Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №164(01.03.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Борьба за единство Церкви

Документ

В Украинской Православной Церкви Московского Патриархата появился свой Глеб Якунин

Заявление Союза Православных Граждан Украины

В России был такой священник, который хотел "исправить и улучшить" Русскую Православную Церковь. Поучая и "спасая" ее, он доигрался до ее отвержения, до хулы на Нее, за что был предан анафеме.

В Украинской Православной Церкви, которая была, есть и будет неотъемлемой частью Русской Православной Церкви, появился свой Глеб Якунин. Этот молодой, но не по годам наглый священник Петр Зуев, который трудится не в своем приходе, которого у него нет, ибо такому великому человеку нет времени заниматься подобной "ерундой", а в Рабочей группе Президента Ющенко по разгрому канонического Православия. Он решил осчастливить русское и мировое Православие оригинальными идеями в духе Остапа Бендера- собрать в Киеве глав всех Поместных Церквей, чтобы они объединили Церковь с раскольниками и дали ей автокефалию. Своих читателей Зуев держит за полных идиотов, приводя в пример для Украины всеправославные совещания в Софии и Стамбуле, где собиралось Священноначалие всех Поместных Церквей. Отличие тех собраний от зуевских авантюр в том, что они проводились по инициативе Первоиерархов тех Поместных Церквей, в которых были проблемы - Болгарский Патриарх Максим сам попросил лидеров других Поместных Церквей прибыть, чтобы они поддержали каноническое Православие. Точно также Иерусалимский Патриархат сам просил поддержки братских Поместных Церквей и согласился о встрече не на своей территории.

Подобные межправославные Соборы неоднократно проходили в Киеве- на празднование 950 летия Киево-Печерской Лавры, на Юбилей Блаженнейшего Владимира съезжались полномочные представители всех Поместных Православных Церквей с главной целью-заявить, что на Украине существует только одна каноническая Церковь во главе с Блаженнейшим Владимиром. Это знают все, кроме Зуева. Но если какие либо представители приедут в Киев без благословения Святейшего Патриарха Алексия, канонической территорией которого является Украина, да еще попытаются "даровать автономию и автокефалию", легитимировать раскольников-то это будет "разбойничий лжесобор", за одни призывы к которому Зуева следует лишить сана.

Зуев не мытьем, так катаньем пытается легитимировать раскольников. Например, предлагая идею "Галицкой митрополии". В случае ее создания, да еще принятия туда раскольников "в сущем сане" православные верующие потребуют создания Карпаторусской митрополии Московского Патриархата, Донецко-Таврическо-Новороссийской митрополии Московского Патриархата и будут правы-почему Галиции можно иметь особый статус, а Новороссии и Подкарпатской Руси-нельзя?

Так кто раскалывает Украину, а потом обвиняет в этом православных русских? Зуев и ему подобные и раскалывают. Мы же знаем, что Зуев, находясь в "Киевском патриархате", был ключевой фигурой в вербовке украинских боевиков в "горячие точки" СНГ. Что его нынешний "староста" Геннадий Друзенко ездил к Алиеву договариваться о поставках "пушечного мяса" с Украины для войны с Карабахом-это описано в статьях и книгах главы пресс-службы УПЦ МП Василия Анисимова.

Зуев демонстративно пишет "Киевский патриархат" и "УАПЦ" без кавычек, самочинно легитимируя эти раскольнические группы, выдает их за Церковь, обманывая читателей. За одно это его не только сана надо лишить, но и мельничный жернов ему подарить- согласно Священному Писанию, именно это положено тем, кто "соблазнит хотя бы одного из малых сих".

Поэтому мы обращаемся к Священноначалию- лучшим подарком к великому празднику Торжества Православия было бы завершение всех игр с теряющим власть Ющенко и справедливые канонические меры к откровенным еретикам и оборотням в рясах, врагам Церкви Христовой типа оранжевого попа Петьки Зуева.

Анафемы старым и новым богоборцам, еретикам и раскольникам, творцам расколов типа Ющенко, должны прозвучать 25 февраля в День Торжества Православия. Поэтому мы обращаемся к Священноначалию всего Московского Патриархата восстановить чтение Чина Торжества Православия во всей его полноте, включая анафемы старым и новым врагам Церкви Христовой, так как чтение анафем было запрещено большевиками и пора это их позорное наследие преодолеть.

Мы просим нашего великого Пастыря Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, против которого пишет свои пасквили оборотень в рясе Зуев, которого ненавидят и другие враги Христовой Церкви, подать пример восстановления чтения Анафем в чине Торжества Православия.




США и близкие ЦРУ СМИ оказывают беспрецедентное давление на Блаженнейшего митрополита Владимира.

15.02.2007,  www.otechestvo.org.ua

Кирилл Фролов

К борьбе за создание т.н. "поместной украинской церкви" подключились инвесторы "оранжевой революции" и скандального проекта отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата - США и ЦРУ. На днях "сам" посол США Уильям Тейлор посетил Блаженнейшего митрополита Владимира. Понятно, не просто так. Понятно, куда клонил, на что намекал. Вслед за Тейлором к митрополиту нагрянули корреспонденты радио "Свобода" во главе с Владимиром Еленским. "Свобода" испокон веков открыто финансировалась ЦРУ и с ней все ясно. Еленский последние десять, а то и больше, лет только и делает, что агитирует за греко-католиков и "Украинскую поместную церковь". В результате визита Еленского получилось интервью митрополита Владимира радио "Свобода". Характер вопросов свидетельствует, что это был настоящий перекрестный допрос. Вопросы повторяют один другого, строчат пулеметной очередью, не давая пожилому митрополиту опомниться. И львиная доля этих вопросов посвящена одной теме- "Украинской поместной церкви" отделению УПЦ от Московского Патриархата. Порой вопросы, точнее, императивные декларации Еленского длиннее, чем ответы Блаженнейшего. Еленский и его коллега Юлия Жмакина говорят за митрополита, говорит не компетентно, приводят не имеющие отношения к вопросу аналогии, прерывает, говоря молодежным сленгом, просто "гонит".

Самые смешные сравнения, которые приводит Еленский с Жмаковой, это Путина с Ющенко и сравнения взаимоотношений канонической Украинской Православной Церкви с раскольническими группировками и Московского Патриархата и русской Зарубежной Церкви. Еленский проводит параллели и приводит доказательства на уровне "раз Путину можно, почему нельзя Ющенко" и что "Московский Патриархат и Русская Зарубежная Церковь раньше также проклинали друг друга, как УПЦ МП и "Киевский патриархат", а теперь объединяются".

На самом деле, все с точностью до наоборот. Владимир Путин, в отличие от Ющенко, никогда не вмешивался в церковные дела. Восстановление единства Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви- объективный процесс, стимул которому был дан Социальной Концепцией Русской Православной Церкви, точнее ее пунктом о необходимости мирного гражданского неповиновения властям, если те "смущают совесть верующих", как, например, в случае с Ющенко, чье вмешательство в церковные дело нарушает св. каноны. Зарубежная Русская Церковь увидела в этом отказ от "сергианства", то есть сервилизма по отношению к безбожной власти. Проблема такого сервилизма была главным препятствием в диалоге Патриаршей и Зарубежной частей Русской Церкви. А Ющенко и его агитаторы, заставляя Церковь объединяться с раскольническими группами, как раз призывают Церковь к конформизму, осужденному Русской Зарубежной Церковью.

