Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №164(01.03.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Москвичи видят реальные результаты наших программ сотрудничества

Интервью руководителя Департамента международных связей города Москвы Г.Л. Мурадова.

Журнал "Евразия", №55, Декабрь 2006 года.

Екатерина Тесемникова

На конференции «Роль народной дипломатии в международной деятельности Москвы», 14 декабря- Георгий Львович, этот номер «Евразии» в уходящем году последний, итоговый. Мы называем наиболее значимые для супрарегиона события. Какие события в московской международной жизни вы могли бы выделить?

- В этом году происходили очень важные события как в международной деятельности российского государства, так и в московской международной жизни. Я бы, прежде всего, выделил то, к чему Москва активно привлечена на федеральном уровне. Здесь особое место занимает Второй Всемирный конгресс соотечественников, который проходил в Санкт-Петербурге с участием Президента Российской Федерации. Это событие уникально, поскольку встречи Президента с руководителями организаций российской диаспоры со всего мира проходят не так часто.

Первый Всемирный конгресс соотечественников состоялся в 2001 году. Это была первая встреча Владимира Путина с лидерами российского зарубежья.

На мой взгляд, эти две встречи принципиально отличались одна от другой. В ходе первой - люди в основном говорили о наболевшем, а в этом году мы уже подводили итоги. И серьезные итоги.

Хотел бы подчеркнуть, что Москва все эти пять лет активнейшим образом участвовала в работе с соотечественниками. Причем после Первого конгресса были довольно тяжелые периоды. Например, когда прекратило существование Министерство по делам национальностей Российской Федерации, в компетенции которого находилась работа с соотечественниками. Значительное время не работала Правительственная комиссия Российской Федерации по делам соотечественников.

В период неорганизованности работы с соотечественниками на федеральном уровне весь этот вакуум в полной мере был восполнен Москвой. Соотечественники увидели, что в связи с реорганизацией федеральных структур власти им не к кому обратиться, кроме как к Правительству Москвы. Выступая на Первом конгрессе, Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков сказал соотечественникам: «Москва в вашем распоряжении. Мы готовы разрабатывать программы по сотрудничеству. Наши двери открыты для вас».

Это была непростая, но почетная миссия, и, как мне кажется, Правительство Москвы с этой задачей справилось.

- Сейчас федеральные структуры изменили свое отношение к соотечественникам?

- Да, кардинально. На федеральном уровне четко работает Правительственная комиссия. В Министерстве иностранных дел создан Департамент по работе с соотечественниками за рубежом. Председателем Правительственной комиссии назначен глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Викторович Лавров. Очевидно, что МИД, имеющий громадный опыт организации крупных международных мероприятий, очень организованно, на высоком уровне провел Второй конгресс соотечественников. Но главное – к этому конгрессу государственные органы Российской Федерации, власти России подошли уже с конкретными результатами. Если после Первого конгресса только Москва могла принять системную программу оказания содействия соотечественниками (она начала действовать в 2003 году, а с 2006 года работает вторая правительственная программа), то на федеральном уровне первая программа появилась только сейчас. В октябре был подписан соответствующий правительственный документ об утверждении Программы работы с соотечественниками. Это первый результат, с которым мы выходили на Конгресс.

Второй – недавно утвержденная Программа поддержки русского языка на 2006-2010 годы, где содержится очень серьезный компонент поддержки русского языка в мире.

Третий – Программа поддержки добровольного переселения соотечественников в Российскую Федерацию. Я хочу подчеркнуть термин «добровольное», чтобы не создавалось впечатления, будто это кампания по активному переселению русских, россиян из-за рубежа в Россию с целью решить демографические проблемы нашей страны. Речь идет о тех случаях, когда люди или давно внутренне готовы к этому серьезному шагу, или уже живут и работают в России, но ранее не имели возможности легализовать свое пребывание. Программа предусматривает серьезную материальную поддержку желающих вернуться в Россию - предоставление и работы, и материальных компенсаций.

С этими тремя программами Российское руководство вышло на конгресс. Но и сами соотечественники вышли с серьезным результатом: после Первого конгресса в ответ на призыв Президента Владимира Путина к консолидации соотечественников группа руководителей организаций из 18 стран выступила с инициативой создания сначала Координационного совета соотечественников, а потом Международного совета российских соотечественников (МСРС).

