Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №164(01.03.2007)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



Заявление Кулова - минусы и плюсы

16.02.2007. Моя столица (Киргизия)

Вячеслав Тимирбаев

Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что заявление экс–премьер–министра Феликса Кулова вызовет широкий общественный резонанс. И не только в Кыргызстане. Также не думаю, что реакция на него будет однозначной: уж слишком сегодня разнополярное в республике общество.

Попытаемся же спокойно, трезво и взвешенно разобраться и понять, чем же чреват для Кыргызстана и грядущей политической жизни в стране переход вчерашнего соратника президента Курманбека Бакиева в оппозицию.

Прежде всего, в отличие от некоторых аналитиков и экспертов не склонен излишне драматизировать ситуацию и ждать от этого шага каких–либо серьезных потрясений. Думать так позволяет хотя бы то, что, несмотря на настойчивые призывы, Ф. Кулов отказался поддержать 2-8 ноября лидеров движения "За реформы!". От этого шага его удерживали, с одной стороны, "мужское слово, слово чести", а с другой стороны (и это, надо полагать, более существенно), понимание всей серьезности и ответственности момента. Уж слишком велика была вероятность того, что в той ситуации его переход в стан оппозиции мог ввергнуть страну в пучину непредсказуемого и неуправляемого хаоса. Сегодня положение в стране более стабильное и уравновешенное. И потом, не Кулов предал, а его предали.

Возможно, глубоко ошибаюсь, но думаю, что от распада тандема в большем проигрыше оказался Курманбек Бакиев. И как глава государства, и просто как гражданин, как личность. Полагаю, не может он не понимать, что доверие гражданского общества к власти, хотя и заметно таяло, все же удерживалось в значительной степени видимостью прочности двойственного альянса Бакиев - Кулов. Замену на посту премьер–министра Феликса Кулова Азимом Исабековым, согласитесь, равноценной назвать нельзя даже с большой натяжкой.

Кстати, сегодня все настойчивее напрашивается вывод, что депутаты Жогорку Кенеша именно потому с таким упорством стремились забаллотировать кандидатуру Кулова на пост главы правительства, чтобы, во–первых, разорвать тандем, который к тому времени себя исчерпал и существовал чисто формально, а во–вторых, дать кыргызской оппозиции возможность заполучить наконец–то действительно значимого и влиятельного лидера, пользующегося доверием и авторитетом у широких слоев населения.

Догадываюсь, более того, убежден, далеко не все разделяют это мнение, но я рассматриваю то, что произошло с Феликсом Куловым, как явление для современного кыргызского общества позитивное. Итоги социально–экономического развития Кыргызстана за 2006 год наглядно показали, что надежды, которые население республики связывало с революционной властью, не оправдались. Коррупции меньше не стало, экономический рост за год на 2,7 процента нельзя назвать ростом даже при всем желании, беспрецедентно, катастрофически вырос дефицит торгового баланса. Все это был вынужден признать глава государства на встрече с новым составом правительства. В этих условиях стране действительно необходима серьезная оппозиция. Но не вздорная, не скандальная и истеричная, преследующая личные, крайне мелкие меркантильные интересы, а зрелая и авторитетная, оппозиция в цивилизованном понимании этого слова.

Если говорить о перспективе, то заявление Кулова становится, по сути, отправной точкой предвыборной президентской гонки–2010. Смею предположить, что если бы эти выборы состоялись в самом ближайшем будущем, то шансы, применяя шахматную терминологию, предпочтительнее были бы у Кулова. Во–первых, объективность такова, что симпатии масс почему–то всегда на стороне гонимых. Во–вторых же, о чем уже говорилось ранее, два постреволюционных года сильно разочаровали кыргызстанцев.

Однако до предстоящих президентских выборов впереди три года. Разумеется, если за этот период не произойдет ничего экстраординарного. Сегодня на политическом горизонте Кыргызстана не просматривается фигуры, которая могла бы реально вклиниться между Бакиевым и Куловым в борьбе за кресло президента, составить им хоть какую–то видимость конкуренции. В сложившейся же ситуации время в равной степени может стать как союзником, так и противником того и другого.

Плюс Кулова в том, что на него пока еще работает ореол гонимого, несправедливо пострадавшего, но несломленного и непобежденного. Однако для победы этого явно недостаточно. Очень многое будет зависеть от его позиции и действий, от того, на кого он сделает ставку, кто окажется в его ближайшем окружении. Если достаточно одиозные личности, запятнанные неблаговидными делами, выдающие себя за оппозиционеров, но по гамбургскому счету таковыми не являющиеся, то значительная часть электората от него попросту отвернется.

