Схватка за туркменский газ
21.02.2007.
Рrognosis.ru
Дмитрий Докучаев
Главная
туркменская интрига заключается в том, как новая власть распорядится богатством
своих недр
После смерти Сапармурата Ниязова, почти два десятилетия
правившего в Туркменистане, для мирового сообщества возникло два главных
вопроса: кто унаследует власть в стране и что будет с ее газовыми ресурсами?
Ответ на первый вопрос был получен практически на следующий же день после
объявления о смерти Туркменбаши, когда комиссию по похоронам возглавил
Гурбангулы Бердымухаммедов. Ну а узаконен сей факт оказался на недавних
президентских выборах, прошедших в "лучших" восточных традициях - фаворит набрал
в 10 раз больше голосов, чем все его так называемые конкуренты вместе
взятые.
Второй вопрос – газовый – таит в себе гораздо больше
загадок. Дело в том, что Туркмения входит в десятку мировых лидеров по добыче
газа: на ее долю приходится 2,1% этого рынка, а подтвержденные резервы газа
оцениваются в 102,4 млрд. кубометров. Не секрет, что страна живет именно за счет
продажи газа – поэтому главная интрига заключается в том, как новая власть
распорядится богатством своих недр.
При жизни Ниязова главным игроком на туркменском газовом
поле была Россия. Мало того, "Газпром" является единственным обладателем
экспортного контракта с Туркменией. Еще в 2003 году Путин и Ниязов подписали
межгосударственное соглашение в газовой сфере. Согласно обозначенным там планам,
в 2007 году Туркмения экспортирует в Россию свое "голубое топливо" в объеме 60
млрд. кубометров, в 2008-м - 60-70 млрд., в 2009-м - 70-80 млрд., и далее эти
объемы остаются неизменными вплоть до 2028 года. Впечатляет не только срок этих
обязательств – соглашение было подписано на 25 лет - но и потенциальные обороты
экспорта. Ведь в прошлом году "Газпром" импортировал из Туркмении 42 млрд.
кубометров газа. Фактически, речь идет о том, чтобы за 2 года удвоить эту цифру.
Аналитики не сомневаются, что силами одной только туркменской стороны решить
подобную задачу невозможно. От "Газпрома" потребуются серьезные инвестиции в
развитие газотранспортной системы Туркменистана - по разным оценкам от 3 до 5
млрд. долларов.
Как известно, на церемонию инаугурации нового
туркменского президента прибыла солидная российская делегация во главе с
премьером Михаилом Фрадковым – и это вряд ли просто жест вежливости. Фрадков был
делегирован в Ашхабад даже несмотря на то, что в Москве в то же время
осуществлялись важные перестановки в кабинете министров. Ясно, что миссия
Фрадкова отнюдь не ограничивалась передачей Бердымухаммедову поздравлений от
президента Путина. Главной задачей было подтверждение неизменности долгосрочных
газовых соглашений с Туркменистаном. Ведь контролируя газовый поток из соседней
страны, Россия может проводить свою политику в плане поставок энергоресурсов, не
опасаясь того, что европейские потребители газа найдут реальную альтернативу
"Газпрому" в Средней Азии.
В принципе, российский премьер услышал от нового
туркменского лидера все, что хотел – и даже больше. "У нас есть хороший договор,
подписанный Путиным и Ниязовым, нам просто остается эти планы воплощать в
жизнь", - заявил Бердымухаммедов. Кроме того, российская правительственная
делегация договорилась о наращивании объемов торговли между двумя странами,
возобновлением работы межправительственной торгово-экономической комиссии, чья
деятельность была приостановлена на 4 года, открытии в Ашхабаде российского
торгпредства и проведении двустороннего бизнес-форума.
Не вызывает сомнения тот факт, что Россия на сегодняшний
день опережает в конкурентной борьбе всех остальных претендентов на туркменский
газ. Но в то же время существует целый ряд предпосылок для того, чтобы в
обозримом будущем Туркмения пересмотрела свою экспортную политику в области
"голубого топлива", причем отнюдь не в пользу России. Во-первых, речь идет о
факторе вполне реальной конкуренции со стороны "Поднебесной". Еще при жизни
Ниязова, Китай добивался от Туркмении поставок газа в объемах 30 млрд.
