Военные козыри Беларуси в игре с Россией
21.01.2007.
Белорусские новости
Вячеслав Будкевич
Для России наиболее проблематичным является
радиотехническое обеспечение системы противовоздушной обороны: сколь-нибудь
быстро развернуть соответствующие подразделения вдоль белорусской границы
невозможно.
С началом установления тесных отношений между двумя
странами в 1996 году Россия не отрицала, что оказываемые ей Беларусью услуги в
сфере обеспечения военной безопасности весьма значительны. Военное
сотрудничество долгое время оставалось священной темой.
Первый тревожный звонок прозвучал в феврале 2004 года,
когда Россия не некоторое время оставила союзника без газа. Вот тогда-то
Александр Лукашенко и напомнил о военных услугах. Ситуация повторилась на рубеже
2006-2007 годов, когда большая политика опять вторглась в отношения военных.
Цену \"военного козыря\" эксперты оценивают в $20-25 млрд.
Из чего складывается эта сумма?
В 1995 году были подписаны соглашения, закрепившие
фантастически льготные условия нахождения в Беларуси двух военных объектов РФ —
под Ганцевичами и Вилейкой. Здесь, правда, надо оговориться. Пойти на такие
условия Минск подвигли сложные обстоятельства: долги за российский газ нарастали
снежным комом, а платить было нечем.
В 5 миллиардов долларов США оценивается ядерное оружие,
окончательно выведенное из Беларуси без каких-либо компенсаций в 1996 году. В
$40 миллионов ежегодно обходится, как считают специалисты, содержание системы
ПВО на западных границах союза. Содержание военных аэродромов, пограничной и
таможенной инфраструктуры выливается еще в несколько десятков миллионов.
Ну, а главное слагаемое — та сумма, в которую влетело бы
России воссоздание аналогов всего этого с нуля в случае разрыва союзнических
отношений.
Естественно, что о \"военном долге\" Москвы Минску можно
говорить лишь фигурально. Нынешнее положение оформлено договорами и
соглашениями. В их числе — ратифицированное белорусской стороной в 1999 году
соглашение о совместном с Россией использовании объектов военной инфраструктуры
(пунктов управления войсками, системы инженерного оборудования местности,
инфраструктуры сил ПВО, аэродромов, узлов и линий связи, полигонов, арсеналов,
баз и складов).
Поэтому, если вести речь об урегулировании всего
комплекса межгосударственных отношений на прагматичных, рыночных принципах,
придется коренным образом переделывать нормативную базу сотрудничества в военной
сфере.
И если Москва и Минск решатся на такой шаг, то, скорее
всего, первыми подвергнутся ревизии соглашения 1995 года об условиях пребывания
в Беларуси радиолокационной станции (РЛС) \"Волга\" системы предупреждения о
ракетном нападении под Ганцевичами и радиостанции \"Антей\" около Вилейки. Эти
соглашения заключены сроком на 25 лет.
Соглашение о РЛС предусматривает, что на время его
действия Беларусь передает в пользование России недвижимое имущество станции,
имевшееся до 1992 года, и земельный участок, на котором она расположена, без
взимания всех видов налогов, кроме налогов, связанных с хозяйственной
деятельностью. Кроме того, ввозить в Беларусь материально-технические средства,
необходимые для ввода РЛС в действие (поставлена на боевое дежурство в 2003
году), ее использования и содержания, Россия имела и имеет право на беспошлинной
основе. Взамен Россия предоставляет белорусской стороне на безвозмездной основе
военные полигоны для проведения боевых стрельб войсками ПВО, информацию о
ракетно-космической обстановке и содействует оснащению пунктов управления
войсками ПВО Беларуси необходимой аппаратурой.
По соглашению об \"Антее\" Беларусь также передает на
период его действия в пользование России недвижимое имущество радиостанции
(имевшееся до 1995 года) и земельный участок, на котором она расположена, без
взимания всех видов налогов, кроме налогов, связанных с хозяйственной
деятельностью. Взамен российская сторона безвозмездно предоставляет белорусской
информацию о порядке передачи сигналов Государственной системы единого времени и
эталонных частот Российской Федерации с использованием радиостанции \"Антей\".