Как мне кажется, в недавнем прошлом Кулова нередко подводила нечеткость, размытость, а то и откровенная двойственность занимаемой им позиции, связанная то ли с ложно понимаемой верностью слову и долгом чести, то ли с какими–то ведомыми лишь ему самому политическими обязательствами. Если ему не удастся переступить через это, оставить это в прошлом, число его сторонников сильно поубавится. Но если у Кулова достанет принципиальности и решимости противостоять разгулу коррупции, сращивания и проникновения криминала в структуры власти, то его дивиденды значительно возрастут.

Плюс Бакиева естественно вытекает из положения президента страны. В его активе очень неплохие шансы и достаточный запас времени, чтобы изменить негативную ситуацию в стране к лучшему. Если в ближайшие 2-3 года ему удастся выполнить хотя бы часть того, что он сам наметил в выступлении на республиканском совещании 15 октября 2005 года и в послании народу Кыргызстана 28 сентября 2006 года, то вновь обретет доверие значительной части кыргызстанцев, и тогда именно с ним они вновь свяжут надежды на возрождение и благополучное будущее.




Базарбай Мамбетов: 16 лет мы ничего не делали своим умом Беседовала

24.02.2007. Общественный рейтинг (Киргизия)

Жумагуль Мырзаева

Правительство КР определилось с позицией по вступлению в инициативу HIPC. С принятием столь важного решения новый кабмин продемонстрировал свое лицо собственному народу и международному сообществу.

Теперь же предстоит задача – создать собственную "матрицу возврата" внешних долгов. Что возможно и как, рассказал наш собеседник - эксперт по энергетической политике Базарбай МАМБЕТОВ.

- Охарактеризуйте нынешнее экономическое положение республики.

- Нынешнее экономическое положение непростое. Мы стоим на развилке 2-х дорог: одна указывает на реализацию новой экономической политики; вторая – на то, что мы всецело отдадимся в руки международной валютной спекуляции. Это будет знаком, что наша страна неспособна развиваться самостоятельно. Конечно, это досадно, но это результаты дурного правления прежней власти. Хотя и с приходом новой власти мало, что изменилось. Правительство Ф. Кулова так и не сказало народу, как будет преодолевать эту кризисную ситуацию.

В экономике самое важное место занимает бюджет государства, который зависит, прежде всего, от правильно выстроенных взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Бюджет Кыргызстана за последние 16 лет так и не стал стабильным, способным обеспечить какое-либо развитие или хотя бы осуществить социальные проекты. Все это - результат неправильного ведения экономической политики. Мы не можем сориентироваться – что, куда, где?

- А каково мнение международных экспертов о HIPC?

- Единого мнения о HIPC нет. Окружающие нас соседи, в основном азиатские страны, отрицательно относятся к тому, что Кыргызстан собирается вступить в эту программу. Та же Япония, Южная Корея, арабские страны, Казахстан, Россия, Китай. Они не хотят, чтобы Кыргызстан признал свою неспособность самостоятельно развиваться. А многие страны с марта прошлого года остановили всю грантовую, техническую помощь, предназначенную для Кыргызстана. Они оставили только кредиты, которые идут в Кыргызстан через международные финансовые институты.

Я лично думаю, что Кыргызстан, имея огромный потенциал возможностей, не должен вступать в эту программу. HIPC - это спекуляция международных финансовых институтов. Самое интересное, они сами ведут нас за руку в эту программу и не дают возможности оглянуться. И наша слабость в том, что мы не возражаем и ничего взамен не предлагаем. Хотя Кыргызстан имеет достаточный человеческий и природный потенциал, который практически невостребован. Будущая сила и богатство нашей страны - это водные ресурсы, гидроэлектростанции, угольные месторождения, золото, олово, сельхозпереработка аграрного сектора и другое. Имея такие возможности, мы не имеем права вступать в инициативу HIPC.

За последние 16 лет говорим только общие слова, никогда не решали проблему по существу, ничего не делали своим умом. Свято верили советам тех, кто сегодня нас затаскивает в HIPC, а манипуляция цифрами, особенно в области бюджетных денег, никем не пресекалась. Министерство финансов говорит руководству страны ту цифру, которую оно хочет услышать. Практически составляется 2 бюджета республики: один для ЖК КР, второй для Минфина. В конце года появляется третий бюджет уже уходящего года - до основания перекроенный и измененный. И депутаты ЖК принимают закон об изменении бюджетных показателей по свершившемуся факту, в конце года, об изменении в бюджет 2006 года внесли в феврале 2007 года.

