Казахстан: дрейф от России
В республике активизировалась
кампания по введению в делопроизводство государственного казахского языка и
одновременного вытеснения «официального» русского. Нурсултан Назарбаев, получив
на президентских выборах поддержку русских организаций, весьма своеобразно
отблагодарил их: под аккомпанемент заявлений о «двуязычии» в стране была
развёрнута антиконституционная кампания по административному выдавливанию
русского языка из официального оборота.
13.02.2007, http:
www.russians.kz
Игорь Курбатов
Казахские власти в последнее время не особенно и
скрывают, что не намерены считаться с правами и свободами 6-ти млн.
русскоязычного населения страны. В лёгком головокружении от избытка
нефтедолларов и нарастающего интереса Запада к азиатской «трубопроводной
корпорации», Астана решила поиграть в «большую политику» и показать России
«кукиш в кармане» в расчёте на «традиционное понимание» со стороны Кремля. Во
всяком случае, в «энергетической войне», развязанной Западом против России,
казахские власти не прочь извлечь (и извлекают) свои дивиденды.
Бурихан Нурмухаммедов, директор Института Национальных
Исследований в интервью ИАЦ заявил: «Прежде всего, нужно учитывать, что
Казахстан строит национальное государство, и национально-государственные
приоритеты очень важны для нашего государства. И именно этот момент может
вызывать некоторую озабоченность у российской стороны». Иными словами, казахский
политолог считает, что Москва, исходя из сиюминутных экономических выгод, в
очередной раз «сдаст» русских и не станет предъявлять каких-либо серьёзных
претензий режиму Назарбаева. По мысли г-на Нурмахаммедова, для Казахстана
«национально-государственные приоритеты» важны, а для России … так себе.
И основания к этому, казалось бы, имеются. Ни Кремль, ни
российские СМИ не прореагировали на заявления президента Назарбаева об
обязательном знании всеми госслужащими казахского языка и намерении перевести
свою письменность на латинскую графику. А до этого российская пресса слегка
поёрничала по поводу «казахского халифата» Рахата Алиева, не увидев в эпатажной
идее президентского зятя, признаков возросших геополитических амбиций казахской
этнократии.
Между тем Астана шаг за шагом продолжает утверждать
«национально-государственные приоритеты», легитимизируя казахское государство и
сводя до минимума «демографическую нагрузку» в лице русского населения. И в этом
отношении российская программа переселения соотечественников для правящей элиты
оказалась как нельзя кстати: казахские власти не только не обеспокоились потерей
трудоспособного населения, но напротив – постарались по-своему «стимулировать»
отток русских из страны.
Как следствие, в республике активизировалась кампания по
введению в делопроизводство государственного казахского языка и одновременного
вытеснения «официального» русского. Нурсултан Назарбаев, получив на
президентских выборах поддержку русских организаций, весьма своеобразно
отблагодарил их: под аккомпанемент заявлений о «двуязычии» в стране была
развёрнута антиконституционная кампания по административному выдавливанию
русского языка из официального оборота.
Как известно, в 1997 г. казахстанский Конституционный
Совет, усмотрев явно дискриминационные моменты в ныне действующем «Законе о
языках РК», вынужден был постановить, «что в государственных организациях и
органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной
степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств». Но на практике ст.
7(п.2) Конституции РК о статусе русского языка – «мёртвая статья», и в
Казахстане действует не право, но, как говорят казахские чиновники, - «высшая
воля».
Коллизия заключается в том, что формальным препятствием
для окончательной «деколонизации» является вышеуказанная статья Конституции РК
об «официальном» статусе русского языка. Но изъятию её из Конституции РК (на чём
давно настаивают казахские национал-радикалы) не позволяет ряд причин, главной
из которых является то, что казахским языком …не владеет, как минимум, половина
граждан Казахстана. Тем не менее, под PR-прикрытием этой «мёртвой статьи» и
президентских деклараций о «двуязычии» осуществляется планомерное выдавливание
русского языка из общественной жизни республики, происходят «кадровые
чистки».
