Выступление К.Ф. Затулина на Международной научно-практической конференции "АдаптацияОрганизации Договора о коллективной безопасности к современным политическимреалиям – основа ее деятельности в качестве многофункциональной международнойструктуры без
Москва,
20 февраля 2007 г., Совет Федерации
К.Ф. ЗАТУЛИН:
Добрый день! Прежде всего, поскольку другого повода собраться в одном зале
в ближайшее время, наверное, не представится, хочу поздравить всех военнослужащих,
к каким бы армиям стран СНГ и ОДКБ они не принадлежали, с наступающим Днем
защитника Отечества. Это во-первых.
Во-вторых, название нашей конференции
"Адаптация Организации Договора о коллективной безопасности к современным
политическим реалиям". Не могу сказать, что я во всем разделяю это
название. Из этого названия следует, что политические реалии сами формируются,
а ОДКБ обречена постоянно к ним приспосабливаться.
Я надеюсь, что ОДКБ если не сейчас, то в будущем
будет играть более активную роль и будет участвовать в формировании
политических реалий, – так чтобы они тоже испытывали на себе влияние
существования Организации.
Но на этом этапе, если говорить о цели нашей
конференции, мне кажется, мы ее не в полной мере достигаем, потому что много говорим
об успехах отчетного периода, но мало говорим о политических реалиях. Вот
рискну, хотя можно сказать, что Президент Российской Федерации, выступая в
Мюнхене, сделал за нас нашу работу.
Тем не менее хочу напомнить, что основная, наверное,
политическая реальность, с которой сталкивается и ОДКБ, и весь мир, заключается
в строении этого мира. Попытка создать однополюсный мир сегодня многими, и нами
в первую очередь, подвергается сомнению, поскольку он оказался затратным, он
оказался кровавым и он оказался неэффективным. И как часто бывает, всякие
одноногие конструкции оказались не слишком устойчивыми.
Поэтому то, что сейчас происходит, ? это, по сути,
дискуссия, а иной раз борьба между сторонниками однополярного мира, к которым я
не причислял бы только Соединенные Штаты Америки, и сторонниками многополярного
мира. К сторонникам однополярного мира принадлежат те политические силы и те
государства Запада, которые привыкли жить под американским зонтиком, ? в
которых, как говорится, это уже вросло в ткань государственности, ? так и
те новые страны на пространстве СНГ, которые очень рассчитывают, что своим присоединением
к победителю в холодной войне они смогут обрести перспективу и как-то поправить
свои дела. И, может быть, Шер Хан что-то им от щедрот оставит в награду.
Сегодня происходит очевидная подмена понятий, когда
приглашают в военно-политическую организацию, в НАТО, а рассказывают о
прелестях жизни в устойчивых европейских странах, в Европейском экономическом
союзе. Я совсем недавно участвовал в очередной дискуссии у господина Шустера,
который теперь в Украине развивает свои таланты в передаче "Свобода
слова". Выступавшие украинские политики, сегодня вовлеченные в пропаганду
НАТО на Украине, в основном говорили не о НАТО, а о том, какой высокий
жизненный уровень в государствах, которые входят в НАТО. Даже как-то незамеченным остался тот
факт, что такие наиболее благополучные европейские страны как Швеция, Швейцария
или Австрия вообще никакого членства в НАТО не имеют и не предполагают иметь.
Если говорить о модели многополярного мира,
сторонником которого выступало и, очевидно, выступает руководство Российской
Федерации, то на пространстве СНГ, где развивает свою деятельность ОДКБ,
складывается неоднозначное, противоречивое к этой модели отношение.
Прежде всего, в чем разница между СНГ и ОДКБ? Для
того чтобы понять, в чем роль ОДКБ, наверное, надо разобраться, почему мы в
ОДКБ не все вместе, в том же составе, что и в СНГ. Ну, тут как-то стыдливо промелькнула
мысль о том, что у нас не все интересы совпадают с остальными государствами –
странами СНГ. Я не буду сейчас объяснять, и так всем понятно, какие интересы у
нас здесь не совпадают, если другие страны – участники ГУАМ, и если Узбекистан
вступил в ОДКБ не раньше, чем из ГУАМ вышел.
Но совпадают ли абсолютно и полностью все интересы стран,
входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности? И нормальная ли
это ситуация, когда наши стратегические цели и планы не совпадают? Я лично
считаю, что это ненормальная ситуация, и никакими разговорами о борьбе с терроризмом
и наркотрафиком мы эту проблему просто так не снимем. Знаете, для тех, кто не
хочет углубления сотрудничества в военно-политической сфере есть такая отдушина
в разговорах как превращение ОДКБ в аналог МЧС. Давайте превратим ОДКБ в МЧС!
Пожары, наводнения, наркотики, злые дяди-террористы! Вот с ними мы готовы
бороться. А бороться за собственное место в мире, за собственный полюс в этом
мире мы намерены или нет?
