Реалии «русского мира»
В предыдущем номере нашего
«Бюллетеня» мы давали информацию на эту тему и публиковали доклад директора
Института этнологии и антропологии РАН, председателя комиссии Общественной
палаты по вопросам толерантности и свободы совести Валерия Тишкова.
Сегодня же предлагаем публикацию Екатерины Добрыниной пытающейся с помощью цитат
из выступлений участников дискуссии ответить на вопрос: Что такое «Русский
мир» и как его выстроить?
30.05.2007
http://www.vesti.uz
Екатерина Добрынина
По мнению Вячеслава
Никонова, главы фонда «Политика», открывшего дискуссию, вопрос этот явно назрел.
Русские - нация разделенная. Можно долго дожидаться, пока смогут договориться
политические элиты государств, где по собственной воле или по воле судьбы
оказались наши соотечественники. Но общая тенденция к сближению налицо, о чем
свидетельствует и объединение православных церквей. И слово «русский» уж точно
нельзя отдавать на откуп националистам, как это происходило в последнее время: в
нем слишком много смысла, важного для всех нас.
Директор Института этнологии и антропологии РАН,
председатель комиссии Общественной палаты по вопросам толерантности и свободы
совести Валерий Тишков разделил «Русский мир» на неравные группы: «старый
русский» и «новый», куда входят как эмигранты в дальнем зарубежье, так и
соотечественники, оказавшиеся в странах СНГ и Балтии после распада СССР.
«Молчаливая диаспора - это не мир, - сказал он, - это
просто эмиграция. Мир - это те, кто неравнодушен к тому, что происходит в
России, и чувствует связь с ней, кто предпринимает некие действия, чтобы
ситуация в стране изменилась. Чаще - к лучшему, но иногда и наоборот, и это тоже
нельзя сбрасывать со счетов.
«Главное в данном случае, - считает Тишков, - это сам
факт ощущения связи и демонстрируемое отношение к России, будь это потомки
русских эмигрантов, сохраняющие Форт Росс в Калифорнии, или же борцы против
«кремлевских режимов», окопавшиеся в Лондоне».
По мнению Тишкова, очень распространенная ошибка -
считать, что все наши зарубежные соотечественники прямо-таки жаждут немедленно
приехать обратно в Россию (в связи с чем некоторые политики говорили о «25
миллионах русскоязычных переселенцев»). Это совсем не так, русскоязычные
эмигранты давно сделали выбор в пользу тех государств, где они сейчас живут и к
которым проявляют лояльность.
«И даже безотносительно возможного переезда у них
присутствует символический интерес - это иметь в качестве родины благополучную
страну с позитивным имиджем, чтобы через этот имидж лучше поддерживать и
отстаивать собственную идентичность перед вызовами ассимиляции в стране
пребывания», - говорит Тишков. И вспоминает, как русскоязычные иммигранты,
например в США, с гордостью говорили ему, что «только мы и можем делать
настоящую математику в Силиконовой долине».
При этом, отмечает Тишков, поражает феномен: русские
диаспоры далеко не так прочны и сплочены, как другие (армянские, греческие,
китайские), а имидж России и русских сохраняется (не без помощи политиков тех
или иных стран) намеренно низким и во многом отрицательным. А диаспора порой
выбирает негативную, а вовсе не позитивную позицию по отношению к России и очень
часто только выигрывает от этого не только в стране пребывания, где «поливать»
бывший Советский Союз помоями считается хорошим тоном, но и на бывшей родине:
«Мы принимаем их, даем визы и жмем руки как «героям» и «борцам за правду», не
понимая, что они просто едут сюда «срубить легких денег», - возмущается
Тишков.
По мнению выступившего
в дальнейшей дискуссии научного руководителя ГУ-ВШЭ Евгения Ясина, «Русский мир»
- это среда, где укоренилась русская культура. Необязательно классическая -
современная тоже. Наша задача - строить «благожелательный» русский мир и эту
культуру всячески поддерживать.
Как считает член Общественной палаты Вячеслав Глазычев,
совершенно напрасно упускают из поля зрения такие сегменты этой самой
русскоязычной культуры, как русский сегмент Интернета (где обсуждается все - от
моделей газонокосилок до политики в Прибалтике), русскоязычную поп-музыку,
по-прежнему популярную на постсоветском пространстве, а также «эмоциональные
факторы» - например, тягу людей к поиску собственных корней, которая порой
заставляет «стопроцентного американского профессора» держать в бумажнике
фотографию бабушки, эмигрировавшей из Могилевской области.
|