Маршруты, которые мы выбираем
14.02.2007.
Экспресс-К (Казахстан)
Кульпаш Конырова
Зачастившие в Казахстан в последнее время европейские и
заокеанские vip- персоны озадачены одним - поиском новых маршрутов поставок
наших углеводородов на мировые рынки. Причем желательно в обход
России.
КТК
"Сейчас 100 процентов экспортируемого республикой газа и
90 процентов нефти идут через Россию, что само по себе неплохо. Но почему бы
Казахстану не располагать дополнительными маршрутами транспортировки
углеводородов?" - так вопросом на вопрос объяснил цель своего визита в Казахстан
побывавший на прошлой неделе в Астане заместитель госсекретаря США по вопросам
экономики, энергетики и бизнеса Дэниэл Салливан.
Сегодня самые главные нефтяные артерии, по которым наша
республика поставляет свои нефть и газ на Запад, - это КТК (Каспийский
трубопроводный консорциум) и Атырау - Самара. Оба трубопровода пролегают через
территорию России. По данным Минэнерго, Казахстан в прошлом году экспортировал
57,1 миллиона тонн нефти. Из этого объема по нефтепроводам КТК было
транспортировано 24,6 миллиона тонн, по Атырау - Самара - 15,4 миллиона тонн. То
есть в общей сложности 40 миллионов тонн нефти. Остальные объемы распределяются
следующим образом: более 9 миллионов - через порт Актау, и 2,2 миллиона по Атасу
- Алашанькоу. Таким образом, как правильно заметил представитель госдепа США,
три четверти казахстанской нефти идет на мировые рынки через Россию.
Но, по мнению того же Салливана, транспортная система
России в перспективе не сможет обеспечивать транзит в Европу возрастающих
объемов казахстанских нефти и газа. "Существующие в настоящее время маршруты
транспортировки углеводородов через территорию России уже наполнены и не
позволяют прокачивать дополнительные объемы. В ближайшие годы Казахстан
значительно нарастит производство нефти. И как она будет поставляться на внешние
рынки?" - спрашивает представитель госдепа США.
Опасения, высказанные заморским гостем, имеют основания.
Вот уже несколько лет между акционерами КТК, в числе которых есть и
американские, и европейские компании, ведутся переговоры о расширении пропускной
способности этого трубопровода до 67 миллионов тонн нефти в год, но результатов
пока нет. Причина - в позиции российской стороны. "Мы в принципе прорабатываем
условия, в соответствии с которыми акционеры должны прийти к согласию по
расширению КТК. На сегодня, к сожалению, российская сторона не согласилась с
теми условиями, которые ей предлагаются, - ответил в интервью "ЭК" управляющий
директор по транспортировке АО "НК "КазМунайГаз" Каиргельды Кабылдин. - И
переговоры продолжаются. Надеемся, что сегодня мы ближе к тому, чтобы
договориться, чем разойтись", - добавил он.
Пока идут переговоры по КТК, Европа и США делают ставку
на кавказское направление. Если быть точнее, на Баку - Тбилиси - Джейхан для
нефти, а по газу - на транскаспийский газопровод, которого, правда, пока еще
нет.
Мерси, Баку
"Мы изучаем возможность строительства транскаспийского
газопровода. В первую очередь потому, что данный проект - в интересах самого
Казахстана. Быть может, вы не поверите в искренность наших намерений, но нами
движет желание помочь важному для нас партнеру - Казахстану. Мы знаем, что это
будет выгодно и ему, и нашим европейским союзникам", - сказал казахстанским
журналистам представитель госдепа США.
Напомним, что любой вопрос, связанный с Каспием, может
осуществиться лишь после того, как к единому решению придут все пять
прикаспийских государств: Иран, Россия, Туркменистан, Азербайджан и Казахстан.
Но вот уже 15 лет между пятью странами ведутся эти переговоры, а согласия до сих
пор нет.
Но, похоже, энергетические конфликты последних двух лет
могут стать хорошим толчком для сговорчивости. Усилия, предпринимаемые
правительствами Европы и США, направлены сегодня на решение именно этого
вопроса. После Казахстана делегация, возглавляемая представителем госдепа США,
посетила Азербайджан, где, не жалея комплиментов, назвала эту республику также
основным поставщиком нефти и газа на мировой рынок. Как будут строиться
переговоры США с остальными прикаспийскими государствами (Ираном и Россией),
покажет время. Но то, что они будут нелегкими, это однозначно.
Казахстан же, не теряя интереса к российскому коридору,
активно работает и над транскаспийским. Не дожидаясь решения проблемы по Каспию,
республика приступила к созданию собственной системы транспортировки
углеводородов ("ЭК" об этом уже писал). Новый путь предполагает строительство
трубопровода вдоль казахстанского побережья моря с последующей доставкой нефти
до Баку - Тбилиси - Джейхан танкерами. Новую систему планируется построить к
2010 году, когда пойдет "большая нефть" с Кашагана. Общий объем поставок
вырастет с 9 миллионов до 38 миллионов тонн нефти в год - почти столько же,
сколько сейчас Казахстан отправляет на экспорт через Россию. Так что
транскаспийский акцент сегодня вполне оправдан.
|