Или мы хотим жить одновременно, ну, чтоб никого не
огорчать, сразу и в однополярном и в многополярном мире?
Я с большой заинтересованностью выслушал на этой
конференции выступление представителей государств, которые входят в ОДКБ. Только
на первый взгляд они были похожи друг на друга. Одни, например, призывали (вот
уважаемый представитель Казахстана): как можно активнее развивать связи с ОБСЕ и
НАТО.
Если говорить об ОБСЕ, то вроде бы мы все участвуем в
этой организации, хотя не понятно, какое она отношение имеет к Центральной Азии.
Но, тем не менее, мы хотя бы в ней членствуем, и призыв сотрудничать с ней – это
еще можно понять. Но какое отношение мы, членствуя в ОДКБ, имеем к организации
НАТО? Мне не очень понятно. И каким образом можно, пусть мои армянские друзья на
меня не обижаются, одновременно быть членом ОДКБ и одновременно прилагать такие
усилия на правительственном уровне для пропаганды НАТО в своей стране?
На мой взгляд, надо что-то выбирать. И такой момент,
особенно после мюнхенской речи Президента Путина, очевидно, назревает. Надо
что-то выбирать.
Я уверен, что мы, Российская Федерация, сами не без
греха. В свое время, когда я работал в первой Государственной Думе, а Вадим
Густов в первом составе Совета Федерации, мы проводили слушания по "Партнерству
во имя мира". Я тогда прекрасно помню свое выступление и выступления некоторых
своих коллег. Я предупреждал, что ни в коем случае не нужно соблазняться
этой конфетой под названием "Партнерство во имя мира". Ресурс интеграции в
военно-политической области, он, как и всякий ресурс, конечен, он
ограничен. Либо вы организуете эту интеграцию вокруг Москвы и возможностей
Российской Федерации, либо вы организуете эту интеграцию вокруг Брюсселя или,
допустим, Вашингтона.
Не может быть интеграции сразу вокруг нескольких
центров. Те, кто это утверждают, ? неглубокие люди или люди, которые нас
пытаются ввести в заблуждение. И говоря: ОДКБ, ОДКБ, на самом деле имеют в виду
совсем иное.
Я хотел бы обратить на это внимание. Разговоры о том,
что можно быть одновременно и сторонником интеграции в ОДКБ, и активистом
натовских программ, на мой взгляд, просто запудривание мозгов. Они препятствуют
ясности нашего взгляда на проблему собственной безопасности.
Хочу подчеркнуть: я, безусловно, понимаю, что Армения и
Казахстан, как уважаемые члены Договора, да и любые другие государства ОДКБ,
имеют неотъемлемое право на свою точку зрения. Давайте на этих конференциях их
мнение обсуждать всерьез, а не просто заниматься лакировкой обстоятельств, в
которых находится ОДКБ.
Я просто подчеркну. В Армении создается на деньги
Правительства Армении Информационно-пропагандистский центр НАТО, при этом
никакого Информационного центра ОДКБ в Армении нет. Когда я говорил со своими
друзьями ? армянскими парламентариями, мне сказали: "Ну, знаете, и так все
нормально. В Армении есть российская база. Мы считаем, что это и есть Центр
ОДКБ". Вы знаете, это объяснение остроумное, но не очень честное. В то время как
наши военнослужащие на границах Армении сегодня участвуют в совместной обороне
общих границ ОДКБ, перспективы Армении кое-кем внутри страны начинают
связывать с НАТО. Давайте разберемся на берегу.
Я очень уважаю руководство Казахстана. Хочу заметить,
что по целому ряду стратегических направлений своей сегодняшней политики
руководство Казахстана и Казахстан как государство, расходятся с Российской
Федерацией. Об этом нужно откровенно, пока не поздно, сказать.
В тот самый момент, когда Грузия выступила в роли
промоутера продвижения НАТО на Кавказ, именно Казахстан занимался обширными
инвестициями в Грузию. Именно благодаря Казахстану сегодня достигнуты
положительные результаты, позволившие Правительству Саакашвили укрепиться
в Аджарии и некоторых других непокорных регионах. Именно Казахстан в свое время
спас проект альтернативной доставки углеводородов в обход России, согласившись
влить свои ресурсы в трубу, ведущую на Джейхан. Разве это не факт?
То, что мы должны сделать в России: мы должны всерьез
работать с нашими коллегами по ОДКБ и по ЕврАзЭС с тем, чтобы разделить с ними
возможности. В духе того, что сказал Президент Путин применительно к Украине:
если речь идет о том, чтобы поделиться с нашими партнерами и союзниками своими
возможностями, даже самыми в настоящее время святыми из святых, то есть
нефтегазовыми и др., я лично сторонник того, чтобы мы шли на это. Поделиться
своим местом в трубе, если это необходимо для казахской нефти.
