Куда идти русской общине?
13.01.2007,
http://www.zapchel.lv/
«К
равноправию с общиной латышской – другого пути нет», - считает депутат Сейма
Владимир
БУЗАЕВ.
Все чаще мыслящие русские Латвии задумываются о том,
чего они достигли за 16 лет государственной независимости. И задают себе два
извечных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Потому что не задавать
их сегодня нельзя – слишком ощутим ущерб нации по всем ее срезам. Оценить его
еще только предстоит следующим поколениям. Если, конечно, они останутся
русскими...
- Так куда же сегодня, после столь очевидного спада
гражданской активности, идти русскому движению Латвии? - спросили «ВЕСТИ» у
Владимира БУЗАЕВА, депутата Сейма и сопредседателя правления ЗаПЧЕЛ – партии,
которая наиболее последовательно и на всех уровнях отстаивает русские
интересы.
- Сперва надо бы определиться, где мы находимся. В нашей
программе действий есть тезис: “ЗаПЧЕЛ считает достижение фактического равенства
представителей двух общин важнейшей задачей государства и выступает за
государственный и международный мониторинг ситуации в этой области”. Ну, за
неимением гербовой, пишем на простой. И проводим мониторинг сами.
Мало пишут, и без ссылок на источник, что на фоне общего
демографического спада рождаемость нелатышей ниже, а смертность выше, чем в
латышской части населения. Хотя в период пребывания Латвии в СССР ничего
подобного не наблюдалось – у всех населяющих Латвию этносов наблюдался почти
одинаковый демографический подъем.
Показатели рождаемости и смертности у соответствующего
этноса Латвии хуже, чем в соседней стране, где этнос является
государствообразующей нацией: у латвийских поляков хуже, чем в Польше, у русских
– хуже чем в России.
В целом показатель естественной убыли нелатышской части
населения на протяжении последних десяти лет вдвое выше, чем у латышей, а с
учетом превышения эмиграции (с полным разрывом связей с Латвией) над иммиграцией
– втрое.
Непрерывно сокращается возможность дать нашим детям
образование на родном языке за счет взимаемых с нас же налогов. И дело не только
в пресловутой чисто принудительной «реформе», формально распространившейся лишь
на среднюю школу, или в ассимиляционных моделях обучения, которые
добровольно-принудительно выбирают школы основные.
Стахановскими темпами сокращается, к примеру, сеть тех
ПТУ, где можно получить образование на русском языке хотя бы в рамках
разрешенных законом 40%. Уровень безработицы среди русскоговорящих в течение
последнего десятилетия на 30-40% выше, чем среди латышей, а любые курсы их
переквалификации по закону – лишь на латышском языке.
К безработным коренным русским жителям Латгалии
относятся в этом плане хуже, чем к латвийцам в Ирландии, где власти в общении с
ними уже начали понемногу использовать язык иммигрантов для облегчения их
адаптации в стране. А наша многолетняя борьба за то, чтобы Латвия взяла на себя
обязанность обучения государственному языку хотя бы безработных, увенчалась
частичным успехом лишь в мае прошлого года. Тогда большинство Сейма не без
торгашества с нашей стороны адаптировало соответствующую поправку ЗаПЧЕЛ к
закону «О помощи безработным...».
Родной для 40% латвийцев русский язык в законодательстве
противоестественно определен как иностранный. Бюджетный вклад в развитие русской
культуры абсолютно несоизмерим с численностью ее носителей.
Подобные проблемы характерны для целенаправленно
подавляемого этнократическим государством национального меньшинства, живущего
где-нибудь в Африке. А у нас они усугубляются еще и не имеющим аналогов в мире
массовым безгражданством. В результате представители общины оказываются в
меньшинстве не только в Сейме, но и в крупных самоуправлениях. Нет их и в
структурах государственной власти.
Наша стратегическая цель, вполне совпадающая с
интересами русской общины, более того, смысл существования партии –
восстановление равноправия.
- Владимир, а как, по-вашему, кто или что может
объединить таких разных русскоязычных - либералов и "радикалов", граждан и
неграждан, русофилов и западников, иудеев и православных?
– Стремление к равноправию и действия в достижении этой
цели.
Приведу пример из уже далекого прошлого. В бережно
хранимом мною номере «Советской молодежи», прародительницы многих сегодняшних
русскоязычных изданий, за 7 октября 1988 года хранится короткая заметка с
названием «Предлагаем референдум». Там анализируется этническая ситуация в
Финляндии, Швейцарии и в Латвии, указывается, что в первых двух странах,
соответственно, два и три (сейчас, через 18 лет, уже четыре) государственных
языка. И предложение содержится: «Считаем необходимым ввести в Латвии два
государственных языка – латышский и русский. В любом случае для обеспечения
справедливого решения вопроса следует вынести его на народный референдум». Под
статьей стоят три конкретные фамилии и еще 240 переданных в редакцию
подписей.
Один из подписавшихся, ваш покорный слуга, потомок
«оккупантов». Второй – коренной русский латгалец. Третий – из смешанной
русско-латышской семьи. Сейчас некоторые исследователи относят нас к трем
принципиально различающимся слоям русскоговорящей общины. А тогда, через день
после единогласного признания Верховным советом ЛССР латышского языка, как
единственного государственного, и за день до учредительного съезда НФЛ мы
мгновенно нашли общий язык – русский!
Подписи собирали на троллейбусных остановках, среди
родственников, и на работе. Пришли в «Молодежку» с 200 подписями, а под письмом
еще и вся редакция расписалась.
