Константин Затулин: "Украинские националисты превратились в ярых унитаристов"
08.06.2007.Крымская
правда
Игорь Сычев
Идея федерализации
постоянно присутствует в политической жизни Украины. "Федеративный проект"
особенно популярен в регионах востока и юга страны. Понятно и то, почему это
так. На протяжении всей истории независимой Украины экономические интересы, а
также культурно-исторические особенности Донбасса, Харькова, Крыма, Одессы,
промышленного Приднепровья не получили адекватного отражения как во внутренней,
так и во внешней политике государства.
Гуманитарно-идеологическая сфера Украины и подавно
отдана на откуп отъявленному национализму галицийского толка, что не может не
вызывать отторжения у многонациональных и мультикультурных регионов востока и
юга. Но что же мешает Украине обратиться к мировому опыту разрешения сходных
проблем, чем богата история федеративных государств, и изменить соответствующим
образом свое собственное устройство?
Об этом - интервью с директором Института стран СНГ,
депутатом Госдумы Российской Федерации Константином Затулиным.
- Константин Фёдорович, пришло ли время подводить
определённые промежуточные итоги построения федеративного государства в России?
В какой мере опыт Российской Федерации на этом направлении может быть применён к
условиям Украины?
- Федеративное государство - это динамично
сочленяемая структура. Такая структура не может быть статичной, она находится в
постоянном развитии. В какой-то период упор делается на региональное
самоуправление, в другой - на централизацию функций.
Сейчас, как мне представляется, развитие российского
федерализма миновало очередной пик централизации. Общественное мнение снова
возвращается к идее избрания глав регионов непосредственно на местах.
Возможно, верхняя палата Федерального Собрания также будет формироваться на
основе прямых выборов. Но в любом случае вне подозрений основной принцип и смысл
федерации - учёт особенностей и самобытности регионов, и параллельно с этим
постоянный поиск баланса интересов: между правами и запросами регионов и
необходимостью в развитии объединяющих общегосударственных начал.
Унитарное государство я бы сравнил, например, с
волнорезом в виде сплошной бетонной стены. Такая стена, конечно, способна
сдерживать удары волн, но лишь до поры до времени. Рано или поздно, но напор
стихии создаёт в сплошном бетоне трещины, а затем и вовсе разрушает стоящую на
его пути стену. Так и в унитарном государстве: динамичный поток событий и
разноплановых интересов сначала разбивается о глухую стену унитаризма, но потом
способен вызвать разрушение всего государственного строения. А вот федеративные
государства по своей "конструкции" напоминают более гибкое устройство, лучше
предназначенное для обуздания стихии. Это когда на берегу вместо бетонной стены
выставляют габионы - металлические сетки, наполненные береговой галькой. Волны,
накатываясь на габионы, хоть и проходят сквозь сыпучую гальку, но при этом
теряют свою разрушительную силу. В результате как бы ни бушевало море, ни
галька, удерживаемая сеткой, ни сам берег не размываются. Задача федеративного
государства также заключается в том, чтобы энергию различных сил и интересов
направлять в разумное, созидательное русло.
В России федеративное государство - не какое-то
нововведение. Оно сложилось на основе как советского, так и дореволюционного
опыта. И чрезвычайно важным представляется то, что и после 1991 года никто и
никогда не ставил под сомнение принцип федеративного устройства государства.
Партии, находящиеся на противоположных политических флангах, могли быть
непримиримыми противниками в своих социально-экономических установках, но никто,
даже самые крайние и бездумные национал-романтики, не выступал против
федерализма как фундаментальной базы самого существования России. Любому
непредубеждённому человеку понятно, что в российском государстве - при тех
исторически сложившихся различиях в уровне развития регионов, разнице в их
экономических, политических, национальных характеристиках - федеративное
государство является жизненной необходимостью.
Надо также понимать и то, что федерализм не снимает, а,
наоборот, повышает ответственность центра за состояние регионов.
В то же время федеративное государство является
средством привлечения всех народов и территорий страны к общему делу,
государственной стратегией, способствующей осознанию народами своей миссии в
общеисторическом процессе. При современном состоянии
Украины федерализм позволил бы решать многие проблемы и делать это гораздо
безболезненнее и проще, чем это происходит сегодня. К таким проблемам относятся
вопросы языка и культуры, экономика и формирование бюджетов всех уровней,
улучшение экологии, необходимость снижения напряжённости в политической и
конфессиональной сферах. Но, к сожалению, на Украине президент Виктор Ющенко и
его окружение саму идею федерализации отвергают, что называется, с порога, а
сторонников федеративного устройства записывают в ряды сепаратистов и
уголовников. Это довольно странно выглядит со стороны политиков, которые без
конца декларируют свой европейский выбор, но почему-то не хотят извлекать уроки
из реальной европейской истории. Не желают перенять у Европы такое ценное
приобретение, как опыт развития больших и малых федеральных государств.
- Можно вспомнить и о том, что идее федерализации
Украины не были чужды и некоторые идеологи украинского национализма, такие, как
Владимир Винниченко и Вячеслав Черновол. Отчего же у современных украинских
националистов одно лишь упоминание о федеративном устройстве Украины вызывает
прямо-таки клиническое неприятие?
- Не будем ворошить времена Винниченко, но что касается
Черновола, то его идея федеративной Украины появилась тогда, когда даже самые
ярые из диссидентов националистического толка не верили в развал Советского
Союза. Поэтому и федеративное устройство Украины они замышляли прежде всего для
Галиции. Автономия Галиции должна была послужить для неё средством защиты не
только от Москвы, но, что интересно, и от Киева, который националисты той поры
также считали полностью советским или, как они ещё выражаются, "зросЁйщеним"
городом.
