Независимое обозрение, 3 июля 2002 Правовой апартеидКирилл Прокопов
- Как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию с
правами русских в Прибалтике?
- В этом отношении Прибалтику можно условно разделить
на две части: первая – где существует правовой апартеид (Эстония и Латвия),
и вторая – где с правами русских ситуация более-менее нормальная (Литва). В
Эстонии и Латвии совершенно очевидна дискриминация, которая к тому же закреплена
законом, о чем говорят все международные структуры. Данные проблемы и выстраивают
преграды на пути к вступлению Эстонии и Латвии в Европейский Союз. Неграждане
в этих двух прибалтийских республиках никак не могут влиять на правила жизни
общества. При любой конкуренции на рынке труда предпочтение отдается гражданам,
независимо от квалификации и подготовки. Негражданин в случае любой, даже воображаемой
нелояльности может быть уволен без обоснования причин. Защитные статьи трудового
законодательства на него фактически не распространяются.
В Литве же нет прямого законодательного ущемления прав
нелитовского населения. Это происходит не потому, что там ценят отношения с
Россией и ее вклад в развитие Литвы. Просто если в Эстонии и Латвии русского
населения - 30%, то в Литве - всего около 9%. Это значит, что оно не составляет
существенной конкуренции в вопросах передела собственности, на рынке труда и
социальных услуг. Только в силу малочисленности русского населения литовское
законодательство (в частности о гражданстве) вполне лояльно. Но при этом все
прибалтийские государства осуществляют свое строительство вполне в национально-ориентированном
духе.
- А как вы прокомментируете позицию прибалтийских властей,
заключающуюся в том, что никакой дискриминации нет?
- Например, в Эстонии по Закону «О гражданстве» требования
к знанию государственного языка приравнены к профессиональным. Многих русских,
которые не возражали бы против принятия эстонского гражданства, останавливает
тот факт, что они просто не сдадут язык. Профессиональные требования подразумевают
не только устный экзамен, но и письменный, от которого освобождаются лишь старики,
рожденные до 1930 г. Эстонское руководство получает много нареканий по этому
поводу, что и отмечалось в выводах комиссии ЕС, которая занимается проблемами
национальных меньшинств.
Эстонские власти под натиском этих претензий развернули
и широко рекламируют программу интеграции русских в эстонское общество. Однако
фактически это не интеграция, а ассимиляция русского населения. Об этом с тревогой
говорят активисты русских общественных движений.
Если русские составляют 28% населения Эстонии, то среди
граждан их всего 14%. Непринятие эстонского гражданства связано именно с тяжелыми
условиями или невозможностью его принятия для целых категорий. Почти такая же
ситуация складывается и в Латвии. Так что заявления властей об отсутствии дискриминации
не соответствуют действительности.
- Имеются ли какие-то принципиальные различия в положении
русских в Прибалтике и Средней Азии?
- В Прибалтике, где общий уровень правовой культуры
населения и государства значительно выше, чем у наших азиатских соседей, дискриминационные
нормы, применяемые государством по отношению к своему населению, вынужденно
прописаны в законах (иначе власти просто не смогут действовать) и таким образом
объявлены. В азиатских же государствах живут не по писаному закону, а по негласным
правилам. То есть явных дискриминационных норм в законодательстве, например,
Казахстана вы не найдете. По конституции русский язык употребляется в официальных
органах власти наравне с государственным – казахским, однако в трех южных областях
страны уже введено делопроизводство на казахском языке. Это происходит не потому,
что население того требует, а потому что чиновники в большинстве своем являются
представителями титульной нации. И язык в Казахстане - лишь политический инструмент
конкуренции на рынке труда и в органах власти.
- Может ли ситуация с правами русских измениться в
ближайшее время?
- В октябре этого года пройдут выборы в парламент Латвии.
По всем прогнозам, хорошие шансы имеет блок «За Права Человека в Единой Латвии»,
в который входят и социал-демократы, и социалисты, и пророссийски настроенные
движения. В прошлом году они успешно выступили на выборах в рижский городской
парламент и хорошо зарекомендовали себя в работе. Я думаю, у них будет возможность
повлиять на законодательство и изменить отношение к русскоязычному населению.
В Эстонии же иная ситуация. Там существует пять русских
партий, которые ведут работу по консолидации своих усилий. Но пока блока, подобного
латвийскому, там не видно, так как лидеры этих партий с трудом идут на компромисс.
- На ваш взгляд, все ли возможное предпринимает Россия
по защите своих соотечественников в Прибалтике?
- Безусловно, мы должны быть заинтересованы в соотечественниках
за рубежом, в том числе и гражданах России, которые будут естественными проводниками
ее интересов и влияния. К большому сожалению, вся российская политика в этом
направлении по сути дела остается декларацией. С 1994 года, когда начала работать
правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, осуществились
часть проектов, очень важных в гуманитарной сфере: поддержка издания учебной
литературы для русскоязычных школ, приглашение учителей гуманитарного направления
на курсы повышения квалификации в Россию и т.д. Но это лишь капля в море.
Наша страна, к сожалению, не защищает своих соотечественников.
Российское руководство проводит лишь некоторые эпизодические акции во время
президентских избирательных кампаний.
А в этом году по соотечественникам вообще наносится
сокрушительный удар посредством Закона о гражданстве, узаконивающего 10-летнее
предательство. Вот это уже реальная политика. Есть декларации президента о том,
что Россия будет заботиться о своих соотечественниках, а в действительности
делается все, чтобы русский народ был разделенным.
|