ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Миграционная политика и правовое регулирование миграции в субъектах Российской ФедерацииГ.Андреева Приграничные субъекты Российской Федерации
первыми принимают волны беженцев из соседних стран, при этом многие из них
оседают в этих субъектах, увеличивая нагрузку на социальные структуры и
экономику, усложняя и обостряя тем самым внутриполитическую ситуацию в субъекте.
В них наиболее остро ощущается
социально-экономическая нагрузка, которая ложится на субъекты вследствие
невыполнения федеральных миграционных программ.
Запаздывание федерального правового регулирования
миграционных процессов как по предметам исключительного ведения (статус
иностранцев), так и по предметам совместного ведения (обустройство мигрантов) в
сочетании с напряженной ситуацией вынуждает субъекты осуществлять правовое
регулирование до принятия федеральных актов. Однако субъектам в этой сфере
принадлежит только часть предметов ведения и полномочий, поэтому попытки
урегулировать миграцию комплексно - а потребность в этом в указанных субъектах
существует, поскольку для них миграция – серьезная социальная проблема,
требующая пристального внимания и по возможности увязанного, комплексного
регулирования - неминуемо приводят к вторжению субъектов в сферу федеральной
компетенции, а, следовательно, и к нарушению Конституции Российской Федерации.
Начнем с субъектов, миграционная политика и правовое
регулирование которых получили негативную оценку общественности и средств
массовой информации, и рассмотрим особенности их правового регулирования.
Статья первая
Миграционная политика и правовое регулирование миграции в Ставропольском крае 6 июня 2002 г. Государственная Дума Ставропольского края приняла Закон «О
мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край». 24 июня 2002 г.
он был подписан губернатором и направлен для опубликования. Данный
нормативно-правовой акт устанавливает понятие незаконной миграции в
Ставропольский край, основные принципы содействия обустройству и интеграции в
социальную среду мигрантов, полномочия Правительства Ставропольского края по
установлению максимально возможной численности переселенцев, квот на привлечение
в Ставропольский край иностранной рабочей силы, а также последствия несоблюдения
миграционного законодательства, в том числе и путем установления ответственности
за нарушение миграционного законодательства. Таким образом, предпринята попытка
комплексного урегулирования вопросов незаконной миграции и установления для этой
цели некоторых аспектов легальной миграции. Имеет смысл сразу пояснить, в какой
мере субъекты Российской Федерации вправе законодательствовать по этим вопросам.
В соответствии с п. «в» ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование и
защита прав и свобод человека и гражданина находится в исключительном ведении
Российской федерации. В ч.2 ст.55 установлен принцип, согласно которому в
Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права
и свободы человека и гражданина. Кроме того, ч.3 ст.55 Конституции РФ
устанавливает, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены
федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Это означает, что: а) субъекты не могут издавать актов, каким-либо образом
ограничивающих права и свободы человека и гражданина; б) такие ограничения и
федеральным законом могут быть установлены только в определенных Конституцией
пределах. Поскольку регулирование миграционных процессов неизбежно затрагивает
сферу прав и свобод человека и гражданина, попытка урегулировать их силами
субъекта неизбежно чревата опасностью вторжения в сферу федерального
законодательства. Таким образом, сама по себе идея урегулирования вопросов
незаконной миграции плодотворна, и необходимость в ней назрела, но в силу
Конституции Российской Федерации она не может быть реализована путем издания
актов субъектами. Об этом свидетельствует и принятый Государственной Думой
Ставропольского края акт, нарушающий разграничение предметов ведения и
полномочий, установленных Конституцией РФ. Вместе с тем, данный Закон
применительно к сфере прав и свобод человека и гражданина содержит целый ряд
положений, нарушающих Конституцию Российской Федерации.
