Базарбай Мамбетов: 16 лет мы ничего не делали своим умом Беседовала
24.02.2007.
Общественный рейтинг (Киргизия)
Жумагуль Мырзаева
Правительство КР определилось с позицией по вступлению в
инициативу HIPC. С принятием столь важного решения новый кабмин
продемонстрировал свое лицо собственному народу и международному сообществу.
Теперь же предстоит задача – создать собственную
"матрицу возврата" внешних долгов. Что возможно и как, рассказал наш собеседник
- эксперт по энергетической политике Базарбай МАМБЕТОВ.
- Охарактеризуйте нынешнее
экономическое положение республики.
- Нынешнее экономическое положение непростое. Мы стоим
на развилке 2-х дорог: одна указывает на реализацию новой экономической
политики; вторая – на то, что мы всецело отдадимся в руки международной валютной
спекуляции. Это будет знаком, что наша страна неспособна развиваться
самостоятельно. Конечно, это досадно, но это результаты дурного правления
прежней власти. Хотя и с приходом новой власти мало, что изменилось.
Правительство Ф. Кулова так и не сказало народу, как будет преодолевать эту
кризисную ситуацию.
В экономике самое важное место занимает бюджет
государства, который зависит, прежде всего, от правильно выстроенных
взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами. Бюджет Кыргызстана за
последние 16 лет так и не стал стабильным, способным обеспечить какое-либо
развитие или хотя бы осуществить социальные проекты. Все это - результат
неправильного ведения экономической политики. Мы не можем сориентироваться –
что, куда, где?
- А каково мнение международных
экспертов о HIPC?
- Единого мнения о HIPC нет. Окружающие нас соседи, в
основном азиатские страны, отрицательно относятся к тому, что Кыргызстан
собирается вступить в эту программу. Та же Япония, Южная Корея, арабские страны,
Казахстан, Россия, Китай. Они не хотят, чтобы Кыргызстан признал свою
неспособность самостоятельно развиваться. А многие страны с марта прошлого года
остановили всю грантовую, техническую помощь, предназначенную для Кыргызстана.
Они оставили только кредиты, которые идут в Кыргызстан через международные
финансовые институты.
Я лично думаю, что Кыргызстан, имея огромный потенциал
возможностей, не должен вступать в эту программу. HIPC - это спекуляция
международных финансовых институтов. Самое интересное, они сами ведут нас за
руку в эту программу и не дают возможности оглянуться. И наша слабость в том,
что мы не возражаем и ничего взамен не предлагаем. Хотя Кыргызстан имеет
достаточный человеческий и природный потенциал, который практически
невостребован. Будущая сила и богатство нашей страны - это водные ресурсы,
гидроэлектростанции, угольные месторождения, золото, олово, сельхозпереработка
аграрного сектора и другое. Имея такие возможности, мы не имеем права вступать в
инициативу HIPC.
За последние 16 лет говорим только общие слова, никогда
не решали проблему по существу, ничего не делали своим умом. Свято верили
советам тех, кто сегодня нас затаскивает в HIPC, а манипуляция цифрами, особенно
в области бюджетных денег, никем не пресекалась. Министерство финансов говорит
руководству страны ту цифру, которую оно хочет услышать. Практически
составляется 2 бюджета республики: один для ЖК КР, второй для Минфина. В конце
года появляется третий бюджет уже уходящего года - до основания перекроенный и
измененный. И депутаты ЖК принимают закон об изменении бюджетных показателей по
свершившемуся факту, в конце года, об изменении в бюджет 2006 года внесли в
феврале 2007 года.
Наш внешний долг составляет более 2 млрд. долларов США.
Сроки возврата подошли, и мы в этом году должны вернуть около 75 млн. долларов
вместе с процентами, а это около 3 млрд. сомов. Мы должны найти эти деньги. Они
найдутся, если мы разберемся с государственной казной, изменим всю фискальную, в
том числе бюджетную, банковско-кредитную и таможенно-налоговую политику.
- Были ли у нашего правительства
замыслы по выплате внешнего долга до появления инициативы HIPC? То есть во
времена Акаева.
- Никогда не было. Все были в эйфории, что долги дают на
30-40 лет. Все считали, что этого времени вполне достаточно, чтобы расплатиться.
