Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №162(01.02.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Миграция. Демография. Гражданство.



О памятке иностранному гражданину (лицу без гражданства)

В связи с вступлением в законную силу с 15 января 2007 года Федеральных законов от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», ФМС России подготовлена Памятка иностранному гражданину (лицу без гражданства), текст которой приводим ниже.

13.01.2007, www.mid.ru

Если Вы прибыли в Российскую Федерацию, ознакомьтесь с приведенными ниже советами, которые помогут Вам избежать многих затруднительных и неприятных ситуаций.

1. Получение миграционной карты

1.1. Обращаем Ваше внимание на то, что при въезде в Российскую Федерацию, в порядке, не требующем получения визы, Вы обязаны получить и заполнить бланк миграционной карты, подтверждающей право на временное пребывание в стране.

Бланки миграционной карты выдаются бесплатно должностными лицами органов пограничного контроля либо представителями организаций, оказывающих транспортные услуги иностранным гражданам, въезжающим в Российскую Федерацию.

1.2.Бланк миграционной карты заполняется на русском языке. В случае если Вы не владеете русским языком, допускается заполнение сведений о себе буквами латинского алфавита в соответствии с данными, указанными в документе, удостоверяющем личность.

Текст бланка миграционной карты дублируется на английском языке.

2. Получение разрешения на временное проживание

2.1. Для получения разрешения на временное проживание Вам необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России (за исключением владельцев дипломатических или служебных паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий, а также иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство) и подать:

1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;

2) документ, удостоверяющий личность;

3) миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче миграционной карты;

4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание (размер государственной пошлины составляет 400 рублей).

2.2. Важно знать, что в течение 30 суток со дня подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание необходимо представить в территориальный орган ФМС России документы, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (лепра, туберкулез, сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид), а также сертификат об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).

Кроме этого, в течение одного года со дня въезда в Российскую Федерацию необходимо представить в территориальный орган ФМС Росси свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В случае не представления указанных документов в установленные сроки возможен отказ в выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирование ранее выданного разрешения.

При нарушении сроков подачи документов по уважительным причинам необходимо обратиться в территориальный орган ФМС России по месту пребывания с письменным заявлением об их продлении и представить документальное подтверждение указанных причин.

В случае если заявление и иные документы, необходимые для получения разрешения на временное проживание, уже приняты, выезжать из Российской Федерации не обязательно.

2.3. Разрешение на временное проживание выдается не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия заявления. В случае отказа в выдаче разрешения на временное проживание выдается соответствующее уведомление.

2.4.Разрешение на временное проживание может быть аннулировано в следующих случаях:

- если в течение очередного года со дня его выдачи иностранный гражданин не осуществлял трудовую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке в течение ста восьмидесяти суток

- не получал доходов либо не имеет достаточных средств в размерах, позволяющих содержать себя и членов своей семьи, находящихся на его иждивении, не прибегая к помощи государства, на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Указанное положение не распространяется на иностранного гражданина:

размер среднемесячного дохода которого или размер среднемесячного среднедушевого дохода члена семьи которого не ниже прожиточного минимума, установленного законом субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание;

обучающегося по очной форме обучения в среднем специальном учебном заведении Российской Федерации;

студента или аспиранта очной формы обучения в высшем учебном заведении Российской Федерации;

пенсионера или инвалида.

2.5. Тем, кому отказано в выдаче разрешения на временное проживание или принято решение об аннулировании ранее выданного разрешения, выдается соответствующее уведомление. Это решение можно обжаловать в Федеральную миграционную службу (г. Москва, Боярский переулок, 4) или в суд, по месту нахождения территориального органа ФМС России, отказавшего в выдаче указанного разрешения, в течение трех рабочих дней со дня получения данного уведомления.

В период рассмотрения жалобы иностранный гражданин не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Уведомление о подтверждении своего проживания

3.1. Пожалуйста, имейте в виду, что временно проживающий либо постоянно проживающий иностранный гражданин обязан ежегодно подавать в территориальный орган ФМС России уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации.

Уведомление подается в территориальный орган ФМС России по месту получения разрешения на временное проживание или вида на жительство. В случае перемены места жительства в установленном порядке – по месту жительства, в случае отсутствия места жительства – по месту учета иностранного гражданина.

