Исламский вызов для Узбекистана
19.02.2007.
Евразийский Дом
Игорь Кирсанов, Фонд "Наследие Евразии", Москва
23 декабря 2007 года в Узбекистане должны состояться
президентские выборы. Официально избирательная кампания еще не началась, но в
предвыборный год латентные проблемы, как правило, имеют тенденцию к обострению.
Для Узбекистана острой и до сих пор не решенной является проблема противостояния
светской власти с радикальным исламским подпольем.
Исламизм – его разновидности и
цели
Рассматривая вопросы столкновения светских и
религиозно-политических проектов на постсоветском пространстве (особенно в
Узбекистане), необходимо сделать ряд пояснений.
Во-первых, не следует путать ислам как признанную,
гуманную и миролюбивую религию с исламизмом – религиозно-политической идеологией
и тесно связанным с ней проектом построения идеального "исламского государства"
как составной части будущего всемирного халифата. Во-вторых, исламизм как
политическое явление неоднороден, противоречив и продолжает мутировать в новые
формы и разновидности (т.н. постисламизм XXI века).
По самой общей классификации, исламисты подразделяются
на радикалов (экстремисты, сторонники террора – т.н. джихадисты) и умеренных,
готовых интегрироваться в политическую систему, стать системными игроками и
вести борьбу за электорат парламентскими методами (наиболее яркий пример –
легальные исламисты в Турции, поддерживающие вступление в ЕС).
Основные постулаты идеологии джихадизма были
сформулированы идейными вождями одной из первых радикальных организаций на
Арабском Востоке "Братья-мусульмане" Хасаном аль-Банной и Сейидом Кутбом: "Аллах
– наша цель, Пророк – наш вождь, Коран – наша Конституция, джихад – наш путь,
смерть на пути Аллаха – наше высшее желание".
В центре теоретических построений исламистских
радикалов, как правило, находятся идеализация времен раннесредневекового ислама,
пропаганда собственного понимания "правления по шариату" в пику позиции
традиционного духовенства и постоянное спекулятивное прикрытие "священными
текстами" – Кораном и Сунной – для придания ореола "божественности" вполне
конкретным политическим разработкам. Исламисты представляют себя в качестве
"хранителей божественного завета" и жестко отстаивают на этой основе монополию
на истину.
Концептуальная несостоятельность радикальных исламистов
попросту заменяется социальной риторикой и критикой (зачастую волне
справедливой) "неправедных властей", что находит живой отклик у обездоленного и
разочаровавшегося населения. Главное – убеждение окружающих в своей избранности
и способности здесь и сейчас обеспечить благополучие, процветание и
справедливость для всех (в чем есть явное сходство с советскими
большевиками).
Ферганская долина под
прицелом
Территориально в центре усилий исламистов находится
Ферганская долина, своеобразная "пороховая бочка" Центральной Азии, взорвав
которою они рассчитывают прийти к власти. Здесь расположен трансграничный
эпицентр конфликтности, влияющий на Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан.
Построение "исламского государства" в Ферганской долине либо в какой-нибудь из
ее частей (узбекской, кыргызской или таджикской), по замыслу авторов и практиков
идеи, в дальнейшем позволит расширить границы этого образования на весь регион и
даже на мусульманские анклавы России.
Четких критериев и механизмов построения "исламского
государства" у идеологов проекта нет. Зачастую тексты центрально-азиатских
исламистов-радикалов представляют эклектику из концептов, заимствованных у
собратьев-спонсоров за рубежом (преимущественно из богатых стран Ближнего и
Среднего Востока).
Проект создания "исламского государства" в Ферганской
долине утопичен, нежизнеспособен и бесперспективен именно из-за своей
иллюзорности (бесконечный мираж в пустыне). Все предыдущие подобные проекты
построения "исламского государства" в новейшей истории терпели крах, а вместе с
ними блекла пресловутая монополия на истину исламистов-радикалов. Это Судан
1999-го года (отстранение исламистов военными), крах режима талибов в
Афганистане в 2001 г., из последних – неудача исламистов в Сомали в конце 2006
г. Причины поражений были самыми разными – от внутренних (неудачи "третьего
пути" в политике и экономике, вылившиеся в тиранию) до внешних
(активизировавшаяся борьба с международным терроризмом после 11 сентября 2001 г.
и проснувшийся интерес Запада к делам в исламском "третьем мире").