Владимир Путин, как православный русский человек, сопереживает делу восстановления единства Русской Церкви, но ему, в отличие от Ющенко, в голову не придет вмешиваться в церковные дела, указывать и диктовать. Ющенко же потребовал от канонической Церкви создания "объединительной комиссии" совместно с раскольниками, стал указывать, сколько священников в нее должно войти, стал заявлять за Церковь, что "создание Поместной Украинской Церкви- вопрос решенный". За такие заявления, за подобное беспрецедентное вмешательство по канонам от Церкви отлучают.

Природа преодоленных между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью разделений совсем иная, нежели между Церковью и раскольническими группами на Украине. Патриаршая и Зарубежная части Русской Церкви всегда признавали таинства друг друга. Русская Зарубежная Церковь всегда считала себя временно отделившейся частью Русской Церкви, чье отдельное существование имеет смысл только в условиях несвободы Русской Церкви. Как только Русская Церковь обрела свободу, процесс воссоединения начался.

Раскольнические группировки на Украине, такие как "Киевский патриархат" и "УАПЦ", не имеют никакого апостольского преемства, не являются частью Церкви. Мало того, "Киевский патриархат" нельзя даже считать религиозной организацией - его боевики захватили сотни православных храмов, "Киевский патриархат" был "крышей" для вербовки украинских боевиков в Чечню на стороне международного терроризма. Любой проходимец, купивший облачение священника, может называть себя хоть "патриархом", но от этого он таковым не станет. В Русской Зарубежной Церкви просияли многие святые, у самозваного "Киевского патриархата" никакой "святости" быть не может.

Заявления Еленского о неэффективности "плана РПЦ" по урегулированию украинского раскола не выдерживают критики. Насколько мне известно, позиция РПЦ состоит в том, что государству не стоит вмешиваться в дела Церкви и проблема решиться сама собой - проблема расколов на Украине, за пределами Галиции, сильно преувеличена. Раскольнические группировки действуют только благодаря поддержке государства. Как только она прекратится, "Киевский патриархат" рассыплется.

Большинство ответов Блаженнейшего Владимира являются примером достойной отповеди давлению "Вашингтонского ЦК". Однако некоторые из них вызывают недоумение. К счастью, мы не католики и в Православии нет догмата о непогрешимости епископата:

Митрополит Владимир заявил о том, о том, что Комиссия, созданная последним Архиерейским Совещанием и заявленная как "Комиссия по приему покаянных грамот" у раскольников, на самом деле, является "Комиссией по восстановлению единства украинского Православия". Как уже сказано выше, ключом к ликвидации раскола является не автокефалия УПЦ, а прекращение вмешательства государства в дела Церкви и поддержки им раскольнических групп.

Митрополит Владимир утверждает, что визит Патриарха Алексия Второго на Украину невозможен потому что нет надлежащих условий для размещения Первоиерарха всей Русской Церкви. Это заявление не выглядит серьезным. Во время своего Патриаршества Алексий Второй дважды посещал Украину и все условия были. Пастырские визиты Патриарха были бы важным фактором церковного единства. Блаженнейший говорит о том, что Патриарха в будущем примут как "Глав всех Церквей принимают", а не как "Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси". Это можно толковать довольно широко...

Митрополит Владимир называет действия активных православных священников и мирян, не приемлющих саму идею отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата, богопротивными. Но к противникам автокефалии относятся многие епископы тысячи священников и сотни тысяч мирян… Святые Новомученики и исповедники Российские во главе с Патриархом Тихоном, были категорическими противниками автокефалии. Патриарх Тихон даже ликвидировал автономию Украинской Церкви, видя в децентрализации Московского Патриархата угрозу Православию как таковому. Поэтому большинство в Украинской Православной Церкви, считающее отделение от Московского Патриархата катастрофой как русского, так и вселенского Православия, пойдет по их стопам. Если внешнеполитические инвесторы проекта украинской автокефалии не стесняются жесткого императивного тона, то и сторонники единства Церкви "всея Руси" не могут себе позволить мягкость и компромиссы в святом деле защиты Веры и Церкви, ее единства, достоинства и неделимости.

Одним из инструментов защиты Церкви от богоборческих режимов, является ее Социальная Концепция, принятая, под водительсьтвом Духа Святаго соборным разумом архиереев с участием, и Блаженнейшего Владимира, и всех архиереев УПЦ на Юбилейном Соборе в 2000 г . Однако, под напором Еленского, митрополит Владимир называет ее «рукотворной», а ведь именно Концепция дает право верующим отказать государству пребывания в легитимности, если оно склоняет их к отречению от Христа, как это часто происходит на Украине.

Вопросы Еленского о том, кто финансирует противников автокефалии, пошлы и провокативны- поиски "заговора Москвы" "людьми Вашингтона" стали обыденными, все эти разговоры о "подготовке Москвой черных списков"-не более чем дешевые провокации. Эти люди не хотят поверить, что православный народ действительно не желает отделяться от Русской Церкви.




Bнтервью Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины

14.02.2007,Радио «Свобода»

Митрополит Киевский и всея Украины Владимир: "Восстановление единства Церкви подразумевает возвращение тех, кто отпал от церковного единства, через осознание ими греха раскола, то есть через покаяние"

Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир отвечает на вопросы корреспондентов Радио "Свобода" Виктора Еленского и Юлии Жмакиной.

Виктор Еленский: Сегодня наша программа опять на выезде. Мы в кабинете Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Владимира. Мы в Лавре, в его кабинете, где много книг, икон. Владыка, скажите, есть ли политики высшего эшелона, которые не бывали здесь вообще?

Митрополит Владимир: За редким исключением, думаю, все бывали. И не только наши политики, а из-за рубежа.

Виктор Еленский: Ваше Блаженство, хочу начать с недавней инициативы Президента Виктора Ющенко. Он заявил о намерении обратиться к Синодам Украинской Православной Церкви и Украинской православной церкви Киевского патриархата с предложением создать Совместную богословскую комиссию. Будет ли Украинская Православная Церковь принимать участие в этой комиссии?

Митрополит Владимир: К сожалению, нет. У нас недавно прошел Собор епископата, который принял решение: воздержаться от образования подобного рода двусторонней комиссии, так как киевский патриархат не имеет апостольской преемственности епископата, не может быть экклезиологически (т.е. с точки зрения учения о Церкви Ред.) равноправным участником диалога.

Однако, исходя из принципа церковной икономии (в Церкви принцип разрешения вопросов с позиций снисходительности, практической пользы, целесообразности Ред.), Архиерейский Собор в одностороннем порядке создал комиссию УПЦ по восстановлению единства Украинского Православия. Собор еще раз напомнил, что восстановление единства подразумевает возвращение тех, кто отпал от церковного единства, через осознание ими греха раскола, то есть через покаяние, возвращение в лоно Украинской Православной Церкви, откуда они вышли.

Виктор Еленский: То есть Украинская Православная Церковь остается на своей старой позиции?

Митрополит Владимир: Да.

Виктор Еленский: Ваше Блаженство, 17 мая, как известно, ожидается подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью за рубежом. Обозреватели почти единогласны в том, что решающий импульс тут исходил от Президента Путина в объединении этих двух церквей, которые были непримиримыми на протяжении почти 90 лет. Почему этот шаг Президента Путина всячески приветствуют, а когда Президент Украины Виктор Ющенко стремится сделать нечто подобное, то его всемерно ругают? Иначе говоря, почему Путину можно, а Ющенко - нельзя?

Митрополит Владимир: Я не знаю подробностей. Но прошу обратить внимание, речь идет о двух сторонах: Российская Зарубежная Православная Церковь не раскольническая, никто из нее не был запрещен, она истинная, а мы имеем дело со стороной раскольников, которые запрещены Церковью и даже отлучены от Церкви. Есть разница в возможностях этих сторон.