Регулируемый характер
миграции в Ставропольский край
Регулирование незаконной миграции прямо связано с
понятием законной миграции. Своеобразие Закона Ставропольского края состоит в
том, что в нем законная миграция является синонимом регулируемой данным
субъектом миграции, и соответственно нерегулируемая субъектом миграция
оказывается незаконной. Ст.3 Закона гласит: «Миграция в Ставропольский край
носит регулируемый характер и допускается в том объеме, в котором
геополитическая обстановка, экономические и социальные условия позволяют
обеспечить права и свободы граждан, законно находящихся на территории края,
государственную и общественную безопасность». Ее дополняет ст.5,
устанавливающая, что Правительство Ставропольского края на основании предложений
органов внутренних дел Ставропольского края и краевой комиссии миграционного
контроля «ежегодно устанавливают максимально возможную численность переселенцев,
которые могут быть определены на постоянное жительство в населенных пунктах
Ставропольского края». Эти положения игнорируют сложный характер миграционных
потоков, часть из которых, в принципе, по крайней мере, на начальном этапе, в
момент прибытия не подлежит регулированию (например, применительно к беженцам
вступают в противоречие с самим понятием «беженец»), а также различия в правовом
статусе мигрантов – граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Положение ст.5 относительно квотирования численности
переселенцев позволяет сделать вывод, что квотируются любые мигранты, в то время
как речь может идти только о беженцах и вынужденных переселенцах, и к тому же
той их части, которой оказывается содействие в обустройстве. Остальные,
самообустраивающиеся мигранты никаким ограничениям по численности не подлежат.
Установление по отношению к ним ограничений и квот противоречит как нормам
Конституции Российской Федерации, так и рыночным отношениям в жилищной сфере и
жилищной политике государства.
Основания признания лица
незаконным мигрантом
Своеобразие Закона Ставропольского края состоит и в
определении оснований признания лица незаконным мигрантом. В ст.2 под понятием
«незаконной миграции» объединены граждане РФ, не зарегистрировавшиеся в
установленном порядке (а сама регистрация в нарушение федерального
законодательства поставлена, как будет показано далее, в зависимость от наличия
квоты, т.е. фактически на усмотрение администрации), с иностранными гражданами,
у которых отсутствует виза или вид на жительство, истек срок пребывания и т.д. В
числе иностранных граждан и лиц без гражданства отдельной категорией без
каких-либо оговорок и уточнений выделены в качестве незаконных мигрантов
иностранные граждане и лица без гражданства, у которых отсутствуют средства для
проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации.
Но настоящим правовым «шедевром» является то, что этот перечень носит … открытый
характер, поскольку незаконной миграцией признается «наличие других
обстоятельств, свидетельствующих о незаконности нахождения на территории
Российской Федерации и территории Ставропольского края».
Если для иностранцев пределы прав и свобод в данной
сфере могут быть ограничены (но только федеральным законодательством) в
зависимости от статуса (например, в части сроков проживания), то российские
граждане не имеют ограничений по месту жительства за исключением случаев, прямо
установленных федеральными законами. Соответственно, если иностранцы могут на
территории РФ находиться незаконно (но также по строго определенным и только в
федеральном законе основаниям), то все граждане Российской Федерации находятся
на ней законно.
Данные положения Закона Ставропольского края
являются не просто нарушением Конституции Российской Федерации, но, по существу,
еще и попыткой дать «карт-бланш» соответствующим органам Ставропольского края в
отнесении того или иного лица к числу нелегальных мигрантов.
Нарушение права граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации
Стремление подравнять всех мигрантов «под одну
гребенку» неизбежно приводит к серьезным нарушениям прав человека и гражданина.
