В Калининграде обещают передать переселенцам пустующие военные городкиА.Докучаева
Совет переселенческих организаций при Председателе
Государственной Думы 15-16 июля 2002г. провел свое очередное выездное
заседание в Калининграде.
Калининград выбран не случайно. Именно вокруг
этого российского анклава сейчас кипят страсти в Европе в связи с предстоящим
вступлением Польши и Литвы в Евросоюз. Для жителей Калининграда сейчас
существует безвизовый режим с Польшей и Литвой. Но при вхождении этих государств
в Евросоюз, они должны будут ввести шенгенские визы, а это сразу же обернется
для почти миллионного населения Калининградской области резким органичением
возможностей связей с Россией. Таким образом, граждане России, проживающие
в Калининграде, а также те россияне, кто захочет в Калининград приехать «с
материка», будут ограничены в этом праве процедурой получения визы.
Но не только внешние обстоятельства собрали Совет
переселенцев в этом уникальном регионе Российской Федерации. Каждый десятый
житель области прибыл туда уже после 1991 года. После 1992 года, когда в
области смертность стала превышать рождаемость, но благодаря переселенцам
население области не убывает. Приезжают молодые семьи (30% имеют детей до
16 лет), трудоспособного возраста (более 60%, пенсионеров – 10%),
высококвалифицированные специалисты (25% - высшее образование, 43% - среднее
профессиональное), с ярко выраженной установкой на трудовую деятельность. И в то
же время переселенцы в Калининградской области сталкиваются с типичными
российскими проблемами – отсутствием жилья и работы. С 1992 года в области 15
758 человек получили статус вынужденного переселенца, а за 10 лет
переселенцам выделено 68 квартир и одна тысяча ссуд на приобретение жилья. В
2001 году в область переехало более 6 тысяч человек, а в организациях
области на 2001 год для переселенцев квотировано 32 рабочих места.
Уникальность Калининградской области состоит еще и в
том, что к началу 2002 года в области освобождены полностью или
частично около 100 военных городков. Тем не менее, при острой нехватке
жилья, ни один из них не передан для использования под общинно-компактное
поселение. Этот вопрос и был главным на состоявшемся выездном заседании.
Группа представителей Госдумы, членов Совета
переселенческих объединений при Председателе Госдумы, члены Совета
соотечественников при Госдуме из Прибалтики, представители Правительства
Москвы, Института стран СНГ прибыла в Калининград, чтобы своими глазами увидеть
и услышать от самих переселенцев об их проблемах. Администрация области
обеспечила достойный прием московской делегации. Гостям были показаны два
военных городка в Багратионовском районе, администрация которого готова начать
переустройство их под жилье и производственные структуры для переселенцев, на
которых рассчитывает в деле возрождения экономики района.
На заседании с участием Председателя Госдумы
Г.Н.Селезнева, Губернатора области В.Г.Егорова выступили также депутаты
Государственной Думы В.П.Никитин и В.И.Никитин, руководитель ФМС МВД
А.Г.Черненко, начальник Управления Президента по вопросам гражданства В.Г.Шумов,
заместитель начальника Паспортно-визового управления МВД РФ
Л.Э.Гербановский, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
О.О.Миронов, советник Департамента по делам соотечественников и правам человека
МИД РФ А.В.Зиневич, руководитель управления по делам миграции ФМС МВД РФ УВД
Калининградской области Е.П.Кулдышев, начальник строительства, инженерного
обеспечения и расквартирования ВМФ РФ В.А.Айнбунд, председатель Ассоциации
муниципальных образований Калининградской области О.В.Шлык, члены Совета
преселенческих объединений, Совета соотечественников при Государственной Думе,
представители переселенцев области.
В выступлениях прозвучало, что переселенцы нужны
области, но решение их проблем без федеральной поддержки невозможно. Со стороны
Москвы нужно организационное и материальное подкрепление. Обещано
содействие переселенцам в возможности использования пустующих военных городков.
При этом приезжающие в область не отделяются от других групп населения.
Например, уволенные в запас военнослужащие также не обеспечиваются жильем по
установленным нормам. Только в 2001 году 500 семей военнослужащих не получили
должного жилья, а финансирование строительства нового жилья на Балтийском флоте
выполняется не более, чем на 10% потребности.
Как один из острейших, обсуждался вопрос о гражданстве
РФ, приобретение которого с принятием нового закона о гражданстве стало
труднодоступным для переселенцев, даже для урожденных россиян. Г.Селезнев
поведал, что Президент РФ отвел полугодичный срок для «обкатки» закона. Если
выясниться, что закон ущемляет права соотечественников, сказал спикер Госдумы,
то в закон внесут изменения. Закон критиковал О.О.Миронов, который попенял
депутатам на то, что они приняли закон, и только после этого будут выяснять, как
он работает. Очевидно, что законодатели должны бы еще на стадии разработки
закона выявить его слабые стороны и устранить. Представитель разработчиков
закона о гражданстве В.Г.Шумов закон хвалил, уверяя, что соотечественников он не
ущемляет. К сожалению, критики и апологеты нового закона о гражданстве говорили
как слепой с глухим. Но понимание, что вопрос о переезжающих соотечественниках
надо решать особым образом, зреет. Идея о необходимости принятия специального
закона о репатриации звучала не в одном выступлении и нашла отражение в решении
Совета переселенческих объединений. В приложении к данному материалу публикуем
проект закона о репатриации, разработанный самими переселенцами и еще в прошлом
году переданный депутатам Госдумы.