Юлия Жмакина: Владыка, я бы хотела уточнить. То есть и далее схема президента Ющенко в создании Единой Поместной Церкви Вами не воспринимается? То есть, при его президентстве эта идея, которую он обещал своим избирателям, не будет воплощена?

Митрополит Владимир: Мы еще в 1992 году, когда начался этот страшный раскол, поставили условия, при которых возможны богословские собеседования нашей Украинской Православной Церкви с Украинской автокефальной православной церковью и так называемым Киевским патриархатом.

Во-первых, остановить со стороны Киевского патриархата агрессию, которую осуществляли и осуществляют поныне. Во-вторых, вернуть то, чем незаконно завладели. Это и епархиальные управления, кафедральные соборы, помещения духовных школ и подобное. Третье, невмешательство в этот процесс и центральной власти, и власти на местах. И четвертое, эти встречи могли бы иметь место, если в них не будет принимать участие Филарет - человек, отлученный от Церкви.

Юлия Жмакина: Ваше Блаженство, такая постановка вопроса, на Ваш взгляд, не усложняет и без того сложную ситуацию в Украине?

Митрополит Владимир: Украинская Православная Церковь, как и все Православные Церкви в мире, живет по своеобразной Конституции, канонам, то есть по правилам внешней и внутренней жизни, сформулированных святыми Апостолами, Вселенскими соборами и принятыми для всецерковного обязательного применения.

Во время нарушения канонического строя нарушается и каноническая дисциплина, а это, в свою очередь, приводит к появлению раскола, ереси, деструктивных тоталитарных сект, в результате чего страдают святые свойства Церкви: единство, святость, каноничность, апостольство и другое.

Так что эти каноны и есть наша конституция, и мы должны ими руководствоваться, как руководствуется вся полнота Православной Церкви во всем мире.

Виктор Еленский: Ваше Блаженство, на протяжении 15 лет руководители страны не однажды выдвигали разнообразные инициативы, как лучше объединить православных, но из этого мало что вышло. Но и тот путь, который предлагает Русская Православная Церковь, тоже оказался неэффективным. Целое поколение выросло разобщенным, целое поколение уже знает, что есть какие-то иные люди в другой Церкви, с которыми нельзя причащаться. То есть, такой путь уже выявился нереалистичным. Можно ли придумать что-либо другое, более удачное, способное соединить две части Церкви? Все-таки, как бы там ни было, это православные люди?

Митрополит Владимир: Да. К сожалению, действительно, душа болит и сердце щемит, что единокровный, единокровный украинский народ враждует в результате этого церковного деления.

Но есть один принцип, есть одно постановление, есть одна, повторяю, наша конституция канонические правила, в соответствии с которыми мы должны поступать. Согласно этим правилам, существует единственный путь - это не вымаливать себе на коленях какого-то признания, а покаяться за раскол: это покаяние тех, которые, по совести ли, или нет, попали в отряд так называемой раскольнической церкви.

Виктор Еленский: Владыка, я опять возвращаюсь к Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за рубежом. Они проклинали друг друга. Русской Православной Церкви за рубежом не было ни в одном диптихе (здесь - официальный, признаваемый Полнотой Православия, список Поместных Православных церквей - Ред.). Они требовали от Московского Патриархата покаяться за сотрудничество с властью. Московский Патриархат не каялся, но 17 мая они уже будут, по-видимому, причащаться совместно. Разве нельзя что-либо придумать для тех, кто в Киевском патриархате и в Автокефальной церкви? Чтобы "все были едины"?

Митрополит Владимир: Нельзя иного придумать, потому что это принципы Православия, Православной Церкви, и тот, кто по-настоящему принадлежит к Православной церкви, это понимает.

Есть открытые двери сердец, есть объятия, если надо, чтобы люди, которые отошли от Церкви, опять вернулись. А это возможно только через путь покаяния.

Юлия Жмакина: Социологи обнародуют результаты различных опросов. Порой ими весьма отлично описывается количество православных в Украине, их принадлежность к разным юрисдикциям. Можно ли узнать, сколько, скажем, людей, младенцев, взрослых крестили в храмах УПЦ в прошлом году, скольких отпели, скольких венчали?

Митрополит Владимир: Это вопрос учета; подсчеты - вопрос не простой.

Вспомним, хотя бы, библейскую книгу Второзаконие, когда Бог запретил Моисею считать своих воинов. Моисей не послушал, начал считать, и много воинов стало умирать. Но это так, аналогии.

К сожалению, не ведется статистика ни индивидуальная, ни церковная, ни государственная, сколько верующих людей.

Юлия Жмакина: Порой появляются в прессе фантастические цифры о церковных богатствах. Насколько я знаю, люди Церкви скептически относятся к этим цифрам. Скажите, почему сама Церковь не обнародует свой бюджет? Будет ли это когда-либо сделано?

Митрополит Владимир: Во-первых, потому что [вся] Церковь не имеет статуса юридического лица. Во-вторых, наш бюджет зависит, собственно говоря, от Бога и от добрых людей, жертвующих на Церковь и поддерживающих ее.

Так что сама Церковь принять какой-то бюджет на следующий год или какой-то иной, практически, не может - неизвестно, сколько пожертвований принесут люди.

Виктор Еленский: А сколько пожертвований принесли люди в прошлом году?

Митрополит Владимир: Такой общей статистики у нас нет.

Юлия Жмакина: Владыка, Вы - богатый человек?

Митрополит Владимир: Я богат тем, что живу, дышу воздухом, любуюсь красотой мира и живу на родной земле, на Украине.

Юлия Жмакина: Говоря, может быть, светским языком, кого УПЦ Московского Патриархата считает своим конкурентом в Украине? Какие церкви?

Митрополит Владимир: Традиционными в нашей стране являются православные церкви, Римо-Католическая Церковь и другие церкви по годам своего создания и бытия.

Виктор Еленский: Насколько я понял вопрос: кто главный конкурент в борьбе за души человеческие в УПЦ Московского Патриархата?

Митрополит Владимир: Я не думаю, что кто-то собирается на какое-то спортивное состязание в этой области и наперегонки, кто больше сослужил стране, народу своему...

Юлия Жмакина: Но, по всей вероятности, Вы заинтересованы в умножении паствы?

Митрополит Владимир: Естественно.

Виктор Еленский: Когда я читаю издания УПЦ, там более-менее очевидно, кого (если светским языком говорить) здесь считают конкурентами. Во-первых, это Киевский патриархат. Так часто, как патриарха Филарета вспоминают в этих изданиях, наверное, в изданиях Киевского патриархата не вспоминают. А потом идут разные сообщества, которые называют тоталитарными сектами или деструктивными, или разнообразными культами. Правда?

Митрополит Владимир: Да, конечно. Исторически наша вера православная. И наши казаки запорожские, украинские патриоты, писатели, и Тарас Григорьевич Шевченко, и другие были православными. Это нам ближе, нам, православным... Мы стоим, и будем стоять за нее до последнего, чего б это не стоило.

Виктор Еленский: Владыка, Вы говорили о Православных и Римо-Католической Церкви как о традиционных. А Греко-Католическая Церковь?

Митрополит Владимир: Греко-Католическая Церковь - часть Римо-Католической Церкви. Только восточный обряд.

Виктор Еленский: Какие сейчас отношения у Украинской Православной Церкви в единстве с Московским Патриархатом с Украинской Греко-Католической Церковью?

Митрополит Владимир: Отношения нормальные. Лучше сказать - никакие.

Юлия Жмакина: "Нормальные" и "никакие", все-таки большая разница. Вы, к примеру, кардинала Гузара называете "братом"?