Русские организации, в частности Славянское движение
«Лад» в Казахстане, сообщают о «языковом прессинге» и росте миграционных
настроений в северных областях (Акмолинской и СКО - Северо-Казахстанской), где
большинство населения составляют русские. Граждане «некоренной национальности»
этих областей, сталкиваясь в различных госучреждениях с фактами так называемой
«дискриминации по языковому признаку», тихо ропщут между собой и всё чаще
поглядывают в сторону матушки-России.
Косвенным подтверждением факта административного
внедрения в делопроизводство госязыка, является премия за «развитие» казахского
языка, присвоенная казахскими националистами, мэру Алма-Аты Имангали
Тасмагамбетову и Акиму СКО, бывшему послу Казахстана в РФ Таиру Мансурову.
Последний известен ещё и тем, что устроил в г. Петропавловске обструкцию
известному российскому общественному деятелю, депутату Госдумы Александру
Крутову, приезжавшему в Казахстан по приглашению русской общественности.
Как сообщает «Ладинформ», по распоряжению местных
властей ни в одно из городских помещений Александра Крутова не пустили, а здание
Дома культуры, где должна была состояться заранее оговоренная встреча с
горожанами, было обесточено. В результате президент Международного фонда
Славянской культуры, депутат Государственной Думы Российской Федерации …
оказался на улице и общался с соотечественниками при свете уличных фонарей.
Можно только представить себе, какой международный
резонанс имело бы это событие, если бы подобному унижению подвергся какой-нибудь
британский парламентарий или американский конгрессмен. Но Александр Крутов –
российский парламентарий, и казахским властям хорошо известно, что даже
«некоторой озабоченности» по этому поводу со стороны Москвы проявлено не будет.
Уже по этому эпизоду можно судить о том, как мало считаются местные власти с
правами и свободами русского населения в самой республике.
При этом нельзя не понимать, что чем хуже положение
русских в Казахстане, тем меньше возможностей остаётся у Кремля влиять на
ситуацию в этом стратегически важном для России «буферном» государстве. Именно
через Казахстан на территорию РФ проникает основной поток наркотиков и
нелегальных мигрантов, не говоря уже об исламских радикалах и международных
террористах. И если раньше граница между Россией и «исламским миром» пролегала
по Каракумам и Пянджу, то теперь она сместилась далеко на север и приблизилась к
границам Южной Сибири.
Не случайно Модест Колеров, глава управления при
администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными
странами, заявил, что «главной внутренней угрозой для России является
Казахстан». При этом в интервью Евразии он пояснил свою мысль: «Речь идет о том,
что с точки зрения протяженности границы на среднеазиатском направлении,
связанном с миграцией, наркотрафиком (и не только - авт.), соседство с
Казахстаном делает нас очень уязвимыми. Поскольку мы не можем, и, насколько я
понимаю, не хотим делать там формальную границу, мы абсолютно обнажены с этого
направления и целиком полагаемся на наших соседей».
Так что руководству России в обозримом будущем придётся
выбирать: либо отгораживаться от Казахстана «формальной границей», либо, не
полагаясь на добрую волю «наших соседей», использовать инструменты
экономического, политического и военного влияния для обеспечения собственной
безопасности. Но пока же, как считает Сергей Марков, директор Института
политических исследований: «Россия ведет слабую политику на постсоветском
пространстве, отказываясь от вмешательства во внутренние дела соседних
государств».
Выстраивая своё геополитическое окружение, Россия может
и должна вмешиваться в дела приграничных государств, если в них нарушаются права
русского населения. Кремль также должен эффективно использовать свой бесхозный
«русский ресурс», если не желает окончательно утратить своё присутствие в
Казахстане и Средней Азии. Причём, уповая на расширение экономических связей,
нельзя забывать о том, что крупный российский бизнес «наднационален» и в
значительной степени автономен от обязательств по отношению к собственному
государству.