Ниже публикуем материалы калининградских газет,
рассказывающих о состоявшемся заседании, справочную информацию и проект решения,
принятого за основу для итогового документа совещания. В следующем номере
бюллетеня продолжим публикацию материалов. Приложение
Калиниградская правда, 17 июля 2002г.
Спикер Госдумы без прокурора - никудаИрма Бирюкова
Геннадий Селезнев: «Тему военных
городков мы будем пробивать, но теперь уже вместе с прокурорами. Нам надоело,
что разбазаривается государственное имущество!».
Вчерашнее заседание Совета переселенческих организаций
при председателе Госдумы РФ собрало в наградном зале областной
администрации столько народу, что невольно вспомнилась очень недавняя
встреча - в этом же здании и по тем же мигрантским проблемам. Тогда
руководство исполнительной власти и УВД проигнорировали приглашение
уполномоченного по правам человека Ирины Вершининой, зато на этот раз зал
пестрил погонами, не говоря уже о том, что рядом с высоким гостем сидел
губернатор Владимир Егоров. Высокопоставленные работники МИДа, МВД,
управления администрации президента РФ по делам гражданства, наконец,
уполномоченный по правам человека РФ - присутствовали практически все
федеральные структуры, так или иначе имеющие дело с вопросом
общенационального значения. Общепризнанно, что миграция - спасение не
только для выдавливаемых из привычной жизни людей, но и для России, где
рождаемость трагически отстает от смертности.
Пока что эта лежащая на поверхности идея оставалась
на уровне декларации, а глас вопиющего мигранта встречался не то, чтобы в
штыки, но как-то без воодушевления. Состоявшийся в июне чрезвычайный
общероссийский съезд переселенческих объединений, возмущенных новым Законом
«О гражданстве», прошел практически без реакции СМИ и властей. Но, видимо,
что-то после него все-таки тронулось в верхах, и вот воплотилась давняя
инициатива депутата Владимира Никитина привезти Совет переселенческих
объединений в Калининград. Может быть, очевидное внимание Москвы к
вопросам великого переселения соотечественников заставит и
местных чиновников вплотную заняться непростой ситуацией.
Повестка дня была очень насыщена - кроме самого
заседания с множеством тем одна злободневнее другой, были даны две
пресс-конференции. Проведение выездного заседания - десятого по счету
- в Калининграде Геннадий Селезнев объясняет, во-первых, традиционной
практикой работы этого органа, во-вторых, уникальностью региона, особенно в
связи с бродящим возле наших границ шенгенским призраком, в-третьих,
возможностями пилотной площадки для осуществления
законодательных наработок по адаптации и обустройству
мигрантов.
Кроме законов о беженцах и свежеиспеченного о
гражданстве, нормативную базу пополнит уже прошедший Госдуму и Совет
Федерации закон о правовом положении иностранцев в России, но самые большие
надежды сами переселенцы возлагают на закон «О репатриации», который,
по логике, должен был быть первым в этом перечне, но пока что находится в
работе. Только он может создать правовое поле для того, чтобы борьба МВД с
нелегальной миграцией и мобильным криминалом не подмяла под себя
законопослушных переселенцев из бывших братских республик. Даже те их
них, кто успел обзавестись заветным российским вкладышем, теперь - при
смене паспорта - обязаны доказывать, что полученная в консульствах РФ
бумага не липовая. Владимир Никитин назвал эту процедуру унизительной
и дикой. Для Калининграда это важно в контексте заявления начальника
федеральной мифационной службы МВД Андрея Черненко, что соотношение
преступности и миграции в нашем регионе на порядок ниже, чем в
центральных или южных областях.
В общем, переселенцы без статуса, который еще не так-то
просто получить, живут и не по месту регистрации, и вообще без регистрации, без
социальной защиты, пенсий, пособий, часто без документов. Регистрация
привязана к жилью, а его в России и для коренных не хватает. Поэтому
главной темой заседания было использование для обустройства
мигрантов освободившихся военных городков. В общем-то, проблема тянет на
национальное бедствие. Геннадий Селезнев сообщил, что анализ
ситуации на Дальнем Востоке показал миллиардные потери от разоренной
недвижимости и разворованного имущества, но ни одного уголовного
дела по факту расхищения госсобственности прокуратура не возбудила. Теперь,
поделился планами спикер, все вопросы по военным городкам - только
вместе с прокурорами!
В Калининграде, как и везде, ни один из покинутых
военными сотни городков переселенцам не передан, все они в
плачевном состоянии, и тоже ни одного уголовного дела. И хотя в решении
заседания сказано о передаче военных городков, зданий и сооружений Балтфлота в
муниципальную собственность целевым назначением, губернатор Егоров
считает, что это нереально - слишком много законодательных и
бюрократических барьеров. Конечно, губернатор знает, что говорит: в
бытность командующим он успешно отбивался от бездомных переселенцев,
обещая, но так и не поступившись ни пядью бывшей военной территории.