Митрополит Владимир: Я его кардиналом называю. Надо еще, чтобы пришло время. Это касается не меня лично, а нашего народа украинского, особенно православного, поскольку много пренебрежения и горя, даже физических издевательств [было]. Когда легализировали Греко-Католическую Церковь в Украине, уничтожили практически три наши епархии: Львовскую, Ивано-Франковскую, Тернопольскую...

Это понятно, фанатизм немного, подъем "бей, громи, наше время пришло" Это было жестоко! Следовало бы Греко-Католической Церкви не забывать, что мы держали в своих приходах много греко-католиков, когда уничтожили официально Греко-Католическую Церковь на украинской территории, в духовных школах обучались те люди, которые сегодня составили ядро Греко-Католической Церкви: священство и так далее.

Как бы там ни было, но мы сохранили для них и храмы, и души, и прихожан. Надо было бы сказать "спасибо", а не катить бочку.

Виктор Еленский: Юля, Владыка имеет в виду, что когда греко-католиков присоединили к православным, они молились в православных храмах, но, конечно, из них католичество выбивали...

Митрополит Владимир: Тогда изо всех выбивали...

Юлия Жмакина: Учитывая вызовы современного мира, на какие, скажем, уступки или либерализацию каких традиций готова пойти Украинская Православная Церковь для привлечения молодежи? Я говорю о дебатах насчет однополых браков, или отмены запрета на аборт, или просто ослабление поста. На что готова сегодня Украинская Православная Церковь?

Митрополит Владимир: Я думаю, Украинская Православная Церковь, как и другие Церкви, на такую либерализацию, которая бы служила ущерблению принципов веры, благочестия народа, не может идти, ибо она строит свои отношения ко всем на Божественном откровении, на науке Церкви.

Тот, кто ищет какой-то либерализации в той или иной Церкви, уже не с того начинает, с чего следует начинать.

Надо начать с веры, надо веру показывать в своих делах, в жизни, в поведении (как в личном, так и в семье).

Так что уменьшать посты, чтобы привлечь молодежь - такими методами наша Церковь не пользуется. Но радуемся, если умножается количество молодых людей, которые активно идут в Церковь, принимают участие в жизни нашей Церкви, приобщаются в разной церковной деятельности это благотворительность, помощь больным, брошенным детям. Молодежь активно берется за это.

Большое доверие сегодня общества к нашей Церкви, вообще к церквям, и этим надо дорожить, надо оправдать доверие.

Виктор Еленский: Владыка, а про изменения календаря речь не идет?

Митрополит Владимир: Нет. Сейчас речь не идет об изменении календаря. Это связано с очень большими проблемами. Не все люди одинаково воспринимают. Каждое новшество в церкви воспринимается с большой болью и приводит к разделениям.

Виктор Еленский: Позвольте вернуться к вопросу о Церкви и политике. Скажите, правда ли, что на Вас оказывали сильное давление и говорили, что если Вы не дадите благословение одному из кандидатов в президенты, то Вас сместят с должности?

Митрополит Владимир: Такого не было. Это выдумки.

Виктор Еленский: На одном из епархиальных собраний Вы сказали, что надо делать выводы [из президентской кампании-2004], и не надо, как Вы говорили, забираться так глубоко в политику, как некоторые священнослужители.

Митрополит Владимир: Поощрения были со стороны депутатов перед выборами. Из-за этого были разные оценки в прессе. Вы это помните+ Из-за этого мы пришли к выводу: не благословлять в Верховный Совет никого из духовенства и епископата.

А по поводу местной власти, предоставить права правящему архиерею давать согласие на местное депутатство или не давать. Так это остается и доныне.

Виктор Еленский: Но одно дело, как это было в начале 90-х годов, когда священник баллотировался в областной совет как священник. Теперь Владыка Одесский баллотировался в списке партии. Имеет ли митрополит Агафангел на это церковное благословение?

Митрополит Владимир: Предоставлено право правящим архиереям принимать решения в этой области, принимать решения, которые они находят целесообразными. Видимо, он сам воспользовался этим правом.

Юлия Жмакина: А что Вы лично советовали бы относительно похода священнослужителей к власти и в списки партий?

Митрополит Владимир: Думаю, небольшой опыт, который мы имеем, говорит о том, что это не оправдано. Священнослужители должны заниматься церковными делами. А сейчас этих дел невпроворот, потому что Церковь разворачивает все шире благотворительную деятельность, и нужны способные молодые люди. Работы и Божьим, и мирским хватает. А участие в выборах не принесло Церкви, на мой взгляд, пользы.

Виктор Еленский: То есть, для Украинской Православной Церкви сделано исключение из Основ социальной Концепции? Ведь там подчеркивается, что не допускается выдвижение кандидатур священнослужителей на выборах любых органов представительской власти? Там говорится - "всех уровней".

Митрополит Владимир: То, что концепция Православной Церкви существует, это еще не значит, что она - слово Божье, Святое Евангелие. Она дана как руководство, а каждый в праве поступать+

Виктор Еленский: То есть, она такая рукотворная?

Митрополит Владимир: Конечно, рукотворная.

Юлия Жмакина: Владыка, как часто Вы встречаетесь с Викторами: Виктором Ющенко и Виктором Януковичем?

Митрополит Владимир: Долго не встречался. А в конце декабря пригласили наше правительство на Владимирскую горку, к памятнику св. Владимиру, где мы каждый год служим благодарственный молебен.

Был Виктор Ющенко, я даже сподобился, что Президент привез меня домой, будучи сам за рулем машины. Так что мы виделись.

Потом согласился Президент наш встретиться с епископатом нашей церкви. Была достаточно содержательная встреча.

А на Рождество был премьер-министр и несколько министров его у нас, в Успенском соборе, здесь в Лавре.

Юлия Жмакина: Владыка, в Украине растет число людей, которых называют олигархами. Приходят они в Вашу Церковь? Приносят ли дары?

Митрополит Владимир: Приходить приходят. Конечно, это дело совести каждого человека, с чем он идет в церковь: молиться ли, или посмотреть, или себя показать это личное дело каждого. Знает сам человек.

Достаточно часто жертвуют на реставрацию монастырей, соборов, храмов, на строительство новых храмов олигархи, достаточно часто помогают материально: или оплачивают какие-то стройматериалы, или рабочую силу, или пересчитывают на счет церкви.

Виктор Еленский: В последнее время участились нападки на Украинскую Православную Церковь не столько со стороны национально сознательных сил, а со стороны сил, откровенно пророссийских. Они не допускают самой мысли о том, что вообще в принципе может быть у Украинской Православной Церкви автокефалия, называют ее "богомерзкой авантюрой". Кто поддерживает их внутри страны и за ее пределами? Кто финансирует такие группы?

Митрополит Владимир: Я тоже хотел бы знать. Не для того, чтобы потом отомстить, у нас нет даже таких возможностей, а чтобы просто помолиться за них, чтобы они не занимались богопротивным делом.

Виктор Еленский: Возвращаясь к 2004 году. В начале года приезжал в Киев Президент России, встречался с Вами, был в Лавре. Он говорил, что Церковь это единственное из того немногого, что нас еще объединяет, то есть украинцев и россиян, а потом удалился с епископатом и говорил какое-то время за закрытой дверью. Вы можете рассказать, о чем тогда шла речь?

Митрополит Владимир: Я думаю, каждый человек, в том числе и Президент, как наш, так и российский, имеют право высказывать свое мнение и давать свои оценки. Это еще не значит, что это какая-то Божья власть, которая дает печать раз и навсегда.

Была встреча Президентов Кучмы и Путина с нашим епископатом, говорили о разных вещах, обменивались мнениями о межцерковных и межгосударственных отношениях+

Даже, кажется, Путин пообещал пожертвовать на роспись Успенского собора. Правда, до сих пор ничего не было. Наверно, и не будет.

