Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №171(15.06.2007)
<< Список номеров
ВЕСТИ ИЗГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

Государство и диаспора



Интеграция несовместима с ксенофобией

31.05. 2007, http://www.kurier.lt

Янис УРБАНОВИЧ, депутат сейма Латвии.

Практически всякое заметное событие вызывает в обществе дискуссии, столкновение мнений. Порой даже истерию. Но это еще не результат происшедшего, а только идимость его. Настоящий "сухой остаток" можно разглядеть лишь по прошествии времени. "Лицом к лицу - лица не увидать. Большое видится на расстоянии". Вот так и с недавними таллинскими событиями, которые были вызваны перемещением Бронзового солдата и раскопками братской могилы павших советских солдат. Убежден, что подлинной ричиной вывоза памятника из центра города было желание части эстонской элиты "указать место" своим русским согражданам (и негражданам).

А главным результатом стал, по факту, всплеск русофобии по всей Европе, особенно в Балтийских странах. Сегодня и у нас в Латвии правые политики изо всех сил пытаются перенести эстонскую ситуацию на латвийскую почву, использовать ее против латвийских  русских.

Может быть, г-н Ансип, эстонский премьер-министр, вовсе и не русофоб. Может, он с интересом прочел "Войну и мир" в оригинале, любит русскую горчицу и черную икру. Готов предположить даже, что в прошлом он водил трех своих дочерей на балет "Щелкунчик" и сейчас втайне жалеет, что пафос высокого государственного поста не позволяет ему время от времени наведываться в петербургский Эрмитаж.

Все это может быть и так, и не так. Тут нужно знать г-на Ансипа поближе. Зато его ичные заслуги в умножении русофобии у себя в стране и за ее пределами - очевидны. Как говорится, судите о человеке по делам его... Сегодня миру предложен следующий яркий образ: Эстония, юная приличная барышня в кружевном передничке, внезапно столкнулась с немытым, нечесаным, нетрезвым грубияном, который стал ее оскорблять и грязно к ней приставать. Что, однако, не совсем так, и уже поэтому - неправда. Во-первых, приличные девушки, даже если они не читали "Красную шапочку", знают от мам и подружек, как вести себя с людьми, чтобы не получить приключения на свою голову. Во-вторых, г-ну Ансипу, прежде работавшему в советских структурах, наверняка известно, что великая Победа и уважение к павшим за нее - основополагающая ценность не только для русских, но и для всех других народов бывшего СССР. Эстонский премьер просто обязан был представлять, к чему приведет попытка пошевелить этот краеугольный камень.

Похожий сценарий - в период подготовки школьной реформы - имел развитие и в Латвии. Но у нас, слава Богу, тогда не дошло до столкновений. А вот в Эстонии дошло... Здесь "тему" довели до обострения. Результат известен: всплеск русофобии и разговоры о необходимости выработки стратегии "сдерживания русских внутри ЕС".

Особую тревогу вызывают упомянутые попытки перенести в Латвию матрицу ситуации, возникшей в Эстонии после таллинских беспорядков. Мол, русские - они везде и всегда такие, а потому в отношении их требуется особая тактика сдерживания. Убежден, что именно такая логика направляла таллинские бульдозеры и таллинских "археологов".

Было высказано также мнение, что причина эстонских беспорядков - ошибки в политике интеграции. С этим нельзя не согласиться. Только нужно добавить, что практически вся политика в области интеграции - как эстонская, так и латвийская - по сути своей ошибочна. Слово "интеграция" происходит от латинского integrati, что значит восстановление, восполнение (от integer - целый). Этот термин используют для обозначения процессов сближения, восстановления связанности частей и функций, ведущих к целостности. Он не имеет никакого отношения ни к поглощению, ни к растворению, ни к перевоспитанию...

О каком же восстановлении целостности и единства латвийского общества можно говорить сегодня, после 15 лет интеграции? Налицо как минимум две крупные общины, разделенные по признаку языка, происхождения, политических симпатий и даже правообладания. Их обслуживают два медийных пространства, которые настолько явно противостоят друг другу, что кажется, пишут они о разных странах. При этом барьер между "русскими" и "латышами" не снижается, а напротив, растет. И это самое печальное.

Один неглупый иностранец, поработавший в нашей стране, заметил как-то, что все проблемы Латвии идут от того, что латыши реально не осознают себя в ней большинством, а русские - меньшинством.

Предлагаю крепко подумать над этим тезисом. Потому что, в конце концов, нам придется выйти на более или менее равноправный диалог. Придется сближаться по-настоящему, а не на бумаге. Это будет процесс с двусторонним движением, и двигаться предстоит навстречу друг другу.

Без интеграции общества у Латвии нет будущего. Но программу этого единства еще только предстоит создавать общими усилиями. И чтобы не отдалять, а приближать это время, я призываю сегодня гнать в шею призрак русофобии, как и любой ксенофобии вообще.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