Однако Владимир Никитин считает, что преграды эти - при желании и
совместных усилиях - вполне преодолимы.
Решение Совета содержит 14 пунктов, среди которых,
помимо городков, и финансирование социальных программ, и разработка
государственной миграционной политики, и законодательный блок, и
приобретение жилья, и Указ об иммиграционной амнистии. Если даже часть этого
будет реализована, переселенцам станет легче жить, близость ЕС не будет
означать для них тюрьму, а, как и для всех россиян, проблему, которой все-таки
можно противостоять. Этой теме в общении с журналистами было отведено
особое место, и Геннадий Селезнев повторил, что Госдума на всех
европейских уровнях отстаивает гражданские и человеческие права россиян: на
них, возможно, с некоторыми модификациями, должен и может быть
распространен шенгенский режим. Особые условия только для Калининграда
он решительно отвергает, как и появление Балтийской республики. Партия
Сергея Пасько (** выдвинувшая идею Балтийской республики
– прим. ред) удостоилась несимпатичной характеристики: и не партия
вовсе, и выражает интересы не населения, а отдельных личностей,
которых кто-то извне подбадривает, а, может быть, и подмасливает.
Каскад, 17 июля 2002г., ежедневная газета, г.Калининград
Мигрантов поселят в военные городкиЕвгения Иванькова
Развал Советского Союза повлек за собой усиленный
поток миграции. В Россию как наиболее привлекательную страну нынешнего СНГ
ринулись тысячи переселенцев. Но на, казалось бы, родной земле
этнические россияне столкнулись с массой проблем: нет жилья, работы,
социальных гарантий. Кроме того, теперь им приходится доказывать, что они
являются гражданами родной страны.
Вчера в Калининграде состоялось Х выездное
заседание Совета переселенческих объединений при председателе
Государственной думы. В нем принял участие и сам спикер парламента страны
Геннадий Селезнев.
Миграция в Калининградскую область отличается от
аналогичных процессов по всей стране, было отмечено на заседании. В
основном сюда приезжают люди трудоспособного возраста с достаточно высоким
уровнем образования. Первая проблема, которая встает перед вновь
прибывшими, - отсутствие жилья. И в рамках этой проблемы участники заседания
особое внимание уделили перспективам развития освобождающихся военных
городков для обустройства переселенцев. Не секрет, что многие военные городки
сегодня в буквальном смысле оставлены на разграбление. Тему освобождения
военных городков начали остро обсуждать еще в 1999 году. Но пока
Министерство обороны РФ искало выгодное им применение, городки
превратились в руины. К примеру, на территории Калининградской области
имеется опыт передачи зданий и сооружений, системы коммуникаций военных
городков в поселках Долгоруково и Корнево в собственность муниципального
образования «Багратионовский район». По словам руководителя МО Олега
Шлыка, если бы это было сделано раньше, то и вложении в реконструкцию
потребовалось бы намного меньше. Как отметил Шлык, если сегодня вплотную
заняться этой проблемой, то в Багратионовском районе появится около 1000
квартир, в которых как раз и можно было бы разместить нуждающихся в жилье
переселенцев.
Приток мигрантов в Багратионовский район решает
также и проблемы нехватки рабочей силы. В районе не хватает учителей,
специалистов сельского хозяйства. С тем, что сегодня область нуждается
в квалифицированных кадрах, согласен и Геннадий Селезнев. В своем докладе
на заседании он отметил, что Россия заинтересована в усилении потока
русскоязычного населения из стран СНГ и Балтии.
Другая проблема, с которой сталкиваются вынужденные
переселенцы, заключается в том, что тысячи российских соотечественников,
прибывших в Калининградскую область из ближнего зарубежья в последние годы, не
имеют статуса вынужденных переселенцев и до сих пор не смогли легализоваться и
ограничены в правах на получение пособий, трудоустройства,
медицинского обслуживания. Ситуацию с ними можно назвать критической. При
этом люди годами не могут добиться получения гражданства. Запросы из Казахстана,
Узбекистана, Грузии идут месяцами. И Геннадий Селезнев л, что для
этнических русских процедур ения гражданства упрощена, больший, кто столкнулся с
подобной проблем о не ощутили.
Помимо всего, в течение длит» времени не
финансируются многие социальные проекты и программы обустройства
переселенцев со стороны федеральных ведомств, отвечающих за решение
проблем миграции. Одна из причин тому -затянувшаяся реформа соответствующих
органов миграции и отсутствие целостной Федеральной миграционной
программы.
Отдельной строкой в документах проходят вынужденные
переселенцы из Чечни. На текущий год в области их зарегистрировано 546
человек. При администрации Калининградской области создана комиссия по
выплатам гражданам, покинувшим Чеченскую Республику, за утраченное
имущество. За 4,5 года выплачены компенсации на сумму более 3
миллионов рублей.