3.2.Временно проживающий иностранный гражданин (имеет разрешение на временное проживание) подает уведомление лично в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения разрешения на временное проживание или со дня подачи предыдущего уведомления. При наличии документально подтвержденных уважительных причин уведомление может быть подано в более поздний срок, но не позднее шести месяцев.

К уведомлению прилагаются: справка о доходах, копия налоговой декларации или иной документ, подтверждающий размер и источник дохода за очередной год, а также подтверждающие документы в случае превышения двухмесячного срока.

При подаче уведомления временно проживающий иностранный гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность, и разрешение на временное проживание.

3.3.Постоянно проживающий иностранный гражданин (имеет вид на жительство) подает уведомление ежегодно лично в территориальный орган ФМС России либо в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также вида на жительство.

Важно знать, что прием уведомления подтверждается подписью должностного лица территориального органа ФМС России или сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и на отрывной части бланка, остающейся у иностранного гражданина.

4. Обязательность регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания

4.1.Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, подлежат учету по месту пребывания.

4.2.Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации (имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание), подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Учет по месту пребывания

4.3.Помните, что иностранные граждане, временно пребывающие или временно проживающие в Российской Федерации обязаны в течение трех рабочих дней со дня прибытия в место пребывания уведомить об этом территориальный орган ФМС России.

Постоянно проживающие иностранные граждане обязаны в течение семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания уведомить территориальный орган ФМС России о прибытии в место пребывания.

4.4. Не подлежат учету по месту пребывания иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию, на срок не более трех дней, за исключением случаев их нахождения в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, на туристических базах, больницах либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания.

4.4. Все процедуры по постановке на учет и снятию с учета возлагаются на принимающую сторону.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предоставляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность, миграционную карту и визу.

В качестве принимающей стороны может выступать любое физическое или юридическое лицо (любой российский гражданин либо организация).

Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и в течение трех рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина представляет заполненный бланк уведомления в территориальный орган ФМС России либо в отделение почтовой связи, на территории обслуживания которого будет находиться иностранный гражданин.

Если принимающая сторона по уважительным причинам не может самостоятельно предоставить уведомление для постановки на учет, это уведомление может быть принято непосредственно от иностранного гражданина.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин с письменного согласия принимающей стороны вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания территориальный орган ФМС России непосредственно либо почтовым отправлением.

4.5. Территориальный орган ФМС России либо отделение почтовой связи, принявшие уведомление о прибытии, проверяют правильность его заполнения и сразу же проставляют отметку о приеме уведомления в отрывной части бланка. Данная отметка является подтверждением выполнением иностранным гражданином обязанностей по постановке на учет по месту пребывания.

Отрывная часть уведомления с проставленной отметкой вручается иностранному гражданину.

При убытии иностранного гражданина принимающая сторона обязана предоставить отрывную часть уведомления в территориальный орган ФМС России непосредственно или путем отправления по почте.

Регистрация по месту жительства

4.6. После получения разрешения на временное проживание либо вида на жительство иностранный гражданин обязан зарегистрироваться по месту жительства в течение семи рабочих дней.

Заявление о регистрации составляется в двух экземплярах и заполняется на каждого иностранного гражданина, подлежащего регистрации по месту жительства.

Заявление о регистрации иностранных граждан, не достигших 18-летнего возраста, подается от их имени родителями или законными представителями.

Иностранный гражданин одновременно с заявлением о регистрации представляет:

а) документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ) и его надлежаще заверенная копия;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Лицом без гражданства одновременно с заявлением о регистрации представляет:

а) вид на жительство или разрешение на временное проживание;

б) документ, подтверждающий право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (соответствующий договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ) и его надлежаще заверенная копия;

в) документ об уплате государственной пошлины.

При отсутствии необходимых и(или) должным образом оформленных документов, представленные документы возвращаются и регистрация не производится.

4.7. Временно проживающим иностранным гражданам регистрация по месту жительства оформляется на срок не более срока действия разрешения на временное проживание.

Регистрация по новому месту жительства временно проживающего иностранного гражданина осуществляется только после снятия его с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Если у Вас возникли дополнительные вопросы обращайтесь в ближайшее территориальное подразделение Федеральной миграционной службы, дополнительную информацию можно также получить на официальном сайте ФМС России - http://www.fmsrf.ru/index.asp.




Чужие радости

Пример успешных «чужаков» не очень радует пьющее население заброшенной российской глубинки.