В ч.2 ст.2 Закона устанавливается, что приобретение
жилого дома, квартиры, иной недвижимости на территории Ставропольского края
гражданином Российской Федерации не является достаточным основанием для
признания законности его нахождения на данной территории с целью проживания. Для
того, чтобы его проживание стало законным, ему нужно оказаться в числе
избранников субъекта в рамках установленной Правительством Ставропольского края,
согласно уже упоминавшейся ст.5, «максимально возможной численности
переселенцев». Тем самым ограничивается право граждан Российской Федерации
свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, установленное
ч.1 ст.27 Конституции. На недопустимость ограничения субъектами Федерации права
на выбор места жительства неоднократно указывал Конституционный суд Российской
Федерации, причем и прямо в отношении Ставропольского края. Так, в Постановлении
Конституционного суда Российской Федерации от 4 апреля 1996 г. №9-п указывалось,
что, введя квоту на поселение в городах Кавказских Минеральных вод,
Государственная Дума Ставропольского края установила ограничения на выбор места
жительства, что может быть сделано только федеральным законодательством, а также
вмешалась в сферу регулирования прав и свобод человека и гражданина, относящуюся
к исключительному ведению Российской Федерации. Вводя максимально возможную
численность поселенцев, Государственная Дума Ставропольского края фактически
ввела квоту на поселение в населенных пунктах Ставропольского края. Порядок
реализации конституционных норм, касающихся прав граждан в данной области,
детализирован Законом РФ от 25 июня 1993 г. №5242 «О праве граждан Российской
Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах Российской Федерации». В ст.8 этого Закона определены основания
ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: «Право граждан
Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской
Федерации может быть ограничено:
- в пограничной полосе;
- в закрытых военных городках;
- в закрытых административно-территориальных
образованиях;
- в зонах экологического бедствия;
- на отдельных территориях и в населенных пунктах,
где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных
заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания
населения и хозяйственной деятельности;
- на территориях, где введено чрезвычайное или
военное положение».
Данный перечень является закрытым, т.е. ограничения
возможны только по указанным основаниям, а Ставропольский край под них не
подпадает, таким образом, основания для введения разрешительного порядка
пребывания и проживания в Ставропольском крае отсутствуют.
Интерпретация
регистрационного учета граждан в контексте незаконной миграции
В части 1 ст.2 Закона Ставропольского края
незаконный характер миграции увязан с невыполнением гражданами Российской
Федерации обязанности зарегистрироваться в органах регистрационного учета в
определенные сроки. Согласно ст.2 гражданин Российской Федерации, невыполнивший
обязанность зарегистрироваться в органах регистрационного учета в трехдневный
срок со дня прибытия для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся
их местом жительства, на срок свыше 10 дней; обязанности зарегистрироваться в
органах регистрационного учета в семидневный срок со дня прибытия на новое место
жительства, а также находящийся на территории Ставропольского края в случае
отказа ему в регистрации по месту пребывания или месту жительства (видимо, в том
числе и по основанию превышения «максимально возможной численности
переселенцев»), автоматически превращается в незаконного мигранта. Обязанность
регистрации граждан действительно установлена в части II статьи 3 Закона РФ от
25 июня 1993 г. №5242 «О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации», содержащей следующее положение: «Граждане Российской Федерации
обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах
Российской Федерации». Вместе с тем, там же указывается, что «регистрация или
отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием
реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской
Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации». В
Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации №4 от 2 февраля 1998 г.
указывалось, что уведомление гражданином Российской Федерации органов
регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с
установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью,
однако сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для
гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием для
ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных
Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными
актами субъектов Федерации. Органы регистрационного учета уполномочены лишь
удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места
пребывания и жительства, поэтому регистрационный учет не может носить
разрешительного характера.
Нарушение прав иностранных
граждан и лиц без гражданства на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации
В соответствие с ч.3 ст.62 Конституции Российской
Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской
Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации,
кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами
Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242 «О праве
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах Российской Федерации» «лица, не являющиеся гражданами
Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и
международными договорами Российской Федерации». Российский закон,
конкретизирующий конституционные положения о правовом статусе иностранцев и лиц
без гражданства, на момент принятия Закона Ставропольского края еще не был
принят. В части, не противоречащей Конституции Российской Федерации продолжал
действовать Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных
граждан в СССР». Этот акт, конечно, нельзя признать соответствующим новым
условиям, и в определенном смысле Закон Ставропольского края является попыткой
восполнить данный пробел в федеральном законодательстве, однако эта попытка
направлена на ограничение и нарушение установленных Конституцией Российской
Федерации прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства.
