Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №57(01.08.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белорусские новости,
17 июля 2002

Готовы ли белорусы полностью платить по счетам?

Юлия Шарова

Низкие тарифы на коммунальные услуги были до недавних пор едва ли не главным козырем белорусских властей, неустанно убеждающих электорат в том, что уровень жизни в стране — вполне приличный. В самом деле, еще в прошлом году население платило всего 20% от себестоимости жилищно-коммунальных услуг. Остальные 80% покрывали предприятия (для них тарифы на коммунальные услуги были и остаются более высокими, чем для населения), а также бюджет и Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Уже в этом году население будет покрывать в среднем 40% от себестоимости коммунальных услуг (в летний период — 35%, в осенне-зимний — до 46%). В дальнейшем плата за коммунальные услуги будет ежегодно расти на 20%, пока наконец не сравняется с себестоимостью. Словом, в Беларуси предпринимается попытка коммунальной реформы. Однако уже теперь всплыло достаточно много противоречий, которые впоследствии могут только обостриться.

В правительстве это называют "уходом от системы перекрестного субсидирования": для предприятий тарифы на коммунальные услуги постепенно снижаются. Так, если в прошлом году они платили за население 18% стоимости коммунальных услуг, то сейчас уже 11%. (за счет бюджетных средств в этом году погашается 40% стоимости коммунальных услуг, за счет Министерства жилищно-коммунального хозяйства — 9%). С точки зрения поддержки предприятий это, несомненно, верно. Но при этом не следует забывать, что население Беларуси пока не становится богаче и просто не готово полностью платить по счетам.

С 1 июня 2002 г. в Беларуси действуют следующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги: за стандартную однокомнатную квартиру семья из двух человек платит около 14 тыс. руб. (7,5$); двухкомнатная квартира, где проживают три человека, обходится в 21 тыс. руб. (11,5$); трехкомнатная квартира для семьи из четырех человек — в 27 тыс. руб. (15$). Это расценки на летний период, когда отопление отключено.

Что касается осенне-зимнего периода, то по действующим тарифам стандартная однокомнатная квартира обойдется в 25,5 тыс. руб. (14$), двухкомнатная — около 39 тыс. руб. (21,5$), трехкомнатная — 54 тыс. руб. (30$). Как обещают в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, до конца года значительной корректировки тарифов в сторону повышения не предвидится. Может вырасти лишь ставка оплаты за техническое обслуживание жилого помещения, однако это незначительно повлияет на общие размеры оплаты за жилищно-коммунальные услуги, так как тут расценки установлены на 1 кв. м. общей площади квартиры и не зависят от количества жильцов. На сегодняшний день за квадратный метр надо выкладывать 156 руб.

Примирение белорусов с мыслью о том, что в скором времени им доведется платить за квартиру столько же, сколько и в других, более экономически продвинутых странах, происходит тяжело. Специалисты Министерства жилищно-коммунального хозяйства отмечают: серьезной проблемой для них является то, что население несвоевременно вносит плату за услуги коммунальных служб. На сегодняшний день имеется задолженность по 12% лицевых счетов, которых более 2 миллионов. Интересно, что еще год назад, когда тарифы были вдвое ниже, такая задолженность достигала 20%. Еще более любопытен другой факт: сегодня наибольшая задолженность наблюдается в Минске — 16%, хотя это и самый богатый город Беларуси. В то же время в самом бедном регионе — Могилевской области — этот показатель составляет 11%.