Работал девиз: "даже Америка имеет долги в объеме 280 млрд. долларов", - видите,
какое перевернутое сознание было у людей. Да МВФ, ВБ давали долги на 30-40 лет с
10-летним каникулами, то есть первые 10 лет мы ничего не платим. Но они прошли,
и срок выплаты и по процентам, и по основной сумме уже настал. Всегда думали:
раз дают - надо брать, тем более 1% годовых на 30-40 лет.
В международных финансовых институтах крутятся огромные
финансовые средства, и чтобы эти деньги делали деньги, надо их вкладывать. Даже
если мы войдем в HIPC, внешний долг все равно будет расти. Это будет
продолжаться в течение долгого времени, пока мы сами не остановимся, не
оглянемся назад, не проанализируем все свои ошибки и не осуществим новую
экономическую политику. Через 5-6 лет внешний долг составит более 3 млрд.
долларов. Я несколько раз предлагал правительству внимательно изучить
подписанный меморандум между правительством и МВФ от 2002 года "Об экономической
политике". В этом документе четко прописано, что Кыргызстан без МВФ не может
самостоятельно устанавливать даже импортные тарифы для защиты отечественных
товаропроизводителей.
Благодаря этому документу международные финансовые
институты подвели нас к порогу HIPC. Благодаря этому меморандуму мы загубили
нашу табачную отрасль, сахарную промышленность и многие другие отрасли. Этот
меморандум уже сделал свое дело, все разрушил… Теперь мы должны ежегодно
обслуживать свои долги и выплачивать огромные суммы. В этом году мы должны
заплатить 75 млн. долларов, а с чего? Ведь никаких денег в бюджете нет.
- А что Вы думаете о новом
правительстве?
- Я думаю, что оно покажет себя, особенно относительно
инициативы HIPC. Это его карт-бланш. У него есть возможность начать новую
экономическую политику. Эту возможность правительство должно использовать сполна
и сделать очень серьезные выводы из того, что у нас случилось за 16 лет.
- И все-таки, есть ли реальные возможности расплатиться
с долгами? Какие схемы приемлемы?
- За 10 лет, начиная с 1997 года, доходная часть бюджета
ежегодно увеличивалась в среднем на 1,7 млрд. сомов. Впервые в прошлом году
доходная часть бюджета выросла на 25 %, или на 3 млрд. сомов. Если будем такими
темпами пополнять республиканскую казну, мы еще долго будем ходить по миру с
протянутой рукой. Поэтому вопрос стоит так: с учетом необходимости обслуживания
внешнего долга от 75-100 млн. долларов мы должны увеличивать доходную часть
бюджета ежегодно как минимум на 6-7 млрд. сомов живыми деньгами.
- А какие источники пополнения
бюджета, в том числе для обслуживания внешнего долга, у нас имеются?
- Американцы согласились платить арендную плату за
аэропорт "Манас" в сумме 20 млн. долларов. Мы могли бы привлечь деньги,
выручаемые от проекта "Кумтор". В первую очередь от акций нашего правительства
по разработке этого месторождения. Отдельно должна поступать плата за разработку
и использование недр, за лицензию, за роялти и другие. Но наши срочно продали
18% государственных акциий за 84 млн. долларов. Купившая компания, оказывается,
будет оплачивать эту сумму в течение 10 лет. Теперь от кумторского золота ничего
нет.
Мы должны были с большой выгодой для страны продать
Майлуусууйский электроламповый завод, а его успели сбыть за 3,2 млн. долларов.
Токмакский стекольный завод - флагман стекольной промышленности всей Средней
Азии, Сибири и Дальнего востока - продан за 2 млн. долларов, и при продаже
завода его кредиторскую задолженность в сумме 240 млн. сомов повесили на шею
кыргызских налогоплательщиков. Кантский цементно-шиферный комбинат, доставшийся
за бесценок прежним хозяевам, перепродан за огромную сумму.
- Есть другие варианты списания
долга, которые должен предложить Кыргызстан авторам HIPC?
- Наши вели переговоры по HIPC только по схеме МВФ и ВБ,
сами мы ничего не предлагали. Если бы разрабатывались альтернативные варианты
списания долга, может быть, они и задумались бы. Они хотят нам помочь и вроде бы
согласны списать. Пусть списывают, только без HIPC, пусть списание будет в
течение 10 лет. Схема списания 1 млрд. долларов такая: мы собираем ежегодно для
этого 75-100 млн. долларов США сверх утверждаемого бюджета республики. Но их
будем направлять в чистом виде на осуществление конкретных экономических
проектов в республике. Может быть, это будет гидроэнергетика, легкая
промышленность, переработка плодово-овощной продукции, Кызыл-Кийский цементный
завод, производство мясо, особенно птицы.