Наш внешний долг составляет более 2 млрд. долларов США. Сроки возврата подошли, и мы в этом году должны вернуть около 75 млн. долларов вместе с процентами, а это около 3 млрд. сомов. Мы должны найти эти деньги. Они найдутся, если мы разберемся с государственной казной, изменим всю фискальную, в том числе бюджетную, банковско-кредитную и таможенно-налоговую политику.

- Были ли у нашего правительства замыслы по выплате внешнего долга до появления инициативы HIPC? То есть во времена Акаева.

- Никогда не было. Все были в эйфории, что долги дают на 30-40 лет. Все считали, что этого времени вполне достаточно, чтобы расплатиться. Работал девиз: "даже Америка имеет долги в объеме 280 млрд. долларов", - видите, какое перевернутое сознание было у людей. Да МВФ, ВБ давали долги на 30-40 лет с 10-летним каникулами, то есть первые 10 лет мы ничего не платим. Но они прошли, и срок выплаты и по процентам, и по основной сумме уже настал. Всегда думали: раз дают - надо брать, тем более 1% годовых на 30-40 лет.

В международных финансовых институтах крутятся огромные финансовые средства, и чтобы эти деньги делали деньги, надо их вкладывать. Даже если мы войдем в HIPC, внешний долг все равно будет расти. Это будет продолжаться в течение долгого времени, пока мы сами не остановимся, не оглянемся назад, не проанализируем все свои ошибки и не осуществим новую экономическую политику. Через 5-6 лет внешний долг составит более 3 млрд. долларов. Я несколько раз предлагал правительству внимательно изучить подписанный меморандум между правительством и МВФ от 2002 года "Об экономической политике". В этом документе четко прописано, что Кыргызстан без МВФ не может самостоятельно устанавливать даже импортные тарифы для защиты отечественных товаропроизводителей.

Благодаря этому документу международные финансовые институты подвели нас к порогу HIPC. Благодаря этому меморандуму мы загубили нашу табачную отрасль, сахарную промышленность и многие другие отрасли. Этот меморандум уже сделал свое дело, все разрушил… Теперь мы должны ежегодно обслуживать свои долги и выплачивать огромные суммы. В этом году мы должны заплатить 75 млн. долларов, а с чего? Ведь никаких денег в бюджете нет.

- А что Вы думаете о новом правительстве?

- Я думаю, что оно покажет себя, особенно относительно инициативы HIPC. Это его карт-бланш. У него есть возможность начать новую экономическую политику. Эту возможность правительство должно использовать сполна и сделать очень серьезные выводы из того, что у нас случилось за 16 лет.

- И все-таки, есть ли реальные возможности расплатиться с долгами? Какие схемы приемлемы?

- За 10 лет, начиная с 1997 года, доходная часть бюджета ежегодно увеличивалась в среднем на 1,7 млрд. сомов. Впервые в прошлом году доходная часть бюджета выросла на 25 %, или на 3 млрд. сомов. Если будем такими темпами пополнять республиканскую казну, мы еще долго будем ходить по миру с протянутой рукой. Поэтому вопрос стоит так: с учетом необходимости обслуживания внешнего долга от 75-100 млн. долларов мы должны увеличивать доходную часть бюджета ежегодно как минимум на 6-7 млрд. сомов живыми деньгами.

- А какие источники пополнения бюджета, в том числе для обслуживания внешнего долга, у нас имеются?

- Американцы согласились платить арендную плату за аэропорт "Манас" в сумме 20 млн. долларов. Мы могли бы привлечь деньги, выручаемые от проекта "Кумтор". В первую очередь от акций нашего правительства по разработке этого месторождения. Отдельно должна поступать плата за разработку и использование недр, за лицензию, за роялти и другие. Но наши срочно продали 18% государственных акциий за 84 млн. долларов. Купившая компания, оказывается, будет оплачивать эту сумму в течение 10 лет. Теперь от кумторского золота ничего нет.

Мы должны были с большой выгодой для страны продать Майлуусууйский электроламповый завод, а его успели сбыть за 3,2 млн. долларов. Токмакский стекольный завод - флагман стекольной промышленности всей Средней Азии, Сибири и Дальнего востока - продан за 2 млн. долларов, и при продаже завода его кредиторскую задолженность в сумме 240 млн. сомов повесили на шею кыргызских налогоплательщиков. Кантский цементно-шиферный комбинат, доставшийся за бесценок прежним хозяевам, перепродан за огромную сумму.

- Есть другие варианты списания долга, которые должен предложить Кыргызстан авторам HIPC?

