УЗБЕКИСТАН
Мухи - отдельно, котлеты – отдельно
16.02.2007. Деловая
неделя, Казахстан
Андрей Саидов (Ташкент)
Евросоюз
отложил пересмотр санкций против Узбекистана, но продолжает...
Евросоюз отложил пересмотр санкций против Узбекистана,
но продолжает развивать деловые связи
Официальный Ташкент оставил без комментариев неожиданное
решение Евросоюза отложить пересмотр санкций, наложенных после трагических
событий в Андижане. Вопрос о смягчении или отмене санкций мог быть рассмотрен 12
февраля 2007 года на заседании министров иностранных дел Евросоюза, но его
решено было отложить до мая. По сообщениям западных информационных агентств, в
марте Совет министров Евросоюза планирует издать специальное заявление по
Узбекистану в формате "без дискуссий". Пока не говорится, связаны ли эти решения
с оценкой Евросоюзом нынешней ситуации с правами человека и политическими
свободами в Узбекистане. Но очевидно, что в отношении стран Европы к
правительству Ислама Каримова наметилось явное раздвоение между принципиальными
позициями и прагматическими интересами.
В ноябре 2006 года Евросоюз, не усмотрев во внутренней
политике Каримова позитивных сдвигов, продлил санкции на полгода, но с
возможностью их пересмотра через три месяца. Жесткую позицию тогда отстаивали
скандинавские страны и Великобритания, фактически утратившая реальное влияние в
Узбекистане после разрыва внешнеполитического курса Каримова с США и
антитеррористической коалицией. Германия, не ослаблявшая деловых и общественных
связей с Узбекистаном после андижанских событий и ликвидаций американской базы в
Карши, активно ратовала за компромисс. В итоге европейские министры
приветствовали усилия МИД Узбекистана начать диалог и одобрили поездку в Ташкент
группы экспертов для ознакомления с материалами по Андижану. Было возобновлено
действие Соглашения о партнерстве Евросоюз - Узбекистан.
С Нового года высшие чиновники ЕС, теперь возглавляемого
Германией, неоднократно высказывались о том, что Европа не может позволить себе
из-за политических принципов окончательно уступить Узбекистан, как сферу своих
экономических, и в первую очередь, энергетических интересов России и Китаю.
Дескать, смягчение или отмена санкций не помешает, а поспособствует Евросоюзу
оказывать дальнейшее "позитивное давление" на правительство Каримова, побуждая
его к проведению демократических реформ. Поэтому в Ташкенте ожидали
положительного решения вопроса о санкциях. Но известные противоречия между
атлантической и континентальной стратегией внутри европейской политики в
очередной раз отразились на Узбекистане не самым приятным образом.
Официальный Ташкент, по-видимому, был готов и к такому
повороту, сумев сохранить невозмутимую мину. Развивающиеся отношения с Россией,
Китаем и Юго-Восточной Азией, арабским миром и ближайшими соседями по региону
надежно защищают Узбекистан от участи страны-изгоя. И это вынуждает европейцев
не прекращать поиска двойных решений по формуле "мухи - отдельно, котлеты -
отдельно".
На этой неделе в центре внимания узбекской прессы
оказался бизнес-форум в Ташкенте, в ходе которого сорок предпринимателей из
Германии встретились с руководителями министерств и ведомств Узбекистана,
обсудив с ними вопросы дальнейшего расширения торгово-экономического и
инвестиционного сотрудничества, в частности, участия немецких компаний в
процессе приватизации в стране. На встречах было подчеркнуто, что на сегодняшний
день в Узбекистане при участии немецких банков реализовано 95 инвестиционных
проектов на общую сумму около 1 млрд.евро, действуют 125 совместных предприятий
и более 50 представительств германских фирм, включая такие корпорации как
Daimler-Chrysler, Siemens и Alcatel. Разумеется, не говорилось о том, что их
инвестиционные пакеты реально весьма скромны по сравнению с вложениями в других
странах, например, в Восточной Европе или Латинской Америке. Но политическое
значение мероприятия очевидно. Оно демонстрирует желание Германии крепче дружить
и активнее сотрудничать с Узбекистаном.