Юлия Жмакина: Владыка, планируется ли приезд в ближайшее время в Украину Патриарха Алексия II?

Митрополит Владимир: Пока нет, потому что, честно говоря, нет пока что возможности принять, как подобает, одного из глав Поместных Православных Церковь мира.

Юлия Жмакина: О чем речь?

Митрополит Владимир: Даже где остановиться? В Лавре нет ни единого помещения, которое можно было бы оборудовать и встретить Патриарха, который, наверно бы, не отказался переночевать в Киево-Печерской Лавре.

Юлия Жмакина: Только бытовые препятствия?

Митрополит Владимир: Нет, не только бытовые. Потом, эти шумные замеры, кто до какой степени украинец, кто служит Украине, кто не служит. Мы надеемся, это прекратится, настанут лучшие времена, и Патриарх будет принят так, как всех глав Церквей принимают.

Виктор Еленский: Ваше Блаженство, над чем сейчас работают богословы Украинской Православной Церкви? Можете ли Вы сказать, что воспроизведен тот уровень богословской мысли, который существовал, например, в Киевской духовной академии до 1917 года?

Митрополит Владимир: Уровни здесь тяжело сравнивать+ То было богословие на стыке событий, нагрянувших в 1917 году. Надо сказать, духовные школы достаточно свободно себя чувствовали в России. Было и богословие революции, разнообразные богословия придумывали.

Нынешнее время выдвигает совсем другие требования. Сейчас надо дать нашему народу какое-то образование богословское, духовное, надо дать литературу людям, дать проповеди, Евангелие, чтобы люди узнали Бога, Которого они ищут, чтобы могли жить так, как велит Господь.

Богословы работают над разными темами, но, опять-таки, в русле времени, они сегодня призваны катехизировать народ, молодежь обратить к Богу.

Церковь стремится не упустить время и обратиться именно к нашей молодежи, чтобы она воспитывалась в духе морали, в духе церковности, в духе верности своему народу и своей стране.

Юлия Жмакина: Ваше Блаженство, мы знаем достаточно много случаев, когда приход молодого человека в церковь становится последним; после этого он идет в другую церковь. И Вы знаете подобные случаи+

Митрополит Владимир: Да, это особенно проявилось в 1990-х годах. Тогда пожилые люди стояли на страже Церкви. Бабки там держали+ Перегибы постоянно были, так как они не очень-то относились к молодежи, приходившей с непокрытой головой или не так державшей руки+ Теперь, к сожалению, это тоже имеет место. Я считаю, главная причина в том, что мы не можем получить согласие государства на хотя бы факультативное преподавание религиозной этики, если уж не Закона Божия+

Юлия Жмакина: Это вызвало большие дискуссии в украинском обществе+

Митрополит Владимир: Они еще не угасли. И мы не можем дать молодежи церковного воспитания. А молодежь заходит время от времени в какой-нибудь храм, она же не привыкла, она не знает, что это такое, как там себя вести. А терпения у старшего поколения к молодежи тоже нет. И получается такой общий негативный результат...

Виктор Еленский: Ваше Блаженство, а кто сейчас идет в священники?

Митрополит Владимир: Знаете, делить на какие-то социальные касты не приходится, есть разные люди: из простых людей, дети духовенства, дети ученых, дети рабочих. Самый разнообразный состав из разных мест и разного происхождения. Многих людей мы меняем в Церкви, старшее духовенство на молодых, и молодые оправдывают наши надежды.

Виктор Еленский: Ваше Блаженство, Вы долгое время служили в Западной Европе, много встречались с католиками, с протестантами, были во Всемирном Совете Церквей. Скажите, почему само понятие "экуменизм", которое, собственно, означает путь христиан к общей евхаристической чаше, почему оно стало ругательным среди православных?

Митрополит Владимир: Православные люди, и в этом опять-таки в какой-то степени виновата Церковь, недостаточно информации получали в прошедшие времена. У православных людей сложилось мнение: экуменизм связан с продажей Православия, за которое надо умирать, а не менять его на какое-то участие. Люди не знали, что никогда не было общей службы, евхаристии особенно, с какой-то конфессией.

Недавно во Франции прошли дни Киево-Печерской Лавры. Перед такими святынями как Терновый венок Христа Спасителя, глава Иоанна Предтечи, мощи Марии Магдалины, перед другими святынями мы, православные, действительно служили короткие молебны в католических храмах.

Но ни в одном месте, не могло этого быть и не было, как люди нас обвиняют, чтобы мы молились вместе с еретиками, с богоотступниками, то есть с католиками. Не было этого.

Так и в экуменическом движении тут тоже никогда не было измен, никто не изменял Православию. Наоборот, свидетельствовали люди, которые занимались экуменическим движением, о том, какая богатая наша Православная Церковь.

Так что есть страх людей, особенно после расколов и такого подобного, чтобы, спаси Боже, никто не предал Православие с еретиками.

Виктор Еленский: Когда разговариваешь с православными епископами, долго служившими на Западе, то понимаешь: они знают, что католики не происходят от слова "кат" (кат - укр. "палач" - Ред.), что они братья, что у них есть апостольское преемство, много чего о католиках знают. С ними вместе за столом сидят, с ними ведут дружеские беседы, но когда оглашают публичные речи, говорят, что мы с ними быть не можем. Когда спрашиваешь, почему такая разница между публичной позицией и поведением на Западе, то они говорят: "Так хотят люди". Почему же людям не разъяснить, что католики это не так плохо и не так "богомерзко", как об этом в каких-то брошюрах пишут?

Митрополит Владимир: Здесь корни глубокие, с тех времен, когда нас католики величали схизматиками восточными, а мы, в свою очередь, не оставались в долгу и свои какие-то аргументы выставляли. И эта вражда историческая еще долго будет, ведь все, что касается веры, религии это очень хрупкая тема и очень чувствительная.

Я с вами согласен, что надо людям разъяснять. И это в некоторой степени делается. Но поведение, опять-таки, наших западных коллег+ Тоже хотелось бы лучшего, нежели эти попытки захватить больше электората и просветить их по-своему.

Виктор Еленский: Отцы из Отдела внешних церковных отношений Московского Патриархата обычно говорят: католики разрушили три наши епархии. Но что это за католики? Они что, на парашютах прыгнули, скажем, в Тернополь? Это же те католики, которые вышли из подполья и просто вернули свои храмы. Это же не нашествие какое-то было или крестовый поход с Запада+

Митрополит Владимир: Но было столкновение, и это не забывается так быстро. Еще придут времена, все станет на свои места. Но опять таки: все то, что касается Церкви, это особенная тема, она требует особенного подхода, чтобы не наломать дров и чтобы не ранить сердца людей.

Виктор Еленский: А если бы сейчас Папа Бенедикт ХVI пожелал приехать в Украину, Украинская Православная Церковь опять была бы против, как в случае с Папой Иоанном Павлом II?

Митрополит Владимир: Еще на эту тему я не думал.

Юлия Жмакина: Владыка, у Вас бывает свободное время? Чем Вы его заполняете?

Митрополит Владимир: Свободного времени мало. Много времени идет на каждодневные приемы людей. Люди приходят с разными болезненными вопросами, никто с радостью не ходит, все идут со скорбью.

Юлия Жмакина: Правда?

Митрополит Владимир: Нищета давай помоги, Церковь того не делает, этого+. Есть много проблем среди населения.

Потом хочется еще что-то писать. Может, даст Бог, докторскую работу напишу. Если даст Бог еще прожить.

Виктор Еленский: Какая тема Вашей докторской?