Но мы должны быть гарантированы от того, что своей
всеядностью на ключевых направлениях Казахстан выдает со своей стороны пропуск
к кладовым Каспия и дальше – в в Центральную Азию и Сибирь. Потому
что результаты такого легкомыслия могут быть разными. Один из побочных
результатов, между прочим, тот самый феномен цветных революций, который,
хотя мы этого и не хотели, но стал примером для подражания в регионе. Стал, на
самом деле, угрозой для безопасности государств СНГ.
Сегодня мы слышим о том, что политические режимы в
соседних государствах-членах СНГ заинтересованы в сотрудничестве с нами, чтобы
предотвратить дестабилизацию в своих странах. Ну так а кто им несет эту
дестабилизацию? Кто сегодня своим культуртрегерством фактически бросает вызов
стабильности, в том числе и в Центрально-Азиатском регионе, который в прежние
времена, да и всегда, был глубоким тылом для любых катаклизмов? Сегодня он
перестал быть таким тылом.
Очень многие, вы знаете, включая уважаемых
представителей Узбекистана, в свое время думали, что достаточно голосовать
бесконечно солидарно с американским представителем в ООН, как это происходило с
Узбекистаном, и можно спать спокойно. Больше, чем кто бы то ни было, именно
Узбекистан и Израиль голосовали солидарно с США в 90-е годы по всем резолюциям в
ООН. Ну, Израиль, ? понятно почему. А почему Узбекистан? Потому что хотелось
быть самым большим девочкиным другом в Центральной Азии. Ну, и чем это дело
кончилось?
Я хотел бы откровенно обратить на это внимание уважаемых
коллег из Казахстана. Я так понимаю, что Казахстану рано или поздно предстоит
очень мучительный политический процесс перемен, может быть даже смены правящей
элиты. И как он будет проходить? Кто при этом будет другом, и кто будет
противником стабильности в Казахстане?
Мы в Российской Федерации должны понимать, ради чего мы
поддерживаем существующие в странах СНГ политические режимы, тем более, если эти
политические режимы в целом ряде самоочевидных случаев не считаются с нашими
ясно артикулированными стратегическими интересами.
И, конечно, мы должны понимать, что в рамках нашего
интереса должны быть учтены жизненные потребности наших союзников. Это я всегда
считал и считаю. Я противник того, чтобы мы рисковали своими особыми отношениями
из-за стеснительных миграционных квот русскоязычному населению стран СНГ или
огорошивали союзников по периметру наших границ взрывным взвинчиванием цен на
базовые товары в 5 или в 6 раз. Если это действительно союзники.
А с другой стороны, уважаемые товарищи и господа, мы же
все читаем прессу. Мы не только Жириновского читаем, который что-то там сказал и
завтра забыл о том, что он сказал. Я думаю, что Президент Республики
Беларусь – это высшее государственное лицо, это не Жириновский. И то,
что президент Лукашенко последнее время говорит, тоже слышим мы в Российской
Федерации. Это очень наивно, хотел бы заметить. Даже странно для такого высокого
государственного деятеля такая наивность в обсуждении контекста перспектив
российско-белорусских отношений.
Рассказ о том, что в момент обострения отношений с
Россией американцы были готовы прислать танкеры в Балтийское море, чтобы
загрузить мощности белорусских предприятий – это не я сказал. Это
сказал Президент Лукашенко. Это же чепуха. Зачем он об этом говорит?
Поэтому давайте… Дружба и чай хороши, когда они крепки,
но не очень сладки. Я лично придерживался всегда этой точки зрения и она меня
никогда не подводила.
И последнее, что я хотел бы заметить. Последнее, самое
последнее. Самое последнее, что я хотел бы заметить: конечно, Организация
Договора о коллективной безопасности – это по-прежнему еще
возможность, но не реальность в полной мере. Если мы здесь собрались, ?
большинство из нас, за вычетом свадебных генералов, ? то, наверное, потому что
мы в какой-то мере рассчитываем на эту возможность.
Есть хороший результат уже в том, что ОДКБ сохранился за
эти 15 лет. Но надо дальше идти. Вот мы вернулись из Китая, где нам
задавали вопросы… Нам постоянно эти вопросы задают. А почему Китай не может
стать членом СНГ? А почему Китай не может стать членом ОДКБ? Неделю назад меня
об этом спросили в Институте при Президиуме Госсовета Китайской Народной
Республики. Мне приходится отвечать: «Вы знаете, мы, может быть, и не против, но
не все наши коллеги, в Центральной Азии например, разделяют эту идею».
Давайте подумаем, может быть, действительно нам
необходимо укреплять ОДКБ на каком-то направлении? Давайте подумаем, а какие
возможны в будущем кандидаты на членство в ОДКБ? И уж самое
главное – давайте наведем порядок в том, что касается наших текущих
расхождений. Потому что сегодняшняя ситуация ставит перед нами совершенно новые
задачи. Я еще раз призываю Вас внимательно прочитать речь Президента Путина в
Мюнхене.
|