Сегодня еще рано говорить о том, что самый лакомый кусок казахстанской экономики - нефтянка - может заговорить по-китайски
16.02.2007.
Gazeta.kz
Дмитрий Перцев
Ситуация под контролем, ничего кардинального в ней
произойти не может, с контрактами на недропользование, подписанными в 90-х годах
прошлого века разбираемся - вот нехитрый набор аргументов, с помощью которых
казахстанские чиновники успокаивают менее информированных обывателей.
Но есть и другая сторона вопроса, которая не может не
тревожить.
Нефтепровод Атасу-Алашанькоу стал символом успешной
диверсификации углеводородных поставок напрямую от производителя к
потребителю.
Активно обсуждаемый газопровод в Китай, судя по всему,
вполне может стать реальностью и словно по линейке разделить Казахстан на север
и юг.
И самое интересное. Казахстанские власти несколько
растерялись тогда, когда китайская CNPC покупала PetroKazakhstan. Они же чуть ли
не запаниковали, когда китайская CITIC приобрела Nations Energi.
Интересная получается картина. Если последние китайские
приобретения присовокупить к реально действующему нефтепроводу и возможной
газовой трубе, то получается довольно занимательная панорама национальных
интересов Пекина в отдельно взятом Казахстане.
Знаете, чем нас снова успокаивают? Тем, что, мол,
согласно поправкам 2005 года в закон "О недрах" госкомпания "КазМунайГаз"
получит в обоих активах свой 50-процентный пакет акций. В случае с CNPC опцион
уже выкуплен, в случае с CITIC гарантом для привлечения займов для казахстанской
госкомпании выступят сами же китайцы. Чтобы не огорчать пугливых рядовых
граждан, предположим, что гарантии на привлечение денег для "КазМунайГаза"
китайская CITIC даст на бескорыстной основе. Но казахстанские власти поправками
2005 года не ограничились. Они почувствовали, что последние можно легко обойти и
применили тактику "дубинкой по голове" вместо "сладкой конфеты на десерт".
Поправки 2007 года, инициированные кабинетом Карима Масимова, были поддержаны
мажилисменами и лично президентом Назарбаевым. Тем самым Казахстан ввел
двухлетний мораторий на перепродажу месторождений.
С какой решимостью Астана готова защищать свои нефтяные
активы от всепроникающих китайцев? Как китайцы отреагируют на меры
казахстанского правительства? И вообще, можно ли защититься от угрозы, от
которой не смогли в полной мере защититься даже могущественные Соединенные Штаты
Америки?
ПОПРАВКИ-2005
6 октября 2005 года казахстанские парламентарии внесли
ограничительные поправки не только в законы "О нефти", "О недрах и
недропользовании", но и жестко увязали вопрос с понятием национальной
безопасности. Согласно новым на то время нормам, министерство энергетики и
минеральных ресурсов наделялось полномочиями отказывать в выдаче разрешения на
передачу права на недропользование, если она угрожала национальной
безопасности.
Тем самым, парламентарии постарались предотвратить
ситуацию, когда в одних руках можно было бы сконцентрировать слишком крупные
пакеты акций нефтянки. Причем, в поправках однозначно отметили, что министерство
может отказать в разрешении, "если это может повлечь за собой концентрацию прав
на проведение нефтяных операций у одного лица или группы лиц из одной
страны".
К тому времени канадская компания PetroKazakhstan решила
уступить свои активы в Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе
(Южно-Казахстанская область) и Кумкольской группе месторождений (Кызылординская
область) китайской компании CNPC. Общая стоимость сделки - 4,48 миллиарда
долларов.
Направленность поправок понятна. Китайцы только-только
приценивались к весьма перспективному нефтяному сектору географического соседа и
успели заключить одну сделку. Больше всего Астану во всей этой истории с
продажей PetroKazakhstan раздражало то, что сделка, исходя из норм
международного права, велась напрямую компания с компанией без подключения
третьей заинтересованной стороны - Казахстана. Кстати, на территории которого
пресловутые активы и находятся.
Условие казахстанских властей было тоже прописано в
поправках. Китайская компания осуществляет сделку только в том случае, если
уступит половину покупаемых активов госкомпании "КазМунайГаз". Естественно,
китайцы не стали особенно спорить по вопросу правомочности или неправомочности
требований Казахстана, а уступили требованиям.