Ко Второму конгрессу международное движение соотечественников пришло с очень убедительным, впечатляющим результатом. По существу, три четверти крупных организаций соотечественников входят в МСРС - он объединяет 82 организации из 45 стран мира. Это все страны, где есть сколько-нибудь значительные российские диаспоры.

Было очень приятно видеть, как зал приветствовал вручение президентом Совета графом Шереметьевым Знака МСРС Президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

- Кроме конгресса соотечественников, что еще значимого происходило в международной жизни Москвы?

- Важными были и традиционные мероприятия, проходившие в рамках Года России в зарубежных странах или Года государств-партнеров России. Москва активно участвовала в такого рода мероприятиях. Я бы особо отметил Год России в Китае и прошедшие в июне в его рамках Дни Москвы в Пекине, участие Мэра Москвы в официальной российской делегации, которую возглавлял Президент Путин.

Год России в Азербайджане, Год Армении в России также сопровождались московскими проектами. В частности, в Москве проходили Дни Еревана. Москва собирается в конце этого – начале следующего года открыть Дом Москвы в Ереване. Такая форма сотрудничества, как создание московских культурно-деловых центров в городах-партнерах, развивается очень активно.

В целом международная деятельность Москвы направлена на повышение благосостояния москвичей, на решение многих экономических, социальных задач. Москвичи понимают значимость международных контактов Правительства Москвы, когда заходят в магазин «Метро Кэш энд Кэрри», в «Ашан», или когда их друзья размещаются в одной из новых московских гостиниц, или когда строится новый деловой центр, и московские бизнесмены открывают там свои офисы. Словом, москвичи видят реальные результаты наших программ международного сотрудничества.

Другой конкретный пример - мы перенимаем реальный опыт городов-партнеров в области ведения коммунального хозяйства, систем городского управления. У жителей города давно завоевала популярность электронная карта москвича. Это тоже результат международного сотрудничества Москвы.

Кроме того, сейчас у Москвы высоки экономические показатели, такие как инвестиционная деятельность. Успешно развивается экономика города. В прошлом году зарубежные инвестиции составили 25,2 миллиарда долларов – это больше, чем сумма всего городского бюджета.

Инвестиции – это своего рода «второй бюджет», бюджет развития города. Деньги вкладываются в развитие торговых сетей, строительство, в высокие технологии, в промышленность, хотя инвестиции в промышленность нас по-прежнему не удовлетворяют.

- В ходе нашей прошлогодней беседы вы тоже говорили о неудовлетворенности низким процентом инвестиций в промышленность. С тех пор он не повысился?

- Он повысился в абсолютных величинах, но если смотреть общий объем инвестиций, то он остается на прежнем уровне. Над этим нам предстоит работать. И Москва работает, создавая программу поддержки московского экспорта и привлечения импортозамещающих инвестиций. Это то, что нам позволит уменьшить импорт, увеличивая экспорт. Таким образом баланс между экспортом и импортом будет выравниваться.

- Может быть, Москве и не нужны инвестиции в промышленность? Она же не позиционирует себя как промышленный город.

- С точки зрения стратегии я с вами согласен. Да, Москва не позиционируется как промышленный город. Промышленность, особенно вредные производства, выводятся из города. Но есть те отрасли производства, которые Москве необходимо развивать. Например, высокие технологии, с которыми сейчас связана вся наша жизнь, производство лекарственных препаратов, переработка сельскохозяйственной продукции. Это, как правило, безвредные производства. Отрасли пищевой промышленности должны быть рядом с городом. Особенно это касается товаров, не имеющих длительных сроков хранения.

- В туристической сфере Москвы есть подвижки?

- Сейчас Москва превращается в важный туристический центр. Речь идет о развитии гостиничного хозяйства и услуг для туристов (прежде всего зарубежных, хотя внутрироссийский туризм тоже очень важная сфера, но я как международник обращаю внимание, в первую очередь, на зарубежный туризм). Туризм в Москве набирает обороты и в этом году он может приблизиться, а возможно, и превысить пятимиллионную отметку.