В сфере общественной жизни немецкие политики высказали
одобрение новому Закону "О гарантиях деятельности негосударственных
некоммерческих организаций", недавно изданному Исламом Каримовым. В комментариях
агентству "Жахон" заместитель директора Немецкой академии Фридриха Шпее Люк
заявил, что этот закон гарантирует право ННО на поиск, получение, исследование,
использование и хранение информации и четко определяет обязанности
государственных органов в оказании содействия негосударственным организациям и
их сотрудникам. Немецкий политолог Ф. Хаан заметил, что стремление обеспечить
прозрачность деятельности транснациональных НГО объясняется желанием государств
защитить свой суверенитет от посягательств со стороны глобализации.
Эти замечания оказались весьма кстати в связи с
заявлением Минюста Узбекистана, о том, что десяток представительств иностранных
неправительственных организаций, продолжающих работать в стране, будут наказаны
за то, что не предоставили до 1 февраля полных отчетов о своей деятельности,
включая декларации об источниках финансирования и расходовании средств. Хотя
иностранные ННО тотчас поспешили отнести узбекским чиновникам все мыслимые
отчеты, наблюдатели не исключают, что административные меры могут быть приняты к
многим из них, в частности, к представительству международной правозащитной
организации Human Rights Watch, продолжающей сообщать о нарушениях прав человека
в стране.
Международные организации требуют от властей Узбекистана
освободить сотрудницу Human Rights Watch, журналистку и правозащитницу Умиду
Ниязову, содержащуюся в тюрьме. Возвращаясь из Бишкека с конференции по правам
человека, 21 декабря 2006 года она была задержана в аэропорту Ташкента, при
таможенном досмотре в ее ноутбуке были найдены файлы с материалами об
андижанских событиях. После изъятия компьютера и паспорта Ниязова покинула
Узбекистан, обратившись в Управление Верховного Комиссара по делам беженцев
(УВКБ) ООН в Бишкеке, и была зарегистрирована миграционными службами Кыргызстана
как лицо, ищущее убежища. Вскоре ее адвоката пригласили в таможню ташкентского
аэропорта, сообщив ему, что она не будет подвергаться уголовному преследованию в
Узбекистане и может забрать свои вещи и документы. После телефонного разговора с
адвокатом Умида Ниязова, у которой в Ташкенте остался трехлетний ребенок,
решилась вернуться, и 22 января была арестована при пересечении границы. В
настоящее время ей инкриминируется незаконный въезд и выезд из страны, а также
провоз информационных материалов, представляющих угрозу для государственной
безопасности.
Исламский вызов для Узбекистана
19.02.2007.
Евразийский Дом
Игорь Кирсанов, Фонд "Наследие Евразии", Москва
23 декабря 2007 года в Узбекистане должны состояться
президентские выборы. Официально избирательная кампания еще не началась, но в
предвыборный год латентные проблемы, как правило, имеют тенденцию к обострению.
Для Узбекистана острой и до сих пор не решенной является проблема противостояния
светской власти с радикальным исламским подпольем.
Исламизм – его разновидности и
цели
Рассматривая вопросы столкновения светских и
религиозно-политических проектов на постсоветском пространстве (особенно в
Узбекистане), необходимо сделать ряд пояснений.
Во-первых, не следует путать ислам как признанную,
гуманную и миролюбивую религию с исламизмом – религиозно-политической идеологией
и тесно связанным с ней проектом построения идеального "исламского государства"
как составной части будущего всемирного халифата. Во-вторых, исламизм как
политическое явление неоднороден, противоречив и продолжает мутировать в новые
формы и разновидности (т.н. постисламизм XXI века).
По самой общей классификации, исламисты подразделяются
на радикалов (экстремисты, сторонники террора – т.н. джихадисты) и умеренных,
готовых интегрироваться в политическую систему, стать системными игроками и
вести борьбу за электорат парламентскими методами (наиболее яркий пример –
легальные исламисты в Турции, поддерживающие вступление в ЕС).
Основные постулаты идеологии джихадизма были
сформулированы идейными вождями одной из первых радикальных организаций на
Арабском Востоке "Братья-мусульмане" Хасаном аль-Банной и Сейидом Кутбом: "Аллах
– наша цель, Пророк – наш вождь, Коран – наша Конституция, джихад – наш путь,
смерть на пути Аллаха – наше высшее желание".