Митрополит Владимир: "Реализация таинства святой Церкви Православной".

Потом хочется что-то читать. Посмотреть новости, если некогда читать прессу, на сайт заглянуть.

Юлия Жмакина: Вы активно пользуетесь Интернетом?

Митрополит Владимир: Конечно!

Юлия Жмакина: Относительно посмотреть... В последнее время очень много появилось фильмов на религиозную тему. Вы смотрите их? Что Вам понравилось? Или что Вы осуждаете?

Митрополит Владимир: Конечно, не все. Бывают удачные фильмы, бывают не очень. Но те, где что-то пытаются люди сказать всей нашей массе, непросвещенной в вопросах религии это хорошо.

Виктор Еленский: Владыка, а как потребитель политических новостей и гражданин Украины, что Вы думаете о современном политическом процессе, о перетягивании полномочий от Президента к Премьеру?

Митрополит Владимир: Я лично надеюсь, о том и молюсь, что это явление временное. Это не вражда для Украины, а испытание для сильных людей. Сильным людям, тем, кто имеет волю сильнее, Господь посылает больше испытаний, чтобы закалить и сделать еще сильней.

Но жаль, что тратятся силы, средства, тратятся человеческие резервы, и ни к чему это не приводит, опять трения, разделения. Очень жаль.

Виктор Еленский: А противоборствующие стороны советуются с Вами?

Митрополит Владимир: Бывает.

Виктор Еленский: Что Вы им советуете?

Митрополит Владимир: Советую, что если они не правы, чтобы они [это] поняли и поступили по правде Божьей и человеческой.

Виктор Еленский: Все ли они одинаково понимают правду Божью и человеческую?

Митрополит Владимир: Кто-то говорит, что понимает, кто-то в этом глубины не ищет, чтобы понять, кто-то просто улыбается.




Блаженнейший Митрополит Владимир: «Каждый имеет свои - неповторимые - отношения с богом»

23.02.2007, «Зеркало недели»

Екатерина ЩЕТКИНА

Так случилось, что с митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом) мы встретились в первый день Великого поста. Вместе с солнечной погодой и уютной обстановкой его рабочего кабинета это умиротворяло и заставляло с надеждой смотреть в будущее. Несмотря на тревоги, вызванные последними событиями в Украинской православной церкви.

В последнее время предстоятель УПЦ все чаще попадает под огонь критики со стороны «своих». Околоцерковные братства и СМИ критикуют едва ли не каждый шаг Блаженнейшего владыки. Чуть ли не каждое его слово становится поводом для протестов «возмущенной православной общественности». Под ее огонь попали даже «протокольная» встреча предстоятеля УПЦ с послом США в Украине В.Тейлором и интервью радио «Свобода». Страсти накаляются «непроверенными сообщениями» о якобы сожженных посланиях Блаженнейшего в приходах, сборах подписей «несогласных» с политикой митрополии и т.д. Что в общем производит довольно тревожное впечатление нестабильности внутри наибольшей украинской церкви.

Впрочем, из текстов возмущенных критиков мало что можно понять. Во встрече с американским послом их, похоже, больше всего возмущает то, что посол — американец. А в целом критики готовы «бить по рукам» даже за робкие попытки преодоления разделенности украинского православия.

— Ваше Блаженство, последнее время активнее стали обсуждать возможность появления в Украине поместной церкви и участии в этом Вселенского патриарха. И если раньше речь шла о статусе УПЦ КП и УАПЦ, то теперь говорят о церкви, которую возглавляете вы. Ведется ли диалог между Москвой и Константинополем по этому вопросу?

— Диалог между православными Церквами никогда не прекращался. На многочисленных встречах и форумах они совместно ищут ответы на нынешние вызовы мира сего. Но среди горячих вопросов, которые волнуют сегодня православное сообщество, проблема статуса УПЦ не занимает какого-либо заметного места. Статус Украинской православной церкви — это внутренне дело Украинской православной церкви. И никто ни с кем не ведет об этом диалога.

— А что же думают об этом внутри Украинской православной церкви?

— Как показала состоявшаяся недавно в Киево-Печерской лавре встреча архиереев с президентом Украины и последующий Архиерейский собор, этот вопрос неактуален и внутри УПЦ. Нас сегодня волнует в первую очередь комплекс застарелых церковно-государст­венных вопросов, которые препятствуют выполнению миссии в обществе. Это проблема статуса юридического лица, который с 1918 года так и не возвращен церкви. И законодательное обеспечение ее социального служения, и реституция церковной собст­венности, и преподавание «Закона Божьего» в школах, и проблема налогообложения и тарифов для приходов и монастырей — все приравнено к промышленным предприятиям. Понимаете, в чем парадокс — власть на протяжении пятнадцати лет не дает нам покоя со статусом УПЦ в православном мире, но мало интересуется реальным положением церкви в родной стране.

— Значит, вопрос расширения автономии УПЦ не будет подниматься ближайшее время?

— С 1990 г., согласно Томосу, наш статус больше, чем автономная (независимая), и меньше, чем автокефальная (самовозглавляемая) церковь. Мы имеем свой Священный синод, сами поставляем епископов, решаем все вопросы церковной жизни. Главное в церкви — не статус, не форма административного устройства, а то, выполняет ли она свою спасительную миссию, предначертанную Господом.

— Возможно, статус все-таки имеет определенное влияние в этом вопросе. Самостоятельная церковь может выполнять свою миссию эффективнее.

— Несмотря на все сложности и даже кровавые гонения, наша церковь уже тысячу лет осуществляет миссию на этой земле. Ее Таинства благодатны и спасительны, что признано всем христианским миром.

— Но «границы» автономии все время «плывут» — то говорят о «широкой автономии», то о ее «сужении». Так где же они теперь пролегают, эти границы?

— Томосом 1990 года нам дана широкая автономия. С тех пор «границы» ее не менялись. Все канонические правила, которые существуют в отношении автономных церквей, соблюдаются в отношении Украинской православной церкви.

— Иногда приходится слышать голоса желающих избавиться от этого статуса вовсе и вернуться в положение экзархата РПЦ. В чем плюс именно той автономии, которой сегодня обладает УПЦ?

— Плюсы автономного статуса очевидны. Он действительно позволяет более эффективно осуществлять управление церковью, решать епархиальные проблемы. Но главное, это именно тот статус, который сегодня удовлетворяет всех: и тех, кто дорожит тысячелетним единством Русской православной церкви, родившейся здесь, на берегах Днепра, и тех, кто хотел бы большей самостоятельности. Я не вижу вопросов, которые мы бы не могли решить в рамках нашей автономности. В свою очередь единство с Русской православной церковью позволяет нам в полной мере использовать мощный ресурс богословской и интеллектуальной православной мысли, совместно в духе общей исторически сложившейся традиции решать узловые проблемы духовного существования человека. В последние годы были созданы Церковью «Основы социальной концепции», «Миссионерская концепция», «Концепция молодежного служения», «Основы хозяйствования» — православный взгляд на проблемы трудовых отношений, православная «Концепция прав человека» и прочее. Над этими документами трудились сотни богословов и светских ученых, в них зафиксировано православное осмысление сегодняшнего мира, человека и человечества. Они стали заметными явлениями в религиозной и общественно-политической мысли Европы и мира. Прошедший в прошлом году в Москве Саммит духовных лидеров, собравший более ста виднейших представителей основных мировых конфессий, показал, что православие может выступать интегрирующей силой, предлагать продуктивные идеи для решения стоящих перед мировым сообществом проблем.

— Появление православной «Концепции прав человека» было расценено как очередной символ страха Русской православной церкви перед Европой и ее ценностями. Страха, который генерируют и у нас в стране.

