Решение Совета переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы Российской Федерации
(Проект, взят за основу) гор. Калининград 16-17
июля 2002г.
Заслушав и обсудив доклады и выступления членов Совета
переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы Российской
Федерации, руководителей и представителей федеральных органов исполнительной
власти, органов власти Калининградской области и г. Калининграда, общественных
организаций и переселенческих объединений по вопросам миграционной ситуации в
Калининградской области, накопленного регионального опыта решения социальных
проблем переселенцев, перспектив использования высвобождаемых военных городков в
обустройстве переселенцев, а также других вопросов (по стенограмме)
Совет переселенческих объединений при Председателе
Государственной Думы РФ констатирует:
Политика администрации области в отношении приезжающих
сюда на жительство людей способствует их социально-трудовой интеграции в жизнь
региона. Немалое количество тех, кто приехал в область в последние годы, уже не
только имеют хорошее жилье и работу, но и являются руководителями предприятий и
организаций, работают в исполнительных органах различных уровней, избраны в
представительные органы власти, в том числе в областную Думу.
За последние 10 лет в Калининградской области созданы и
официально зарегистрированы около двадцати национально-культурных обществ, более
100 организаций религиозной направленности, относящихся к 16 конфессиям,
работают 12 переселенческих объединений, из которых наиболее положительно
зарекомендовали себя РОО «Ассоциация переселенческих организаций», РОФВП «Дом»,
Калининградское областное отделение РФПБ «Соотечественники», РОВПиБ «Надежда»,
РООВП «Виктория.
Миграция в Калининградскую область отличается от
аналогичных процессов по всей стране тем, что, в основном, сюда приезжают люди
трудоспособного возраста, с достаточно высоким уровнем образования, что является
положительным фактором.
Учитывая тот факт, что в области смертность превышает
рождаемость, миграционные процессы положительно сказываются и на демографической
ситуации.
Общее количество граждан, признанных вынужденными
переселенцами, в Калининградской области с 1992 года составляет 15758 человек.
За этот же период убыли из области или сняты с учета 8775 человек.
Вместе с тем, в работе по оказанию помощи вынужденным
переселенцам и другим категориям мигрантов, много проблем. В условиях
недостаточного финансирования государственных миграционных программ и
дефицитного регионального бюджета, многие свои проблемы переселенцы вынуждены
решать самостоятельно.
Многие из тех, кто снят с учета в миграционных органах,
так и не дождались государственной поддержки.
Одна из главных проблем, с которой сталкиваются
вынужденные переселенцы - это жилищное обустройство. Другой важной задачей
является создание для них рабочих мест.
Тысячи российских соотечественников, прибывших в
Калининградскую область из ближнего зарубежья в последние годы, не имеют статуса
вынужденного переселенца и до сих пор не смогли легализоваться. Они ограничены в
правах на получение пенсий, пособий, трудоустройства, медицинского обслуживания.
Ситуацию с ними можно назвать критической.
В течение длительного времени не финансируются многие
социальные проекты и программы обустройства переселенцев со стороны федеральных
ведомств, отвечающих за решение проблем миграции, из-за затянувшегося процесса
их реформирования и отсутствия целостной Федеральной миграционной программы.
Исходя из проведенного обсуждения Совет
переселенческих объединений при Председателе Государственной Думы РФ решил:
1. Обратиться к Президенту РФ Путину В.В. с предложением
обсудить в ближайшее время на заседании Госсовета критическую ситуацию,
сложившуюся в Российской Федерации с приемом и обустройством соотечественников
(репатриантов).
Просить сформулировать на Госсовете принципы единой
государственной миграционной политики, с учетом того, что прием
соотечественников в России является одним из ключевых вопросов, способных
положительно решить существующие демографические и многие экономические
проблемы.
2. Рекомендовать депутатам Государственной Думы - членам
Совета разработать законопроект «О репатриации российских соотечественников» и
выступить с законодательной инициативой его рассмотрения и принятия в ближайшее
время.
3. Рекомендовать Администрации Калининградской области
разработать областную миграционную программу с учетом специфики и
геополитического положения области, имея в виду приближающуюся перепись
населения, необходимость паспортизации (легализации) переселенцев, их социальной
реабилитации.
4. Просить Правительство Российской Федерации в проекте
Федерального бюджета на 2003 год предусмотреть дополнительные финансовые
средства для федеральных и региональных миграционных программ, в том числе путем
совершенствования механизмов межбюджетных отношений.
5. Обратиться в Правительство Российской Федерации с
предложением о разовом выделении средств на приобретение жилья для 440 семей
вынужденных переселенцев в Калининградской области в размере 91,9 млн.рублей, а
также предусмотреть дополнительное выделение ссуд для индивидуального
строительства жилья в размере 22 млн. рублей.
6. Обратиться в Правительство РФ с предложением о
передаче высвобождаемых военных городков, зданий и сооружений Балтийского флота
(в их числе - Корнево и Долгоруково, а также непосредственно в городе
Калининграде) в муниципальную собственность муниципальных образований
Калининградской области целевым назначением для обустройства переселенцев,
бывших военных, и других категорий населения, имея в виду согласие Минобороны
России, ходатайство Губернатора Калининградской области и инициативу
переселенческих объединении области.
Рекомендовать Правительству РФ принять соответствующее
решение о том, чтобы не реализованные по настоящее время, а также вновь
высвобождаемые городки передавались в муниципальную собственность целевым
назначением для жилья переселенцев, бывших военных, и других категорий населения
без выставления на реализацию.
7. Обратиться в Правительство РФ с настоятельной
просьбой о возобновлении финансирования строительства инженерной инфраструктуры
компактного поселения «Надежда-2» в гор. Полесске Калининградской области.
8. Обратиться в Правительство РФ с предложением о
принятии решения по финансированию развития производственной инфраструктуры и
системы занятости в передаваемых военных городках. Возобновить оправдавший себя
в Калининградской области централизованный порядок финансирования создания
рабочих мест (в том числе через Российский фонд помощи беженцам
«Соотечественники»).
9. Обратиться к Президенту РФ и Правительству РФ с
просьбой поддержать решение Совета о проведении в конце текущего года
Всероссийского съезда переселенцев из числа российских соотечественников,
приехавших на постоянное место жительства в Россию из республик бывшего
Советского Союза.
10. Рекомендовать Правительству РФ ввести в состав
Правительственной комиссии по миграции не менее трех представителей
переселенческих и общественных организаций по рекомендации Совета.
11. Обратиться в Администрацию Президента Российской
Федерации с предложением рассмотреть идею создания сети «Центров по миграции и
связям с соотечественниками» в федеральных округах под патронажем Полномочных
представителей Президента РФ.
12. Обратиться к Президенту Российской Федерации с
ходатайством об издании Указа об «Иммиграционной амнистии», позволяющий
легализоваться бывшим гражданам СССР, проживающим на территории России не менее
трех лет, не совершивших уголовных преступлений, предварительно отработав
механизм легализации на территории Калининградской области.
13. Рекомендовать Администрации Калининградской области
совместно с мэрией города Калининграда выделить на льготных условиях помещение
для работы Калининградской областной общественной приемной по делам беженцев и
мигрантов.
14. Возложить контроль за исполнением настоящего решения
Совета на заместителя Председателя Совета - депутата Госдумы Никитина В.П. и
координатора Совета Тарасову В.П.
|