Политическое самоубийство Рудьковского
22.01.2007.
УРА-Информ
Дмитрий Воронков, Лариса Чайка
История с визами для туркменской оппозиции, которая
существенно ударила по репутации ныне действующего министра транспорта и связи
Николая Рудьковского, стала очередным свидетельством своего рода гражданской
войны между Секретариатом Президента и Кабинетом Министров. Рудьковский заявил о
дискредитации его как министра и обвинил в политическом заказе людей, которые,
по его словам, в настоящее время скрываются под крышей президентской
администрации.
КТО СДАЛ РУДЬКОВСКОГО?
По мнению Рудьковского, данный конфликт может быть
выгоден тем, кто искусственно хочет раздуть скандал вокруг министра, добиться
его замены и продолжить те махинации, которые он попытался остановить. Ни сам
Рудьковский, ни в пресс-службе Министерства транспорта и связи конкретных
фамилий «заказчиков» не называют. Однако, по словам министра, это может быть ряд
людей, которые причастны к предыдущим решениям и которые имеют какие-то
финансовые интересы в рамках отрасли.
Истиной причиной внезапно разразившегося скандала
Рудьковский считает приостановление приватизации 146 промышленных объектов,
находящихся на балансе министерства. «Если ты останавливаешь 146 объектов к
приватизации, которые они зарядили, а сейчас поубегали в администрацию
Президента; если ты проверяешь, осуществляешь финансовые проверки, а эти люди с
тобой вместе клепали деньги, если терминалы, которые оцениваются в 120-150
миллионов, хочешь вернуть в госсобственность, то обычно нужно сконцентрироваться
на министре и уничтожать его образ в глазах людей», - обнародовал Рудьковский на
одном из своих брифингов.
Фамилии опять не названы. Но можно предположить, что под
«перебежчиками» министр, в частности, имеет в виду своего предшественника, а
ныне заместителя главы Секретариата Президента, и друга семьи Ющенко Виктора
Бондаря.
Стоит отметить, что одним из 146 промышленных объектов
является Херсонский морской торговый порт.
Напомним, что в марте 2006-го тогдашний министр
транспорта и связи Виктор Бондарь в ходе круглого стола в министерстве с
представителями Европейской бизнес-ассоциации говорил о том, что Министерство
транспорта и связи Украины намерено поднять вопрос о начале продажи морских
портов сразу после выборов нового парламента.
Тогда, по словам Бондаря, только 3-4 украинских порта
работали удовлетворительно, все другие находились в стадии стагнации, выживания.
«Поэтому я настаиваю: нужно срочно после вступления нового парламента вносить
вопрос начала продажи этих портов. Начинать следует с мелких, которые вообще
сегодня не выживают, и постепенно, за 3-5 лет, подойти к наибольшим портам
Украины, принимать по ним решения», — заявил тогда Бондарь.
Позднее во время своего визита в Николаев министр Виктор
Бондарь публично разъяснил, по какому принципу будет происходить приватизация.
Бондарь подчеркнул, что ведущие порты страны — Одесса, Ильичевск, Южный—
останутся в госсобственности, но в них будет продолжена практика создания СП с
частниками. Остальные «морские ворота» ждет глобальная приватизация.
Данные факты свидетельствуют о том, что к приватизации
тех самых 146 промышленных объектов заместитель главы Секретариата Президента
имеет самое непосредственное отношение, а значит, и нельзя отрицать его участие
в дискредитации Рудьковского.
Коллеги-однофракционники Рудьковского также не называют
фамилии «подозреваемых». Однако, судя по всему, уверенны в том, что это дело рук
помаранчевого лагеря. Экс-глава Фонда госимущества, заместитель председателя
фракции Партии регионов Михаил Чечетов убежден, что данный конфликт был
направлен на то, чтобы «пошатнуть коалицию изнутри». «Так что подумайте – кому
это может быть выгодно» - подчеркнул депутат нашему изданию.
ЗА БЕДНОГО РУДЬКОВСКОГО ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО
В тоже время Чечетов отметил, что отставка Рудьковского
совершенно исключена. «Он как работал министром транспорта и связи, так и
останется им работать. А сам скандал, в котором СМИ подыграли тем, кто его
раздул, лопнет как пузырь, так же внезапно, как и появился» - добавил
политик.
Между тем 23 января заместитель главы секретариата
Александр Чалый сообщил журналистам, что Президент просит правительство провести
служебное расследование и по его результатам рассмотреть возможность увольнения
министра транспорта Николая Рудьковского. Мотив - Рудьковский грубо вмешался в
деятельность иностранных учреждений Украины и побудил должностные лица
дипломатических учреждений к действиям, нарушающим внутренние инструкции и
законодательство Украины. По словам Чалого, с 22 по 30 декабря 2006 г. имел
место кризис отношений с Туркменистаном и действия Рудьковского нанесли
непоправимый вред стратегическим отношениям между Туркменистаном и Украиной.
В свою очередь, Виктор Янукович считает, что оснований
для увольнения Николая Рудьковского в связи с ситуацией вокруг визита
представителей туркменской оппозиции в Украину нет. «Никаких действий со стороны
министра транспорта, которые бы наносили ущерб государству и в соответствии с
которыми можно было бы принять решение о его увольнении, я не вижу. Это моя
точка зрения», - заявил Премьер. Янукович подчеркнул, что разговора с
Президентом на тему увольнения министра не было, а было только письмо главы
государства, обращенное к Премьер-министру с предложением о проведении
служебного расследования в отношении Рудьковского.
