Казахстана. В сентябре прошлого года
впервые проведены курсы в звене инструктор-сержант, сержант войск регионального
командования, рода и вида войск.
Конгресс Соединенных Штатов одобрил поставку в Казахстан
партии вертолетов «Хьюи-2» и военно-транспортных самолетов С-130. Завершена
передача большой партии автомобилей «Хаммер». Одновременно создаются центры по
техническому обеспечению и ремонту американской техники, ведется подготовка
технических специалистов и летного состава. Американцы знают, что имеющаяся на
вооружении Казахстана военная техника безнадежно устарела и навязывают свою,
чтобы теснее привязать казахстанскую армию к американским поставкам.
Практичные американцы сотрудничают выборочно и на нужных
им участках. Например, при строительстве объектов регионального командования
«Запад» (то есть на границе с Россией), создании Военного института иностранных
языков, оснащении специальных подразделений Аэромобильных войск. Более 220
казахстанских военнослужащих прошли обучение в элитных военных учебных
заведениях США, в том числе в Национальном университете обороны,
командно-штабном колледже, академии Вест-Пойнт.
Но военный интерес США в Казахстане не ограничивается
лишь защитой нефтяной инфраструктуры. Очевидно, что с возникновением проблем в
Узбекистане и Киргизии американцы решили укрепить свои позиции в регионе именно
через Казахстан.
Закономерный интерес
Численность Вооруженных Сил РК - около 65 тыс. чел.
Казахстан перешел от системы военных округов к гораздо более современной системе
региональных командований. Сухопутные войска включают две (78-ю танковую и 68-ю
мотострелковую) дивизии, 5 бригад различного назначения, в т.ч. 35-ю
воздушно-десантную. На вооружении состоит до 1 тыс. танков (Т-80, Т-72 и Т-62),
до 2,5 тыс. БМП и БТР, до 200 САУ, до 500 буксируемых артиллерийских орудий, не
менее 150 РСЗО «Ураган» и «Град».
В составе ВВС и ПВО: 30 бомбардировщиков и 12
разведчиков Су-24, не менее 15 истребителей Су-27 и более 40 МиГ-29, более 40
перехватчиков МиГ-31 (Казахстан является единственной в мире страной, кроме
России, эксплуатирующей этот очень мощный и очень сложный самолет) и до 30
МиГ-25. А также до 120 истребителей-бомбардировщиков МиГ-23 и МиГ-27, не менее
15 штурмовиков Су-25, до 40 транспортных самолетов, 130 вертолетов, в том числе
не менее 40 ударных Ми-24 и более 20 тяжелых транспортных Ми-26, несколько
десятков ЗРК и ЗРС различных типов, в т.ч. модельного ряда С-300.
Военный флот насчитывает 9 сторожевых катеров. Один -
турецкой постройки с 40-мм и 20-мм пушками, 4 катера проекта 369 с 20-мм пушками
построены в начале 50-х в ФРГ. 2 совсем маленьких (хотя и новейших) катера
проекта 1408 «Сайгак», вооруженных только 7,62-мм пулеметами, поставлены
Россией. Еще 6 чисто пулеметных катеров типа «Донтлесс» были поставлены из США,
однако 5 из них затонули в шторм. Катер «Беркут» проекта 1400 (вооружен 12,7-мм
пулеметом) построен в самом Казахстане, на верфи в Уральске.
Будучи по многим параметрам самой успешной страной СНГ,
Казахстан имеет возможность создать вооруженные силы, занимающие по боевому
потенциалу второе-третье место среди постсоветских республик. Тем более что
геополитическая ситуация в Центральной Азии такова, что сильная армия Казахстану
совершенно не помешает.
Выбор за Астаной
Американцам жизненно необходим именно такой
стратегический партнер, как Казахстан, имеющий возможность доминирования в
регионе. Но и в Казахстане, вероятно, прекрасно понимают, чего от него хотят в
Вашингтоне. И, по всей видимости, Астану не устраивает роль (аналогичная
Тбилиси или Киеву), уготованная ей за океаном. Уже после визита в США президент
Нурсултан Назарбаев неожиданно для кое-кого заявил, что его стране больше
не нужны советы Запада. «Хватит уже! - возмущался президент. - Казахстан уже не
то государство, которым можно помыкать и говорить, что ему надо делать.
Мы знаем, что нам надо делать! И не надо нам, задрав штаны, бежать за
чужими рекомендациями».
Понятно, что и дальше руководство РК продолжит политику
лавирования между Вашингтоном и Москвой, но с большим уклоном в сторону
России, так как прекрасно понимает прямую выгоду для себя всех совместных
с РФ проектов, экономических и политических союзов, оборонного потенциала
ОДКБ. Да и укрепление позиций Казахстана в Центральной Азии в качестве
регионального лидера без поддержки России невозможно.
|