29.11.2006, http://www.ferghana.ru

Юлия Гужвенко

Демографическое будущее России вызывает серьезные опасения и активно обсуждается в прессе, аналитиками, научным сообществом и, что самое главное, на государственном уровне. Чтобы миновать демографическую «яму», появление которой ожидается в ближайшие годы, на государственном уровне начали рассматривать и претворять в жизнь программы по поддержке молодых семей, по стимулированию рождаемости и т.д. Как известно, возможным выходом из сложной демографической ситуации может стать привлечение населения, проживающего в бывших советских республиках, в том числе – в Казахстане.

По данным последней казахстанской переписи 1999 года, в республике проживает 4479618 русских, что составляет 30 процентов всего населения. Таким образом, потенциал республики как государства-донора весьма значителен. Основные потоки миграции населения 1990–2000-х лет направлялись в приграничные регионы России. Одним из таких регионов является Алтайский край, непосредственно граничащий с Республикой Казахстан и находящийся на пересечении торговых путей из Центральной Азии.

Миграционная ситуация на Алтае обусловлена его приграничным положением

Сегодня вопросы изучения адаптации и «внедрения» мигрантов в российское общество стали особо значимы в связи с разработкой объявленной президентом РФ «Программы по содействию добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Обсуждение данной программы невольно обращает взор на бывших соотечественников, переселившихся в Россию в 90-е годы прошлого века, особенно в приграничные регионы. Опыт обустройства мигрантов в Алтайском крае, который был исследован автором в 2003-2005 годах, может стать ответом на вопрос об адаптационных возможностях региона.

Миграционная ситуация в Алтайском крае обусловлена его приграничным положением, экономическое же развитие края в сравнении с другими сибирскими регионами не является выигрышным. После распада Советского Союза «казахстанских» русских при выборе нового места жительства привлекала, прежде всего, географическая близость Алтайского края, схожий климат, экономическая возможность переезда (имеются в виду приемлемые, а в некоторых случаях схожие цены на жилье и обустройство). Социологический опрос, проведенный автором в 2003 году в рамках проекта «Регионы Западной Сибири в системе миграционных связей с Казахстаном», показывает, что 93 процентов опрошенных мигрантов по национальному составу являются русскими. Более половины респондентов переехали на Алтай из соседних Восточно-Казахстанской и бывшей Семипалатинской областей, непосредственно граничащих с Россией. Пик миграционной активности населения центральноазиатских государств пришелся на 1994 год, миграционный прирост населения Алтайского края с Казахстаном составил 24482 человека. По данным на 1995 год, 81,5 процентов прибывших в край были русскими.

Коллектив авторов сборника «Миграции и новые диаспоры в постсоветских государствах» отмечает, что этносоциальная структура Казахстана стала резко меняться из-за следующих факторов: быстрый демографический рост казахского населения, аграрное перенаселение юга республики, миграции избыточного населения в города, усиление национальной бюрократии, «коренизация» госаппарата и ведущих отраслей народного хозяйства, стимулирование миграции казахов из других стран и расселение их на «русских» территориях. Все это привело к вытеснению русских из многих сфер жизни и оттоку их из республики.

Встреча земляковПроведенный в Барнауле социологический опрос мигрантов 1990-х годов из Казахстана показал существование целого ряда проблем, с которыми сталкиваются новые граждане России при адаптации на российской земле. Большинство мигрантов имеют в Алтайском крае родственников или знакомых, что лишний раз доказывает: судьбы Казахстана, особенно его северо-восточной части, и Алтайского края тесно связаны. В середине прошлого века миграционный обмен происходил между юго-западной Сибирью и северо-восточным Казахстаном, поводом к нему послужило освоение целинных и залежных земель. Ускоренная индустриализация Казахстана, возрастающий спрос на рабочие руки обусловили участие жителей Алтайского края в миграционном обмене с соседней республикой. Первая волна «целинников» вернулась в регион своего выхода еще в 1970-е годы. Другая волна миграции была спровоцирована социально-экономическими и политическими изменениями 90-х годов. Так, в Алтайский край смогли вернуться его бывшие жители, уехавших в середине прошлого века на освоение целины.

Во время соцопроса 11 процентов респондентов отмечали, что в первые годы после переезда местные жители отнеслись к ним негативно, около 22 процентов считают, что отношение к ним было проявлено безразличное, а по мнению 38 процентов, в основном окружающее население восприняло их положительно.