Очень важно и позиционирование Москвы в качестве финансового центра. У нас размещено огромное число банков, финансовых корпораций, страховых компаний. Эти услуги важны для города, они приносят серьезный доход. При этом считаю абсолютно ошибочным мнение о том, что «если многие банки расположены в Москве, то все деньги – в Москве». В Москве остается лишь небольшой процент, который банки получают в качестве прибыли от своей деятельности, и они платят налоги. Остальные деньги работают на всем пространстве России и мира в целом.

- Вы имеете в виду зарубежные банки?

- Все. Зарубежных банков, которые ведут у нас финансовые операции, немного. Есть ограничения, связанные с открытием в России банковских филиалов, но можно создавать местные банковские структуры, работающие по российским нормам и правилам. Эта сфера – один из предметов наших дискуссий с ВТО, и решения можно принимать только на государственном уровне.

- Как идет работа по созданию позитивного имиджа Москвы?

- В этом году мы снова выносили этот вопрос на заседание Правительства Москвы. Обсуждение Программы по улучшению имиджа Москвы в глазах мирового сообщества было весьма конструктивным, были высказаны замечания по доработке этой программы. Сейчас мы завершаем ее доработку и надеемся, что программа в ближайшее время будет одобрена.

- Какие меры предполагает этот документ?

- Это целый ряд аспектов, связанных с работой с иностранными журналистами в Москве и за рубежом, работа в целом с иностранными СМИ, аналитическая работа, требующая рейтинговых исследований по имиджу Москвы за рубежом, обеспечение широкого доступа к информации о Москве. Пока еще не создан ориентированный на иностранцев портал о Москве на иностранных языках. Он существует только на русском языке и при этом имеет специфическую направленность – у каждого подразделения Правительства Москвы есть свой портал. Иностранец же в наших информационных лабиринтах вряд ли разберется.

- Сейчас рейтинги Москвы поднимаются?

- Инвестиционный рейтинг оценивается как «стабильный». Это констатация ведущими мировыми агентствами того факта, что вложения инвестиций в Москве имеют малые риски и весьма прибыльны. Однако если говорить о других рейтингах Москвы…

Как-то я прочитал, что Москва – самый дорогой город мира, и поинтересовался, по каким критериям это определялось. Оказалось, были взяты три-четыре критерия вроде «самые дорогие пятизвездочные гостиницы», «стоимость чашки кофе», «сдача в аренду квартир», «поездки в городском транспорте». При этом рейтинг был составлен абсолютно тенденциозно, ведь известно, что поездки в городском транспорте у нас дешевле, чем во многих европейских столицах. Составители же рейтинга пишут: «Поездки не рекомендованы». Якобы это опасно, неприятно. Как будто в Нью-Йорке или Лондоне (где не меньше, чем у нас, и взрывают, и грабят) это безопасно и приятно!

Или взять аренду квартир. В рейтинге признается, что в Лондоне или Монако аренда квартир дороже, но для Москвы выделена графа «аренда элитных квартир». Если бы составители рейтинга учли сдающиеся в аренду дворцы шейхов или эмиров в арабских странах, то Москва далеко бы отстала.

Нам потом объяснили тенденциозность этого рейтинга тем, что это сделано специально, чтобы представителям иностранных фирм, компаний или государственных структур, отправляющимся в Москву, выдавали более высокие командировочные. Однако результаты этого рейтинга разошлись как великая новость – Москва стала самым дорогим городом в мире. Зачем делать достоянием всего мира то, что имеет абсолютно специфическую направленность и не соответствует действительности?!

Да, рейтинги показывают, что Москва - один из дорогих городов в мире, но она находится где-то в конце второй десятки.

- Каковы результаты участия Москвы в деятельности международных организаций?

- Москва активно сотрудничает с международными, прежде всего, европейскими организациями, принимает участие в работе созданной в 2004 году по нашей инициативе «Европейской четверки мэров» – Берлина, Лондона, Москвы и Парижа, а также ряда других международных организаций.

Недавно в Марракеше с участием представителей Москвы состоялось заседание молодой, но достаточно активно развивающейся Всемирной Организации Объединенных Городов и Местных Властей. Эта организация занимается проблематикой развития городов (стратегия планирования, вопросы широкого взаимодействия в таких сферах, как экология, культура, образование, межнациональные отношения). Сейчас в Москве под эгидой Федерального Собрания и Правительства Москвы проходит сессия Комитета местных и региональных властей Европы с участием представителей европейских регионов, с которыми у Москвы теснейшие связи.