По истечении срока действия соглашений Россия должна
вернуть принадлежащее Беларуси недвижимое имущество в пригодном для эксплуатации
состоянии, остальное демонтировать и вывезти.
В случае намерения досрочно выйти из соглашений одна
сторона должна уведомить вторую за 12 месяцев.
По оценкам экспертов, аренда РЛС \"Волга\" стоит около $5
миллионов долларов в год. В оценке стоимости аренды \"Антея\" мнения расходятся.
Одни называют $7 миллионов, другие — $200 миллионов (в такую сумму России
обходилась аналогичная радиостанция на Кубе).
Сегодня российские военные говорят о том, что им
важны военные объекты на территории Беларуси, однако, если Минск выдвинет
непомерные требования, Москва способна изыскать адекватные альтернативы.
В свое время РЛС \"Волга\" под Барановичами позволила
России залатать дыру в системе предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в
связи с потерей станции в Скрунде (Латвия) в 1998 году. Сейчас россияне говорят,
что с полным вводом в строй в конце этого года РЛС \"Воронеж\" в Лехтуси под
Санкт-Петербургом \"Волга\" в Беларуси может потерять свое стратегическое
значение.
Резон в этом действительно есть, поскольку зоны
ответственности обеих станций практически идентичны — от северной Атлантики до
северо-запада Африки. На опытно-боевое дежурство РЛС \"Воронеж\" поставлена в
конце декабря 2006 года. Новый принцип построения станции, оперативность, с
которой она была введена в эксплуатацию, уже позволили российскому
военно-политическому руководству заявить о намерении отказаться от аренды
устаревших узлов СПРН, действующих сейчас в странах СНГ.
По словам российских военных, есть чем подстраховать и
вероятную потерю пункта управления подводными лодками под Вилейкой. Согласно
информации бывшего начальника главного штаба ВМФ РФ адмирала Виктора Кравченко,
однотипные радиостанции имеются под Новгородом и Краснодаром. В то же время он
признает, что \"Антей\" является \"необходимым, важным (...) звеном в системе
управления подводными силами\". Дело в том, что у каждой станции — своя зона
ответственности. \"Антей\" специализируется на регионе Атлантики и Северного
Ледовитого океана, и, по мнению экспертов, заменить его также оперативно, как
\"Волгу\", России вряд ли удастся.
С другой стороны, не трагичным для обеих сторон выглядит
и вариант перехода к цивилизованным отношениям при эксплуатации \"Волги\" и
\"Антея\". Россия, безусловно, в состоянии платить за их нахождение в Беларуси.
Минск при этом потеряет возможность бесплатно тренироваться на российских
полигонах, но платить за это в состоянии даже Таджикистан и Узбекистан. Средства
на боевую подготовку войск ПВО в белорусской казне, безусловно, найдутся.
Другое дело — полный разрыв соглашений. Закрыв \"Волгу\" и
\"Антей\", Беларусь не получит ничего, кроме разукомплектованного радара, который
вряд ли можно приспособить под что-либо конверсионно-полезное, и огромного
антенного поля с мощнейшим излучателем, работающем в диапазоне сверхдлинных
волн. Правда, от узла связи может остаться (в случае если был установлен до 1995
года) еще и автономный источник питания, способный обеспечить электроэнергией
чуть ли не всю промышленность Вилейского района. Наконец, в результате закрытия
российских военных объектов сотни граждан Беларуси потеряют работу.
Что касается других аспектов военного сотрудничества,
которые могут стать картой в политико-экономическом споре Минска с Москвой, то
для России, наверное, наибольшей проблемой является радиотехническое обеспечение
системы противовоздушной обороны.
В один момент развернуть радиотехнические подразделения
вдоль белорусской границы невозможно. Реализация программы создания единой
автоматизированной радиолокационной системы, которая объединит технические и
финансовые возможности всех ведомств, обладающих средствами радиолокации,
завершится только в 2010 году. И не факт, что в ней учтены сегодняшние реалии.
Что уж говорить о создании полноценной ПВО на глубине от Смоленска — Брянска до
Москвы!
Поэтому торговаться Минску можно. Только, не перегибая
палку.
|