Кризис идентичности Украины
05.06.2007.Кремль.org
Владимир Жарихин, заместитель
директора Института стран СНГ:
- Ситуация на Украине объективно очень сложная.
Дело не только в \'злой\' Тимошенко, в \'слабом\' Ющенко и \'грубом\' Януковиче, в
стране действительно есть системные проблемы. Я бы разделил страны
постсоветского пространства на три категории. Первая категория - это те страны,
которые изначально определили, что они могут вступить в чужой интеграционный
проект, не затевая свой, и таким образом обеспечить свое будущее. Это, например,
государства Балтии - страны небольшие, действительно находящиеся в
западноевропейском ареале. Они это сделали.
Другая категория: это страны, которые могут позволить
себе роскошь не определять до конца свою идентичность в данный момент - то ли
вступать в чужой проект, то ли создавать свой. Это такие страны как Россия,
Казахстан, Узбекистан, то есть те государства, которые, в нынешней ситуации
высокой стоимости энергетических ресурсов, могут позволить себе пока не
определяться в пространстве, потому что все и так более или менее хорошо.
А вот Украина в третьей категории: это страна, которой
надо сейчас определяться геополитически с вхождением в какой-то модернизационный
проект, но она не может этого сделать. В Европу она войти не может, потому что
Европа после волны расширения просто не готова принять такую большую страну. А с
Россией она не может создать совместный интеграционный проект потому, что у
России другое положение, она находится на волне высокой цены энергоресурсов и
может пока не определяться в мире. И поэтому у Украины возникает кризис
идентичности.
Действительно, Украине надо входить в какой-то
интеграционный проект. И поэтому предлагается вариант: создавать определенный
интеграционный проект со странами, имеющими избыток энергоресурсов. Учитывая,
что вступать надо не завтра, а через двадцать лет, это не противоречит
европейскому вектору интеграции Украины. Если бы ее действительно поставили в
очередь и сказали, что через два года надо вступать, возникло бы противоречие.
Но так как речь идет о десятилетиях, то Украине надо еще прожить эти
десятилетия. И прожить в ситуации энергозатратной экономики, которая не готова
сразу выходить на европейский уровень стоимости энергоресурсов, а значит, во
взаимовыгодном взаимодействии с Россией. Выбирать Украине. И на самом деле это
выбор не \'Партии регионов\' или \'Нашей Украины\', а это геополитический выбор
самой страны, который ей надо сделать вне зависимости от того, кто будет у
власти.
О вступлении Украины в НАТО. В силу моих
профессиональных интересов я очень много нахожусь в украинском Интернете, и я не
встретил ни одного серьезного исследования на тему, что произойдет после того,
как Украина вступит в НАТО: плюсы, минусы, взаимоотношения со Штатами, с
Европой, с Россией, с Ближним Востоком. Член НАТО - это уже субъект атак со
стороны террористов в том числе. Я просил украинских коллег дать посмотреть
какое-нибудь исследование на эту тему, но таких исследований нет. \'Вступим в
НАТО, и будет хорошо\' - это представление о НАТО двадцатилетней давности, когда
альянс являлся как бы зонтиком для Западной Европы от внешней коммунистической
угрозы. И НАТО действительно выполняло эту роль. Но сейчас альянс - уже совсем
другая организация. Это организация достаточно активная и агрессивная, это уже
не оборонительный блок, каким он действительно был во времена противостояния
двух блоков. Это инструмент внешней политики, в первую очередь, Соединенных
Штатов, во вторую, Франции, Германии, Великобритании, но отнюдь не зонтик, под
которым можно отсидеться. И если они хотят играть в эти игры, надо просчитать
всю опасность.
|