Но в 1991 году лозунг федерализации Украины был очень
быстро снят. Под воздействием эйфории, вызванной в общем-то нежданно свалившейся
на них независимостью, националисты галицийского разлива вздумали перекроить на
свой лад всю Украину. Вот и получилось, что вся история самостийной Украины -
это история игнорирования прав и особенностей восточных регионов. Ни для кого не
секрет, что ведомства, отвечающие за государственную политику в гуманитарной
сфере, а также структуры, призванные защищать безопасность и целостность
современного украинского государства, комплектуются в первую очередь за счёт
выходцев из западных областей. Они и не скрывают, что хотят построить "Украину
для украинцев".
Достижению этой цели, в частности, служит и языковая
политика. Я не говорю даже об отказе в государственном статусе русскому языку,
на котором говорит и который понимает большая часть населения. Возникла угроза
для украинского языка, для которого сейчас характерно нашествие западных
диалектов и полонизмов. Мне приходилось разговаривать с крупными специалистами
по славянской лингвистике, и они в один голос утверждают: для жителей востока и
юга Украины "реформируемый" таким образом украинский язык постепенно становится
малопонятным. Он перестаёт быть языком, на котором писали свои труды Тарас
Шевченко, Коцюбинский, Леся Украинка. В тот "новояз", который стремятся навязать
Украине националисты, буквально впихиваются чуждые классическому украинскому
языку термины, несвойственные ему речевые и стилистические обороты.
Хорошо известно средство, способное поставить заслон
этой крайне неразумной политике. Это средство - последовательно осуществляемый
принцип федеративного устройства Украины. Вот в чём причина яростного неприятия
федерализма украинскими националистами, пробующими себя в роли языковых
колонизаторов и культуртрегеров. Им очень хочется, чтобы восточные и южные
регионы Украины продолжали исполнять роль экономических доноров государства, но
при этом оставались статистами, если не подозреваемыми в делах политических и
культурных. Украинские националисты превратились в ярых унитаристов. Но если на
Украине в высших сферах государственной власти всё же утвердятся люди,
представляющие многонациональные и индустриальные регионы Украины, то вопрос о
федерализации страны должен будет вернуться в повестку дня. Ведь Украина
изначально состоит из различных цивилизационных частей. Федерация - это спасение
для единства Украины, путь к сохранению исторической и культурной самобытности
регионов.
- Лозунги федеративного устройства Украины в период
последней избирательной кампании присутствовали в программах многих политических
партий.
В том числе и тех, которые одержали победу в регионах
востока и юга. Но почему, когда эти партии оказались в правительстве, они о
своих обещаниях позабыли?
- Конечно, реальность, которую мы наблюдаем после
парламентских выборов 2006 года, способна вызвать определённое разочарование.
Многое из того, что было поднято на предвыборных знамёнах, сейчас отодвинуто в
сторону. Как я уже говорил, опыт России свидетельствует о том, что федерализм -
это постоянно продолжающийся, динамичный поиск компромисса между интересами
центральной власти и интересами регионов. На Украине сторонникам достижения
федеративного компромисса между центром и регионами надо быть более активными.
Было бы ошибкой утверждать, что им пристало быть тише воды, ниже травы. Да,
политика, ведущая к компромиссу, должна быть разумной и взвешенной. Но кто
сказал, что ей запрещено быть настойчивой и смелой? Сторонники федерализма
должны отстаивать свою позицию с чувством и страстью. Лучшие из них так и
поступают, потому и подвергаются всевозможным нападкам. Достаточно вспомнить о
тех обвинениях, которые были выдвинуты против покойного Евгения Кушнарёва, или о
том, что говорил в Донецке в 2005 году по адресу сторонников федерализации сам
Виктор Ющенко.
Партия регионов, даже исходя из одного своего названная,
обязана гибко и в то же время последовательно отстаивать интересы территорий.
Здесь не нужно бояться никаких обвинений в сепаратизме. Особенности
исторического развития Украины, обстоятельства формирования её современной
территории таковы, что настоящими патриотами Украины являются как раз те, кто
выступает за федерализацию. Политика федерализации Украины - это и есть политика
разума, умение видеть исторические реалии в их истинном свете.
- Некоторые руководители и политики из регионов востока
и юга не прочь порассуждать о децентрализации государственного управления, о
расширении прав регионов. Но послушаешь такие рассуждения, и приходит мысль, что
и процесс федерализации они представляют в виде какой-то идиллии, которая
превратит Украину в подобие Германии или Швейцарии. Не является ли такой
словесный федерализм не только непоследовательностью, но и удобным способом
самообмана, которому охотно подвергают себя определённые политические силы?
- Многие руководители и политики в восточных и южных
регионах Украины - это бывшие советские чиновники последнего поколения. Они с
большим трудом расстаются с навязанными им идеями и стереотипами кабинетного
мышления. Правда, это черты политического сознания, точнее, бессознательности,
присутствуют не только на Украине. Они есть и в России, и в других постсоветских
государствах. Но даже зная цену той политической маниловщине, о которой идёт
речь, я не хотел бы выглядеть профессиональным пессимистом. Считаю, что
политические катаклизмы, происходящие на Украине, способны послужить лучшими
университетами для бывших чиновников, которым сегодня пока не хватает
исторической и политологической грамотности.
Недостаточная активность сторонников федерализации и
неприкрытая агрессивность националистов способны привести Украину к очень
печальным последствиям. Урок, который следовало бы извлечь из почти уже
семнадцатилетней истории самостийной державы, состоит в том, что на унитарной
Украине не решается ни один из базовых вопросов существования государства
Украина как такового.
|