— Я достаточно долго жил и работал в Западной Европе, поэтому мне трудно понять, о каких страхах идет речь. Мы европейский народ, европейская страна. Европа — центр христианской цивилизации. И Декларация прав человека создавалась на основе христианских общечеловеческих ценностей. Да, конфликт существует. Но не с Декларацией прав человека, а с нынешней концепцией прав человека, которая навязывается секулярным обществом. Религиозная концепция прав человека отличается от секулярной тем, что связывает права человека с ответственностью и уважением религиозных убеждений. На этом основании и православная, и католическая церкви выступают против эвтаназии, легализации однополых браков и т.д.

— А рыночная экономика с ее неизбежным потребительством тоже не вызывает вопросов?

— Нет, не вызывает. За исключением 70 лет тоталитаризма мы тоже жили в условиях рыночной экономики. У Церкви в этих условиях есть ряд заданий. И она их выполняет. В том смысле, что Церковь всегда выступала за трудящегося человека, за оплату труда, гарантирующую достойную жизнь его семье, воспитание, образование, духовное развитие детей, достойную старость. Это отображено в православных «Правилах хозяйствования», разработанных Церковью.

— Сторонники дальнейшей автономизации УПЦ указывают на то обстоятельство, что в этом статусе было бы проще договориться с группами, отошедшими в раскол. Ведь их основной упрек УПЦ состоит в том, что это «московская» церковь.

— Поймите, раскол не имеет и не может иметь отношения к статусу УПЦ. Это не просто нечто «исторически сложившееся». Раскол — это в первую очередь тяжкий грех, порожденный гордыней. И выставлять какие-то условия примирения человека с Богом, Его Церковью, могут лишь далекие от веры люди. Единство — это благо Церкви. Оно достигается на основании канонов, а не политических соглашений. Иначе Церковь давно превратилась бы в политическую организацию.

— Но это болезненное явление, которое не идет на пользу украинскому православию. А значит, требует каких-то усилий, возможно, даже компромиссов. Путей более реальных, чем предложение всем отпавшим прийти с повинной головой.

— На сегодняшний день работает комиссия по диалогу с УАПЦ. С обеих сторон есть понимание пагубности разделения единоверных, единокровных братьев. Идет поиск путей к взаимопониманию и сближению. За время разделения накопилось много взаимных обид, претензий. Надо терпеливо, шаг за шагом идти к намеченной цели. Это и есть уврачевание. Решением последнего Архиерейского собора создана комиссия по единству. А кроме того, пожалуй, во всех наших епархиях есть приходы, которые вернулись из раскола без всяких комиссий. Этот путь тоже открыт.

Сам этот процесс постепенного восстановления единства далеко не всем нравится. Потому что есть силы, которые хоте ли бы, вне всяких соображений — политических, исторических, дружественных, — чтобы наша церковь взяла и разом полностью порвала свои отношения с Москвой. А мы не можем этого сделать. И это не нужно. Потому что через Русскую православную церковь мы родились как автономная церковь. Разрыв — это рискованно, поскольку может ввергнуть нас в очередной раскол. А кроме того, через русскую церковь мы осуществляем свою связь с мировым православием.

— Но в случае получения статуса автокефальной поместной церкви будет перспектива стать самостоятельным участником всеправославного диалога — прямо, а не через РПЦ.

— Если когда-то будет на то воля Божья, у нас появится автокефальная поместная церковь. И только тогда сей вопрос будет рассматриваться. Но сегодня наш народ к этому не готов. Люди еще не могут забыть страх 90-х годов, когда происходили захваты епархиальных центров, библиотек, духовных школ, кафедральных соборов. Местами шла борьба до пролития крови. После этого твердо верующего православного человека вы не убедите, что автокефалия принесет что-то доброе. Во всяком случае, еще какое-то время. Сама идея дискредитирована в глазах верующих людей. К сожалению, с этим приходится считаться. Ведь не одни епископы решают судьбы церкви — надо учитывать желание и мотивы и верующих, и духовенства.

— А как складываются отношения с католическими церквами? Действительно ли УПЦ, как это пишут в наших православных храмах, не признает Таинства римо- и греко-католиков наравне с «раскольниками»?

— Если судить по древней практике, то Таинства католиков и православных считаются действительными обеими церквами — это не сегодняшнего дня постановление. Практика такова, что если, скажем, священник католической церкви переходит в православие или наоборот, он принимается в том сане, в каком он есть. Это означает, что Таинства имеют взаимное признание. Это касается именно римо-католической церкви. И греко-католической, поскольку это часть римо-католической церкви, только восточного обряда.

— С момента получения Украиной независимости переводить церковный вопрос в политическое русло стало добрым тоном. Политики мотивируют свое вмешательство в церковные дела соображениями «блага народа». Иногда создается впечатление, что церковники их в этом поощряют.

— Да, мы благодарим и президента, и депутатов за то, что они так озабочены судьбами православной церкви. Мы верим, что ими двигают благие побуждения. Но нужно учитывать то, что Украина — светская держава. И если государство своими силами начинает строительство поместной церкви, оно уже само нарушает Конституцию. Это вмешательство во внутренние дела церкви.

— Кажется, недавние «объединительные» инициативы президента Украины В.Ющенко не нашли понимания у епископата УПЦ?

— Инициативы президента вызвали напряженность в церковной среде. Ведь многие еще помнят, как «строили» Церковь в советское время. А потом эту самую Единую поместную уже создавали и Леонид Макарович, и Леонид Данилович. К чему это привело? К новым конфликтам и новым расколам. Александр Мороз тогда сказал мудрую фразу: «Наша история показывает, что человеческими руками ни уничтожить, ни создать Церковь невозможно». Виктор Андреевич встретился с епископами УПЦ, изложил свои инициативы, выслушал мнение архиереев. Это была продуктивная встреча, поскольку мы смогли коснуться очень многих церковно-государственных проблем. Президент признался, что о некоторых он вообще услышал впервые. Государство и Церковь — соработники в деле служения человеку. Здесь огромные возможности для сотрудничества.

— То, что президент Ющенко — сторонник единой поместной церкви, он никогда и не скрывал. Но недавнее выступление с той же инициативой Раисы Богатыревой на страницах нашей газеты вызвало неоднозначную реакцию.

— Раиса Васильевна всегда отказывалась от комментариев на церковную тему, ссылаясь на свою некомпетентность в этом вопросе. Поэтому пассаж в «ЗН», скорее всего, — недоразумение. Ведь известна солидарность лидера партии Виктора Януковича и депутатов его фракции в том, что любые формы вмешательства государства во внутренние дела церкви невозможны. К тому же Раиса Богатырева уже разъяснила свои высказывания, заявив, что она имела в виду каноническую Украинскую православную церковь, которой государство должно оказывать всемерную поддержку.

— Вы считаете, идеал симфонии воплотим с нашей нынешней властью?

— Симфония невозможна — ни с нынешней властью, ни с вчерашней. Даже по чисто формальным соображениям: Украина — светская держава, Конституция закрепляет отделенность Церкви от государства. Симфония невозможна и с богословской точки зрения, и с исторической. Возможно сотрудничество в социальной сфере — в сфере заботы о человеке, на чем мы и акцентируем.

— Каковы же приоритеты Украинской православной церкви в этой области?