Данное заседание было посвящено в основном
проблемам переселенцев, прибывших в область в течение последних 10 лет. Но ведь,
по сути, история янтарного края такова, что мало кто из нас может назваться
коренным жителем этой земли. Выходит, что и помогать в этой ситуации следует
всем.
По итогам заседания принято решение обратиться в
правительство РФ по поводу развития производственной инфраструктуры
системы занятости. Правительству РФ также рекомендовано принять
соответствующее решение о передаче вновь высвобождаемых городков в
муниципальную собственность целевым назначением для обустройства
переселенцев. В адрес администрации Калининградской области
поступило предложение разработать областную миграционную программу с
учетом специфики геополитического положения в области. А
правительству, в свою очередь, рекомендовано внести в проект
федерального бюджета на 2003 год статью о дополнительных финансовых средствах
для реализации федеральных и региональных миграционных программ.
Справка:
количество вынужденных переселенцев, признанных таковыми
в соответствии с Законом РФ «О вынужденных переселенцах» ( 1995 год), составляет
в области более 6000 человек;
количество социально незащищенных семей из числа
переселенцев на начало текущего года составляет 335.
Решение Совета переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы Российской Федерации
(Проект, взят за основу) гор. Калининград 16-17
июля 2002г.
Заслушав и обсудив доклады и выступления членов Совета
переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы Российской
Федерации, руководителей и представителей федеральных органов исполнительной
власти, органов власти Калининградской области и г. Калининграда, общественных
организаций и переселенческих объединений по вопросам миграционной ситуации в
Калининградской области, накопленного регионального опыта решения социальных
проблем переселенцев, перспектив использования высвобождаемых военных городков в
обустройстве переселенцев, а также других вопросов (по стенограмме)
Совет переселенческих объединений при Председателе
Государственной Думы РФ констатирует:
Политика администрации области в отношении приезжающих
сюда на жительство людей способствует их социально-трудовой интеграции в жизнь
региона. Немалое количество тех, кто приехал в область в последние годы, уже не
только имеют хорошее жилье и работу, но и являются руководителями предприятий и
организаций, работают в исполнительных органах различных уровней, избраны в
представительные органы власти, в том числе в областную Думу.
За последние 10 лет в Калининградской области созданы и
официально зарегистрированы около двадцати национально-культурных обществ, более
100 организаций религиозной направленности, относящихся к 16 конфессиям,
работают 12 переселенческих объединений, из которых наиболее положительно
зарекомендовали себя РОО «Ассоциация переселенческих организаций», РОФВП «Дом»,
Калининградское областное отделение РФПБ «Соотечественники», РОВПиБ «Надежда»,
РООВП «Виктория.
Миграция в Калининградскую область отличается от
аналогичных процессов по всей стране тем, что, в основном, сюда приезжают люди
трудоспособного возраста, с достаточно высоким уровнем образования, что является
положительным фактором.
Учитывая тот факт, что в области смертность превышает
рождаемость, миграционные процессы положительно сказываются и на демографической
ситуации.
Общее количество граждан, признанных вынужденными
переселенцами, в Калининградской области с 1992 года составляет 15758 человек.
За этот же период убыли из области или сняты с учета 8775 человек.
Вместе с тем, в работе по оказанию помощи вынужденным
переселенцам и другим категориям мигрантов, много проблем. В условиях
недостаточного финансирования государственных миграционных программ и
дефицитного регионального бюджета, многие свои проблемы переселенцы вынуждены
решать самостоятельно.
Многие из тех, кто снят с учета в миграционных органах,
так и не дождались государственной поддержки.
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются
вынужденные переселенцы - это жилищное обустройство. Другой важной задачей
является создание для них рабочих мест.
Тысячи российских соотечественников, прибывших в
Калининградскую область из ближнего зарубежья в последние годы, не имеют статуса
вынужденного переселенца и до сих пор не смогли легализоваться. Они ограничены в
правах на получение пенсий, пособий, трудоустройства, медицинского обслуживания.
Ситуацию с ними можно назвать критической.
В течение длительного времени не финансируются многие
социальные проекты и программы обустройства переселенцев со стороны федеральных
ведомств, отвечающих за решение проблем миграции, из-за затянувшегося процесса
их реформирования и отсутствия целостной Федеральной миграционной программы.
Исходя из проведенного обсуждения Совет
переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы РФ решил:
1. Обратиться к Президенту РФ Путину В.В. с предложением
обсудить в ближайшее время на заседании Госсовета критическую ситуацию,
сложившуюся в Российской Федерации с приемом и обустройством соотечественников
(репатриантов).
Просить сформулировать на Госсовете принципы единой
государственной миграционной политики, с учетом того, что прием
соотечественников в России является одним из ключевых вопросов, способных
положительно решить существующие демографические и многие экономические
проблемы.
2. Рекомендовать депутатам Государственной Думы - членам
Совета разработать законопроект «О репатриации российских соотечественников» и
выступить с законодательной инициативой его рассмотрения и принятия в ближайшее
время.
3. Рекомендовать Администрации Калининградской области
разработать областную миграционную программу с учетом специфики и
геополитического положения области, имея в виду приближающуюся перепись
населения, необходимость паспортизации (легализации) переселенцев, их социальной
реабилитации.