Проявление этих тенденций в жизни людей можно проследить на примере двух интервью с переселенцами из Казахстана.

Семья Красильниковых

Красильниковы переехали в Барнаул в середине девяностых годов 20 века, на которые пришелся пик миграции. Как отмечает глава семьи Павел Григорьевич, тогда в их родном городе Семипалатинске продавался каждый второй дом. Проявление бытового национализма ощутил на себе каждый член семьи Красильниковых. Из-за незнания казахского языка матери пришлось уволиться с работы, сыну и дочери в школе учителя заявляли, что нечего русским есть казахстанский хлеб, пора уезжать в свою Россию. Страх за свое будущее и будущее детей заставил семью сорваться с места и искать лучшей доли в России. Глава семьи предпринимал несколько попыток разведать подходящее место для переезда в городах Ачинск и Рубцовск. Но желание дать детям хорошее образование заставило Павла Григорьевича и Татьяну Васильевну уехать в Барнаул, хотя там и не было родственников, только знакомые, которые помогли в первое время.

Семье пришлось сменить роскошный дом в родном городе на старое тесное жилье в Барнауле. Середина 1995 года как раз была временем задержки зарплаты на предприятиях. Даже в столь хорошо оплачиваемой отрасли, в которой был занят Павел Григорьевич, - строительстве - выплату заработной платы задерживали. Татьяна Васильевна, которая в Казахстане работала на предприятии в отделе кадров, в России не смогла найти свое место в этой же социальной среде, и устроилась продавцом в продовольственный магазин, чем значительно понизила свой социальный статус. Семье, которая была оторвана от родных, так сказать, с корнями, пришлось в чужом городе выживать из последних сил. Благо, кое-какую помощь оказали соседи, знакомые и государство. Красильниковы переехали в Россию в тот момент, когда Миграционная служба была отдельным государственным ведомством, осуществлялась программа выдачи населению беспроцентных ссуд для улучшения жилищных условий. Предприимчивые «казахстанцы» собрали необходимые документы и получили кредит на выгодных условиях, который позволил обновить и отремонтировать жилье.

Процесс психологической и культурной адаптации был для этой семьи очень трудным, не хватало поддержки близких родственников, огорчало отсутствие взаимопонимания с местным населением. К Красильниковым приклеилась кличка «переселенцы». Постепенно материальное положение семьи стало поправляться, однако соседи и близкое окружение воспринимало этот факт весьма отрицательно. Павел Григорьевич комментирует это так: «Почему-то местным было удобно думать, что мы хуже их. Даже сейчас, после одиннадцати лет жизни здесь, когда мы уже можем считаться старожилами, наши соседи относятся к нам как к людям второго сорта. Это при том, что мы ни по материальному, ни по социальному положению им не уступаем, а в некоторых случаях даже превосходим их. Наши дети получают высшее образование, работают в офисах, материальный достаток у нас намного выше, чем у местных, которые здесь родились. Тем не менее, мы так и не стали вхожи в местное сообщество. Друзей не имеем, только приятелей».

Красильниковы стараются поддерживать связи со своими земляками, хотя их они тоже не считают близкими друзьями. Общаясь с этой семьей, я поняла, что определенный порог недоверия к местному российскому населению у Красильниковых заложен навсегда. В картине мира членов этой семьи они навсегда останутся «чужими» на той земле, в том обществе, в котором вынуждены жить. Мерой порядочности выступает принадлежность к региону выхода, в данном случае - к Казахстану. «Потому что там люди намного порядочнее и открытее, даже казахи», - поясняет Татьяна Васильевна.

В настоящее время семья заложила фундамент под строительство нового дома, чтобы улучшить жилищные условия, довести их до того уровня, какой был у них в Казахстане. Это повлекло новый всплеск недовольства местного населения, сомнений, жалоб в различные инстанции, на что Красильниковы отвечают, что знают, на что шли, и готовы отстоять и эту схватку с «российским дремучим менталитетом».

Интересен тот факт, что мигранты из Казахстана не оформляют свои земляческие связи в общественные организации. Между переселенцами существуют неформальные контакты, но дальше совместных встреч и помощи на бытовом уровне они не распространяются. При ответе на вопрос о том, что напоминает о бывшей родине – Казахстане, большинство ответов было «тюбетейка». Это является неким отличительным символом и напоминанием о прошлой жизни, о принадлежности к другому сообществу. Обычно бывшие казахстанцы надевают её лишь на праздники в кругу знакомых и семьи, готовят излюбленное блюдо – бешбармак. Носить тюбетейки в городе никто не решается, говорят, что местные могут не понять.