В багаже у радикальных исламистов нет ни одного
успешного политического и экономического проекта, способного стать реальной
альтернативой светским моделям развития (в рамках которых вполне возможно
должное отношение к религии). Кроме того, исламский мир оказался в центре
внимания мировых центров силы (США, ЕС, Китая и России), консолидировавших свои
усилия по противодействию приходу исламских радикалов к власти. К сожалению,
несмотря на то, что за радикальной версией исламизма нет будущего,
притягательность его "простых" идей не исчезла, социальная база сохранилась,
сетевая оргструктура продолжает действовать, пополняясь новыми адептами и
финансовыми ресурсами.
Наиболее активными проводниками идей исламизма в
Ферганской долине стали запрещенные организации "Хизб-ут-Тахрир" (действует в
глобальном масштабе) и региональное "Исламское движение Узбекистана (ИДУ)".
"Хизб-ут-Тахрир" (ХТ) – международное движение,
добивающееся восстановления исламского халифата. Основано в 1950-е годы
палестинцем Таки ад-Дином ан-Набхани (1909-1977 гг.). В Центральную Азию
"Хизб-ут-Тахрир" проникло в начале 1990-х вместе с мусульманскими миссионерами и
с тех пор пустило в регионе глубокие корни.
"Хизб-ут-Тахрир" на словах ратует за "мирную пропаганду
ислама", но на деле выступает как идеологический и финансовый спонсор радикалов
в Центральной Азии. ХТ не представляет собой мононациональное
религиозно-политическое объединение: в организации представлены практически все
этносы региона. В рядах партии насчитывается (по словам самих активистов партии)
более 10 тысяч человек. Основной и наиболее активный костяк составляют
преимущественно узбеки Ферганской долины. Это выходцы из Оша, Карасу,
Джалал-Абада, Ферганы, Андижана, Намангана, Ходжента, Исфары, Аравана, Баткена,
Исфаны. В рядах ХТ, в основном, молодежь 18-35 лет, со средним, средним
специальным и высшим образованием.
Критическая фаза
развития
Применительно к Центральной Азии ситуация усугубляется
еще и тем, что 15-летняя постсоветская модернизация в регионе сопровождалась
негативными процессами "клановой" приватизации, деиндустриализации, архаизации
социальных отношений, массовой безработицей и высоким уровнем бедности. На
политическом уровне господствующей формой политической самоорганизации элит стал
клан, на макроуровне - авторитаризм различной степени жесткости.
Сегодня страны Центральной Азии вступили в критическую
фазу своего развития, где основные задачи лежат в плоскости дальнейшей
модернизации с целью формирования устойчивых политических и экономических
систем, механизмов преемственности власти, дееспособных политических институтов
и повышения благосостояния народа.
За исключением Кыргызстана (где произошла революционная
смена правящих элит) и Туркменистана (смерть Туркменбаши, чреватая возможным
появлением туркменских "хрущевых"), в остальных странах (Казахстан, Узбекистан,
Таджикистан) у руля власти продолжают оставаться несменяемые президенты, выходцы
из советской партийно-хозяйственной номенклатуры, для которых цель №1 в будущем
– обеспечение преемственности власти и получение гарантий неприкосновенности при
уходе на пенсию. Пока механизмов преемничества не создано и воли взращивать
преемников нет, лидеры центрально-азиатских государств предпочитают
пролонгировать свои полномочия, обеспечивая подобными действиями призрачную
стабильность в подвластных странах.
"Исламский вызов" при этом представляет собой один из
ключевых факторов давления на центрально-азиатские режимы, способный взорвать
внутриполитическую стабильность. Его мобилизующая сила велика, особенно в
кризисных условиях, когда власть теряет в глазах населения свою легитимность.
Естественно, степень влияния "исламского фактора" в каждом из
центрально-азиатских государств различна, что не снимает его актуальность с
текущей повестки дня.
Дестабилизация с участием радикальных исламистов в
Узбекистане автоматически бьет сразу по всем остальным соседним государствам
(порывы границы, перетоки боевиков из одной страны в другую, потоки беженцев,
теракты и т.д.), что представляет непосредственную угрозу региональной и
международной безопасности. Каждая из центрально-азиатских стран по-своему
реагирует на "исламский вызов", однако общим правилом стала ставка государства
на силовые приемы борьбы.
Узбекистан: атака
исламистов
Из всех государств Центральной Азии Узбекистан более
всех испытывает на себе влияние исламского фактора. Именно в Узбекистане
расположена большая часть Ферганской долины, основного географического ареала
действий исламистов в Центральной Азии. С начала 1990-х в Узбекистане возникли и
приступили к активной деятельности исламистские группы и организации. Самой
известной стало Исламское движение Узбекистана (ИДУ), развернувшее долгую и
изнурительную войну с президентом Исламом Каримовым.