В центре теоретических построений исламистских
радикалов, как правило, находятся идеализация времен раннесредневекового ислама,
пропаганда собственного понимания "правления по шариату" в пику позиции
традиционного духовенства и постоянное спекулятивное прикрытие "священными
текстами" – Кораном и Сунной – для придания ореола "божественности" вполне
конкретным политическим разработкам. Исламисты представляют себя в качестве
"хранителей божественного завета" и жестко отстаивают на этой основе монополию
на истину.
Концептуальная несостоятельность радикальных исламистов
попросту заменяется социальной риторикой и критикой (зачастую волне
справедливой) "неправедных властей", что находит живой отклик у обездоленного и
разочаровавшегося населения. Главное – убеждение окружающих в своей избранности
и способности здесь и сейчас обеспечить благополучие, процветание и
справедливость для всех (в чем есть явное сходство с советскими
большевиками).
Ферганская долина под
прицелом
Территориально в центре усилий исламистов находится
Ферганская долина, своеобразная "пороховая бочка" Центральной Азии, взорвав
которою они рассчитывают прийти к власти. Здесь расположен трансграничный
эпицентр конфликтности, влияющий на Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.
Построение "исламского государства" в Ферганской долине либо в какой-нибудь из
ее частей (узбекской, кыргызской или таджикской), по замыслу авторов и практиков
идеи, в дальнейшем позволит расширить границы этого образования на весь регион и
даже на мусульманские анклавы России.
Четких критериев и механизмов построения "исламского
государства" у идеологов проекта нет. Зачастую тексты центрально-азиатских
исламистов-радикалов представляют эклектику из концептов, заимствованных у
собратьев-спонсоров за рубежом (преимущественно из богатых стран Ближнего и
Среднего Востока).
Проект создания "исламского государства" в Ферганской
долине утопичен, нежизнеспособен и бесперспективен именно из-за своей
иллюзорности (бесконечный мираж в пустыне). Все предыдущие подобные проекты
построения "исламского государства" в новейшей истории терпели крах, а вместе с
ними блекла пресловутая монополия на истину исламистов-радикалов. Это Судан
1999-го года (отстранение исламистов военными), крах режима талибов в
Афганистане в 2001 г., из последних – неудача исламистов в Сомали в конце 2006
г. Причины поражений были самыми разными – от внутренних (неудачи "третьего
пути" в политике и экономике, вылившиеся в тиранию) до внешних
(активизировавшаяся борьба с международным терроризмом после 11 сентября 2001 г.
и проснувшийся интерес Запада к делам в исламском "третьем мире").
В багаже у радикальных исламистов нет ни одного
успешного политического и экономического проекта, способного стать реальной
альтернативой светским моделям развития (в рамках которых вполне возможно
должное отношение к религии). Кроме того, исламский мир оказался в центре
внимания мировых центров силы (США, ЕС, Китая и России), консолидировавших свои
усилия по противодействию приходу исламских радикалов к власти. К сожалению,
несмотря на то, что за радикальной версией исламизма нет будущего,
притягательность его "простых" идей не исчезла, социальная база сохранилась,
сетевая оргструктура продолжает действовать, пополняясь новыми адептами и
финансовыми ресурсами.
Наиболее активными проводниками идей исламизма в
Ферганской долине стали запрещенные организации "Хизб-ут-Тахрир" (действует в
глобальном масштабе) и региональное "Исламское движение Узбекистана (ИДУ)".
"Хизб-ут-Тахрир" (ХТ) – международное движение,
добивающееся восстановления исламского халифата. Основано в 1950-е годы
палестинцем Таки ад-Дином ан-Набхани (1909-1977 гг.). В Центральную Азию
"Хизб-ут-Тахрир" проникло в начале 1990-х вместе с мусульманскими миссионерами и
с тех пор пустило в регионе глубокие корни.