К сожалению, на данный момент у России нет точно
сформулированных и понятных целей в отношении «русского ближнего зарубежья». То,
что сегодня в понимании кремлёвских чиновников называется «работой с
соотечественниками», в большей степени носит характер интернациональной
благотворительности, где гуманитарный аспект превалирует над политической
адресностью и, собственно, российскими стратегическими интересами. Наверное, мух
следовало бы отделить от котлет, и культуртрегерство - безусловно, нужное и
полезное – отделить от конкретной информационно-пропагандистской деятельности по
продвижению интересов Москвы.
Как ни парадоксально звучит, но те же казахские власти
уже не раз успешно разыгрывали у себя «русскую карту». А в хор западных
правозащитников, критикующих Россию, зачастую вливаются голоса «толерантных»
соотечественников из ближнего зарубежья. Кроме того, на постсоветском
пространстве немало таких примеров, когда «русские организации» эффективно
использовались в западных проектах, объективно направленных против России. И
получается, что Кремль, спонсируя национальные диаспоры многочисленных
«соотечественников» по принципу «всем сёстрам по серьгам», тем самым укрепляет
антироссийское лобби.
Постепенный дрейф Астаны от России не заметить трудно. И
речь идёт не только о диверсификации нефтяных маршрутов в обход российской
территории. Казахстан, будучи членом ОДКБ, любой ценой старается
инкорпорироваться в западные военные структуры. Не случайно в последнее время
участились контакты Астаны с НАТО, а Нурсултан Назарбаев прямо заявил в
Брюсселе, что сотрудничество с североатлантическим альянсом «необходимо для
становления нашей армии». И все эти внешнеполитические шаги казахского
руководства, включая усиление военного присутствия НАТО на Каспии, как-то очень
удачно встраиваются в общий антироссийский фронт, создаваемый США и Западом по
периметру России.
Эксперты всё чаще отмечают «гегемонистские» устремления
Астаны, явно вступающие в противоречие с российскими интересами и угрожающие
безопасности РФ. Так, в частности, Фуад Асимов, говоря об интеллектуальной
«неадекватности» казахского руководства и элементах амбициозной «пиар»-кампании
в позиционировании страны, прямо указывает на последовательное наращивание
западного вектора в казахской дипломатии.
«Усиливается военно-политическое присутствие Запада в
республике и внешний контроль над ее ТЭК и металлургией. «НАТОвское
пространство» появляется в приграничных районах Оренбурга, Саратова, Кургана,
Челябинска, Томска и Омска. Еще два-три года такой политики, и офицеры
НАТО будут в бинокль разглядывать военные объекты и ядерные комплексы Урала и
Восточной Сибири», - пишет Асимов в своей статье «Пиар в оценке достижений
независимого Казахстана за 15 лет».
Можно не соглашаться с некоторой жёсткостью оценок
автора этой статьи, но нельзя не признать и антироссийского «дрейфа» в
пресловутой «многовекторной» политике Астаны. И в этом смысле пренебрежение
положением русскоязычного населения в Казахстане, в конечном счёте, может
обернуться для Москвы тем самым разглядыванием в бинокль районов Урала и
Восточной Сибири со стороны потенциальных противников.
Если же для России, так же как для Казахстана, жизненно
важны «национально-государственные приоритеты», то и её политика в защите своих
стратегических интересов в Казахстане и Средней Азии должна стать более активной
и целенаправленной. Тем более геополитический расклад явно в пользу Кремля, да и
«бесхозная» русская диаспора в Казахстане, если не отдавать её на откуп
казахским «самостийникам», может оказать в этом существенную поддержку.
Как говорил в интервью журналу «Военный дипломат» Юрий
Дроздов, руководитель Аналитического Центра НАМАКОН: «Не будь экономика
нынешнего Казахстана завязана на Россию, будь у казахов иной геополитический
выбор, если бы не Китай, всегда глубоко презиравший степняков-кочевников, … да
не угрозы оранжевой революции и исламского радикализма на юге, не известно какие
приветы получала бы Россия из бывшей союзной республики, и не оказались бы
русские там на тех же правах, что в Латвии или в Туркмении».
|