4. Просить Правительство Российской Федерации в проекте
Федерального бюджета на 2003 год предусмотреть дополнительные финансовые
средства для федеральных и региональных миграционных программ, в том числе путем
совершенствования механизмов межбюджетных отношений.
5. Обратиться в Правительство Российской Федерации с
предложением о разовом выделении средств на приобретение жилья для 440 семей
вынужденных переселенцев в Калининградской области в размере 91,9 млн.рублей, а
также предусмотреть дополнительное выделение ссуд для индивидуального
строительства жилья в размере 22 млн. рублей.
6. Обратиться в Правительство РФ с предложением о
передаче высвобождаемых военных городков, зданий и сооружений Балтийского флота
(в их числе - Корнево и Долгоруково, а также непосредственно в городе
Калининграде) в муниципальную собственность муниципальных образований
Калининградской области целевым назначением для обустройства переселенцев,
бывших военных, и других категорий населения, имея в виду согласие Минобороны
России, ходатайство Губернатора Калининградской области и инициативу
переселенческих объединении области.
Рекомендовать Правительству РФ принять соответствующее
решение о том, чтобы не реализованные по настоящее время, а также вновь
высвобождаемые городки передавались в муниципальную собственность целевым
назначением для жилья переселенцев, бывших военных, и других категорий населения
без выставления на реализацию.
7. Обратиться в Правительство РФ с настоятельной
просьбой о возобновлении финансирования строительства инженерной инфраструктуры
компактного поселения «Надежда-2» в гор. Полесске Калининградской области.
8. Обратиться в Правительство РФ с предложением о
принятии решения по финансированию развития производственной инфраструктуры и
системы занятости в передаваемых военных городках. Возобновить оправдавший себя
в Калининградской области централизованный порядок финансирования создания
рабочих мест (в том числе через Российский фонд помощи беженцам
«Соотечественники»).
9. Обратиться к Президенту РФ и Правительству РФ с
просьбой поддержать решение Совета о проведении в конце текущего года
Всероссийского съезда переселенцев из числа российских соотечественников,
приехавших на постоянное место жительства в Россию из республик бывшего
Советского Союза.
10. Рекомендовать Правительству РФ ввести в состав
Правительственной комиссии по миграции не менее трех представителей
переселенческих и общественных организаций по рекомендации Совета.
11. Обратиться в Администрацию Президента Российской
Федерации с предложением рассмотреть идею создания сети «Центров по миграции и
связям с соотечественниками» в федеральных округах под патронажем Полномочных
представителей Президента РФ.
12. Обратиться к Президенту Российской Федерации с
ходатайством об издании Указа об «Иммиграционной амнистии», позволяющий
легализоваться бывшим гражданам СССР, проживающим на территории России не менее
трех лет, не совершивших уголовных преступлений, предварительно отработав
механизм легализации на территории Калининградской области.
13. Рекомендовать Администрации Калининградской области
совместно с мэрией города Калининграда выделить на льготных условиях помещение
для работы Калининградской областной общественной приемной по делам беженцев и
мигрантов.
14. Возложить контроль за исполнением настоящего решения
Совета на заместителя Председателя Совета - депутата Госдумы Никитина В.П. и
координатора Совета Тарасову В.П.
Неправительственные организации Калининградской области и их роль в решении миграционных проблем (справка)
История переселенческих организаций Калининградской
области началась в 1992 году с регистрации в регионе Калининградского отделения
Всероссийского Фонда помощи беженцам "Соотечественники ".
В 1993 году фонд передал в безвозмездное пользование для
НПО "Миграция" (страна исхода Таджикистан) несколько кирпичных мини-заводов,
пилораму, жилые вагончики и эллинги для строительства двух общинно компактных
поселений в городе Полесске и в Багратионовском районе. К сожалению, это
начинание не было доведено до конца из-за отсутствия государственной
поддержки.
В 1999 году отделение Фонда после государственной
перерегистрации и начало активную работу на территории области. Сотрудники и
волонтеры отделения принимают участие в разработке региональной миграционной
Программы, в работе Совета переселенческих объединений при Председателе
Государственной Думы РФ. Совместно с другими НПО подготовлен проект
постановления российского парламента об использовании высвобожденных военных
городков в интересах вынужденных мигрантов.
Отделением Фонда передан в безвозмездное пользование
завод строительной фурнитуры переселенческому предприятию 000 "Соотечественники
Балтии". Он предназначен для строительства жилья переселенцам и создания для них
рабочих мест.
В настоящее время произведена пуско-наладка завода
итальянскими специалистами, выпущена пробная партия продукции и идет подготовка
к сертификации изделий и производства. Данное производство получило поддержку в
администрации области и территориальном представительстве Министерства по делам
федерации, национальной и миграционной политике.
Организация "Надежда"
зарегистрирована и действует с 1996 года. В 2000 году прошла перерегистрацию, в
связи с переменой юридического адреса и внесением изменений в Устав она
расширила сферу своей деятельности, сохранив, однако, свою миссию и цели.