Это исключительно важные форумы для обмена опытом, потому что города сталкиваются с одними и теми же проблемами. Во многих городах остро стоит проблема межнациональных отношений. В мире идут мощные миграционные процессы, сопровождающиеся ситуациями, которые городские и региональные власти должны уметь урегулировать, создавать условия для комфортного проживания как для коренных жителей, так и для мигрантов.

В крупных городах в сфере коммунальных услуг традиционно заняты мигранты – дворники, водители общественного транспорта, таксисты, торговцы на рынках. Если их удалить – закроются рынки. Москвич выходил на улицу торговать только в начале 1990-х, когда рухнула экономика, и нужно было как-то выживать. Но это была экстренная, чрезвычайная ситуация. Сейчас пригласить москвича работать на рынки и на тяжелые строительные работы нереально. Вполне естественно, что экономический вакуум заполняется приезжими как из России, так и ближнего зарубежья.

Это объективные процессы. Их нельзя воспринимать как нечто экстраординарное.

Недавно я прочитал в одном из западных журналов о том, что в Москве ненавидят приезжих. Это ложь. Конфликты с мигрантами - явление всеобщее. К нему надо относиться как к таковому и искать пути решения, а не экзальтировать и настраивать читательскую публику всего мира против России. Это игра преследует абсолютно другие цели.

- Учитывая результаты выборов в американский Конгресс, Москве теперь труднее будет работать с Вашингтоном?

- Я бы так сказал: Вашингтону с Вашингтоном будет теперь труднее. США - наш важный традиционный партнер. Москва активно сотрудничает с американскими городами. Думаю, внутриполитические процессы в США не отразятся на нашем сотрудничестве. Но, анализируя эти процессы, мы все равно приходим к внешнеполитическим выводам об «успехах» американской политики.

- Вы только что вернулись с переговоров делегации Правительства Москвы с президентом Азербайджана. О чем говорили?

- Состоялись интересные, насыщенные переговоры. Они затрагивали многие важные вопросы взаимодействия между Москвой и Азербайджаном. Юрий Михайлович Лужков был проинформирован об утверждении состава азербайджанской части Московско-азербайджанской смешанной межправительственной комиссии, которая в скором времени возобновит свою работу. Произошел обмен мнениями по предстоящим Дням культуры Москвы в Азербайджане, которые пройдут в следующем году, и Дням культуры Азербайджана в Москве. Стороны констатировали необходимость совместных усилий по увеличению товарооборота. Мне было интересно выслушать мнение президента Азербайджанской Республики о том, что даже всего урожая Азербайджана не хватит, чтобы насытить московский продовольственный рынок. Важно создавать благоприятные условия для наращивания потока высококачественной азербайджанской сельскохозяйственной продукции в Москву.

Был поставлен вопрос о целесообразности создания Дома Москвы в Баку. Президент Алиев высказывал пожелание о создании торгово-экономического, делового центра Баку в Москве. Очевидно, далее последуют более предметные договоренности о времени и месте такого строительства.

- Когда же достоят торговый дом «Ереван» в Москве, на Тульской?

- Первый камень в его основание заложили в декабре прошлого года. За год этот огромный комплекс, 40 тысяч квадратных метров, практически был достроен. Он строится в армянском стиле – из туфа. Доставлять строительные материалы из Армении, когда транспортные потоки с Грузией перекрыты, тяжело. Но в декабре он будет введен в строй.

- А где работают Дома Москвы?

- Дома Москвы действуют в Риге, Софии, Севастополе, работает Русский культурный центр в Симферополе. Скоро будет достроен Дом Москвы в Ереване. Намечено строительство Домов в Вильнюсе, Бишкеке. Это важная форма сотрудничества Москвы с ведущими зарубежными партнерами, поскольку она предполагает как деловой компонент, так и культурно-социальный. Там будут созданы информационные системы. Важная часть работы – взаимодействие с соотечественниками по московской Программе поддержки соотечественников за рубежом. Дома Москвы становятся важным инструментом международной деятельности города. Эта форма работы весьма перспективна и она будет развиваться.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