В «раздаче слонов» Президент не ограничился одним
министром-социалистом. Начав копать глубже, под горячую руку Гаранта попал и
посол Украины в Австрии. Виктор Ющенко подписал указ об увольнении посла Украины
в Австрии Владимира Ельченко в связи с нарушением им инструкций при выдаче виз
представителям туркменской оппозиции.
РУДЬКОВСКИЙ ИСПОРТИЛ ТО, ЧЕГО НЕТ И ВПОМИНЕ
Не остался в стороне от комментирования конфликта и пока
еще министр иностранных дел Борис Тарасюк. «В данном случае были нарушены законы
Украины, министр вмешивался в компетенцию другого ведомства, кроме того, нарушил
указ Президента о координирующей роли МИД», - заявил Тарасюк. Более того, по
имеющимся у него в распоряжении данным, министр транспорта ссылался на то, что
вопрос о срочной выдаче виз ночью был согласован лично с руководством
государства. «Ситуация выглядит довольно странно для меня, как министра
иностранных дел, я не могу себе представить, чтобы я ночью поднимал работников
из «Укрзализныци», или из какого-то порта и давал им указания, что им нужно
делать», - добавил Тарасюк.
По словам советника Президента Украины Александра
Чалого, действия Рудьковского нанесли непоправимый вред стратегическим
отношениям между Туркменистаном и Украиной.
«Как можно нанести вред тем отношениям, которых в
принципе нет. Я знаю, что ни до нашего приезда, ни сейчас никаких прямых
взаимоотношений по энергоресурсам у Украины и Туркменистана нет» - парирует
«первопричина конфликта», туркменский оппозиционер, бывший вице-премьер-министр
Худайберды Оразов.
При этом Оразов настаивает, что приезжал в Украину в
конце декабря по собственной инициативе и это не было приглашение Николая
Рудьковского. «Насчет ускорения визы мы обратились в посольство, заплатили
деньги, заполнили все бланки, вот в Вене нас продержали 2,5 часа. Если бы где-то
кто-то за нас попросил, то, наверное, нас не держали бы столько времени. Но мы
не спрашивали, звонил ли кто-то по поводу нас», - уклончиво высказался
оппозиционер. Знакомства с Рудьковским туркменский экс-вице-премьер-министр не
отрицает, отмечая что их дружба тянется еще с времен, когда нынешний министр
транспорта был в оппозиции.
Сам Николай Рудьковский подтвердил, что действительно
помогал лидерам туркменской оппозиции прибыть в Украину, но ничего плохого в
этом не видит. Говоря о причинах своего поступка, министр добавил, что знал
Оразова и Ханамова раньше, поэтому и стал хлопотать за них, чтобы ускорить
получение виз.
***
P.S.: Трудно не согласиться с тем, что Рудьковский полез
не в свой огород, тем самым, возможно, нарушив законодательство. Конфликтная
ситуация откровенно переросла в скандал. При этом, надо признать, что министр
сам сгущает над собой тучи, вместо того, чтобы «развести их руками». А на первых
порах для этого надо собрать хотя бы пресс-конференцию, выйти и сказать: мол,
так, мол, и так, каюсь или наоборот - прав на все 100%, а это они «редиски» с
Банковой спят и видят, как бы меня с кресла свалить.
Так нет. Молчит. Официально молчит. Прокомментировать
ситуацию корреспонденту нашего издания Николай Рудьковский не смог, сославшись
на занятость. Намедни министр транспорта отказался разговаривать по телефону и с
журналистом «Зеркала недели», а потом сам же иск решил подать. Не доволен
оказался тем, что журналист газеты связал «лобирование» туркменской оппозиции
Рудьковским с, якобы, его бизнес-интересами в Туркменистане. Так вот когда
предположение об этих связях опубликовали, пресс-служба министерства сразу
проснулась и такую тираду с обвинениями в адрес издания «накатала», что даже не
знаем, что и сказать по этому поводу. Ну, вот вам уже и второй повод собрать
пресс-конференцию. Шеф занят? Беспокоить нельзя? А руководитель пресс-службы на
что тогда? Да, видишь ты, что скандал за скандалом, так не подставляй патрона, а
«разрули» ситуацию… А в ответ – тишина.
Между тем, такое отношение со СМИ, скорее способствует
процессу дальнейшей дискредитации Рудьковского как министра. Если должностное
лицо не идет на контакт с прессой, значит два варианта – или сказать нечего. Или
есть что скрывать. В данном случае, скорее всего, - второй вариант.
Кстати, еще не совсем ясно в каком формате будет
Рудьковский подавать иск к «Зеркалу недели». Как от госслужащего, то бишь
министра, то ли как от гражданина страны? В пресс-службе Минтранссвязи нам
предположили, что это решение еще не принято, мол «достаточно того, что подает
иск». Но если решение еще не принято, текст не согласован, зачем его публиковать
на официальном сайте? А вдруг Николай Николаевич решит судиться как гражданское
лицо – тогда что? Быстро создадут личную веб-страничку типа «Здравствуйте, Меня
зовут Николай Рудьковский. Приветствую вас на своем персональном сайте» и
перебросят на нее официальное обращение с сайта Минтранса?
Одно ясно – судебное обращение на сегодняшний день еще
на стадии разработки, а скандал вокруг персоны министра – в разгаре.
|