Порядок въезда и выезда иностранных граждан и лиц
без гражданства урегулирован в Федеральном Законе от 15 августа 1996 г. «О
порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в
редакции Федеральных законов от 18 июля 1998 г. №110-ФЗ, от 24 июня 1999 г.
№118-ФЗ).
Ст. 1 данного акта предусматривает, что «выезд из
Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд
через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации,
международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом».
Следовательно, возможность регулирования этих вопросов субъектом Федерации не
предусмотрена, а само регулирование уже осуществлено на федеральном уровне и
любая попытка нового регулирования на уровне субъекта означает либо
дублирование, либо нарушение федерального законодательства.
Таким образом, изложенные ранее соображения о
неконституционности ограничений прав российских граждан в Законе относится и к
иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Квотирование привлечения в
край иностранной рабочей силы
Согласно ст.5 Закона квоты на привлечение в
Ставропольский край иностранной рабочей силы устанавливает Правительство
Ставропольского края. Однако это положение противоречит федеральному
законодательству и, в частности, Указу Президента Российской Федерации от 16
декабря 1993 г. №1246 «О привлечении и использовании в Российской Федерации
иностранной рабочей силы», которым утверждено Положение о привлечении и
использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Согласно этому
Положению квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан,
нанимаемых работодателем для работы на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации, устанавливаются не субъектами Российской Федерации, а
федеральными органами государственной власти. Что же касается субъектов
Российской Федерации, то их соответствующие органы исполнительной власти
направляют об этом предложения федеральным органам государственной власти.
Нельзя не обратить внимание на одно загадочное
несоответствие Закона Ставропольского края, слабо поддающееся логическому
анализу. Возможно, оно должно приниматься на веру, поскольку в противном случае
возникает вопрос о смысле и целесообразности данного Закона. Как уже
указывалось, в ст.5 говорится о том, что Правительство Ставропольского края
ежегодно устанавливает «максимально возможную численность переселенцев».
Согласно ч.2 этой же статьи указанная численность увязывается с возможностями
существующей социально-экономической инфраструктуры и запланированными
бюджетными расходами в разрезе административно-территориальных образований
Ставропольского края. Данные положения, как и другие, содержащиеся в Законе
(ст.3, ст.2) призваны свидетельствовать о переизбыточности населения в крае,
что, собственно, и вызвало потребность в столь суровом регулировании,
ограничениях прав граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства и даже
интервенцию в сферу федерального законодательства. А вот часть 3 этой же статьи
заставляет усомниться в исходной идее переизбытка, потому что, оказывается,
сверх «максимально возможной численности переселенцев» ежегодно устанавливаются
квоты на «привлечение в Ставропольский край иностранной рабочей силы», т.е. в
крае объективно существует потребность в дополнительной рабочей силе сверх
«максимально возможной численности переселенцев». Как минимум, это противоречит
идее переизбыточности населения. Если исходная посылка – переизбыток
человеческих ресурсов, то логично полное исключение каких-либо дополнительных
наборов и квот. Усилия властей должны быть направлены на то, чтобы оптимальным
образом использовать имеющиеся трудовые ресурсы.
Очевидно, что попытка комплексно урегулировать
вопросы незаконной миграции на уровне субъекта в случае Ставропольского края не
удалась, а привела к многочисленным нарушениям Конституции Российской Федерации,
что и получило отражение в экспертном заключении управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Ставропольскому краю от 8 июля 2002 г. Краю предложено
внести соответствующие изменения.
На наш взгляд, предпринимая попытку урегулировать
миграционные процессы, законодатели Ставропольского края упустили возможность
определить, какие категории мигрантов им необходимы, каким категориям мигрантов
данный субъект будет оказывать содействие, каковы критерии отбора мигрантов,
формы сотрудничества краевых органов и мигрантов, организаций мигрантов и т.д.
