Казахстан - дрейф от России
13.02.2007.
Russians.kz
Игорь Курбатов
Казахские власти в последнее время не особенно и
скрывают, что не намерены считаться с правами и свободами 6-ти млн.
русскоязычного населения страны. В легком головокружении от избытка
нефтедолларов и нарастающего интереса Запада к азиатской "трубопроводной
корпорации", Астана решила поиграть в "большую политику" и показать России
"кукиш в кармане" в расчете на "традиционное понимание" со стороны Кремля. Во
всяком случае, в "энергетической войне", развязанной Западом против России,
казахские власти не прочь извлечь (и извлекают) свои дивиденды. Бурихан
Нурмухаммедов, директор Института Национальных Исследований в интервью ИАЦ
заявил: "Прежде всего, нужно учитывать, что Казахстан строит национальное
государство, и национально-государственные приоритеты очень важны для нашего
государства. И именно этот момент может вызывать некоторую озабоченность у
российской стороны". Иными словами, казахский политолог считает, что Москва,
исходя из сиюминутных экономических выгод, в очередной раз "сдаст" русских и не
станет предъявлять каких-либо серьезных претензий режиму Назарбаева. По мысли
г-на Нурмахаммедова, для Казахстана "национально-государственные приоритеты"
важны, а для России … так себе.И основания к этому, казалось бы, имеются. Ни
Кремль, ни российские СМИ не прореагировали на заявления президента Назарбаева
об обязательном знании всеми госслужащими казахского языка и намерении перевести
свою письменность на латинскую графику. А до этого российская пресса слегка
поерничала по поводу "казахского халифата" Рахата Алиева, не увидев в эпатажной
идее президентского зятя, признаков возросших геополитических амбиций казахской
этнократии. Между тем Астана шаг за шагом продолжает утверждать
"национально-государственные приоритеты", легитимизируя казахское государство и
сводя до минимума "демографическую нагрузку" в лице русского населения. И в этом
отношении российская программа переселения соотечественников для правящей элиты
оказалась как нельзя кстати: казахские власти не только не обеспокоились потерей
трудоспособного населения, но напротив – постарались по-своему "стимулировать"
отток русских из страны.Как следствие, в республике активизировалась кампания по
введению в делопроизводство государственного казахского языка и одновременного
вытеснения "официального" русского. Нурсултан Назарбаев, получив на
президентских выборах поддержку русских организаций, весьма своеобразно
отблагодарил их: под аккомпанемент заявлений о "двуязычии" в стране была
развернута антиконституционная кампания по административному выдавливанию
русского языка из официального оборота.Как известно, в 1997 г. казахстанский
Конституционный Совет, усмотрев явно дискриминационные моменты в ныне
действующем "Законе о языках РК", вынужден был постановить, "что в
государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и
русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от
каких-либо обстоятельств". Но на практике ст. 7(п.2) Конституции РК о статусе
русского языка – "мертвая статья", и в Казахстане действует не право, но, как
говорят казахские чиновники, - "высшая воля". Коллизия заключается в том, что
формальным препятствием для окончательной "деколонизации" является вышеуказанная
статья Конституции РК об "официальном" статусе русского языка. Но изъятию ее из
Конституции РК (на чем давно настаивают казахские национал-радикалы) не
позволяет ряд причин, главной из которых является то, что казахским языком …не
владеет, как минимум, половина граждан Казахстана. Тем не менее, под
PR-прикрытием этой "мертвой статьи" и президентских деклараций о "двуязычии"
осуществляется планомерное выдавливание русского языка из общественной жизни
республики, происходят "кадровые чистки".Русские организации, в частности
Славянское движение "Лад" в Казахстане, сообщают о "языковом прессинге" и росте
миграционных настроений в северных областях (Акмолинской и СКО -
Северо-Казахстанской), где большинство населения составляют русские. Граждане
"некоренной национальности" этих областей, сталкиваясь в различных
госучреждениях с фактами так называемой "дискриминации по языковому признаку",
тихо ропщут между собой и все чаще поглядывают в сторону матушки-России.
Косвенным подтверждением факта административного внедрения в делопроизводство
госязыка, является премия за "развитие" казахского языка, присвоенная казахскими
националистами, мэру Алма-Аты Имангали Тасмагамбетову и Акиму СКО, бывшему послу
Казахстана в РФ Таиру Мансурову. Последний известен еще и тем, что устроил в г.
Петропавловске обструкцию известному российскому общественному деятелю, депутату
Госдумы Александру Крутову, приезжавшему в Казахстан по приглашению русской
общественности. Как сообщает "Ладинформ", по распоряжению местных властей ни в
одно из городских помещений Александра Крутова не пустили, а здание Дома
культуры, где должна была состояться заранее оговоренная встреча с горожанами,
было обесточено. В результате президент Международного фонда Славянской
культуры, депутат Государственной Думы Российской Федерации … оказался на улице
и общался с соотечественниками при свете уличных фонарей.Можно только
представить себе, какой международный резонанс имело бы это событие, если бы
подобному унижению подвергся какой-нибудь британский парламентарий или
американский конгрессмен. Но Александр Крутов – российский парламентарий, и
казахским властям хорошо известно, что даже "некоторой озабоченности" по этому
поводу со стороны Москвы проявлено не будет. Уже по этому эпизоду можно судить о
том, как мало считаются местные власти с правами и свободами русского населения
в самой республике.При этом нельзя не понимать, что чем хуже положение русских в
Казахстане, тем меньше возможностей остается у Кремля влиять на ситуацию в этом
стратегически важном для России "буферном" государстве. Именно через Казахстан
на территорию РФ проникает основной поток наркотиков и нелегальных мигрантов, не
говоря уже об исламских радикалах и международных террористах. И если раньше
граница между Россией и "исламским миром" пролегала по Каракумам и Пянджу, то
теперь она сместилась далеко на север и приблизилась к границам Южной Сибири.Не
случайно Модест Колеров, глава управления при администрации президента РФ по
межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами, заявил, что "главной
внутренней угрозой для России является Казахстан". При этом в интервью Евразии
он пояснил свою мысль: "Речь идет о том, что с точки зрения протяженности
границы на среднеазиатском направлении, связанном с миграцией, наркотрафиком (и
не только - авт.), соседство с Казахстаном делает нас очень уязвимыми.