Ходили мы и на прием и к депутату Верховного совета от
нашего института, уговаривали озвучить на заседании позицию избирателей. Но
режим то тогда был «оккупационный», и голосование шло в одни ворота. Отсюда
возникло понимание необходимости общинного представительства в парламенте. Коим
теперешняя фракция ЗаПЧЕЛ по нашему самоощущению и является.
Эта впервые опробованная в 1988 году схема нами
совершенствовалась и многократно повторялась в периоды оживления русского
сопротивления: демарши в Сейме, публикации в русской прессе, сбор десятков тысяч
подписей, синхронные действия общественных организаций, митинги, судебные
процессы, апелляции к международной общественности. Но до массовой многодневной
голодовки и приковывания к дверям Кабинета министров дошли лишь 1 сентября 2004
года. И среди голодающих, и среди «прометеев» вместе с абсолютно беспартийными
активистами были и члены правления ЗаПЧЕЛ, и будущие основатели ОКРОЛ.
- Почему ОКРОЛ пока так и не сумел занять эту
объединяющую нишу? Или объединить всех думающих на русском языке невозможно, да
и не нужно?
Нас, русских латвийцев, почти миллион, целый народ, и мы
все очень разные для объединения в одну организацию. Всеобщая мобилизация
наступает лишь в трудные минуты.
Так было, к примеру, в 1998 году, когда все неграждане в
одночасье стали «невыездными». На фоне организованных не без нашей твердой руки
массовых волнений возник тогдашний ЗаПЧЕЛ – политическое представительство
общины, и существующий до сих пор Координационный совет нескольких десятков
общественных организаций. Кстати, именно последний и основал Штаб защиты русских
школ.
Сейчас, в очередной депрессивный период, мы хотим
опробовать еще одну модель взаимодействия партии с общиной. Проект нашего нового
устава, соответствующий вступившему в силу с 1 января закону «О политических
партиях», предусматривает ассоциированное членство. Так вот, желающие
общественные организации (к примеру, РОЛ, РОвЛ, тот же ОКРОЛ) смогут войти в
правление ЗаПЧЕЛ с правом получения всех материалов и постановки любых вопросов.
Сегодня они недовольны нашими депутатами, а завтра получат возможность прямо
контролировать их работу и ставить им задачи. Это более тесная схема
взаимодействия общины с ее политическим представительством, чем предлагает
ОКРОЛ: давление на прорусские партии перед выборами. Думаю, что она пригодится в
период решающей схватки за допуск неграждан к выборам в самоуправления и
Европарламент.
Сейчас этим правом обладают иностранцы – граждане ЕС, и
не обладают почти 500 тысяч латвийцев. Позорное пятно апартеида,
распространившееся теперь на всю Европу. В отличие от проблемы латышизации
русских школ, к которой европейцы отнеслись «с пониманием», по этому вопросу
Латвия находится в абсолютной международной изоляции. Рядовые члены ЗаПЧЕЛ
сейчас «давят» на руководство партии, чтобы мы, как это делали неоднократно,
провели соответствующую долговременную кампанию с положительным результатом. И
мы к этому давлению относимся с пониманием.
- Почему русские Латвии больше не возвращаются к
проблеме реформы образования?
В тяжелейшей борьбе с властями в период школьной
революции 2004 года, как и в ряде других кампаний, мы добились равновесия, не
устраивающего обе стороны. Полной ликвидации среднего образования на русском
языке не получилось, на администрацию школ не давят, но разрушение системы
образования идет. В ЗаПЧЕЛ, благодаря наличию в наших рядах множества педагогов,
и представительству в 18 самоуправлениях, ведется мониторинг этого подлого
процесса.
В Сейме мы поднимаем вопрос образования под любыми
процедурными предлогами. В последний раз это было 19 декабря, во время дебатов
по бюджетному пакету. Закон «Об образовании» с «благородной целью» убрать
законодательные гарантии повышения зарплаты учителей, был открыт для подачи
поправок впервые с февраля 2004 года. Мы этим и воспользовались по полной
программе, внеся пакет «русских поправок» и отстаивая их в течение часа. На
трибуне по нескольку раз побывали все депутаты ЗаПЧЕЛ. В Сейме было
распространено соответствующее письмо русских общественных организаций. А
накануне у представительства Евросоюза прошел небольшой пикет. Вообщем, еще раз
проверена неоднократно отработанная схема давления на власти. Из схемы выпала, к
сожалению, русская пресса, в особенности электронные СМИ, которые даже не
упомянули этот факт.
Из внимания СМИ выпала и наша крупнейшая победа в
конституционном суде – восстановление права на свободу собраний. Не было оценено
по достоинству и внесение в Сейм 16 марта (!) первой в истории местного русского
парламентаризма самостоятельной Декларации – об осуждении проявлений неонацизма.
Равно как и ряд наших вполне конструктивных достижений 2006 года в области
облегчения положения малого бизнеса, права досрочного выхода на пенсию
ликвидаторам Чернобыльской аварии, доступа к информации, демократизации высшей
школы, сокращения различий в правах граждан и неграждан.
Фракция ЗаПЧЕЛ в VIII Сейме по своей активности и
результативности оказалась принципиально новым явлением общинного
представительства. Получив на осенних выборах мандат доверия ? русских
избирателей, мы эту традицию продолжим, причем под жестким общественным
контролем.
Вовлекаем мы в свои инициативы и депутатскую фракцию
Центра Согласия – стратегический резерв общинного представительства в Сейме. Это
проявилось, к примеру, в подаче совместного иска в Конституционный суд по поводу
запретов в законе «О забастовках». Как раз в тот день, когда антиконституционная
норма закона была применена для срыва забастовки работников Национальной
оперы.
Русская община Латвии – не раковая опухоль и не балласт,
а мощный фактор демократического развития страны.
|