Интервью президента Республики Молдова Владимира Воронина
24.02.2007. ИА
«Молдпрес»
- Господин президент, Вы вчера встретились с
руководителями молдавской общины Румынии. Откровенно говоря, само по себе
наличие такой общины в Румынии для многих молдавских наблюдателей стало
своеобразной сенсацией. О чем шел разговор? На каком языке?
- Разговор шел о Молдове. О той нашей общей Родине,
которую мы унаследовали от легендарного Драгоша и Штефана Великого. О молдавской
культуре. О той государственной традиции, если хотите, эстафете
государственности молдаван, которую продолжает современная Республика Молдова.
Что же касается языка, я спросил прямо об этом своих собеседников: «На каком
языке будем говорить?» «Конечно же, на молдавском», - ответили они.
- Но ведь языки идентичны!
- Конечно же, идентичны. Но, согласитесь, что молдаване
имеют право называть свой язык так, как они его называют уже шесть столетий, а
не так, как придумали в ученых кабинетах в 19 веке. Молдаване имеют право
называть свой язык так, как его называл и Дмитрий Кантемир, и Ион Некулче, и
автор нашего государственного гимна Алексей Матеевич, и наш выдающийся
современник Ион Друцэ. Но любой молдаванин скажет Вам еще проще. Он скажет, что
его родной язык называется так, как называла его мать. Кажется, это вполне
демократичное и вполне достаточное обоснование. Филология тут вообще не при чем.
- Вас не удивило наличие такого общества в Румынии?
- Меня удивила открытость этих людей, их смелость, их
стремление восстановить историческую справедливость в отношении молдаван,
молдавского языка и молдавской истории в современной Румынии. Всем хорошо
известно, что в современной Румынии до недавнего времени было довольно непросто
открыто заявлять о своей молдавской идентичности. Хотя такие попытки были
всегда. И в старом королевстве, и во времена социалистической Румынии, и в 90-е
годы. Можно было бы быть шокированным, если бы за последние 150 лет молдаване
Румынии забыли бы о своем государстве, о подлинном имени своего языка, о
подвигах своих героев, о Дмитрии Кантемире, Василе Александри, Михае Эминеску,
Ионе Крянгэ, Михаиле Садовяну. Но они не забыли.
- Что же изменилось сейчас?
- Пока ничего. Но у молдаван Румынии появилась надежда
на то, что после вступления Румынии в Европейский союз в этой стране вопрос
этнической идентичности станет вопросом волеизъявления граждан, а не политикой
навязываемой сверху. У нас в Молдове, например, никто никого не принуждает быть
исключительно молдаванином. Ты можешь быть румыном, украинцем, русским. Мы не
вмешиваемся в вопросы идентичности. Это дело самих граждан. В Румынии, к
сожалению, список разрешенных в этом государстве этносов строго ограничен, все
возможные национальные меньшинства поименно перечислены в законодательстве.
Молдаван в них нет. И это, насколько я понимаю, сегодня основное препятствие для
легализации молдаван и их культуры в Румынии. Причем речь идет о легализации
такого права для населения около 10 миллионов человек, живущих в румынской
Молдове.
- Господин президент, а не опасаетесь ли Вы, что
подобные встречи осложнят отношения Румынии и Республики Молдовы?
- Думаю, что это излишние тревоги. В Молдове очень
хорошо относятся к Румынии. Мы не даем оснований для беспокойства. Мы настолько
хорошо и толерантно относимся к нашему западному соседу, что многие наши
чиновники смотрят сквозь пальцы на то, что государственный язык в школах
преподается под именем румынского, а до прошлого года история нашей земли
именовалась историей румын. У нас есть дома румынского языка и румынской
культуры, у нас есть румынские лицеи и румынские газеты. Но ничего похожего нет
в Румынии. Об этом мы, кстати, и говорили с представителями молдавской общины. И
в этом вопросе мы будем им помогать. Начнем как раз с содействия открытия Дома
молдавской культуры. Это может быть сделано в древней молдавской столице -
Яссах, может быть, в другом исторически знаковом месте древнего молдавского
государства. Думаю, что румынские власти окажут нам содействие в этом вопросе.
Тем более что у нас уже есть очень хороший опыт в этом вопросе. И в Германии, и
в Израиле, и в России, и в Украине мы движемся в направлении открытия таких
центров, которые будут интересны для всех тех молдаван, кто находится за
пределами Республики Молдова.
Я согласился с предложением руководителей молдавской
общины рассмотреть вопрос о льготном предоставлении нашего гражданства для
молдаван Румынии. Это будет очень хорошим инструментом привлечения в Республику
Молдову всех тех молдаван Румынии, кто искренне стремится помочь молдавскому
государству, кто неравнодушен к его будущему. С другой стороны, наше гражданство
станет серьезной правовой поддержкой румынских молдаван в отстаивании своей
идентичности.
- Но Республику Молдову могут обвинить в государственном
реваншизме?
- Вряд ли это возможно. История не подлежит пересмотру.
Конечно же, можно сожалеть, что Молдова была когда-то разделена, что большинство
молдаван осталось по ту сторону Прута. Но такова жизнь, и ничего с этим не
поделаешь. Главное другое - в современной Европе государственные границы не
могут и не должны быть препятствием для национального самовыражения людей, для
ограничения возможностей сохранения и развития их идентичности - культурной и
языковой. Мы очень плодотворно сотрудничаем, например, с общиной молдаван
Одесской области Украины. И у руководства Украины по этому поводу нет никаких
трений с Молдовой. Наоборот, Украина столь же заботливо старается оказать
поддержку украинцам Молдовы. Нормальная и вполне цивилизованная практика.
Поэтому молдаване румынской Молдовы не могут и не должны быть досадным
исключением в этом случае. Что же касается реваншизма, то именно Республика
Молдова требует подписать с Румынией базовый договор и договор о границе. Не нам
мерещатся призраки прошлого, не мы реабилитируем имена злодеев уничтоживших в
годы второй мировой войны сотни тысяч мирных жителей моей Родины.
Молдова - от Карпат до Черного моря - это наша история.
Нет необходимости использовать историческую память для каких-то территориальных
претензий. Историю нужно просто знать, ею можно и нужно гордиться, ее нужно
изучать. Молдавская история - часть общеевропейского наследия. И вычеркивать это
наследие из памяти новых поколений как минимум не культурно. Думаю, что эти
времена безвозвратно уходят в прошлое.
|