Поскольку мы не можем, и, насколько я понимаю, не хотим
делать там формальную границу, мы абсолютно обнажены с этого направления и
целиком полагаемся на наших соседей".Так что руководству России в обозримом
будущем придется выбирать: либо отгораживаться от Казахстана "формальной
границей", либо, не полагаясь на добрую волю "наших соседей", использовать
инструменты экономического, политического и военного влияния для обеспечения
собственной безопасности. Но пока же, как считает Сергей Марков, директор
Института политических исследований: "Россия ведет слабую политику на
постсоветском пространстве, отказываясь от вмешательства во внутренние дела
соседних государств". Выстраивая свое геополитическое окружение, Россия может и
должна вмешиваться в дела приграничных государств, если в них нарушаются права
русского населения. Кремль также должен эффективно использовать свой бесхозный
"русский ресурс", если не желает окончательно утратить свое присутствие в
Казахстане и Средней Азии. Причем, уповая на расширение экономических связей,
нельзя забывать о том, что крупный российский бизнес "наднационален" и в
значительной степени автономен от обязательств по отношению к собственному
государству. К сожалению, на данный момент у России нет точно сформулированных и
понятных целей в отношении "русского ближнего зарубежья".
То, что сегодня в понимании кремлевских чиновников
называется "работой с соотечественниками", в большей степени носит характер
интернациональной благотворительности, где гуманитарный аспект превалирует над
политической адресностью и, собственно, российскими стратегическими интересами.
Наверное, мух следовало бы отделить от котлет, и культуртрегерство - безусловно,
нужное и полезное – отделить от конкретной информационно-пропагандистской
деятельности по продвижению интересов Москвы. Как ни парадоксально звучит, но те
же казахские власти уже не раз успешно разыгрывали у себя "русскую карту". А в
хор западных правозащитников, критикующих Россию, зачастую вливаются голоса
"толерантных" соотечественников из ближнего зарубежья. Кроме того, на
постсоветском пространстве немало таких примеров, когда "русские организации"
эффективно использовались в западных проектах, объективно направленных против
России. И получается, что Кремль, спонсируя национальные диаспоры многочисленных
"соотечественников" по принципу "всем сестрам по серьгам", тем самым укрепляет
антироссийское лобби. Постепенный дрейф Астаны от России не заметить трудно. И
речь идет не только о диверсификации нефтяных маршрутов в обход российской
территории. Казахстан, будучи членом ОДКБ, любой ценой старается
инкорпорироваться в западные военные структуры. Не случайно в последнее время
участились контакты Астаны с НАТО, а Нурсултан Назарбаев прямо заявил в
Брюсселе, что сотрудничество с североатлантическим альянсом "необходимо для
становления нашей армии". И все эти внешнеполитические шаги казахского
руководства, включая усиление военного присутствия НАТО на Каспии, как-то очень
удачно встраиваются в общий антироссийский фронт, создаваемый США и Западом по
периметру России. Эксперты все чаще отмечают "гегемонистские" устремления
Астаны, явно вступающие в противоречие с российскими интересами и угрожающие
безопасности РФ.
Так, в частности, Фуад Асимов, говоря об
интеллектуальной "неадекватности" казахского руководства и элементах амбициозной
"пиар"-кампании в позиционировании страны, прямо указывает на последовательное
наращивание западного вектора в казахской дипломатии. "Усиливается
военно-политическое присутствие Запада в республике и внешний контроль над ее
ТЭК и металлургией. "НАТОвское пространство" появляется в приграничных районах
Оренбурга, Саратова, Кургана, Челябинска, Томска и Омска. Еще два-три года такой
политики, и офицеры НАТО будут в бинокль разглядывать военные объекты и ядерные
комплексы Урала и Восточной Сибири", - пишет Асимов в своей статье "Пиар в
оценке достижений независимого Казахстана за 15 лет".Можно не соглашаться с
некоторой жесткостью оценок автора этой статьи, но нельзя не признать и
антироссийского "дрейфа" в пресловутой "многовекторной" политике Астаны.
И в этом смысле пренебрежение положением русскоязычного
населения в Казахстане, в конечном счете, может обернуться для Москвы тем самым
разглядыванием в бинокль районов Урала и Восточной Сибири со стороны
потенциальных противников. Если же для России, так же как для Казахстана,
жизненно важны "национально-государственные приоритеты", то и ее политика в
защите своих стратегических интересов в Казахстане и Средней Азии должна стать
более активной и целенаправленной. Тем более геополитический расклад явно в
пользу Кремля, да и "бесхозная" русская диаспора в Казахстане, если не отдавать
ее на откуп казахским "самостийникам", может оказать в этом существенную
поддержку.Как говорил в интервью журналу "Военный дипломат" Юрий Дроздов,
руководитель Аналитического Центра НАМАКОН: "Не будь экономика нынешнего
Казахстана завязана на Россию, будь у казахов иной геополитический выбор, если
бы не Китай, всегда глубоко презиравший степняков-кочевников, … да не угрозы
оранжевой революции и исламского радикализма на юге, не известно какие приветы
получала бы Россия из бывшей союзной республики, и не оказались бы русские там
на тех же правах, что в Латвии или в Туркмении".
|