— Основной приоритет — преодоление демографического кризиса, физического сокращения населения. Это многогранная проблема, включающая и возрождение престижа многодетной семьи, ее экономических основ, борьба с абортами, всесторонняя поддержка материнства и детства. Поэтому тысячи наших приходов и монастырей, которых уже 190, должны стать не только центрами молитвы, духовной жизни, но и социального служения. Слава Богу, у нас есть успехи. Просто прекрасный пример — Свято-Вознесенский Банченский монастырь в Черновицкой области, где живут 140 детей-инвалидов и сирот. Я там несколько раз бывал и убедился в том, что там прекрасно заботятся о детях, дают им отличное образование и большие возможности. Это такая радость...

— А вот продвижение христианских идей в школу вряд ли можно считать успешным. Курс «Христианская этика», введения которого так добивались все христианские церкви Украины, получился не слишком «христианским».

— Я вам даже больше скажу. Был я недавно вместе с мэром Киева Л.Черновецким в 192-й школе на занятиях по христианской этике. Смотрел, слушал, листал учебники и пособия, в разработках которых, кстати, и наша церковь принимала участие. Но вы понимаете, в какие условия нас поставили: курс светский, и надо так подать материал, чтобы не влиять на совесть, волю, выбор конфессии и прочее. Поэтому в результате в материалах этих даже нет слова «Бог»!

— Так, может, не надо такой «Христианской этики»? Это же профанация предмета.

— Конечно, профанация. И все из-за боязни, что мы нанесем какой-то «межконфессиональный урон»...

— У православной церкви есть другой способ влияния на души — проповедь. Но создается впечатление, что проповедуют наши церковники гораздо менее активно, чем продвигают в школу не совсем христианский предмет. Может, стоило бы активизировать именно проповедническую деятельность?

— Активная проповедь — не обязательно навязчивая проповедь. Да, православные проповедники этим отличаются от сектантских, которые лезут и в дверь, и в окно. Проповедь — это не только слово, но и дело, поступки, образ жизни. Человек — это Образ Божий. Он сам ищет спасения, смысл своего существования. Православный проповедник — не агитатор и не пропагандист, а помощник человеку на его пути к храму и к Богу. Поэтому православная проповедь в принципе не может быть агрессивной. Более активной — да. Но без отрыва от практики. Свидетельство православного проповедника — это вся его жизнь.

— В таком случае, возможно, дело в средствах, способах трансляции. Есть возможность сделать церковный мессидж более доступным для современного человека?

— Это не возможность, это уже совершившаяся реальность. Церковь живет в современном мире, который называют информационным обществом, и использует все информационные технологии. Уже есть четыре православных спутниковых телеканала, православные информагентства, телестудии, серверы в Интернете. У УПЦ 97 периодических изданий — и богословские, и церковно-общественные, и семейные, и молодежные. Семь детских журналов. Есть крупные православные издательства. В ежегодном фестивале православного кино и телепрограмм «Покров», который проводится в Киеве, в конкурсной программе сотни работ.

— Вопрос не в количестве, а в качестве, менеджменте и, соответственно, востребованности этой продукции.

— Я не идеализирую ситуацию. Нам есть над чем работать. Сейчас важно уже то, что есть и предложение, и спрос. А уровень профессионализма растет. Вспомните, в советское атеистическое время была проблема даже Евангелие достать. Все церковное считалось враждебным для советской идеологии и не поощрялось, мягко говоря. Но у людей было горение сердца. Они стремились достать Библию, по ночам читали, тайно передавали друг другу. Потом, когда запреты сняли, ударились в другую крайность — ринулись в церковь. Но сейчас уже и этот период закончился. И теперь очень важно — кровно важно — объяснить людям, дать им знать о существовании духовного пути. Пусть будет хотя бы эта «Христианская этика» — как угодно, но дать знать хоть немного свою историю как гражданскую, так и церковную.

— Но этого мало.

— Мало, конечно. Но есть еще значительный круг молодых людей, которые активно участвуют в социальном служении церкви. Есть люди, которые читают и принадлежат церкви уже не просто традиционно, а с глубоким осознанием. Над чем нам надо активно работать — это над распространением христианского образа жизни, а не только названия. Если мы отрубим эти корни, если ничего у нас не выйдет с религиозным образованием, будет совсем худо. И для страны, и для православия.

— Почему ваша церковь хранит верность церковнославянскому языку? Люди иногда уходят от вас только потому, что не понимают языка церкви.

— Надо сказать, что церковнославянский язык понятен всем славянам, поэтому в славянских странах он и укоренился в качестве языка богослужения. Конечно, православная церковь имеет традиции перевода Слова на национальные языки — это не что-то чужеродное. И у нас было принято решение Архиерейского собора УПЦ: если в приходе много сторонников богослужения на украинском, пусть служат на украинском. Но ссылаться на то, что язык непонятный и потому люди уходят... Самое интересное, что в большинстве своем верующие держатся за церковнославянский именно как за язык богослужения, за сакральный язык, отличный от бытового. Как сказал мне один человек, это, по крайней мере, язык, на котором по матери не говорят. Это язык Божий. Этот подход у нас пока доминирует.

— Тем не менее остается довольно много людей, называющих себя «просто христианами» и не видящих смысла в Церкви и ее таинствах.

— Я повторю: думаю, время «стихийного христианства» уже прошло. Оно было характерно для начала эпохи религиозной свободы, когда огромное количество людей пошло в Церковь, не вполне понимая, куда и зачем идут. И это понятно, поскольку всей разрешенной церковной литературой были календарь настенный, календарь церковный и два журнала, которые выходили из-под ножа цензуры едва живые. Даже Библия была великой редкостью. А сегодня очень много разносторонней информации о церкви, поэтому каждый имеет возможность сделать осознанный выбор.

Что же касается Таинств, то без них нет Церкви, как нет христианства без Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Таинствами живет Церковь. В Таинствах — благодать, укрепляющая и совершенствующая человека. Люди действительно не до конца понимают природу Церкви. А информации о всяких духовных практиках очень много. Знаете, приходится иногда слышать: «У вас такая аура хорошая — с вами приятно находиться рядом». Но это не аура — это Благодать Духа Святого. И это надо так и называть. Но модно говорить — аура...

Стихийное христианство возможно только какой-то период. Но увлечение проходит. А сама жизнь приводит к таким моментам, в которых осознаешь необходимость строить свои отношения с Богом на серьезных основаниях. Это явление часто вызвано особыми обстоятельствами в жизни.

— Да, у нас это принято — вспоминать о Боге в горе. Но есть же и менее «шоковые» пути?

— Есть. Литература. Искусство. Много таких случаев, когда в трудное для церкви время гонений мы приходили к Богу и церкви не через воспитание, а через искусство, историю. Для верующего человека мир управляется Богом. И промысел Божий над человеком настолько реален, что, как сказано в Евангелии, «волос не падает с головы человека без воли Божьей». Путей много — и общественный, и личный, через разнообразные душевные переживания. Но главное — дорога открыта каждому. И нет двух одинаковых путей. Кому-то это дается легче, кому-то тяжелее. Каждый несет свой крест. И каждый имеет свои —неповторимые — отношения к Богу и с Богом.

Комментарий

Кирилл Фролов

Корреспондент ЗН навязчиво, императивно навязывает Блаженнейшему идею создания  «единой поместной украинской церкви» в два этапа,  по следующей схеме: Филарет Денисенко «кается в грехе раскола» и уходит на покой, в ответ на «покаяние Филарета» Украинская Православная Церковь просит у Московского Патриархата предоставить ей статус «международно признанной автономной Церкви», затем, став такой, УПЦ заявляет об объединение с раскольническими группами, которые, в свою очередь, объявляют о «покаянии и объединении в единую церковь».  

Для нас, сторонников единства Русской Православной Церкви, это размен шила на мыло. Нас волнует не фигура Денисенко, а единство Русской Церкви, неотъемлемой частью которой является Украинская Православная Церковь.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