Общее уменьшение числа неплательщиков можно считать результатом ужесточения мер по отношению к ним. Так, стали чаще выноситься письменные предупреждения тем гражданам, которые не платят за коммунальные услуги в течение двух месяцев. Также практикуется обход "нехороших" квартир сотрудниками жилищно-эксплуатационных служб. За последнее время выдано более 230 тысяч предупреждений и посещено 60 тысяч квартир, хозяева которых задолжали. В таких случаях часто оформляется нотариальный документ, который предусматривает взыскание с неплательщика денег по месту работы. На сегодняшний день оформлено около 30 тысяч таких документов на общую сумму около 1 млрд. руб. Из более радикальных мер — отключение "удобств" (на сегодняшний день около 9 тысяч квартир отключены от различного вида коммунальных услуг), а также выселение через суд обитателей квартир, где есть большие задолженности, в менее благоустроенное жилье. Впрочем, таких случаев пока немного: в Брестской области выселили три непутевые семьи, в Гомельской области — одну.

Понятно, это касается совсем уж неблагополучных семей, которые невозможно призвать к порядку другими способами. А вообще Жилищный кодекс Республики Беларусь предусматривает начисление пени в размере 0,5% от не уплаченной в установленный срок суммы этих платежей за каждый день просрочки. В итоге деньги могут набежать немалые. Именно это обстоятельство и является стимулом рассчитаться вовремя.

Но и такой механизм не всегда срабатывает. Задержки коммунальных платежей случаются чаще всего совсем не из-за лени или злого умысла. Дело в том, что платить за квартиру нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, но к этому времени многие белорусы часто не получают зарплату. Министерству жилищно-коммунального хозяйства уже предлагали перенести в связи с эти сроки платежей на конец месяца, однако министерство ничего изменить не может, так как эта норма заложена в Жилищном кодексе. Да и зарплату все-таки нужно платить вовремя.

Если же смотреть на проблему шире, то именно низкий уровень доходов может стать той миной, которая подорвет идею коммунальной реформы в Беларуси. В самом деле, слишком уж резко тарифы на коммунальные услуги устремились вверх. Нет никакой гарантии того, что доходы населения будут в последующие годы расти так же лихо — на 20% ежегодно. Да, к 2005 г. стране пообещали среднюю зарплату в 250 долларов. Но это прозвучало год назад, перед выборами, когда средняя зарплата была 100 долларов. Сейчас она даже снизилась, и квартплата становится для многих белорусов почти неподъемной. Не исключено, что часть населения перестанет платить по счетам просто в знак протеста.

Эту проблему, в частности, отмечает в одном из последних номеров еженедельник "Белорусский рынок". Цитируя депутата Палаты представителей Владимира Новосяда, газета сообщает, что "доходы основной массы населения… реально не превышают 35 USD на человека. Рост коммунальных платежей воспринимался бы менее болезненно, если бы в каждой квартире были счетчики воды и газа. Но они сегодня установлены не более чем в 10% квартир. Уже замечено, что месячное потребление воды в таких квартирах составляет максимум 6 куб. м на человека. Тогда как норматив, закладываемый в расчеты, — 10 куб. м на человека. То есть 90% квартиросъемщиков платят за воду почти вдвое раза больше, чем те, у кого есть счетчики. Аналогичная ситуация и с платой за газ. Иначе говоря, многие, в том числе пенсионеры и малоимущие, уже сегодня за часть коммунальных услуг вынуждены платить 100% их себестоимости".

С ростом тарифов можно было бы еще как-то мириться, если бы при этом улучшалось качество самих коммунальных услуг. Между тем трубы во многих домах все так же продолжают течь, тепло уходит при частых авариях на теплотрассах, а задержки с подключением отопления по осени (да и едва теплые радиаторы в разгар зимы) вынуждают многих включать обогреватели, съедающие уйму электричества. При проведении государственными организациями ремонта жилого фонда средства часто расходуются нерационально или же не по назначению.

Возможно, эти противоречия начавшейся коммунальной реформы в какой-то степени снимет новый Жилищный кодекс, который сейчас рассматривается в парламенте. Но даже идеальные законы должны опираться на крепкий экономический базис. При нынешнем же состоянии белорусской экономики невозможно поднять доходы населения до цивилизованного уровня, что делает невозможной и полноценную коммунальную реформу.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