Финита ля комедия
23.02.2007.
Республика (Казахстан)
Мухамеджан Адилов
«Финита ля комедия» – так можно охарактеризовать
решения президента о ликвидации Государственной комиссии по разработке и
конкретизации программы демократических реформ и создании рабочей группы,
которая займется подготовкой предложений по внесению изменений в Основной закон
страны.
При всей своей неожиданности меры эти давно
напрашивались. Во-первых, Госкомиссия как доказательство приверженности
нынешнего главы государства демократическому пути развития потеряла свою
ценность, и в преддверии декабрьского сражения за пост председателя ОБСЕ на 2009
год нужно было найти новый аргумент, которым и станет рабочая группа. Во-вторых,
если говорить о политических реформах и поправках в Конституцию президент был
готов в широком кругу, но разрабатывать конкретные вещи он предпочитает в
узком.
Косметический ремонт
Центром выступления Нурсултана Абишевича стала следующая
фраза: «Сегодня никто не может поставить под сомнение, что именно легитимная
государственная власть в Казахстане осуществляет стратегическое продвижение к
демократии и вырабатывает алгоритм демократических реформ, находясь в
конкурентном политическом поле. И в этом заключается созидающая сила
власти».
Трудно сказать, чего в выше процитированном утверждении
больше: политической самоуверенности или слепоты государственного деятеля,
непонимания того, как формируются демократические системы, или уверенности, что
государство всесильно, ощущения неограниченной власти или безысходности от того,
что свернуть с однажды выбранного пути уже не получится?
Все остальное, сказанное Назарбаевым на заключительном
заседании Госкомиссии, уже не важно: политические реформы или поправки в
Конституцию будут инициироваться правящей группой, проводиться в ее интересах и
учитывать мнение остальных политических сил в той мере, в которой это не
угрожает безопасности Власти.
Нет смысла критиковать Назарбаева за заявления типа:
«достигнуто единство политических сил по принципиальным вопросам политической
модернизации» или «госкомиссия проявила себя как эффективный институт
политического диалога и достижения общественного консенсуса по поводу логики и
содержания политических реформ, задала четкую траекторию дальнейшего
демократического развития Казахстана» и так далее. Судя по всему, г-н президент
искренне верит в свою Историческую миссию, а его окружение не спешит его
разочаровывать. Как говорится, каждый кулик свое болото хвалит.
Хотя очевидно, что президенту пришлось признать вещи,
которые еще год назад он не допускал в принципе – необходимость внесения
изменений в Основной закон страны. Правда, сделал он это, как всегда: с
временным лагом после озвучивания идеи и по алгоритму, необходимому ему, а не
казахстанскому обществу. В результате подобного перехвата идей Нурсултан
Абишевич снова выступает в роли Отца нации, проводящего модернизацию в интересах
народа, хотя очевидно, что его вынудили пойти… нет, не на реформы, а на
косметическое реформирование политической системы.
Похоже, именно эта уникальная способность присваивать
себе положительные результаты экономических, политических и социальных процессов
в Казахстане с выработанным за многолетнюю практику умением перекладывать вину и
ответственность за провалы, ошибки и недоработки на правительство и свое
окружение, помимо личных качеств крупного политика и государственного деятеля
позволили ему удерживаться у власти уже почти два десятка лет.
Любопытна риторика Назарбаева, когда он на примере
нескольких стран постсоветского пространства и Польши доказывает необходимость
сохранения сильной президентской вертикали власти и убеждает, что реформирование
политической системы ни в коем случае не должно приводить к ослаблению
управляемости государства, то есть к ослаблению его возможностей по управлению
всеми нами.
Уйти, чтобы вернуться?
Сегодня, когда Государственная комиссия по разработке и
конкретизации программы демократических реформ стала историей, у ее членов может
появиться ощущение успеха – дескать, все обсудили, договорились, решили и
убедили президента. Думается, что они не правы. Осмелимся предположить, что
главным аргументом для Назарбаева в пользу реформирования стала прошлогодняя
стычка между двумя его приближенными – Рахатом АЛИЕВЫМ и Нуртаем АБЫКАЕВЫМ по
поводу того, кто станет «козлом отпущения» за гибель Алтынбека САРСЕНБАЕВА.
В результате этой трагедии уже во второй раз в этом
столетии (первый раз это было создание ДВК в 2001 году) правящая элита оказалась
расколотой на жестко противостоящие лагеря. Назарбаеву удалось и в этот раз
справиться с кризисом, но путем личных потерь – потому что убийство лидера
оппозиции общественность записала на счет авторитарного режима.
Другое дело, что в данном случае лидеры «воюющих
группировок» воевали друг с другом, а не с системой; как следствие, обоих
выслали послами, тогда как лидеров ДВК в 2002 году осудили на длительные сроки
лишения свободы. Но конфликт, начавшийся 11 марта 2006 года, закончился только
сейчас, когда Рахат Алиев поехал в Вену, а Нуртай Абыкаев – в Москву. И,
возможно, третью стычку Назарбаев просто не выдержит в силу возраста, усталости
или проблем со здоровьем.
В своем выступлении на последнем заседании госкомиссии
Нурсултан Абишевич достаточно прозрачно описал, какие реформы он хотел бы
провести. Цель их была понятна еще год назад, когда о них только заговорили.
Назарбаев хочет уйти от власти, сохранив ее в своих
руках. Эта задача будет решена передачей части полномочий президента парламенту,
в котором будет господствовать партия «Нур Отан», а ей подыгрывать «ручная»
оппозиционная партия под аккомпанемент нескольких партий-статистов. В результате
мы вернемся к авторитарной политической системе, существовавшей в
социалистическом лагере, но только в формате не СССР, а стран так называемой
народной демократии.
Эпицентр смещается в «Нур Отан»
Есть смысл перечислить основные пункты, которые, можем
отдать голову на отсечение, будут реализованы в ходе работы вновь созданной
рабочей группы под руководством президента Казахстана.
Казахстан останется президентской республикой, в которой
будет усилена роль парламента, а внутри парламента – роль правящей партии.
Выборы в парламент будут проводиться по пропорциональной системе, что лишит
региональные элиты возможности отстаивать свои частные интересы и заставит их
конкурировать между собой не только в госаппарате, но и в правящей партии.
В составе парламента появятся депутаты от Ассамблеи
народов Казахстана, что увеличит президентскую квоту в высшем представительном
органе власти. Правительство будет отделено от президента при сохранении влияния
последнего на него, в результате тот сможет эффективнее отстраняться от провалов
и ошибок последнего. Политические партии будут посажены на госфинансирование,
что усилит контроль над ними государства – денежки ведь любят счет.
Все остальное, вроде передачи права санкционирования
арестов судам или превращения акимов районов и районных маслихатов в органы
местного самоуправления, не суть важно. Оно – гарнир, призванный отвлечь
внимание населения от того, что фактически ничего не меняется. Первый президент
по-прежнему будет находиться в эпицентре власти и дергать за все ниточки, другое
дело, что сам эпицентр может переместиться в кресло лидера «Нур Отана».
…Таким образом, очередная политическая комедия из цикла
«Казахстан движется по демократическому пути, но почему-то становится все ближе
к автократии» закончилась. Впереди новая – «Рабочая группа под руководством
Первого президента РК готовит поправки в Конституцию». А она в скором времени
сменится трагикомедией – «Казахстан требует пост председателя ОБСЕ, потому что
является самой демократичной страной к востоку от ЕЭС».
|