Вместо формирования правовых основ миграционной программы расселения,
градостроительства, привлечения ресурсов, в том числе и мигрантов, законодатели
предпочли заниматься сугубо полицейскими вопросами, находящимися в ведении
федеральных структур.
Стремление законодателей края решать социальные
проблемы полицейскими мерами привело в данном случае к попытке урегулировать и
ограничить статус российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства,
по-новому определить порядок пребывания, въезда и выезда на территорию РФ,
порядок регистрационного учета, т.е. те сферы, которые уже урегулированы
федеральным законодательством, а, следовательно, к дублированию федеральных
законов в сторону ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Закон Ставропольского края "О мерах по пресечению незаконной миграции в Ставропольский край"
Настоящий Закон направлен на упорядочение разрешения
вопросов, связанных с пребыванием и определением на постоянное место жительства
на территории Ставропольского края граждан Российской Федерации, иностранных
граждан и лиц без гражданства, на усиление государственного контроля за
миграционными процессами в целях защиты конституционных прав и свобод всех
законно находящихся на территории Ставропольского края лиц.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. В настоящем Законе используются следующие
основные понятия:
миграция - совокупность пространственных перемещений лиц
через границы государств, иные территориальные образования, вне зависимости от
причин перемещений и их длительности, в целях изменения постоянного места
жительства или временного проживания;
место пребывания - место, где гражданин временно
проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница,
туристская база иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся
местом жительства гражданина;
место жительства - место, где гражданин постоянно или
преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма),
социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотрена
законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое
помещение, специализированный дом (общежитие, гостиница, приют, дом маневренного
фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом интернат для инвалидов,
ветеранов и другие),а также иное жилое помещение;
органы регистрационного учета - органы внутренних дел, а
в населенных пунктах, где отсутствуют органы внутренних дел, - органы местного
самоуправления, осуществляющие регистрацию граждан Российской Федераци
иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания и по месту
жительства;
ответственные за регистрацию - должностные лица
жилищно-эксплуатационных и других организаций, граждане, осуществляющие вселение
в принадлежащие им либо подведомственные жилые помещения новых лиц;
миграционное законодательство - законодательные акты, а
также иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы,
связанные с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации,
выбором места пребывания и места жительства на территории Российской
Федерации.
Статья 2. Незаконной миграцией признается прибытие в
Ставропольский край граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства из других государств и регионов Российской Федерации и (или)
проживание на его территории с нарушением порядка, установленного федеральным
законодательством, в том числе:
невыполнение гражданами Российской Федерации,
иностранными гражданами, лицами без гражданства обязанности зарегистрироваться в
органах регистрационного учета в трехдневный срок со дня прибытия для временного
проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше
10 дней;
невыполнение гражданами Российской Федерации обязанности
зарегистрироваться в органах регистрационного учета в семидневный срок со дня
прибытия на новое место жительства;
отсутствие у иностранных граждан или лиц без гражданства
российской визы или вида на жительство;
нахождение иностранных граждан или лиц без гражданства
на территории Ставропольского края по истечении установленного срока
пребывания;
нахождение граждан Российской Федерации, иностранных
граждан ИЛР лиц без гражданства на территории Ставропольского края в случае
отказа им в регистрации по месту пребывания или по месту жительства;
отсутствие у иностранных граждан или лиц без гражданства
средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской
Федерации, фиктивность (неисполнимость) продекларированных гарантий
предоставления таких средств приглашающей стороной;
наличие других обстоятельств, свидетельствующих о
незаконности нахождения на территории Российской Федерации и территории
Ставропольской края.
Приобретение жилого дома, квартиры, иной недвижимости на
территории Ставропольского края гражданином Российской Федерации, иностранным
гражданином, лицом без гражданства не является достаточным основанием для
признании законности его нахождения на данной территории с целью проживания.
Статья 3. Миграция в Ставропольский край носит
регулируемый характер и допускается в том объеме, в котором геополитическая
обстановка, экономические и социальные условия позволяют обеспечивать права и
свободы граждан, законно находящихся на территории края, государственную и
общественную безопасность.
