Специалисты недооценивают перспективы исламской радикализации Киргизии
23.01.2007. ИА «24
kg»
В настоящее время в Кыргызстане действует множество
научно-исследовательских институтов. У каждого из них есть свои цели и задачи,
все они осуществляют свою деятельность в определенных областях. Одним из таких
учреждений является Институт стратегического анализа и прогноза при
Кыргызско-Российском Славянском университете (ИСАП КРСУ), который за
относительно короткое время существования успел заявить о себе широкой
общественности. Сегодня на вопросы ИА "24.kg" отвечает ученый секретарь ИСАП
Асия Эсенбекова.
- Асия
Таштанбековна, можно поподробнее узнать об институте, чем он
занимается?
- Институт стратегического анализа и прогноза при КРСУ
создан летом 2005 года решением ученого совета КРСУ и приказом ректора вуза
Владимира Нифадьева. После завершения всех регистрационных процедур мы с головой
окунулись в научно-исследовательскую деятельность.
Подчеркну, что наш институт, исходя, прежде всего, из
интересов Кыргызстана, организует свою работу в двух направлениях. Это сбор,
анализ и среднесрочное прогнозирование развития ситуации в республике и
государствах Центральноазиатского региона. А также содействие в
информационно-аналитическом обеспечении процесса принятия решений руководством
страны.
- Надо
полагать, что столь важные вопросы решаются очень большим количеством
сотрудников…
- Вовсе нет. Ведь важно не количество, а качество
специалистов. В институте в настоящее время работает двенадцать сотрудников,
которые окончили лучшие вузы как в Кыргызстане, так и за рубежом, в том числе
среди нас три выпускника МГИМО, один - Мадридского университета. Практически все
сотрудники прошли стажировки и курсы повышения квалификации в различных странах
мира. У нас работают один доктор и два кандидата исторических наук, кандидаты
политических, социологических, юридических наук. Некоторые сотрудники имеют
серьезный опыт экспертно-аналитической работы в Международном институте
стратегических исследований при президенте КР, который, кстати, создавал
директор ИСАП КРСУ Акылбек Салиев. Так что наш научный центр имеет достаточно
качественный кадровый потенциал для проведения особого типа работ в
научно-исследовательской деятельности.
- Какими
достижениями уже может гордиться институт?
- Из того, что было реализовано в течение 2005 года,
можно выделить два исследования. Первое касается изучения отношения местного
населения к иностранному присутствию в Кыргызстане в военной, экономической и
гуманитарной сферах. Получили весьма интересные результаты, которые были
доведены до политического руководства страны. Второе исследование касалось
изучения наркотрафика, наркоситуации в регионе и их отрицательных последствий,
влияющих на социальное самочувствие общества. И здесь мы получили весьма
интересные наблюдения.
В 2006 году мы также провели два крупных фундаментальных
исследования. Первое на тему "Эволюции исламистских группировок в Центральной
Азии", второе - "Место и роль некоммерческих организаций Кыргызстана в
демократическом развитии страны". На их примере попытаюсь ознакомить читателей с
"кухней" и содержательной стороной нашей деятельности.
Дело в том, что в сегодняшних условиях
социально-экономической нестабильности, которая напрямую связана c провалами
экономических реформ, повлекшими увеличение числа материально и духовно
обнищавших людей, страны Центральной Азии, среди которых и Кыргызстан, оказались
благодатной почвой для распространения идей политического ислама и радикальных
религиозных взглядов.
Многие наши коллеги не совсем адекватно воспринимают, а
иные и вовсе игнорируют опасность распространения идей исламского радикализма в
Кыргызстане. Соответственно, по степени таящихся в них угроз в общем списке
проблем эту опасность нередко ставят на последнее место, до конца не понимая и
не прогнозируя в перспективе ее отрицательных последствий.
Нежелание замечать проблему не означает ее отсутствия. В
принципе, уже сегодня невооруженным взглядом видно быстрорастущее влияние ислама
на политические процессы в государствах Центральной Азии. И с каждым годом оно
становится все более очевидным и ощутимым. Мало у кого возникают сомнения в том,
что исламская политическая оппозиция уже как устойчивое явление стала
неотъемлемым фактором современной политической жизни как в странах Центральной
Азии, так и во всем мире.
Для нас эта проблема явилась необходимостью проведения
исследования теоретических основ исламской политической доктрины джихада, его
практического применения, а также изучения и анализа основных тенденций развития
идеологии исламского политического движения в Центральной Азии. Иначе говоря,
целью исследования было изучение идеологической основы исламских политических
группировок и определение степени влияния общемировых тенденций исламского
политического движения на развитие политического ислама в Центральной Азии и
Кыргызстане.
Главным преимуществом исследования является то, что оно
представляет собой впервые проведенное детальное, системное изучение радикальных
концепций в политическом исламе, включающих в себя терминологию джихада,
внутреннюю организацию и формы деятельности радикальных группировок, их
организацию, финансирование и социальный состав.