"Хизб-ут-Тахрир" на словах ратует за "мирную пропаганду
ислама", но на деле выступает как идеологический и финансовый спонсор радикалов
в Центральной Азии. ХТ не представляет собой мононациональное
религиозно-политическое объединение: в организации представлены практически все
этносы региона. В рядах партии насчитывается (по словам самих активистов партии)
более 10 тысяч человек. Основной и наиболее активный костяк составляют
преимущественно узбеки Ферганской долины. Это выходцы из Оша, Карасу,
Джалал-Абада, Ферганы, Андижана, Намангана, Ходжента, Исфары, Аравана, Баткена,
Исфаны. В рядах ХТ, в основном, молодежь 18-35 лет, со средним, средним
специальным и высшим образованием.
Критическая фаза
развития
Применительно к Центральной Азии ситуация усугубляется
еще и тем, что 15-летняя постсоветская модернизация в регионе сопровождалась
негативными процессами "клановой" приватизации, деиндустриализации, архаизации
социальных отношений, массовой безработицей и высоким уровнем бедности. На
политическом уровне господствующей формой политической самоорганизации элит стал
клан, на макроуровне - авторитаризм различной степени жесткости.
Сегодня страны Центральной Азии вступили в критическую
фазу своего развития, где основные задачи лежат в плоскости дальнейшей
модернизации с целью формирования устойчивых политических и экономических
систем, механизмов преемственности власти, дееспособных политических институтов
и повышения благосостояния народа.
За исключением Кыргызстана (где произошла революционная
смена правящих элит) и Туркменистана (смерть Туркменбаши, чреватая возможным
появлением туркменских "хрущевых"), в остальных странах (Казахстан, Узбекистан,
Таджикистан) у руля власти продолжают оставаться несменяемые президенты, выходцы
из советской партийно-хозяйственной номенклатуры, для которых цель №1 в будущем
– обеспечение преемственности власти и получение гарантий неприкосновенности при
уходе на пенсию. Пока механизмов преемничества не создано и воли взращивать
преемников нет, лидеры центрально-азиатских государств предпочитают
пролонгировать свои полномочия, обеспечивая подобными действиями призрачную
стабильность в подвластных странах.
"Исламский вызов" при этом представляет собой один из
ключевых факторов давления на центрально-азиатские режимы, способный взорвать
внутриполитическую стабильность. Его мобилизующая сила велика, особенно в
кризисных условиях, когда власть теряет в глазах населения свою легитимность.
Естественно, степень влияния "исламского фактора" в каждом из
центрально-азиатских государств различна, что не снимает его актуальность с
текущей повестки дня.
Дестабилизация с участием радикальных исламистов в
Узбекистане автоматически бьет сразу по всем остальным соседним государствам
(порывы границы, перетоки боевиков из одной страны в другую, потоки беженцев,
теракты и т.д.), что представляет непосредственную угрозу региональной и
международной безопасности. Каждая из центрально-азиатских стран по-своему
реагирует на "исламский вызов", однако общим правилом стала ставка государства
на силовые приемы борьбы.
Узбекистан: атака
исламистов
Из всех государств Центральной Азии Узбекистан более
всех испытывает на себе влияние исламского фактора. Именно в Узбекистане
расположена большая часть Ферганской долины, основного географического ареала
действий исламистов в Центральной Азии. С начала 1990-х в Узбекистане возникли и
приступили к активной деятельности исламистские группы и организации. Самой
известной стало Исламское движение Узбекистана (ИДУ), развернувшее долгую и
изнурительную войну с президентом Исламом Каримовым.
ИДУ возникло в 1996 г. после неудачной попытки
установить контроль над крупными городами Ферганской долины. Основной целью
движения стало свержение режима президента Ислама Каримова вооруженным путем и
построение в Узбекистане "исламского государства". Радикализация ИДУ вылилась в
попытку покушения на И.Каримова в феврале 1999 г. и осуществление
террористического рейда с территории Афганистана через Таджикистан и Кыргызстан
в Сурхандарьинскую область Узбекистана.
Деятельность и последующая трансформация ИДУ в
террористическую организацию свидетельствуют об изначальном тупиковом пути
развития, выбранном узбекскими исламистами.
Поражение ИДУ в силовом противостоянии с властями
привело лишь к ужесточению политики "закручивания гаек", взятой на вооружение
И.Каримовым (когда под запрет попадало любое проявление религиозности и
связанной с ней политической деятельности). Окончательная деградация ИДУ
вылилась в заключение политического союза с афганским движением "Талибан", на
стороне которого боевики движения воевали против войск коалиции США и НАТО.