ИДУ возникло в 1996 г. после неудачной попытки
установить контроль над крупными городами Ферганской долины. Основной целью
движения стало свержение режима президента Ислама Каримова вооруженным путем и
построение в Узбекистане "исламского государства". Радикализация ИДУ вылилась в
попытку покушения на И.Каримова в феврале 1999 г. и осуществление
террористического рейда с территории Афганистана через Таджикистан и Кыргызстан
в Сурхандарьинскую область Узбекистана.
Деятельность и последующая трансформация ИДУ в
террористическую организацию свидетельствуют об изначальном тупиковом пути
развития, выбранном узбекскими исламистами.
Поражение ИДУ в силовом противостоянии с властями
привело лишь к ужесточению политики "закручивания гаек", взятой на вооружение
И.Каримовым (когда под запрет попадало любое проявление религиозности и
связанной с ней политической деятельности). Окончательная деградация ИДУ
вылилась в заключение политического союза с афганским движением "Талибан", на
стороне которого боевики движения воевали против войск коалиции США и НАТО.
Разгром режима талибов в 2001 г. привел к значительному ослаблению ИДУ, остатки
которой, по данным узбекских спецслужб, влились в новую экстремистскую
организацию – Исламскую партию Туркестана.
После того как ИДУ прекратило активную борьбу, на
политическую сцену Узбекистана стремительно ворвалась другая подпольная
организация – "Акрамия", громко заявившая о себе в ходе волнений в Андижане в
мае 2005 г. С "Акрамией" не все так просто – в ней противоречивым образом
переплелись идеи легальной политической деятельности и попытка осуществления
вооруженного мятежа в Андижане.
Так что же представляла из себя эта организация?
"Акромия/Акрамия" (другие названия – "Иймончилар",
"Халифатчилар", самоназвание "Биродарлар" - "Братья") была основана Акрамом
Юлдашевым (род. в 1963 г., Андижан, осужден в 1999 г.) в начале 1990-х гг. Автор
неофициально распространявшейся книги "Иймонга Йул" ("Путь к вере"), в которой
излагаются основные цели и задачи основанного им движения[1]. В экспертной среде
за этим движением закрепилось название по имени основателя и идеолога
организации Акрама Юлдашева – "Акрамия". Значительное влияние на взгляды
А.Юлдашева оказало членство в движении "Хизб-ут-Тахрир" (1986-1992 гг.).
Прежде всего, обращает на себя внимание высокий уровень
организационной структуры "Акрамии" (сейчас ушедшей в глубокое подполье). Как
отмечает узбекский исследователь Бахтияр Бабаджанов, А.Юлдашеву удалось создать
уникальную для местных условий организацию (своеобразную общину), фактически
состоящую из малых и средних коммерческих предприятий и торговых структур,
работники которых являлись членами "Акрамия". Например, в Андижане хорошо была
известна сеть принадлежащих им хлебопекарен. Доходы от экономической
деятельности поступали в "общий фонд", средства из которого выделялись на помощь
наиболее нуждающимся членам организации, пропаганду и текущую деятельность.
Внутри предприятий работники делились на ячейки ("халка") от 3 и до 7 человек,
которыми руководили "лидеры". Производственной деятельностью предприятия
руководил "ответственный работник", а идеологической работой – "ответственный
духовный лидер".
При определенных условиях "Акрамия" могла бы
трансформироваться в партию узбекских религиозных предпринимателей (малый и
средний бизнес), представителей т.н. "исламского среднего класса". Возможность
мирной легальной деятельности в свое время не исключал и сам идеолог движения
А.Юлдашев (правда, он связывал подобные планы с давлением Запада на Ташкент с
целью инициирования политических реформ). Однако размытость "Акрамии" в плане
идей и концепций, использование устаревшего идеологического багажа
"Хизб-ут-Тахрир", пропаганда "исламизации", насильственные методы борьбы,
авторитарный строй внутри страны привели к заморозке модернистских устремлений
"акромистов". В конце концов, острые противоречия узбекской политической жизни
вылились в андижанские события с многочисленными жертвами среди мирного
населения.
В поисках ограниченной
"модернизации сверху"
В конце декабря 2007 г. в Узбекистане состоятся
президентские выборы. Старт избирательной кампании еще не дан, но определенная
работа с участием лояльного мусульманского духовенства уже ведется. Так местные
очевидцы отмечают следующие фактически предвыборные высказывания служителей
религиозного культа: "Нашего муфтия коснулось благословение Всевышнего. Ему в
молитве открылась Воля Его (Аллаха), а именно, чтобы он (муфтий) был посредником
в передаче людям пожелания Аллаха: пусть президент И.Каримов остается на своем
месте и продолжает вести угодные нам дела".