В середине 1990-х годов специалистами по миграции и социологами обсуждался вопрос о том, что концентрация значительной русской диаспоры из Казахстана на территории Алтайского края может привести к формированию земляческих общин и протежированию выходцев из Казахстана друг другом. Это может создать напряжение на рынке труда: переселенцы будут составлять значительную конкуренцию местному населению. Как было показано, определенные трения действительно существуют, однако широкого развития неформальных сетей у переселенцев не произошло.

Русские в Казахстане проживали преимущественно в городах. Однако при переезде 65 процентов из них смогли устроиться только в сельской местности, тем самым значительно понизив свой социальный статус и изменив привычный городской уклад жизни. Это произошло из-за ограниченных материальных возможностей переселенцев, разницы цен на жилье. Вот история о жизни на селе.

Адаптация по-деревенски

Это интервью проводилось в селе Волчиха одного из районов Алтайского края. Семья Окуневых переехала из города в Восточном Казахстане в конце 90-х годов прошлого века. Первым в Волчиху переехал старший сын главы семьи Натальи Николаевны. Он уехал вслед за своей невестой и стал жить в её семье. Здесь родился их первый ребенок.

Не желая расставаться со старшим сыном, Наталья Николаевна продала жилье в своем городе и тоже переехала вместе с престарелой матерью и двумя младшими детьми в Волчиху, где ей удалось купить неплохой (по меркам деревни) дом. Хотя поначалу Наталья Николаевна мечтала переехать в Барнаул, чтобы обосноваться в городе и дать детям высшее образование. Но, к сожалению, упустила тот момент, когда она за имеющиеся у нее деньги могла купить городское жилье.

В Волчихе вся семья собралась вместе: с Натальей Николаевной, её матерью и двумя детьми стал жить и старший сын с женой и ребенком. А в скором времени в семье сына родился еще один мальчик. Так, в одном доме из трех комнат разместились восемь человек.

Эта семья живет очень дружно. Наталья Николаевна отмечает, что после переезда соседи долго ждали, что новоиспеченные жители деревни устроят какой-нибудь скандал, подерутся, переругаются, как принято в местной среде, в общем, как-то заявят о себе. Но такого, к всеобщему удивлению, не происходило. К тому же опыт проживания в городе оставил на приезжих некоторый «благородный лоск». Наталья Николаевна приводит случай из повседневной рабочей жизни: «Я работаю в выездных столовых, кормлю рабочих на полях, начиная с посевного сезона и до сбора урожая. В столкновениях с местными жителями на работе первоначально возникали ситуации, когда на меня обрушивался поток нецензурной брани. Пришлось объяснять им, что могу общаться только на классическом русском, и при возможности стараюсь закрыть им рот именно литературным русским языком».

Наталья Николаевна говорит, что соотечественники из Казахстана составляют в деревне примерно третью часть. Это и понятно, деревня большая, раньше была районным центром, находится рядом с границей. Однако никаких земляческих настроений здесь не наблюдается, бывшие соотечественники друг друга не поддерживают, каждый выживает сам по себе.

В сельской местности устроиться мигрантам бывает намного сложнее из-за ментальных различий, особой смекалки и предпринимательской активности. Всего за несколько лет бывшие казахстанцы умудряются построить себе дома, завести фермерские хозяйства и значительно улучшить собственное благосостояние. Пример успешных «чужаков» не очень радует пьющее население заброшенной российской глубинки, что создает дополнительные трудности в адаптации приезжих.

Данные социологического обследования и интервью в семьях мигрантов свидетельствуют, что при адаптации на новом месте испытываются значимые трудности, которые, прежде всего, имеют культурно-психологический характер. Но молодое поколение уже легче приспосабливается к новым реалиям. Несмотря на то, что большинство мигрантов значительно понижают при переезде свое материальное состояние и социальный статус, по их мнению, с течением времени это можно исправить. А вот привыкнуть к психологическому и ментальному облику городов и деревень российского приграничья не так просто. Даже этническим русским.