В настоящее время ведется интенсивная работа по
подготовке к созданию Региональной миграционной программы Калининградской
области на основе ее Концепции, предложенной областной Думе еще в 1998 году. При
новой администрации области создана рабочая группа по подготовке сметы
разработки Программы и внесения поправок в бюджет области о выделении
необходимой суммы на ее разработку. Участвует в работе над Законом о
деятельности неправительственных организаций в Калининградской области.
В 2001 году "Надежда" вновь обратилась к губернатору
области с требованием решить вопрос об использовании высвобожденных военных
городков и военного недостроя для обустройства переселенцев. На данном этапе к
этим настойчивым просьбам присоединились и общественные организации бывших
военнослужащих.
Интенсивно идет процесс налаживания партнерских
отношений с аналогичными организация в Польше и в Германии, готовятся совместные
проекты.
"Надежда", как региональная организация имеет, кроме
отделения в Полесске (где постоянно находится Совет организации), отделения в
Калининграде, г. Гвардейске и г. Черняховске. За четыре года существования
организации она постепенно накопила опыт работы с проектами, разработала и
внедрила несколько подпрограмм:
• создан и успешно выполняет свои функции,
информационный пункт (подключен к сети Интернет);
• регулярно обновляется сайт, на котором можно найти всю
информацию о нашем опыте:
http: www.mi grant. m/~nadejda baltnet.ru/~nadejda
• работает общественная приемная для вынужденных
мигрантов, где можно получить помощь юриста, психолога, гуманитарную помощь,
практический совет по поиску жилья и работы, по легализации беженцев;
• работает пункт бесплатной юридической помощи для
юридических лиц - переселенческих объединений - Центр поддержки общественных
инициатив (юридическая помощь, помощь в подготовке учредительных документов и
регистрации, предоставление информации по поиску партнеров, фандрайзингу,
оказание офисных услуг и услуг связи);
• реализован первый этап проекта по созданию Детского
центра творчества и адаптации на базе Полесского Дома детского творчества при
финансовой поддержке УВКБ ООН. Готовится его продолжение;
• постоянно действует программа оказания гуманитарной
помощи, выполняемая совместно с зарубежным партнером «Надежды» - Красным Крестом
ФРГ - два раза в год, а с региональным отделением Российского Красного Креста с
августа 2000 г. – ежемесячно;
• реализуется жилищная программа - идет строительство
10-ти квартирного жилого дома в Полесске. В 1998 году в этой программе также
принимал участие Германский Красный Крест, передавший в дар застройщикам
строительные материалы и инструменты на сумму около 200 тысяч немецких марок. В
2000 году на этот проект были выделены средства из федерального бюджета на
строительство внешних коммуникаций. Но, к сожалению, все обещания Министерства
по делам миграции остались на бумаге, а Полесские беженцы, основную массу
которых составляют малоимущие - без жилья.
• Завершается строительство 13 - квартирного дома в
Черняховске.
• В стадии оформления находится пилотный проект -
реконструкция под компактное поселение вынужденных переселенцев нескольких
высвобожденных военных городков (в поселке Корнево, № 2 в Калининграде и
другие)
• "Надежда" является активным участником Международного
движения "Форум переселенческих организаций". С апреля 2000 г. председатель
"Надежды" Кошелева И.Л. - член Совета переселенческих организаций при
Председателе Госдумы Совета РФ. "Надежда", как организация, ставящая своей
главной целью защиту прав вынужденных мигрантов, участвует в учрежденном весной
1999 года Региональном правозащитном движении Калининградской области как одна
из структурных организаций движения. Кроме того, "Надежда" является членом
Рабочей группы по экстренной помощи и чрезвычайным ситуациям Женевской
конференции по странам СНГ УВКБ ООН.
За три года своего существования эта организация
осуществила шесть самостоятельных проектов, поддержанных различными фондами, в
том числе по общественной приёмной для беженцев и вынужденных переселенцев,
созданию мини типографии для издания газет «Наша Надежда» и «Третий сектор»,
созданию в городе Полесске детского Дома творчества и адаптации для детей
мигрантов и местных жителей и другие.
Большую работу проводит Калининградская Ассоциация правозащитных общественных
объединений. Сегодня под её эгидой функционирует пять бесплатных юридических
консультационных пунктов, которые обслуживают все социально незащищённые слои
населения, в том числе вынужденных переселенцев. В настоящее время Ассоциация
реализует сетевой проект по размещению таких пунктов на территории всей области.
В настоящее время в Ассоциацию входит шесть переселенческих неправительственных
организаций региона, что, несомненно, усиливает их координационное
взаимодействие, как между собой, так и с другими профильными НПО.
Кроме того, Ассоциация стала инициатором разработки
регионального законопроекта «О деятельности неправительственных организаций в
Калининградской области».
Благотворительная католическая
организация «Каритас-Запад» является на сегодня одним из лидеров
региональных структур, оказывающая гуманитарную помощь. В 2001 году специальный
проект, реализуемый ею, адресован именно вынужденным переселенцам. Это
продовольствие и медикаменты, специальное оборудование для инвалидов.