Официальный Ташкент пока никак не комментирует и не
раскрывает сценарий предстоящих выборов. Существует несколько вариантов развития
событий: 1) референдум по продлению полномочий И.Каримова (вплоть до
пожизненного правления), 2) переизбрание действующего президента на следующий
7-летний срок и 3) передача власти преемнику с сохранением влияния И.Каримова на
принятие решений. Судя по всему, окончательного решения в пользу какого-либо из
сценариев И.Каримов не принял, и прорабатываются все варианты, хотя для власти
предпочтительней все-таки провести выборы, дабы избежать массированной критики и
обвинений в откате в тоталитаризм. Не исключено, что решение по столь
судьбоносному вопросу будет приниматься с учетом международного фактора.
С ноября 2006 г. из Евросоюза пошли сигналы узбекскому
руководству о возможном пересмотре политики и отмене санкций, введенных после
трагических событий в Андижане. Застрельщиком новой европейской политики в
Центральной Азии выступает ФРГ, с нового года председательствующая в ЕС. Смысл
продвигаемой Берлином прагматической концепции "критического диалога" состоит в
акценте на вопросы безопасности и диверсификации энергопоставок в ЕС за счет
ресурсов Центральной Азии (включая Узбекистан). Евросоюз опасается потерять
важных энергетических партнеров в регионе, уступив их России и чрезмерно
активному Китаю, в связи с чем намерен активизировать свою политику в
регионе.
Педалировать болезненную для Ташкента тему нарушения
прав человека и "преступлений" в Андижане в ЕС, видимо, не намерены. Наиболее
показательным в этом плане является высказывание генерального директора
Департамента по внешним связям Еврокомиссии Энеко Ландабуру: "В жизненных
интересах Евросоюза – развивать отношения с Узбекистаном и другими странами
региона в таких областях, как энергетика, транспорт и охрана природы".
Европейский чиновник отметил, что ЕС должен играть большую роль в Центральной
Азии, ключевой страной которой является Узбекистан.
Со своей стороны Ташкент также готов продемонстрировать
определенную гибкость, чтобы прорвать изоляцию на Западе. Примечательно, что
курс на либерализацию узбекские власти планируют совместить с фактическим
укреплением режима президента И.Каримова. В данном случае один из возможных
вариантов действий президента – ограниченная либерализация сверху и расширение
рамок для деятельности "мягкой" светской оппозиции в преддверии президентских
выборов.
В частности с санкции И.Каримова в Узбекистане
разработан проект конституционного закона "Об усилении роли политических партий
в обновлении и дальнейшей демократизации и модернизации страны" (внесен в
парламент президентом в порядке законодательной инициативы). Если закон будет
одобрен и воплощен в жизнь, то парламентские фракции политических партий[2]
получат ряд полномочий, находящихся в исключительной компетенции президента, а
именно – предлагать своих кандидатов в кабинет министров. Ограниченная
либерализация в Узбекистане (в случае запуска этого проекта) может стать своего
рода частью сделки с Евросоюзом, который, пусть и с оговорками, но признает
легитимность узбекских президентских выборов.
Помимо внешнеполитического эффекта "либерализация
сверху" имеет позитивное значение для внутренней политики Узбекистана. Это может
стать первым этапом для более тонкой настройки политической системы страны с
целью придания ей устойчивости и способности к решению системных кризисов. Если
на первом этапе речь идет о расширении возможностей для светских партий, то в
ходе второго этапа с прицелом на долгосрочную перспективу власти могут
санкционировать создание легальной религиозной партии (некий аналог ХДС/ХСС –
как в Германии). К примеру, в соседнем Таджикистане частью политики
национального примирения стала легализация Партии исламского возрождения (ПИВТ),
имеющей своих депутатов в парламенте.
В будущем модернизация политической системы Узбекистана
с допуском в нее легальных исламистов, отрицающих насилие, представляет собой
сложнейшую задачу, требующую наличия политической воли как у власти, так и у
оппозиции. "Исламский фактор" в Узбекистане носит долговременный характер и не
исчезнет сам собой, что только повышает актуальность выработки механизмов по
канализации в легальное русло протестных настроений, окрашенных в религиозные
тона.
----------------------------------------
[1] По данным исследования
Бахтияра Бабаджанова, Институт востоковедения Академии наук Узбекистана.
[2] В Узбекистане официально
зарегистрировано всего пять политический партий:
- Социал-демократическая партия
Узбекистана "Адолат"
- Демократическая партия
Узбекистана "Миллий тикланиш"
- Движение предпринимателей и
деловых людей - Либерально-демократическая партия Узбекистана
- Национально-демократическая
партия Узбекистана "Фидокорлар"
- Народно-демократическая партия
Узбекистана
|