Фото "ИА Фергана.Ру"




Россия начинает проверку рынков и мигрантов

С 15 января в России вступили в силу новые правила миграционного учета для граждан ближнего зарубежья и одновременно - ограничения для них в сфере рыночной торговли. Уже с 15 января на рынках России должно остаться не более 40% иностранных торговцев

15.01.2007, http://news.bbc.co.uk

Темур Варки, корреспондент Би-би-си

На рынке в РоссииВсе граждане стран СНГ, имеющих с Россией безвизовый въезд, то есть всех, кроме Грузии и Туркменистана, смогут за один-три дня получить регистрацию даже по почте, а также разрешение на работу сроком на один год.

Одновременно Федеральная миграционная служба (ФМС) намерена провести проверку всех рынков, где по ее данным, задействована четверть всего количества мигрантов, и начать замещение иностранцев на рынках российскими торговцами, чтобы до конца года свести количество иностранных продавцов в розничной торговле к нулю.

По мнению наблюдателей, эти меры отражают противоречивость российской миграционной политики, а ограничение на занятие торговлей, как считают правозащитники, противоречит конституции и является по сути незаконным запретом на профессию.

Два подхода

Как отмечает корреспондент Би-би-си в Москве Темур Варки, российские власти уже не первый раз корректируют миграционное законодательство. И принимаемые поправки достаточно хорошо иллюстрируют борьбу двух мнений и подходов.

Первый: приезд мигрантов в Россию - это благо, и те делают нужную для экономики работу и компенсируют снижение численности населения. Второй: приезд мигрантов - зло, они отнимают рабочие места у россиян, вывозят деньги на родину и ухудшают криминогенную ситуацию в стране.

Россия без мигрантов? Мнение демографа

В соответствии с этими представлениями и характером взаимоотношений с ближайшими соседями, Кремль и Госдума то пытаются либерализовать миграционное законодательство, то ужесточают его.

Так же двояко выглядят и нынешние меры, инициированные президентом страны Владимиром Путиным. Выразителем же жесткого подхода к миграционной политике традиционно является мэр Москвы Юрий Лужков.

Уже с 15 января на рынках России не более 40% торговцев должно быть иностранцами, а с 1 апреля право работать в розничной торговле будут исключительно у граждан России. Причем, судя по всему, посчитают и грузчиков, и сторожей, и, возможно, водителей.

Таджикские мигрантыСпециалисты отмечают сложность задачи, стоящей перед ФМС, которой следует позаботиться о том, чтобы покупатели не оказались перед закрытыми торговыми рядами и без дешевых продуктов.

Между тем, как сообщают корреспонденты Би-би-си, на многих российских рынках уже в понедельник можно увидеть именно такую картину.

Цель - увеличить налоговые поступления

Член общественной палаты директор Института этнографии Валерий Тишков считает вводимые для иностранцев квоты в торговле требуют проверки на соответствие закону. О том, что эти меры могут противоречить Конституции России заявил и главный омбусмен России Владимир Лукин

В то же время в Федеральной службе миграции рассматривают упрощение миграционного учета граждан ближнего зарубежья, въезжающих в Россию по безвизовому режиму, как шаг в сторону либерализации миграционного законодательства и даже как революционную меру. "Вместо разрешительного учет становится упрощенным, уведомительным",- отмечает заместитель директора ФМС Вячеслав Поставнин.

По данным ФМС, в России может находиться от 7 до 12 млн. нелегалов. Суммы, которые они переправляют в свои государства в результате нелегальной трудовой деятельности, оценивают по меньшей мере в 10 млрд. долларов, и порой гастарбайтеры отправляют на родину средства, не только сопоставимые с национальным бюджетом, но превосходящие бюджет в два раза.

Выведение нелегалов из тени преследует и эту цель - увеличить налоговые поступления в российскую казну. Для этого упрощается и порядок получения разрешения на работу, которое будет выдаваться сроком на один год с последующим продлением.

Одновременно вводится увеличение штрафа для работодателя за сокрытие перед налоговыми и миграционными органами работающего нелегала. За каждого рабочего может взыматься штраф до 800 тысяч рублей.

Впрочем, по признанию Вячеслава Поставнина, в новых миграционых мерах еще очень много сырого и подводных камней. Более того, он полагает, что в будущем - при благоприятной социально-экономической ситуации - квоты для иностранцев, работающих в РФ, могут быть отменены.

Так что не исключено, что это не последний случай попытки усовершенствовать миграционное законодательство в России, отмечает корреспондент Би-би-си Темур Варки.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