Демократура плагиата
Со времени событий,
развернувшихся вокруг Бронзового солдата, прошло больше месяца. Попыток
объяснить и осмыслить случившееся было предпринято много: кто-то честно старался
анализировать, кто-то передергивал факты, некоторые просто бредили.
04.06.2007,
http://www.inosmi.ru
Марианна Тарасенко
В состояние телячьего восторга меня привел вывод, к
которому одновременно пришло немалое количество людей, начиная с министра
образования и науки Тыниса Лукаса и кончая простыми, но тоже очень толковыми
смертными: русским школьникам надо лучше преподавать историю. И если им начать
преподавать историю хорошо и правильно, то они не только прекратят
безобразничать на улицах и поклоняться символам оккупации, но и самостоятельно
станут отыскивать неподобающие могилки, разрывать их, а косточки - любовно
складывать к ногам премьер-министра. А на немые вопросы в глазах соплеменников
будут гордо отвечать словами из детской страшилки: 'Да, я ем трупы!'
Лично я особой связи между произошедшим и преподаванием
истории не вижу: разве что знакомый историк поинтересовался, знаком ли мне
шикарный термин ДЕМОКРАТУРА и велел использовать его в газете. Но это его уже
сверхновая история ударила.
Если следовать логике призывающих улучшить и
углУбить преподавание истории в русскоязычной школе во имя воспитания истинных
патриотов, то нам придется сделать еще один вывод: все население Эстонии,
получившее образование до 1991 года (то есть и сам министр образования Эстонии
тоже), больше всего на свете любит советскую власть и руководящую роль
коммунистической партии. А как иначе? - нас всех именно этому в школе учили.
Если же кто-то все-таки не любит - то пусть задумается, почему с ним этот номер
не прошел и почему, с его точки зрения, должен пройти с другими?
В свете минувших событий прозвучало много голосов наших
эстонских сограждан, порой доброжелательных, - 'русские просто не понимают, и мы
должны им объяснить'. Ох, ты боже мой, да все мы понимаем, хватит уже,
объяснили. Может быть, для разнообразия стоило бы выслушать и нас? Нас, у
которых тоже есть чувства, среди которых - и собственного достоинства, есть своя
национальная историческая память. Но нас слушать неинтересно хотя бы потому, что
у нас нет убийственного аргумента 'это - Эстония'.
Обычно им заканчивают любой спор, когда остальные
аргументы разбиваются об элементарную логику. А набор их невелик, и мы уже все
выучили наизусть: 'языковое погружение полезно в детском саду, потому что детям
будет легче в начальной школе', 'предметы на эстонском необходимы в начальной
школе, потому что потом будет легче в основной', 'в основной школе надо побольше
предметов на государственном языке, потому что впереди гимназия', 'в гимназии
все должно быть на эстонском, потому что высшего образования на русском у нас
нет', а нет его у нас потому, что 'это - Эстония'.
Ну и 'кое-что еще, и кое-что другое', сводящееся к тому,
что 70 лет назад русские очень обидели эстонцев посредством своего русского
Сталина и теперь у нас происходит торжество справедливости. И попробуй скажи в
ответ, что по поводу 'русского' Сталина хорошо бы предъявлять претензии вовсе
демократической Грузии, а России хотя бы ненароком бросить 'мерси' за Ленина,
благодаря которому, в общем-то, эстонская государственность и состоялась - это
будет неправильная история, совсем не та, которой нужно учить в школах детей.
Почему? Да потому, что 'это - Эстония', а все остальное - российская пропаганда,
науськивающая тех, кто правильной истории не знает.
Да здравствует демократура! Отрежьте телевизионные
кабели, заглушите радио, отрубите нас от Интернета, начните охоту на ведьм - все
это история уже знает, мы это проходили и в данном случае имеем дело с призывами
лишь к вульгарному плагиату. Напишите еще три новых учебника истории - что это
изменит, когда совсем недавно история происходила на наших глазах, на улицах
нашего города? И ее уроки запомнятся надолго.
Во времена перестройки и поющей революции было очень
популярно выражение 'забывший прошлое не имеет будущего'. Наверное, это так. Но
будущего не имеет и тот, кто постоянно цепляется за прошлое и знать ничего не
хочет, кроме своих старых обид и сведения счетов. Или, может быть, истерически
вцепившиеся в былое всеми лапами и хвостом держатся за него так крепко просто
потому, что будущего не видят и даже не в состоянии его вообразить? Вся их
идеология построена на отрицании старого, но никак не на созидании...
Обида - вообще бесполезное чувство. Зато деструктивное.
И заразное. Сейчас обиженными себя чувствуют многие русскоговорящие жители
Эстонии. Законопослушные налогоплательщики, в жизни никого не репрессировавшие и
не написавшие ни одного доноса на зажиточного соседа с ближнего хутора. Как
далеко обида заведет их?
Но пока мы, русские и эстонцы, доверчиво садимся рядом в
общественном транспорте, пока отважно спрашиваем друг у друга дорогу, пока
фанеру в окнах оптимистически заменяют на стекла, не все еще потеряно. Сумеем ли
мы не потерять то, что осталось, - зависит от нас всех. Но вряд ли от уроков
истории в школе.
|