Адаптация среднеазиатских мигрантов в России. О чем говорит французский опыт (часть I)
Автор этой статьи затрагивает
очень актуальную проблему – адаптацию мигрантов в России. Он считает, что
«Россия переживает сейчас то же самое, что и европейские страны 50-60-х годов: и
у нас в бывшую «метрополию» устремились иммигранты - гастарбайтеры из бывших
«колоний». Более того, по социо-культурным параметрам этого процесса и по их
последствиям Россия напоминает как раз Францию, то есть именно ту страну, где в
2005 году иммигрантские выступления носили наиболее массовый, наиболее
ожесточенный и наиболее отвратительный характер».
Автор считает, что роль главной
«ударной силы» в гипотетических иммигрантских бунтах, если они произойдут в
России, будут, скорее всего, играть выходцы из бывшей советской Средней Азии.
01.02.2007 13:57
mskhttp://www.ferghana.ru
Михаил Калишевский, Фергана.Ру
Российские СМИ довольно подробно и не без злорадства
освещали безобразия, устроенные осенью-зимой 2005 года иммигрантской,
преимущественно арабской по происхождению, молодежью во Франции, Германии,
Бельгии и ряде других европейских стран. Впрочем, тогда же время от времени
задавался вопрос: «А не могут ли подобные события произойти в России?»
Возможен ли бунт
мигрантов?
Правда, задавался этот вопрос достаточно редко и главным
образом в тех средствах массовой информации, и теми политиками, политологами и
общественными деятелями, которых принято считать «национал-патриотами». Эта
часть нашего политического спектра сильно страдает «конспирологическим» складом
мышления и к тому же, мягко говоря, не отличается дружелюбием по отношению к
прибывающим в Россию инокультурным, иноверным и иноязычным мигрантам. И потому
склонна именно их обвинять во многих, если не во всех бедах страны, таких,
например, как рост преступности, наркоторговля, безработица, проституция и так
далее. Как известно, подобные обвинения как раз и служат «идеологической»
мотивацией всякого рода ксенофобских проявлений вплоть до самых преступных, а
потому алармистские предупреждения «национал-патриотов» о грядущих бунтах
«инородцев»-мигрантов, подзуживаемых «внешними врагами» России, у серьезных
людей вызывают понятный скептицизм, подкрепляемый сохранившимися в сознании
рудиментами советского «интернационализма».
К тому же именно нарастание ксенофобии как среди
«коренного» населения России, так и в действиях российской власти, особенно
после событий в Кондопоге и обострения отношений с Грузией, стало, пожалуй,
одной из самых характерных особенностей прошедшего 2006 года. В силу этого
именно «коренной» экстремизм попал в центр общественного внимания, отодвинув на
второй план проблему адаптации и интеграции мигрантов в российском обществе, в
то время как острота этой проблемы как раз и является одной из главных причин
роста «коренного» национал - экстремизма. И в Западной Европе нерешенность этой
проблемы привела к росту «коренной» ксенофобии. Но это только с одной стороны,
другим же следствием стали те самые бесчинства иммигрантской молодежи
осенью-зимой 2005 года, повторения которых в западноевропейских странах ждут
едва ли не каждый день.
Итак, проявлений «коренной» ксенофобии самого
экстремистского толка в России хоть отбавляй, а вот до массовых иммигрантских
беспорядков дело пока не дошло, хотя что-то похожее уже случалось - вспомним,
выступления азербайджанских торговцев после убийства их соплеменника на рынке в
Лужниках в конце 90-х. И если все будет идти так, как идет, то событий
аналогичных западноевропейским событиям 2005 года в России не избежать. Тем
более, что ситуация в России, превратившейся в начале 90-х годов в страну
массовой иммиграции, до боли напоминает западноевропейскую.
Только не современную Западную Европу, а Западную Европу
рубежа 50-х–60-х годов прошлого века, когда туда только началась массовая
миграция дешевой рабочей силы из бывших французских, британских, бельгийских и
голландских колоний.
Россия сегодня – это Франция
вчера
Россия переживает сейчас то же самое, что и европейские
страны 50-60-х годов: и у нас в бывшую «метрополию» устремились иммигранты -
гастарбайтеры из бывших «колоний». Более того, по социо-культурным параметрам
этого процесса и по их последствиям Россия напоминает как раз Францию, то есть
именно ту страну, где в 2005 году иммигрантские выступления носили наиболее
массовый, наиболее ожесточенный и наиболее отвратительный характер.
Роль главной «ударной силы» в гипотетических
иммигрантских бунтах, если они, не дай бог, произойдут в России, будут, скорее
всего, играть прежде всего выходцы из бывшей советской Средней Азии. Только не
нынешние забитые узбекские строители или услужливые дворники-таджики, а их дети
и внуки, выросшие в России в окружении русских и более-менее сносно говорящие
по-русски.
Почему же именно среднеазиатам суждено, если суждено,
стать такой «ударной силой», а не более «пассионарным» и потому более заметным
сейчас мигрантам с Кавказа, например?
