Интеграция несовместима с ксенофобией
31.05. 2007,
http://www.kurier.lt
Янис УРБАНОВИЧ, депутат сейма Латвии.
Практически всякое заметное событие вызывает в обществе
дискуссии, столкновение мнений. Порой даже истерию. Но это еще не результат
происшедшего, а только идимость его. Настоящий "сухой остаток" можно разглядеть
лишь по прошествии времени. "Лицом к лицу - лица не увидать. Большое видится на
расстоянии". Вот так и с недавними таллинскими событиями, которые были вызваны
перемещением Бронзового солдата и раскопками братской могилы павших советских
солдат. Убежден, что подлинной ричиной вывоза памятника из центра города было
желание части эстонской элиты "указать место" своим русским согражданам (и
негражданам).
А главным результатом стал, по факту, всплеск русофобии
по всей Европе, особенно в Балтийских странах. Сегодня и у нас в Латвии правые
политики изо всех сил пытаются перенести эстонскую ситуацию на латвийскую почву,
использовать ее против латвийских русских.
Может быть, г-н Ансип, эстонский премьер-министр, вовсе
и не русофоб. Может, он с интересом прочел "Войну и мир" в оригинале, любит
русскую горчицу и черную икру. Готов предположить даже, что в прошлом он водил
трех своих дочерей на балет "Щелкунчик" и сейчас втайне жалеет, что пафос
высокого государственного поста не позволяет ему время от времени наведываться в
петербургский Эрмитаж.
Все это может быть и так, и не так. Тут нужно знать г-на
Ансипа поближе. Зато его ичные заслуги в умножении русофобии у себя в стране и
за ее пределами - очевидны. Как говорится, судите о человеке по делам его...
Сегодня миру предложен следующий яркий образ: Эстония, юная приличная барышня в
кружевном передничке, внезапно столкнулась с немытым, нечесаным, нетрезвым
грубияном, который стал ее оскорблять и грязно к ней приставать. Что, однако, не
совсем так, и уже поэтому - неправда. Во-первых, приличные девушки, даже если
они не читали "Красную шапочку", знают от мам и подружек, как вести себя с
людьми, чтобы не получить приключения на свою голову. Во-вторых, г-ну Ансипу,
прежде работавшему в советских структурах, наверняка известно, что великая
Победа и уважение к павшим за нее - основополагающая ценность не только для
русских, но и для всех других народов бывшего СССР. Эстонский премьер просто
обязан был представлять, к чему приведет попытка пошевелить этот краеугольный
камень.
Похожий сценарий - в период подготовки школьной реформы
- имел развитие и в Латвии. Но у нас, слава Богу, тогда не дошло до
столкновений. А вот в Эстонии дошло... Здесь "тему" довели до обострения.
Результат известен: всплеск русофобии и разговоры о необходимости выработки
стратегии "сдерживания русских внутри ЕС".
Особую тревогу вызывают упомянутые попытки перенести в
Латвию матрицу ситуации, возникшей в Эстонии после таллинских беспорядков. Мол,
русские - они везде и всегда такие, а потому в отношении их требуется особая
тактика сдерживания. Убежден, что именно такая логика направляла таллинские
бульдозеры и таллинских "археологов".
Было высказано также мнение, что причина эстонских
беспорядков - ошибки в политике интеграции. С этим нельзя не согласиться. Только
нужно добавить, что практически вся политика в области интеграции - как
эстонская, так и латвийская - по сути своей ошибочна. Слово "интеграция"
происходит от латинского integrati, что значит восстановление, восполнение (от
integer - целый). Этот термин используют для обозначения процессов сближения,
восстановления связанности частей и функций, ведущих к целостности. Он не имеет
никакого отношения ни к поглощению, ни к растворению, ни к перевоспитанию...
О каком же восстановлении целостности и единства
латвийского общества можно говорить сегодня, после 15 лет интеграции? Налицо как
минимум две крупные общины, разделенные по признаку языка, происхождения,
политических симпатий и даже правообладания. Их обслуживают два медийных
пространства, которые настолько явно противостоят друг другу, что кажется, пишут
они о разных странах. При этом барьер между "русскими" и "латышами" не
снижается, а напротив, растет. И это самое печальное.
Один неглупый иностранец, поработавший в нашей стране,
заметил как-то, что все проблемы Латвии идут от того, что латыши реально не
осознают себя в ней большинством, а русские - меньшинством.
Предлагаю крепко подумать над этим тезисом. Потому что,
в конце концов, нам придется выйти на более или менее равноправный диалог.
Придется сближаться по-настоящему, а не на бумаге. Это будет процесс с
двусторонним движением, и двигаться предстоит навстречу друг другу.
Без интеграции общества у Латвии нет будущего. Но
программу этого единства еще только предстоит создавать общими усилиями. И чтобы
не отдалять, а приближать это время, я призываю сегодня гнать в шею призрак
русофобии, как и любой ксенофобии вообще.
|