УЗБЕКИСТАН
Японцы и их урановый интерес к Узбекистану
28.01.2007. Немецкая
волна
Узбекско-японская дружба крепнет
Главной экономической новостью января стало в
Узбекистане соглашение об участии японского бизнеса в урановых разработках на
узбекских рудниках. До сих пор Узбекистан никого к этому стратегическому сырью
не подпускал. И потому подписание уранового соглашения обозреватели называют
"прорывным".
Местные, узбекские СМИ об участии японской стороны в
разработке узбекских урановых рудников молчат, но посол Японии в Узбекистане
Юичи Кусумото согласился ответить "Немецкой Волне" на некоторые вопросы и
прояснить ситуацию. По словам дипломата, японцы первым делом намерены внедрить
на узбекских урановых рудниках современные экологические технологии. Но,
понятное дело, всех секретов даже Юичи Кусумото не знает, а информацию, ему
доступную, он разглашать не вправе:
"Уран - это очень закрытый бизнес".
При этом, как говорят специалисты, японцы, которые уже
приступают к работе, обогнали российских конкурентов, претендовавших на более
обширное участие в узбекском урановом бизнесе.
Итак, японцы (по сведениям "НВ", это корпорация "Иточу")
будут добывать уран на рудниках Навоийского горно-металлургического комбината.
Его предприятия "разбросаны" по всему Узбекистану. Однако работают только три
рудника. После распада Советского Союза производство урана упало вдвое. В конце
90-годов, когда "расцвела" узбекско - американская дружба, уран стали продавать
американской компании. Однако после того, как дружбе с американцами пришел
конец, энтузиазма у американцев явно поубавилось.
Между тем, начав модернизацию технологий, узбекский
гидрометаллургический комбинат должен довести процесс до конца. Вот тут то и
появилась со своими деньгами японская "Иточу". Успех корпорации
предусмотрительные японцы подготавливали несколько лет. Посол Юичи Кусумото
говорит:
"Узбекистан является самым большим получателем японских
грантов. Больше одного миллиарда долларов мы предоставили Узбекистану. За это
время мы предоставляли кредиты, безвозмездную помощь, оказывали техническое
сотрудничество. В основном наши кредиты для улучшения экономической
инфраструктуры. Для таких проектов, как железные дороги, связь, построение
аэропортов".
Между тем, эти проекты теперь кажутся японцам
недостаточными:
"Наше сотрудничество в торговле еще не так хорошо
развивается. Надо уделять более серьезное внимание продвижению бизнеса.
Контактов мало. Общая сумма торговли экспорта-импорта не увеличивается, как нам
бы хотелось. Этим мы недовольны".
Поскольку японцы теперь намерены развернуть свой бизнес
в Узбекистане, горькая судьба обанкроченных и вынужденных уйти с узбекского
"золотого" рынка американцев для них – наука. Вкладывая капитал в Узбекистан,
японцы предприняли активные действия, чтобы этот капитал защитить. Юичи Кусумото
говорит:
"Мы сотрудничаем в еще одной важной отрасли -
законодательной сфере. Наши специалисты совместно с узбекскими юристами работают
в сфере законов "О банкротстве", разрабатываю документы в области гражданского и
административного права".
С учетом этой юридической поддержки "Иточу" вместе с
автомобилестроительной корпорацией "Исузу моторс" начали осуществлять в
Узбекистане еще один масштабный проект. Японцы перекупили освободившееся место
иностранного партнера в Самаркандском автобусном заводе. В свое время завод
сотрудничал с турецкой компанией "КОЧ авто", но там что-то не поделили, и туркам
пришлось уйти.
Японский посол говорит об автомобилестроительном проекте
так:
"Подписано соглашение по техническому содействию с
самаркандской компанией. "Исузу" предоставляет детали. Самаркандская компания, в
свою очередь, пользуясь этими деталями, производит свои автобусы. Первый шаг
сделан. Считаю, что это очень важный первый шаг".
Ожидается, что уже в текущем году с конвейера
Самаркандского автобусного завода сойдут полторы тысячи автобусов "Исузу", а со
временем начнется и производство малых грузовиков. Интересно, что и здесь японцы
тщательно подготовили "базу" для своего бизнеса. Так, постановлением узбекского
правительства покупатели японских автобусов самаркандского производства до 2010
года освобождены от дорожного налога, а с 1-го марта нынешнего года в страну
запрещен ввоз автобусов того класса, что производятся в Самарканде.
В общем, все вышеперечисленное дает право послу Юичи
Кусумото смотреть в будущее с оптимизмом:
"Мне кажется, наши отношения - очень теплые. Душевные,
человеческие отношения. Это мы, японская сторона, очень высоко оцениваем",
- подчеркнул в интервью "Немецкой Волне" Чрезвычайный и
полномочный Посол Японии в Республике Узбекистан Юичи Кусумото.
|