Статья 4. Органы государственной власти и органы
местного самоуправления в Ставропольском крае содействуют обустройству и
интеграции в социальную среду только вынужденных и законно находящихся на его
территории мигрантов с соблюдением принципов:
недопустимости осуществления права граждан Российской
Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на свободу передвижения,
выбор места пребывания и места жительства с нарушением законных прав и интересов
лиц, постоянно проживающих на территории Ставропольского края:
оказания поддержки наиболее уязвимым или нуждающимся
гражданам;
самообустройства и самообеспечения мигрантов, не
признанных в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами.
Статья 5. Правительство Ставропольского края на
основании предложений органов внутренних дел Ставропольского края и краевой
комиссии миграционного контроля ежегодно устанавливает максимально возможную
численность переселенцев, которые могут быть определены на постоянное место
жительства в населенных пунктах Ставропольского края.
Указанная численность устанавливается, исходя из
возможностей существующей социально-экономической инфраструктуры и
запланированных бюджетных расходов в разрезе административно-территориальных
образований Ставропольского края, с учетом мнения соответствующих органов
местного самоуправления.
Также ежегодно устанавливаются квоты на привлечение в
Ставропольский край иностранной рабочей силы.
Статья 6. Контроль за соблюдением миграционного
законодательства гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и
лицами без гражданства, должностными лицами государственных, муниципальных и
иных органов и организаций на территории Ставропольского края осуществляют
органы внутренних дел Ставропольского края, а также краевая и территориальные
комиссии миграционного контроля.
Положения о краевой и территориальных комиссиях
миграционного контроля утверждаются Губернатором Ставропольского края.
Статья 7. Органы внутренних дел Ставропольского края
обеспечивают:
ведение автоматизированного банка данных, в котором
сосредоточивается информация о каждом выявленном факте незаконного нахождения,
нарушения порядка пребывания и проживания, о наложенных административных
взысканиях и других мерах, принятых в отношении соответствующих лиц;
обмен информацией с органами внутренних дел соседних
субъектов Российской Федерации по вопросам оперативной обстановки и выработку
необходимых совместных мер борьбы с незаконной миграцией.
ГЛАВА II. ПОСЛЕДСТВИЯ НЕСОБЛЮДЕНИЯ МИГРАЦИОННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 8. К лицам, подпадающим под признаки, указанные в
статье 2 настоящего Закона, а также к гражданам, способствующим незаконной
миграции, применяются меры административного воздействия в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 9. Должностные лица государственных,
муниципальных и иных органов и организаций, допустившие нарушения миграционного
законодательства, несут дисциплинарную и административную ответственность в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим
Законом.
Статья 10. В случае обнаружения фактов получения
гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без
гражданства обманным путем оснований для регистрации по месту пребывания или по
месту жительства на территории Ставропольского края принимаются меры к
аннулированию регистрации и применению соответствующих мер административного
воздействия.
Статья 11. Выявление фактов нарушения миграционного
законодательства в Ставропольском крае осуществляется органами внутренних дел и
органами местного самоуправления с непосредственным участием органов
территориального общественного самоуправления.
Статья 12. В отношении иностранных граждан органами
внутренних дел может быть применена мера административного воздействия в виде
административного выдворения за пределы Ставропольского края и Российской
Федерации.
Административное выдворение производится в случае
невыполнения иностранными гражданами предписаний о выезде с территории
Ставропольского края и Российской Федерации в течение 48 часов с момента
вручения предписания соответствующим органом внутренних дел.
Административное выдворение иностранных граждан
осуществляется за счет средств самих выдворяемых либо принявших их физических и
юридических лиц. При отсутствии таких средств административное выдворение
осуществляется за счет средств краевого фонда депортации, формируемого в
порядке, определяемом Правительством Ставропольского края.
