Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с учреждением новых католических епархий на Украине
Русская Православная Церковь неоднократно заявляла, что
католический прозелитизм среди традиционно православного населения России и
других стран Содружества Независимых Государств является серьезнейшим
препятствием для нормализации православно-католических отношений. События,
произошедшие на Украине, где подавляющее большинство верующих принадлежит к
Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, свидетельствуют о
твердом намерении Ватикана следовать курсу миссионерской экспансии,
неприемлемому для православной стороны.
13 июля сего года состоялось введение в должность
епископа новой епархии Римско-Католической церкви - Одесско-Симферопольской с
центром в Одессе, которая была создана решением Папы Римского Иоанна Павла II от
4 мая 2002 года. В тот же день было объявлено о решении главы
Римско-Католической церкви учредить еще одну епархию на Украине -
Харьковско-Запорожскую с центром в Харькове.
Русская Православная Церковь, уважая потребность
украинских католиков в пастырском окормлении, не выступала против создания Римом
епархий в регионах их исторического проживания. Но вновь созданные епископские
кафедры возникли там, где их никогда не было, причем количество католиков в этих
регионах весьма незначительно.
Попытки распространить влияние на Восток Украины
предпринимает и Украинская Греко-Католическая церковь. В середине января 2002
года Иоанн Павел II утвердил решение греко-католиков об учреждении
"Донецко-Харьковского экзархата" путем выделения его из состава
"Киево-Вышгородского экзархата". Руководство Украинской Греко-Католической
церкви обнародовало свое стремление переехать в Киев и учредить там "патриаршую"
кафедру.
Жители Юга и Востока Украины всегда твердо стояли за
православную веру. Попытки латинизировать их или насадить унию неизменно терпели
крах. Излишне напоминать о том, что данный регион никогда не имел
греко-католического епископата.
Упомянутые шаги вновь свидетельствуют о стратегическом
намерении Ватикана продолжать экспансию на Восток любой ценой и любыми
средствами. Пять месяцев назад, в феврале 2002 года, такие же действия были
предприняты Римом в Российской Федерации, что практически приостановило
отношения между двумя Церквами.
Со всей убежденностью заявляем: лица, ответственные за
принятие и реализацию подобных решений, сознательно жертвуют судьбой
межцерковного диалога ради достижения тактических "успехов", которые, впрочем,
не приносят и не принесут Католической церкви реальной пользы. Происходящее
говорит об игнорировании руководством Ватикана позиции нашей Церкви по вопросам
прозелитизма и разделения сфер пастырской ответственности. Мы неоднократно
слышали - даже в последнее время - заявления католической стороны о том, что Рим
осуждает прозелитизм. Но, к сожалению, дела свидетельствуют об обратном.
Священный Синод Русской Православной Церкви подтверждает
позицию, изложенную в документах, направленных в Ватикан 28 июня 2002 года. Мы
считаем прозелитизмом сам факт ведения католической миссии среди христиан
апостольской веры, не имеющих исторической и культурной связи с Католической
церковью. Реакция католической иерархии на данную точку зрения лишь подтвердила
коренное несовпадение позиций Русской Православной и Римско-католической Церквей
по этому вопросу. Католической стороной было вновь заявлено о стремлении
продолжать "проповедь Евангелия" всем людям, без какого-либо упоминания о том,
что часть этих людей принадлежит иной христианской традиции и своей Поместной
Церкви.
Реальный выход из сложившегося кризиса, который
обострился в результате новых шагов Римско-католической церкви на территории
Украины, может быть только один. Следует отказаться от теоретического осуждения
прозелитизма "вообще" и признать недопустимость миссионерских усилий на
территории пастырской ответственности другой Церкви.
Русская Православная Церковь решительно осуждает
действия католической стороны, призывая ее к здравомыслию и разуму. Православных
же христиан просим: будьте как никогда верны Матери-Церкви и "всегда готовы
всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и
благоговением" (1 Пет. 3. 15).
|