Общественный фонд помощи
беженцам и вынужденным переселенцам «Дом» в течение трёх последних лет
помимо консультационной работы, особое внимание уделял программам помощи детям
переселенцев. Это летние лагеря, культурные и образовательные программы, детские
фестивали творчества и многое другое.
Региональная общественная
организация «Союз «Балтийское Содружество» более пяти лет оказывает
всевозможную помощь переселенцам. Это и постоянно действующая юридическая
консультация, и консультации опытных психологов по адаптации мигрантов к новым
условиям жизни. Организация имеет отделения во многих районах области.
Кроме того, в Калининградской области официально
зарегистрированы более десяти общественных переселенческих организаций, однако
их деятельность не имеет сколько-нибудь серьёзного результата.
Вместе с тем, в 2001 году произошёл относительный
перелом во взаимодействии многих НПО, занимающихся миграционными проблемами. И
если ранее они действовали самостоятельно и не признавали никаких «авторитетов»,
то современная ситуация обусловила консолидацию многих структур.
Это можно было наблюдать, как при создании рабочей
группы при областной администрации по разработке региональной миграционной
Программы, так и при формировании переселенческого Совета Общественной палаты
Калининградской области. Кроме того, активизация региональной Ассоциации
правозащитных общественных объединений консолидировала некоторые переселенческие
организации в рамках совместных проектов и программ.
Всё это, безусловно, позитивно отразится не только на
развитии самих организаций, но и качественно улучшит решение вопросов, связанных
с их взаимодействием с органами власти и бизнесом.
Многое будет зависеть и от активности НПО в вопросе о
принятии областного Закона «О деятельности неправительственных организаций».
Только безусловная настойчивость общественности позволит принять такой закон,
который гармонично мог вписываться в весь спектр современных региональных
общественных проблем.
Некоторые исследования,
проводимые Калининградскими НПО
Еще в 1997 году информационным центром "Форума
переселенческих организаций" была разработана индивидуальная анкета, которая,
несмотря на отдельные её несовершенства (например, невозможности с помощью
анкеты изучить национальный и религиозный состав мигрантов), до сих пор является
одним из универсальных инструментов изучения явления вынужденной миграции.
Начиная с этого же года в информационном пункте "Надежды" в соответствии с этой
анкетой было проведено 565 опросов.
Кроме формальных статистических исследований,
представление о реальной миграционной ситуации и ее прогнозировании основывается
на письмах, с которыми обращаются потенциальные мигранты, как в НПО, так и в
муниципалитеты и в территориальные представительства Министерства по делам
федерации, национальностей и миграционной политики. Приведем наиболее типичное
обращение дословно, не указывая, разумеется, личные данные респондентов.
Здравствуйте, дорогие земляки!
Мы живем в Казахстане ( город) 40 лет. Но, увы, надо
переезжать в Россию. Я и моя дочь являемся немцами. Я, О. В., мне 52 года. дочь
замужем, ей 28 лет, она работает учителем начальных классов, ее муж (ему 29 лет)
водитель категории "В, С". Но сейчас строитель. Двое детей. Кристине 7 лет. а
Каролине 4 года. Мы желаем переехать ближе к родственникам, они в Германии, но
мы останемся в России. Миграционный отдел может как-то помочь немцам при
переезде и устройстве на работу? Жильем? Мы с матерью родились в России. Здесь
российское гражданство русская община не дает, дает, только если близкие
родственники живут в России, а у нас только двоюродные живут в России. Можно ли
без российского гражданства приехать на постоянное место жительства в
Калининград? Какие проблемы будут у нас? И опять же вопрос о работе, и хоть
каком-нибудь временном месте жительства? Помогает ли чем-нибудь немецкая община
бывшим жителям республик СНГ немецкой национальности? Ну, вот и все что хотела я
написать вам. Вот еще, какие пенсии дают пенсионерам пожилым до 80 лет. есть ли
льготы реабилитированным? Спасибо заранее за ответ. Мой адрес (указан). Подпись:
О. В.Р.
Данное письмо является яркой иллюстрацией необходимости
выполнения рекомендаций переселенческого Совета при Председателе Госдумы РФ о
включении в Федеральную миграционную программу России раздела "Организованное
переселение российских соотечественников из стран СНГ и Балтии в Россию и их
общинное обустройство". К сожалению, в настоящее время территориальный орган
Министерства по делам федерации, национальностей и миграционной политики
Калининградской области (а письмо пришло именно туда) вынужден будет почти на
все вопросы ответить отрицательно. А неправительственные организации окажут этой
семье, в случае ее прибытия, исключительно психологическую поддержку, правовую,
информационную и гуманитарную помощь.
Кроме того, в 1999-2000 годах проводились исследования
по изучению индивидуально-психологических качеств участников будущего общинно
компактного поселения (ОКП) поселка Чкаловск Калининградской области.
Разнородность и разноплановость выявленных у мигрантов
профессиональных навыков, освоенных специальностей, прошлый опыт
профессиональной деятельности, индивидуально психологические свойства
обследованных позволяют предполагать, что освоение общинно компактного поселения
силами самих мигрантов вполне возможно, при условии помощи со стороны
административных и властных структур государства.