Разгром режима талибов в 2001 г. привел к значительному ослаблению ИДУ, остатки
которой, по данным узбекских спецслужб, влились в новую экстремистскую
организацию – Исламскую партию Туркестана.
После того как ИДУ прекратило активную борьбу, на
политическую сцену Узбекистана стремительно ворвалась другая подпольная
организация – "Акрамия", громко заявившая о себе в ходе волнений в Андижане в
мае 2005 г. С "Акрамией" не все так просто – в ней противоречивым образом
переплелись идеи легальной политической деятельности и попытка осуществления
вооруженного мятежа в Андижане.
Так что же представляла из себя эта организация?
"Акромия/Акрамия" (другие названия – "Иймончилар",
"Халифатчилар", самоназвание "Биродарлар" - "Братья") была основана Акрамом
Юлдашевым (род. в 1963 г., Андижан, осужден в 1999 г.) в начале 1990-х гг. Автор
неофициально распространявшейся книги "Иймонга Йул" ("Путь к вере"), в которой
излагаются основные цели и задачи основанного им движения[1]. В экспертной среде
за этим движением закрепилось название по имени основателя и идеолога
организации Акрама Юлдашева – "Акрамия". Значительное влияние на взгляды
А.Юлдашева оказало членство в движении "Хизб-ут-Тахрир" (1986-1992 гг.).
Прежде всего, обращает на себя внимание высокий уровень
организационной структуры "Акрамии" (сейчас ушедшей в глубокое подполье). Как
отмечает узбекский исследователь Бахтияр Бабаджанов, А.Юлдашеву удалось создать
уникальную для местных условий организацию (своеобразную общину), фактически
состоящую из малых и средних коммерческих предприятий и торговых структур,
работники которых являлись членами "Акрамия". Например, в Андижане хорошо была
известна сеть принадлежащих им хлебопекарен. Доходы от экономической
деятельности поступали в "общий фонд", средства из которого выделялись на помощь
наиболее нуждающимся членам организации, пропаганду и текущую деятельность.
Внутри предприятий работники делились на ячейки ("халка") от 3 и до 7 человек,
которыми руководили "лидеры". Производственной деятельностью предприятия
руководил "ответственный работник", а идеологической работой – "ответственный
духовный лидер".
При определенных условиях "Акрамия" могла бы
трансформироваться в партию узбекских религиозных предпринимателей (малый и
средний бизнес), представителей т.н. "исламского среднего класса". Возможность
мирной легальной деятельности в свое время не исключал и сам идеолог движения
А.Юлдашев (правда, он связывал подобные планы с давлением Запада на Ташкент с
целью инициирования политических реформ). Однако размытость "Акрамии" в плане
идей и концепций, использование устаревшего идеологического багажа
"Хизб-ут-Тахрир", пропаганда "исламизации", насильственные методы борьбы,
авторитарный строй внутри страны привели к заморозке модернистских устремлений
"акромистов". В конце концов, острые противоречия узбекской политической жизни
вылились в андижанские события с многочисленными жертвами среди мирного
населения.
В поисках ограниченной
"модернизации сверху"
В конце декабря 2007 г. в Узбекистане состоятся
президентские выборы. Старт избирательной кампании еще не дан, но определенная
работа с участием лояльного мусульманского духовенства уже ведется. Так местные
очевидцы отмечают следующие фактически предвыборные высказывания служителей
религиозного культа: "Нашего муфтия коснулось благословение Всевышнего. Ему в
молитве открылась Воля Его (Аллаха), а именно, чтобы он (муфтий) был посредником
в передаче людям пожелания Аллаха: пусть президент И.Каримов остается на своем
месте и продолжает вести угодные нам дела".
Официальный Ташкент пока никак не комментирует и не
раскрывает сценарий предстоящих выборов. Существует несколько вариантов развития
событий: 1) референдум по продлению полномочий И.Каримова (вплоть до
пожизненного правления), 2) переизбрание действующего президента на следующий
7-летний срок и 3) передача власти преемнику с сохранением влияния И.Каримова на
принятие решений. Судя по всему, окончательного решения в пользу какого-либо из
сценариев И.Каримов не принял, и прорабатываются все варианты, хотя для власти
предпочтительней все-таки провести выборы, дабы избежать массированной критики и
обвинений в откате в тоталитаризм. Не исключено, что решение по столь
судьбоносному вопросу будет приниматься с учетом международного фактора.