Да потому что именно среднеазиаты, похоже, занимают и
будут занимать самые низшие, бесперспективные и одновременно самые «герметичные»
социально-культурные ниши в диаспорном сообществе России и повторять в нашей
стране примерно тот же путь, который проделали во Франции иммигранты из стран
Северной Африки, чьи отпрыски как раз и жгли автомобили на улицах Парижа.
От двух третей до трех четвертей трудовой иммиграции во
Францию в 50-60-е годы составили представители бывших французских колоний из
числа стран Магриба (Алжир, Марокко, Тунис). В подавляющем большинстве это были
выходцы из традиционных мусульманских сообществ, в основном сельских, обладавшие
весьма низким уровнем образования и профессиональной квалификации, а потому
имевшие возможность найти себе применения только в качестве
малоквалифицированной и очень дешевой рабочей силы. И в этом качестве они,
естественно, подвергались сверхэксплуатации и всевозможной дискриминации при
найме на работу, оплате, обеспечении жильем, в образовании и так далее. С
течением времени выходцы из Северной Африки полностью заполнили
малоквалифицированные и низкооплачиваемые сектора французской экономики,
заместив там не только самих французов, но и представителей других волн
иммиграции – итальянцев, испанцев, португальцев, в свою очередь и в свое время
заместивших иммигрантов, приехавших во Францию в еще более ранние времена (в XIX
веке и в межвоенные десятилетия ХХ века) – поляков и немцев.
Нынешние мигранты из Средней Азии тоже в своей массе
являются выходцами из традиционных мусульманских сообществ, опять же в основном
сельских. Уровень их образования и профессиональной квалификации тоже не
позволяет им претендовать на социально престижные и высокооплачиваемые рабочие
места, вынуждая заниматься неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом.
Причем уровень эксплуатации и дискриминации среднеазиатских мигрантов в
современной России, пожалуй, на порядок выше, чем уровень эксплуатации и
дискриминации их североафриканских коллег во Франции 50-х – 60-х годов прошлого
века.
При этом, как и во Франции, отчетливо наблюдается
процесс замещения на наименее престижных рабочих местах среднеазиатскими
мигрантами мигрантов из других регионов бывшего СССР (украинцев, белорусов,
молдаван, армян, грузин, азербайджанцев), начавших прибывать в Россию несколько
раньше и к тому же изначально обладавших более высокой квалификацией и уровнем
образования, что позволило им продвинуться по социальной лестнице, заняв более
престижные социальные ниши. Кроме того, в Молдавии и Украине, например,
наметилась определенная переориентация трудовой миграции с России на Центральную
и Западную Европу, к тому же некоторая положительная экономическая динамика в
самих этих странах начала несколько сдерживать трудовую миграцию вовне.
Что же до мигрантов из Закавказья, то не только более
высокий по сравнению со среднеазиатским уровень квалификации, но и наличие
относительно давно укоренившихся в России мощных диаспор с устойчивыми позициями
в самой российской экономике и развитыми торгово-экономическими связями по всему
постсоветскому пространству, позволяло и позволяет им довольно быстро
продвигаться вверх по социальной лестнице, занимая рабочие места, например, в
торговле или в каком-нибудь другом престижном бизнесе.
Какие-либо статистические данные, объективно отражающие
«процесс замещения», получить очень трудно хотя бы потому, что официальная
статистика относительно профессиональной специализации прибывающих в Россию
мигрантов весьма условна - в силу латентности самого процесса миграции она
продолжает по большей части оставаться «в тени». Тем не менее, на протяжении
последних пяти – семи лет даже чисто визуально можно было наблюдать как меняется
национальный состав разнорабочих, скажем, на стройках Москвы и других российских
мегаполисов или бригад строителей, подряжающихся строить дачи, например, в
Подмосковье. Если в 90-е годы это были в основном «украинские», «молдавские» или
«армянские» бригады, то сейчас на этом поприще трудятся главным образом таджики
и узбеки. Весьма ощутимый, даже лавинообразный приток среднеазиатской рабочей
силы очевиден в городском коммунальном хозяйстве, в частности, в той же Москве.
Иногда создается впечатление, что в столице не осталось русских дворников –
сплошные таджики или узбеки.
Отсутствие у среднеазиатских мигрантов тех преимуществ,
которыми обладают украинцы или кавказцы, с большой вероятностью предопределит
узость их социальных горизонтов и социальных перспектив на обозримое будущее.
Потому что не наблюдается факторов, способных в ближайшее время такие
преимущества им предоставить. А не появляются такие факторы опять же в силу
изначальной ущербности «стартовых позиций» как на родине мигрантов, так и по
прибытии их в Россию. Такой вот получается замкнутый круг.