Данные исследования были пожалуй единственными,
проводимыми в области и , хотя их методики далеки от совершенства, по их
результаты могут быть использованы при подготовке законодательных актов и
программ на областном уровне.
И.Л.Кошелева, вице-президент Ассоциации переселенческих
организаций
Закон "О репатриации" (проект)
Настоящий закон имеет целью воссоединение русского
народа и других народов, имеющих национальные этнические образования на «
территории Российской Федерации, которые оказались в положении разделенных
народов в результате прекращения существования Союза ССР.
Каждый русский или лицо другой национальности, имеющей
национальное этническое образование на территории Российской Федерации,
вынужденный вследствие политических событий или иных причин покинуть независимое
государство ближнего или дальнего зарубежья и переехать на постоянное место
жительства в Россию, может рассчитывать на помощь Российского государства на
основании настоящего Закона и национальной солидарности.
Статья 1. Право на репатриацию.
Каждый русский или лицо другой национальности, имеющей
на территории Российской Федерации национальное этническое образование) имеет
право на репатриацию в Российскую Федерацию.
Статья 2. Статус и удостоверение репатрианта.
а) Русский или лицо другой национальности, имеющей
национальное этническое образование на территории Российской Федерации, который
приехал в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, имеет право, если
он в это время находится в стране, получить статус репатрианта и удостоверение
репатрианта, подтверждающее этот статус.
б) В получении удостоверения репатрианта может быть
отказано лицу в следующих случаях :
1. Если оно осуществляет действия, направленные против
РФ;
2. Имеет криминальное прошлое, которое может
представлять опасность для общественного порядка;
3. Может представлять опасность для здоровья граждан РФ
или безопасности РФ.
Однако репатриант не должен считаться опасным для
общественного здоровья, если он заболел уже по прибытии и РФ.
Статья 3. Права членов семьи репатрианта
а) Права репатрианта, предусмотренные настоящим законом,
а также право упрощенной процедуры принятия репатриантами гражданства РФ,
предусмотренное Законом о гражданстве, и все права репатрианта, предусмотренные
другими законодательными актами, предоставляются также детям и внукам
репатрианта, его супруге\ супругу, супругам его детей и внуков;
б) Получение прав репатрианта членами семьи репатрианта
в соответствии с пунктом а) настоящей статьи не зависит от того, жив ли он.
в) Все условия, дающие право стать репатриантом по этому
Закону, действительны для случаев, описанных в пункте а) настоящей статьи.
Статья 4. Кто имеет право на репатриацию.
В соответствии с данным законом репатриантом может
считаться русский или этнический россиянин другой национальности, чья этническая
принадлежность закреплена в документах, удостоверяющих личность. Либо, если лицо
является несовершеннолетним, в документах, удостоверяющих личность одного из
родителей. Либо на основании заявления лица, владеющего русским языком или своим
национальным языком, соответствующим языку одного из этнических образований РФ,
и имеющего не менее одного документально подтвержденного предка во втором колене
русской национальности или иной национальности, имеющей этническое образование
на территории РФ.
Право на признание репатриантами имеют также русские и
россияне другой национальной принадлежности РФ, которые сами или их предки до
3-го колена подверглись насильственной денационализации в результате
национальных конфликтов или государственной политики СССР и его предшественников
в 1917 - 91 г.г. и за пределами РФ с 1991 г.
Статья 5. Финансово - экономическое обеспечение
репатриации в Россию.
В целях создания необходимых условий дли добровольной
репатриации в Россию из мест рассеянного или компактного проживания русских и
лиц другой национальности, имеющей национальные этнические образования на
территории РФ, членов их семей и ближайших родственников, выделять в федеральном
бюджете отдельной строкой расходов средства на осуществление репатриационной
политики, необходимые для обустройства россиян, возвращающихся на свою
историческую родину. Для этого ввести федеральный налог солидарности со всех
дееспособных граждан Российской Федерации в размере 1 % от их годового
дохода.
Статья 6. Исполнение закона.
Исполнителем Закона является Министр внутренних дел. Он
имеет право издавать подзаконные акты (распоряжения), касающиеся исполнения
настоящего Закона и всех случаев выдачи удостоверения репатрианта
несовершеннолетним репатриантам в возрасте до 18 лет.
Статья 7. Заключительные положения.
Настоящий федеральный закон вступает и силу с момента
его официального опубликования.
Президент и Правительство РФ в трехмесячный срок после
вступления настоящего Закона в силу приводят в соответствие с ним изданные
исполнительной властью нормативные правовые акты.
Правительство РФ в шестимесячный срок принимает
нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего федерального
закона.
Федеральное Собрание РФ в шестимесячный срок готовит и
принимает соответствующие федеральные законы, обеспечивающие реализацию
настоящего закона.
Правительство РФ в шестимесячный срок принимает
нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего федерального
закона.
Федеральное собрание РФ в шестимесячный срок готовит и
принимает соответствующие федеральные законы, обеспечивающие реализацию
настоящего закона.
Подготовила 17 декабря 2001 года Г.Н.Белгородская,
переселенка из Таджикистана, председатель НПО «Репатриация», член Совета
переселенческих объединений при Председателе Госдумы РФ.
|