Согласно поправкам, министерство энергетики и
минеральных ресурсов наделялось правом заблокировать передачу третьим лицам прав
недропользования на месторождениях полезных ископаемых, находящихся на
территории республики, а также долей участия в организациях, которые прямо или
косвенно обладают этими правами. Но с этой нормой вышел казус, который произошел
в процессе обсуждения сделки по Nations Energi.
ПОПРАВКИ-2007
Двухлетний мораторий на перепродажу лицензий на
разработку нефтяных месторождений, по мнению казахстанских властей, заставит
недропользователей больше инвестировать в разведку и разработку
месторождений.
С другой стороны, вполне возможно, что возглавляемый
итальянцами консорциум к 2009 году начнет промышленную разработку Кашагана или
хотя бы вплотную приблизится к ней. Вопрос по Кашагану заметно беспокоит Астану
в плане подозрений, что международный консорциум умышленно не вкладывает
инвестиции в разработку, дожидаясь стабильных позитивных ожиданий с мирового
нефтяного рынка.
Ни для кого не секрет, что разработка на данном участке
Каспийского шельфа связана с большими технологическими трудностями, но, как
полагают казахстанские власти, месторождение столь уникально, что способно
оправдать любые затраты.
Но самым главным раздражителем поправок 2007 года стала
вторая крупная сделка китайцев по Nations Energi, владеющей правом на разработку
месторождения Каражанбас.
Очевидные факторы
Западные компании, добившись в середине 90-х годов
прошлого века скупки нефтяных активов в Казахстане, сумели наладить разработку
месторождений. Но время идет, и пик добычи, естественно, оказывается позади. Как
и любой международный бизнес, нефтяные компании постоянно просчитывают
перспективы, и когда наступает момент экономической неэффективности проекта,
стараются сбыть активы.
Астана считает перепродажу нефтяных активов
спекулятивным фактором, в то время, как западные компании с такой трактовкой
вряд ли согласятся. Бизнесу важно работать в прибыльных секторах, и если данный
показатель становится малопривлекательным, они уходят с рынка.
Особенно Астану волнует вопрос прихода на рынок
китайских госкомпаний. Если западные компании часто исходили из критериев
целесообразности, то китайцы четко выполняют поставленную перед ними работу.
Зачастую они склонны скупать любые нефтяные активы вне зависимости от их
стоимости.
В случае с Nations Energi это показательно. Российская
"Лукойл" посчитала активы канадской компании переоцененными, тогда как китайскую
компанию этот факт нисколько не смутил.
Кстати, комиссар Евросоюза по вопросам энергетики Андрис
Пибалгс выдвигает свою версию повышенного интереса Поднебесной к нефтяным
активам Казахстана. По его словам, Китай (то же самое китайские госкомпании)
преследует цель резервации ресурсов. Приобретение активов позволяет им
перенаправить часть энергоресурсов из Каспийского шельфа в сторону Китая. Вполне
возможно, что в случае необходимости (неплохих перспективах доставки нефти из
Персидского залива) китайские госкомпании могут пойти даже на сокращение добычи.
В ситуации сложностей маршрута доставки нефти через Малаккский пролив, возможно,
те же китайские компании могут максимально нарастить добычу нефти. В любом
случае, такие амплитуды колебаний могут дестабилизировать нефтяной рынок
Казахстана, и ударить по интересам национальной энергетической безопасности.
Министр не у дел
Возможности использовать поправки 2005 года ограничены.
В этом лично убедился министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана
Бактыкожа Измухамбетов в ситуации вокруг Nations Energi.
Его попытки заблокировать сделку оказались тщетными, и
китайцы отделались лишь бонусом в 50 процентов для "КазМунайГаза".
В данном контексте есть повод порассуждать по поводу
переоцененных активов канадской компании. "Лукойл" вышла из тендера, как
отмечалось выше, заметив явные перекосы в цене активов. Китайцы купили Nations
Energi за 1,9 миллиарда долларов. Опцион "КазМунайГаза" обойдется нацкомпании в
955 миллионов долларов. Если китайцы сознательно переплатили за активы, то и
казахам придется сделать то же самое. Вопрос в другом, насколько переоценены
активы, и как это потом скажется на эксплуатации Каражанбаса?
Измухамбетов сетовал на то, что законодательный механизм
обеспечения государственных интересов требует дальнейшего совершенствования. Но
станут ли поправки 2007 года тем самым спасительным кругом, который сможет
защитить государственные интересы?
Судя по всему, и они окажутся неэффективными хотя бы в
силу того, что предполагают запуск Кашагана в 2009 году.
Но это еще вопрос радужных перспектив, тогда как всем
нам приходится жить в условиях черно-белых реалий…
|