Правительство будет осуществлять проекты в партнерстве с
частным сектором - профильными компаниями, имеющими хороший потенциал. Без них
ни одно правительство не добьется успеха в экономических проектах. По мере
освоения этих денег, которое будет контролироваться офисами МВФ, ВБ и
Правительством Кыргызстана, эта сумма списывается. То есть мы исправляем
допущенные нами и ими прежние ошибки. Долговые деньги принесут экономическую
выгоду и приведут в движение многие аспекты социальной и экономической жизни. Мы
начнем возрождать свою экономику за счет безответственно потраченных в свое
время кредитов.
Я не зря упомянул о Токмакском стекольном заводе,
Кантском цементно-шиферном комбинате, Майлуусууйском электроламповом заводе.
Потому что такие предприятия должны стать крупными бюджето¬образующими
субъектами, для этого мы их и продавали в частные руки. Нынешняя особенность
национальной кыргызской экономики состоит в том, что они не торопятся платить
положенные налоги в казну, а государство само из своего бюджета возмещает
их.
----------------------------------------
Имеющему сегодня колоссальные доходы Токмакскому
стекольному заводу ежегодно налоговая инспекция исправно начисляет налоги для
бюджета в пределах 150 млн. сомов. Но он их не платит, перечисляет в среднем
только 23 млн. сомов, остальное возмещается Минфином из бюджета государства.
КЦШК раньше платил в бюджет до 140 млн. сомов, а сейчас лишь 23 млн. сомов. До
продажи Майлуусууйского электролампового завода он перечислял налогов до 130-150
млн. сомов. Сейчас государство ему возмещает до 70 млн. сомов ежегодно, и на 1
января этого года Минфин остался должным этому заводу 33,2 млн. сомов.
Министерство просто не успевает производить такие возмещения и находится под
постоянным кнутом электролампового завода. Как можно согласиться с тем, что
"Кумтор Оперейтинг Компани" (КОК) за прошлый год заплатила налогов аж 85 млн.
сомов (подоход. налог, налог на прибыль, НДС, фонд ликвидации чрезвычайных
ситуаций, дорожный налог, 4% местный налог)?
----------------------------------------
- Как это происходит?
- Есть кыргызские посредники (компрадоры) между бедной
экономикой страны и частными компаниями – мародерами. Это они помогли издать
такие постановления правительства и нормативные акты, согласно которым наше
государство все время возмещает их производственные расходы. Чтобы люди осознали
нашу бездарность, необходимо опубликовать в прессе постановление правительства
от 29.06.2005 г. о порядке возмещения из бюджета сумм переплат по налогам и
другим платежам.
По информации республиканских финансистов, из скудного
бюджета государства до 2 млрд. сомов направляется на возмещение по налогам или
на возврат НДС предприятиям-мародерам. Большое число людей в Минфине ежедневно
занято обеспечением процедуры возврата этих денег. Конечно же, не за красивые
глаза. Прошло 2 года после смены власти, пришли в Минфин новые люди, и никто не
восстал против этого беспредела. Вот о чем нам надо беспокоиться! По большому
счету, у нас нет бюджета страны. Поэтому мы не можем сразу выделить деньги на
строительство жилых домов бедным кочкорцам и баткенцам после землетрясения,
запустить ипотечное жилье и др.
Если в 20-миллиардном бюджете страны 2-3 млрд.
составляют зачтенные, виртуальные, неживые деньги, еще 3-4 млрд. сомов
составляют трансферты, то что вообще представляет наш бюджет? Если бы нам
удалось отменить все законы, а также решения, предоставляющие освобождения и
льготы по налогам и все нормативно-правовые акты на этот счет, бюджет бы получал
дополнительно еще 3-4 млрд. сомов уже в этом году. Об остальных уже не хочется
говорить. Только обидно за нас, за наших государственных мужей, которые, зная об
этом, ничего не предпринимают и становятся участниками крупномасштабного
расхищения государственной казны.
|