С ноября 2006 г. из Евросоюза пошли сигналы узбекскому
руководству о возможном пересмотре политики и отмене санкций, введенных после
трагических событий в Андижане. Застрельщиком новой европейской политики в
Центральной Азии выступает ФРГ, с нового года председательствующая в ЕС. Смысл
продвигаемой Берлином прагматической концепции "критического диалога" состоит в
акценте на вопросы безопасности и диверсификации энергопоставок в ЕС за счет
ресурсов Центральной Азии (включая Узбекистан). Евросоюз опасается потерять
важных энергетических партнеров в регионе, уступив их России и чрезмерно
активному Китаю, в связи с чем намерен активизировать свою политику в
регионе.
Педалировать болезненную для Ташкента тему нарушения
прав человека и "преступлений" в Андижане в ЕС, видимо, не намерены. Наиболее
показательным в этом плане является высказывание генерального директора
Департамента по внешним связям Еврокомиссии Энеко Ландабуру: "В жизненных
интересах Евросоюза – развивать отношения с Узбекистаном и другими странами
региона в таких областях, как энергетика, транспорт и охрана природы".
Европейский чиновник отметил, что ЕС должен играть большую роль в Центральной
Азии, ключевой страной которой является Узбекистан.
Со своей стороны Ташкент также готов продемонстрировать
определенную гибкость, чтобы прорвать изоляцию на Западе. Примечательно, что
курс на либерализацию узбекские власти планируют совместить с фактическим
укреплением режима президента И.Каримова. В данном случае один из возможных
вариантов действий президента – ограниченная либерализация сверху и расширение
рамок для деятельности "мягкой" светской оппозиции в преддверии президентских
выборов.
В частности с санкции И.Каримова в Узбекистане
разработан проект конституционного закона "Об усилении роли политических партий
в обновлении и дальнейшей демократизации и модернизации страны" (внесен в
парламент президентом в порядке законодательной инициативы). Если закон будет
одобрен и воплощен в жизнь, то парламентские фракции политических партий[2]
получат ряд полномочий, находящихся в исключительной компетенции президента, а
именно – предлагать своих кандидатов в кабинет министров. Ограниченная
либерализация в Узбекистане (в случае запуска этого проекта) может стать своего
рода частью сделки с Евросоюзом, который, пусть и с оговорками, но признает
легитимность узбекских президентских выборов.
Помимо внешнеполитического эффекта "либерализация
сверху" имеет позитивное значение для внутренней политики Узбекистана. Это может
стать первым этапом для более тонкой настройки политической системы страны с
целью придания ей устойчивости и способности к решению системных кризисов. Если
на первом этапе речь идет о расширении возможностей для светских партий, то в
ходе второго этапа с прицелом на долгосрочную перспективу власти могут
санкционировать создание легальной религиозной партии (некий аналог ХДС/ХСС –
как в Германии). К примеру, в соседнем Таджикистане частью политики
национального примирения стала легализация Партии исламского возрождения (ПИВТ),
имеющей своих депутатов в парламенте.
В будущем модернизация политической системы Узбекистана
с допуском в нее легальных исламистов, отрицающих насилие, представляет собой
сложнейшую задачу, требующую наличия политической воли как у власти, так и у
оппозиции. "Исламский фактор" в Узбекистане носит долговременный характер и не
исчезнет сам собой, что только повышает актуальность выработки механизмов по
канализации в легальное русло протестных настроений, окрашенных в религиозные
тона.
----------------------------------------
[1] По данным исследования
Бахтияра Бабаджанова, Институт востоковедения Академии наук Узбекистана.
[2] В Узбекистане официально
зарегистрировано всего пять политический партий:
- Социал-демократическая партия
Узбекистана "Адолат"
- Демократическая партия
Узбекистана "Миллий тикланиш"
- Движение предпринимателей и
деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана
- Национально-демократическая
партия Узбекистана "Фидокорлар"
- Народно-демократическая партия
Узбекистана
|