Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №164(01.03.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Гия Хухашвили: С участием Азербайджана, Турции и Грузии создается новая геополитическая ось, вектор которой взят на Запад

10.02.2007.Свободная Грузия

Ираклий Манагадзе

Первые лица Грузии, Азербайджана и Турции 7 февраля подписали «Тбилисскую декларацию о совместном видении регионального сотрудничества». Официальная церемония подписания состоялась в Тбилиси, в здании парламента страны. Президент Грузии Михаил Саакашвили, президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Турции Реджеп Таип Эрдоган назвали подписание соглашения о строительстве железнодорожной магистрали Карс-Ахалкалаки-Баку историческим.

На церемонии подписания президент Михаил Саакашвили заявил, что строительство железнодорожной магистрали является первым грандиозным проектом, который ориентирован на рядовых граждан трех стран, и этот проект фактически создает современную версию нового «Шелкового пути».

«Этот проект совершит в регионе геополитический переворот, так как открывается новая связывающая стратегическая линия в регионах Центральной Азии, Китая и Европы», - отметил Саакашвили. По его словам, этот проект принесет трем странам прибыль в сотни миллиардов долларов США.

О том, что конкретно принесет осуществление этого проекта Грузии и региону в целом, а также о других вопросах, «ИнтерпрессНьюс» беседует с экспертом Гией Хухашвили

- Насколько важно для Грузии открытие железнодорожной линии Карс-Ахалкалаки-Баку?

Политическое значение этого проекта очень велико. Создается новая геополитическая ось с участием Азербайджана, Турции и Грузии, вектор которой направлен в сторону Запада, и эта ось становится неотъемлемой частью единой европейской системы безопасности. Этот процесс с каждым днем становится все активнее. Аэропорт и железная дорога являются транспортными и инфраструктурными проектами. Соответственно, это еще раз подчеркивает их важность. Указанные проекты положительно отразятся на социальном положении региона Самцхе-Джавахети. Кроме того, в регионе начнется возрождение инфраструктуры. Однако проект содержит и определенные риски. Сегодня в этом железнодорожном коридоре пока «движутся» Гардабани, Поти, Батуми, то есть страна получает доход, как от железнодорожных перевозок, так и от портов, а если начнется перераспределение грузов по новым направлениям, то это, так сказать, ослабит порты Грузии. Нам говорят, что произойдет привлечение дополнительных грузов, и существующие объемы поделены не будут, хотя это никто не подтверждает, и все остается только на уровне разговоров. Соответственно, экономические риски остаются.

- То есть, может оказаться так, что этот проект не будет экономически прибыльным для Грузии?

- Возможно. И существует большой шанс, что проект окажется убыточным, и та прибыль, которую мы получаем, уменьшится. К сожалению, такой риск существует. Однако это не могло стать помехой для его осуществления, так как политическое значение проекта очень велико. Исходя из рисков, грузинская сторона должна была достичь соглашения со своими партнерами – Азербайджаном и Турцией, в котором были бы предусмотрены лучшие для Грузии условия. Грузинская сторона должна была хорошо объяснить своим турецким и азербайджанским друзьям, на какие требования может пойти страна в этом случае. Сегодня же мы получили такую картину, что с точки зрения экономики и бизнеса подписано проигрышное соглашение, в то время, когда можно было достичь лучших условий.

- И все это власти Грузии не смогли просчитать?

- Конечно же, это соглашение должно было быть принципиальным и очень дружественным. И самое главное, эти риски должны были быть учтены в соглашении. Должно было быть однозначно указано, что страна может понести убытки или наши партнеры должны были дать гарантии, что такое не произойдет. Также должны были быть созданы механизмы компенсации возможного убытка. Кроме того, Грузия не должна была вкладывать инвестиции в строительство железной дороги, так как на этот проект был выделен кредит, выплачивать который предстоит только нам. В соглашении можно было больше учесть интересы Грузии. О том, что этот проект должен был быть осуществлен, не существует двух мнений, однако другой вопрос - как он осуществляется.

- На днях открылся новый Тбилисский международный аэропорт. По-вашему, насколько он удовлетворяет международным стандартам?

- Надеюсь, что он удовлетворит международные стандарты. Конечно, это не лучший аэропорт, который мы видели. Однако этот аэропорт намного лучше того, который у нас был. Как видно, аэропорт «сидит» в определенном стандарте, исходя из чего, я не могу смотреть на этот вопрос критически.

Меня больше заставляют задуматься те процессы, которые касаются сначала тендеров, а затем строительства. Для меня это очень тревожные факты. Все мы хорошо помним странные тендеры. Например, как 35 миллионов стали 65 миллионами, по сей день никто не знает. То есть процесс был проведен крайне странно…

- Говорят и о том, что, возможно, аэропорт увеличит авиакомпаниям налог за обслуживание…

- Эта проблема, как видно, возникнет. И не только для авиакомпаний. Я знаю, что учрежден очень высокий налог за аренду. Надеюсь, что турецкий менеджмент не превратит этот вопрос в предмет политических интересов и не начнет лоббировать негрузинские компании. Хотя опасность этого реально существует.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