Статья 13. Обращения лиц, проживающих на территории
Ставропольского края, об оказании им содействия в улучшении материального,
бытового, социального положения, необходимость которого возникла в результате
совершения ими сделок с незаконными мигрантами, не подлежат удовлетворению.
ГЛАВА III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 14. Несоблюдение иностранным гражданином или
лицом без гражданства установленного порядка регистрации либо уклонение от
выезда из Ставропольского края и Российской Федерации по истечении определенного
срока пребывания влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до
десяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 15. Непринятие гражданином, пригласившим в
Российскую Федерацию на территорию Ставропольского края иностранного гражданина
или лицо без гражданства по частным делам и предоставившим им жилое помещение,
мер по обеспечению в установленном порядке их своевременной регистрации и выезда
за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания в
Российской Федерации влечет предупреждение или наложение административного
штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.
Статья 16. Предоставление жилого помещения или
транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу
без гражданства, находящимся в Российской Федерации на территории
Ставропольского края с нарушением установленного порядка, влечет предупреждение
или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех
минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от пяти до десяти
минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от пятидесяти до ста
минимальных размеров оплаты труда.
Статья 17. Проживание или пребывание на территории
Ставропольского края гражданина Российской Федерации, обязанного иметь
удостоверение личности гражданина (паспорт), без удостоверения личности
гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина
(паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного
минимального размера оплаты труда.
Статья 18. Допущение лицом, ответственным за соблюдение
правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации на
территории Ставропольского края без удостоверения личности гражданина (паспорта)
или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без
регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение
гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве
собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина
(паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства,
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного
до трех минимальных размеров оплаты труда. Статья 19. Допущение к работе в
организации по трудовому либо гражданско-правовому договору граждан без их
регистрации по месту проживания или по месту жительства влечет наложение на
руководителя организации административного штрафа в размере от десяти до
пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 20. Предоставление незаконным мигрантам льгот и
преимуществ в жилищно-бытовом, трудовом, социальном обустройстве, если это
нарушает законные права и интересы лиц, проживающих на территории
Ставропольского края, влечет наложение на должностных лиц государственных и
муниципальных органов и организаций административного штрафа в размере от
двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 21. На должностных лиц государственных и
муниципальных органов и организаций, совершивших административные
правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, налагаются также
дисциплинарные взыскания.
Статья 22. Наложение взысканий, предусмотренных статьями
14-21 настоящего Закона, и производство по их исполнению осуществляются органами
внутренних дел в установленном порядке.
ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Настоящий Закон вступает в силу через десять
дней со дня официального опубликования.
Губернатор Ставропольского края
г. Ставрополь 24 июня 2002 г. № 27-кз
А.Л.Черногоров
Некоторые аспекты миграционной политики в Краснодарском крае
Принятое Законодательным собранием Краснодарского края
Постановление «О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и
административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории
Краснодарского края», носит декларации о целях и задачах миграционной политики.
Оно содержит обращение с к администрации края, федеральным органам
государственной власти с предложениями об изменении миграционной политики в
сторону ужесточения. Данный документ не явлется нормативным актом и поэтому не
может повлечь правовые последствия, однако общее направление содержащихся в нем
положений о миграционной политике противоречат Конституции Российской
Федерации.
Постановление "О мерах по усилению государственного контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории Краснодарского края"
Принято 27 марта 2002 года. Подписано председателем ЗСК
Владимиром Бекетовым. В прессе не опубликовано. Опубликовано на сайте Страна.Ru
28.03.2002 г.
Волна межнациональных конфликтов, вызванная распадом
Советского Союза, стала основной причиной обвальной миграции. Краснодарский край
в течение последних десяти лет остро испытывает избыточное миграционное
давление.
За это время в край прибыло на постоянное жительство
более одного миллиона человек, то есть каждый пятый житель края является
мигрантом. Миграция в Краснодарском крае стала одной из самых высоких в стране,
в пять-шесть раз превышая среднероссийские показатели, и приняла
неконтролируемый характер.