И ущербность эта, похоже, с течением времени только
усугубится, так как иммиграция из Средней Азии будет нарастать – один только
Таджикистан запросил у российских властей на 2007 год ежегодную миграционную
квоту в целых 800.000 человек. А сколько мигрантов проникнет в Россию вне
всяческих квот и разрешений? Стало быть, свободных ниш, даже самых убогих,
останется еще меньше. Трудовую миграцию из Средней Азии в Россию может сдержать
лишь экономический прогресс и повышение уровня жизни в самих среднеазиатских
странах. Но, увы, никаких предпосылок к этому не наблюдается. Единственное
исключение – Казахстан, постепенно превращающийся в нового азиатского «дракона».
Но ведь именно поэтому трудовая миграция из Казахстана в Россию весьма
незначительна.
Урок первый: мигранты обычно
остаются
Власти Франции и других западноевропейских стран,
поощряя в 50-60 годы импорт дешевой рабочей силы из стран «третьего мира»,
предполагали, что «гастарбайтеры» приедут в их страны лишь временно, а потом,
заработав в Европе достаточные для достойной жизни средства, будут возвращаться
на родину, способствуя тем самым социально-экономическому прогрессу своих стран
и играя там роль своего рода «агентов» политического и культурного влияния
Запада. Но получилось все с точностью до наоборот – подавляющее большинство
иммигрантов осталось.
Более того, они не только остались, а привезли в страны
пребывания свои семьи, родственников, знакомых и так далее. В результате
иммигрантские общины в европейских странах стали разрастаться с ошеломительной
быстротой. Произошло это по следующим причинам: во-первых, бедственное состояние
экономики и политическая нестабильность на родине отнюдь не стимулировали
иммигрантов к возвращению; во-вторых, само экономическое развитие Запада,
вступившего в стадию «общества всеобщего процветания и потребления», и
демографическое состояние этого общества требовали все новой и новой дешевой
рабочей силы из стран «третьего мира».
Тем не менее, в Западной Европе попытались ограничить
иммиграцию. В той же Франции уже в 70-е годы прекратили организованный «завоз»
рабочей силы из бывших колоний, легально попасть на территорию Франции и
трудоустроиться там для иммигранта из «третьего мира» стало возможно фактически
только по линии «воссоединения семей» или с помощью ходатайства о политическом
убежище. Наиболее удобной и перспективной процедурой в этом плане, естественно,
являлось «воссоединение семей», тем более, что законодательство 1981 года
значительно упрощало переезд «родственников» во Францию – «по цепочке»
вытягивали целые кланы и племена. В 70-80-е годы североафриканские общины росли
почти исключительно за счет прибывающих с исторической родины «родственников».
Ну, еще, конечно же, и за счет нелегалов, а также «внутреннего» воспроизводства
- по статистике, у живущих во Франции арабов на семью приходиться по 6 детей, у
«коренных» французов - 1,84 ребенка.
В результате, согласно переписи 1999 года, во Франции
уже насчитывалось 3 миллиона 360 тысяч иммигрантов (около 6% населения), к этому
следует прибавить примерно 600 тысяч натурализованных иммигрантов, то есть
«французов по паспорту», среди которых значительную часть составляют дети и
внуки иммигрантов первого поколения. Из общего числа иммигрантов во Франции
начала XXI века имелось не менее 600 тысяч официально зарегистрированных
алжирцев, 450 тысяч марокканцев, 370 тысяч тунисцев и так далее. Иммигранты из
Северной Африки как правило селились компактно, концентрируясь в больших
городах. От 60 до 75% североафриканцев проживают в трех районах Франции:
Парижском (Иль-де-Франс), Роны и Альпы (с центром в Лионе) и Провансе --Лазурном
берегу (Марсель). В одном Париже (вместе с пригородами) живет не менее 200 тысяч
алжирцев, 130 тысяч марокканцев и 50 тысяч тунисцев.
Как и в 50-60 годы в подавляющем большинстве иммигранты
из Магриба заняты на низкооплачиваемой работе, которую в девяти случаях из
десяти не хотят выполнять французы. Североафриканские иммигранты имеют
несравнимо худшие жилищные условия, чем французы и иммигранты более ранних
миграционных волн - итальянцы, испанцы, португальцы. В 60-е годы
рабочие-магрибинцы проживали в так называемых. бидонвилях - не отвечающих
санитарным нормам жилья трущобах пригородов. Правда, проблема бидонвилей была
решена уже в 70-е годы строительством многоэтажного муниципального жилья (HLM --
квартиры за умеренную плату). Но за последние десятилетия HLM не без помощи
своих обитателей, так сказать, существенно поизносились. Сейчас эти
непрезентабельные многоквартирные дома вместе с общежитиями, принадлежащими
предприятиям, где работают североафриканцы, дешевыми гостиницами и прочим
низкосортным жильем образуют целые этнические кварталы. Типа парижского района
Сен-Дени, живущего своей особой, имеющей мало общего с остальной Францией
жизнью.
* * *
(Продолжение следует)
Об авторе: Михаил Калишевский - независимый журналист,
живет в Москве. Статья написана специально для ИА «Фергана.Ру»
|