- Наши вели переговоры по HIPC только по схеме МВФ и ВБ, сами мы ничего не предлагали. Если бы разрабатывались альтернативные варианты списания долга, может быть, они и задумались бы. Они хотят нам помочь и вроде бы согласны списать. Пусть списывают, только без HIPC, пусть списание будет в течение 10 лет. Схема списания 1 млрд. долларов такая: мы собираем ежегодно для этого 75-100 млн. долларов США сверх утверждаемого бюджета республики. Но их будем направлять в чистом виде на осуществление конкретных экономических проектов в республике. Может быть, это будет гидроэнергетика, легкая промышленность, переработка плодово-овощной продукции, Кызыл-Кийский цементный завод, производство мясо, особенно птицы.

Правительство будет осуществлять проекты в партнерстве с частным сектором - профильными компаниями, имеющими хороший потенциал. Без них ни одно правительство не добьется успеха в экономических проектах. По мере освоения этих денег, которое будет контролироваться офисами МВФ, ВБ и Правительством Кыргызстана, эта сумма списывается. То есть мы исправляем допущенные нами и ими прежние ошибки. Долговые деньги принесут экономическую выгоду и приведут в движение многие аспекты социальной и экономической жизни. Мы начнем возрождать свою экономику за счет безответственно потраченных в свое время кредитов.

Я не зря упомянул о Токмакском стекольном заводе, Кантском цементно-шиферном комбинате, Майлуусууйском электроламповом заводе. Потому что такие предприятия должны стать крупными бюджето¬образующими субъектами, для этого мы их и продавали в частные руки. Нынешняя особенность национальной кыргызской экономики состоит в том, что они не торопятся платить положенные налоги в казну, а государство само из своего бюджета возмещает их.

----------------------------------------

Имеющему сегодня колоссальные доходы Токмакскому стекольному заводу ежегодно налоговая инспекция исправно начисляет налоги для бюджета в пределах 150 млн. сомов. Но он их не платит, перечисляет в среднем только 23 млн. сомов, остальное возмещается Минфином из бюджета государства. КЦШК раньше платил в бюджет до 140 млн. сомов, а сейчас лишь 23 млн. сомов. До продажи Майлуусууйского электролампового завода он перечислял налогов до 130-150 млн. сомов. Сейчас государство ему возмещает до 70 млн. сомов ежегодно, и на 1 января этого года Минфин остался должным этому заводу 33,2 млн. сомов. Министерство просто не успевает производить такие возмещения и находится под постоянным кнутом электролампового завода. Как можно согласиться с тем, что "Кумтор Оперейтинг Компани" (КОК) за прошлый год заплатила налогов аж 85 млн. сомов (подоход. налог, налог на прибыль, НДС, фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций, дорожный налог, 4% местный налог)?

----------------------------------------

- Как это происходит?

- Есть кыргызские посредники (компрадоры) между бедной экономикой страны и частными компаниями – мародерами. Это они помогли издать такие постановления правительства и нормативные акты, согласно которым наше государство все время возмещает их производственные расходы. Чтобы люди осознали нашу бездарность, необходимо опубликовать в прессе постановление правительства от 29.06.2005 г. о порядке возмещения из бюджета сумм переплат по налогам и другим платежам.

По информации республиканских финансистов, из скудного бюджета государства до 2 млрд. сомов направляется на возмещение по налогам или на возврат НДС предприятиям-мародерам. Большое число людей в Минфине ежедневно занято обеспечением процедуры возврата этих денег. Конечно же, не за красивые глаза. Прошло 2 года после смены власти, пришли в Минфин новые люди, и никто не восстал против этого беспредела. Вот о чем нам надо беспокоиться! По большому счету, у нас нет бюджета страны. Поэтому мы не можем сразу выделить деньги на строительство жилых домов бедным кочкорцам и баткенцам после землетрясения, запустить ипотечное жилье и др.

Если в 20-миллиардном бюджете страны 2-3 млрд. составляют зачтенные, виртуальные, неживые деньги, еще 3-4 млрд. сомов составляют трансферты, то что вообще представляет наш бюджет? Если бы нам удалось отменить все законы, а также решения, предоставляющие освобождения и льготы по налогам и все нормативно-правовые акты на этот счет, бюджет бы получал дополнительно еще 3-4 млрд. сомов уже в этом году. Об остальных уже не хочется говорить. Только обидно за нас, за наших государственных мужей, которые, зная об этом, ничего не предпринимают и становятся участниками крупномасштабного расхищения государственной казны.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