кубометров ежегодно. Говорят, только смерть Туркменбаши не позволила этим планам
осуществиться – ныне покойный президент не успел поставить свою подпись под
Туркмено-Китайскими соглашениями. Сейчас вопрос заморожен, но не стоит
сомневаться: Китай, чья бурно развивающаяся экономика сильно нуждается во
внешних энергоносителях, сделает все, чтобы вернуть себе переговорную
перспективу в отношениях с Туркменией. И у Китая могут найтись для этого мощные
аргументы не только на газовом поле ( цена поставок, вложения в туркменскую
трубопроводную инфраструктуру). Речь идет и о том, что китайцы могут завалить
нищую Туркмению дешевым потребительским товаром, конкурировать с которым вряд ли
сможет Россия.
Во-вторых, не прочь разрушить российскую газовую
монополию на туркменский газ и Запад, нуждающийся в поставках среднеазиатских
энергоносителей в качестве альтернативы России. Во всяком случае, проект
строительства трубы из Туркмении в Азербайджан по дну Каспийского моря
обсуждается уже давно. Эта ветка присоединится в Транскаспийскому газопроводу,
чей маршрут потенциально пройдет через территории Турции, Болгарии, Румынии,
Венгрии и Австрии. На сегодняшний день Ашхабаду нет никаких резонов тратить
огромные деньги на строительство трубы по дну Каспия. Но европейские страны,
нуждающиеся в диверсификации поставок энергоносителей и снижении своей газовой
зависимости от России, вполне могут профинансировать строительство этой ветки и
тем самым заинтересовать Ашхабад.
В –третьих, нельзя сбрасывать со счетов фактор Украины -
пожалуй, ни одна другая страна так не заинтересована в сравнительно дешевом
туркменском газе. На сегодняшний день Украина получает туркменский газ от
российского "Газпрома" с использованием посредника - швейцарского трейдера
"Росукрэнерго". Прозрачность последней структуры вызывает большие сомнения и
является объектом постоянной критики со стороны украинской оппозиции. Да и сама
описанная схема рассчитана лишь на период до 2009 года. Киев сегодня явно
стремится заинтересовать Ашхабад новыми условиями газовых поставок - более
надежными, на длительную перспективу и по возможности обходящимися без участия
российской стороны. Не случайно на инаугурации нового туркменского лидера от
Украины прибыл лично президент Ющенко. А сейчас Киев инициирует создание
спецкомиссии под председательством премьера Януковича, призванной возобновить
клиринговые контракты с Ашхабадом. Их смысл: газовые поставки из Туркмении в
обмен на украинские товары народного потребления.
Есть еще и четвертый фактор: возможная политическая
дестабилизация ситуации в Туркменистане. Вполне возможен сценарий, который
предрекает туркменская оппозиция: представители нынешнего властного клана,
который, по слухам, в основном состоит из влиятельных "силовиков", могут со
временем не удовлетвориться компромиссной фигурой Бердымухаммедова в качестве
лидера, и спровоцировать серьезный внутриполитический кризис в государстве.
Понятно, что ключевым в этом случае станет лозунг "Кто владеет газом, тот
владеет Туркменией". А Запад в этой ситуации, скорее всего, поддержит того из
претендентов на местный "престол", кто развернет газовые потоки страны в его
сторону.
Что из всего этого следует? Только одно: России не стоит
считать, что газовый вопрос в отношениях с Туркменистаном закрыт на 20 лет
вперед. Да, на сегодняшний день ключи от туркменской газовой кладовой в руках у
российского "Газпрома", но в ближайшей перспективе завладеть этими ключами не
прочь многие. Где-то до 2008-2009 года имеющегося запаса прочности России должно
хватить с точки зрения конкурентной борьбы за туркменский газ, а вот дальше
придется выкладывать на стол новые экономические и геополитические козыри.
|