Прозрачность южных границ Российской Федерации,
приграничное расположение Краснодарского края, а также его территориальная
близость к очагам вооруженных конфликтов способствуют въезду на территорию края
лиц, не соблюдающих российское законодательство.
Террористические акты, политический и религиозный
экстремизм, конфликты на межнациональной почве, контрабанда оружия, наркотиков,
рост криминальных структур, сформированных по этническому признаку, создают
серьезную угрозу стабильности в обществе и государственной безопасности
Российской Федерации на южных границах.
Сложившаяся ситуация требует от органов государственной
власти постоянного внимания и контроля за происходящими процессами.
В целях обеспечения государственной безопасности,
поддержания мира и согласия в обществе, усиления контроля за незаконной
миграцией, регистрацией по месту пребывания и жительства, реализации механизма
административного выдворения лиц, незаконно находящихся на территории
Краснодарского края, Законодательное собрание Краснодарского края
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Предложить администрации Краснодарского края:
принять дополнительные меры по усилению государственного
контроля за миграцией и административному выдворению лиц, незаконно находящихся
на территории Краснодарского края;
изыскать возможность выделения средств из краевого
бюджета на административное выдворение лиц, незаконно находящихся на территории
Краснодарского края;
разработать механизм привлечения средств общественных
объединений и коммерческих структур для финансирования мероприятий по
административному выдворению лиц, незаконно находящихся на территории
Краснодарского края;
предусмотреть меры по транспортному обеспечению
механизма административного выдворения лиц, незаконно находящихся на территории
Краснодарского края, в соответствии с заявками Главного управления внутренних
дел Краснодарского края.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления,
комиссиям миграционного контроля всех уровней принять дополнительные меры по
пресечению незаконной миграции в Краснодарский край.
3. Предложить Главному управлению внутренних дел
Краснодарского края:
усилить работу по выявлению лиц, незаконно находящихся
на территории Краснодарского края, незамедлительно применять к ним меры
административного воздействия в соответствии с законодательством о пребывании и
жительстве на территории Краснодарского края;
к 1 апреля 2002 года подготовить предложения по
совершенствованию процедуры административного выдворения иностранных граждан и
лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, с
технико-экономическим обоснованием и расчетом финансовых затрат на создание
центров временного содержания и формирование подразделении для конвоирования
выдворяемых лиц;
используя посты иммиграционного контроля, сформировать
банк данных на иностранных граждан, въезжающих на территорию Краснодарского
края, для усиления контроля за регистрацией по месту пребывания и жительства в
Краснодарском крае;
обратиться в Министерство внутренних дел Российской
Федерации с предложением открыть пост иммиграционного контроля в городе Темрюк
(Порт-Кавказ);
после оформления через Министерство иностранных дел
Российской Федерации и получения свидетельства о возвращения иностранца в
течение 48 часов готовить документы на его административное выдворение.
4. Предложить представительству Министерства иностранных
дел Российской Федерации в городе Краснодар оказывать содействие Главному
управлению внутренних дел Краснодарского края в установлении в течение 48 часов
с момента задержания личности и принадлежности к гражданству того или иного
государства лица, незаконно находящегося в Краснодарском крае.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления
возложить на Комитет Законодательного собрания Краснодарского края по вопросам
местного самоуправления, делам казачества, межнациональным отношениям и
миграционной политике.
6. Опубликовать настоящее постановление в средствах
массовой информации.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Председатель Законодательного собрания Краснодарского
края В.А. Бекетов
Проект подготовлен и внесен:
Комитетом по вопросам местного самоуправления, делам
казачества, межнациональным отношениям и миграционной политике
Председатель комитета И.Н. Харченко
Проект согласован:
Заместитель заведующего отделом правового управления
В.Д. Юрченко
Оформлено в соответствии с Инструкцией по работе с
документами в Законодательном собрании Краснодарского края
Консультант протокольно-редакционного отдела управления
делами Р.В.Окладникова
Управляющий делами С.В. Анисимов
|