Мы также впервые провели подробный сравнительный анализ
эволюции идеологии радикальных движений на Ближнем Востоке, проблематики джихада
в контексте суицидных актов шахидов.
Очень важным и интересным стало изучение феномена
исламизма в Центральной Азии в контексте влияния внешних факторов, связанных с
общей политической ситуацией в мире, в частности в Ираке и Палестине,
характеризующейся политикой великих держав в борьбе с международным терроризмом
и религиозным экстремизмом. Большой исследовательский интерес представило и
выявление особенностей исламских политических группировок в Центральной Азии как
одной из важных составляющих общеисламской концепции развития на современном
этапе.
- К
каким же выводам вы пришли после завершения данного исследования?
- Наши эксперты считают, что очевидным стало усиление
влияния внешнего фактора, а именно таких стран, как США, которые проводят
последовательную политику в отношении верующей части общества, проживающего на
территории Ферганской долины. Вместе с тем отмечается некоторое ослабление
информационно-идейных, экономических позиций России в регионе, зачастую
обусловленных непоследовательной позицией Москвы в Центральной Азии.
Также мы обосновываем появление нетрадиционных методов
борьбы с национальными режимами. Для достижения своих целей новые
социально-политические силы в основе своей деятельности, кроме традиционных
методов борьбы (митингов, забастовок) со своими противниками, могут использовать
ранее не использовавшиеся способы (террор) под лозунгом джихада.
- А
второе исследование представляет интерес для широкой аудитории?
- Безусловно. Оно посвящено изучению деятельности
некоммерческих организаций (НКО), фондов, правозащитных структур Кыргызстана, их
современному состоянию и участию в общественно-политической жизни страны. Думаю,
многим небезынтересно узнать о реальном месте и роли НКО в демократическом
развитии Кыргызстана, степени их вовлеченности в политику, их влиянии на
социально-политические процессы. Особое внимание мы уделили изучению воздействия
на внутриполитические процессы иностранных и международных организаций,
использующих в качестве инструмента местные НКО.
Если говорить о выводах в двух словах, то можно
остановиться на некоторых основных моментах. В частности, современные НКО -
лидеры Кыргызстана, составляющие его костяк, достигли такого этапа в своем
развитии, когда НКО-сектор уже признается значимой общественной силой. Став
достаточно влиятельным участником социально-политических процессов, НКО способны
оказывать воздействие на развитие республики, на принимаемые властью решения,
формировать общественное мнение, регулировать гражданскую активность людей.
В то же время характерным (не только для нашей
республики) стал факт прямой финансовой зависимости кыргызских НКО от
иностранных грантодателей, доноров, спонсоров и т.п. Сложившиеся современные
взаимоотношения между иностранными и международными организациями, с одной
стороны, и НКО страны - с другой, носят характер отношений "заказчик –
исполнитель", при этом первые зачастую навязывают вторым свою политическую волю.
Учитывая направленность деятельности ряда крупных НКО, а также источники
финансирования, очевиден факт усиления влияния США через них в стране, с
одновременным ослаблением влияния России.
-
Получается, что большинство НКО в Кыргызстане - зависимы от зарубежных доноров и
не могут в достаточной степени саморазвиваться и самореализоваться?
- Да. По мнению наших экспертов, зависимость НКО не
может не отражаться на состоянии развития всего третьего сектора, на разрешении
проблем и потребностей НКО, а также реализации их собственного потенциала.
Проведенное исследование позволило выявить наиболее актуальные проблемы и
потребности наших НКО. Сюда относятся нехватка финансовых ресурсов, отсутствие
достаточного количества профессионально подготовленных кадров, соответствующего
опыта, офисного оборудования. К проблемам иного характера можно отнести
неэффективность деятельности большей части НКО, кратковременность их
существования, которое заканчивается, как правило, с прекращением финансирования
программы, под который был получен грант. Однако, несмотря на наличие серьезных
проблем, в определенной степени тормозящих развитие третьего сектора, необходимо
отметить имеющийся потенциал НКО, развитие которого, несомненно, сыграет
положительную роль в дальнейшем его становлении.
Во-первых, это наличие уже сформировавшегося ядра
успешных НКО и их сотрудников, достаточно эффективно решающих задачи, стоящие
перед ними, и дающих импульс для развития института некоммерческих организаций в
Кыргызстане.
Во-вторых, это имеющийся багаж приобретенного опыта и
знаний сотрудников НКО, необходимых для дальнейшего развития всего сектора.
В-третьих, динамичность, энергичность и гибкость работы
НКО.
И последнее, это сложившийся положительный общественный
имидж НКО среди населения.
- Асия
Таштанбековна, извините за некорректный вопрос, а финансирование вашего
института, его исследовательские изыскания за чей счет производятся?
- Все темы научных исследований предлагаем мы сами и
получаем утверждение Федерального агентства по образованию Российской Федерации.
Так как наш институт является структурным подразделением КРСУ, финансирование
также проводится из бюджета самого Славянского университета.
|