О судьбе «плана Путина»: интервью РБК ТВ
Наталья Харитонова: «С момента
нашего прошлого разговора на эту тему мы ни на йоту не продвинулись в решении
этого вопроса …».
04.06.2007http://www.kub.kz
Наталья Харитонова
- Наталья, с 1-го июня начинает действовать
правительственная программа по переселению бывших соотечественников. По данным
правительства уже 20 000 человек из бывших союзных республик ждут, когда Россия
примет и разместит их. Давайте, вернемся к нашему предыдущему разговору: кто же
они такие – соотечественники? О ком идет речь?
- Вынуждена констатировать, что с момента нашего
прошлого разговора на эту тему мы ни на йоту не продвинулись в решении этого
вопроса - до сих пор нет четкого определения понятия «соотечественник». Напомню,
согласно высказыванию главы нашего государства – «соотечественник – это в первую
очередь вопрос личного духовного самоопределения», в самой Программе
соотечественники определены как люди, «воспитанные в традициях российской
культуры, владеющие русским языком и не желающие терять связь с Россией». МИД РФ
полагает, что это «все граждане бывшего Советского Союза», чиновники считают,
что «план относится к владельцам российских паспортов, русскоговорящим лицам с
двойным гражданством или людям, которые собираются подать прошение о получении
российского гражданства», журналисты делают вывод, что Программа «имеет
отношение к сотням тысяч этнических русских из бывших советских республик».
Полагаю, что речь все же должна идти о русскоязычных бывших гражданах Советского
Союза, которые полагают, что проживание на территории России станет основным
фактором их хорошего психологического самочувствия и социального благополучия.
- Готовы ли регионы России действительно принять большое
количество переселенцев?
- Судя по новостным сводкам все регионы, предложенные в
качестве пилотных (Приморский, Красноярский, Хабаровский края, Амурская,
Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская,
Тверская и Тюменская области), подошли к моменту начала реализации плана в
различной степени готовности. Это обусловлено многими факторами: демографической
ситуацией в регионе, наличием свободного жилищного фонда, наличием вакантных
рабочих мест, проработанности плана развития региона в среднесрочной перспективе
и т.д. Различаются они и тем, что каждый регион ждет от Программы чего-то
определенного. К примеру, Новгородская область нуждается в кадрах, которые будут
работать в сфере услуг, Калужскую область интересуют специалисты в сельском
хозяйстве, Липецкая область ориентируется на квалифицированные кадры в сфере
промышленного производства, Тверскую и Воронежскую области также интересуют
специалисты в промышленном производстве, бюджетной сфере, Тамбовскую – в
агропромышленном секторе. В то же время, к примеру, Калининградская область не
готова к приему соотечественников – в области высокий уровень безработицы и
большие очереди на жилье, потребности же региона в рабочих руках - исключительно
в сельском хозяйстве. Амурская область также испытывает сложности с жилым фондом
для переселенцев, а Волгоградская область обещает предоставлять переселенцам
только те вакансии, которые не были востребованы более шести месяцев.
Вопрос в другом: будет ли большое количество
переселенцев? Те, кто желал, уехали в первой половине 90-х и сегодня речь идет о
тех, кто либо не смог уехать тогда в силу обстоятельств, либо об утративших
национальную идентичность. А это не такие уж большие цифры. Большинство же наших
соотечественников, проживающих за рубежом, нашло свою социальную нишу.
В целом я полагаю, что регионы в настоящий момент не
готовы принять большое количество переселенцев. А то количество желающих
переселиться, которое мы сегодня имеем вполне сопоставимо с естественной
миграцией.
- Как это отразится на экономической, политической
ситуации в России?
- Если мы говорим, что Программа будет работать в точном
соответствии с предложенным планом, то это самым благоприятным способом
отразится на экономической ситуации в России – удастся поднять депрессивные
районы в центральной России, заложить основы приграничного сотрудничества со
странами ближнего зарубежья и проч. Но опять же, повторюсь, это только в том
случае, если программа будет работать в соответствии с планом. Однако
сегодняшняя ситуация вовсе об этом не свидетельствует.
Что касается политической ситуации. Это больше похоже на
попытку угнаться за двумя зайцами сразу: пиар-ход действующей власти,
направленный на повышение собственного имиджа, и попытка привлечь в страну
квалифицированную рабочую силу. Станет ли реальным второй вариант неизвестно, а
вот первый точно себя оправдает. И на любой укоризненный взгляд наших
соотечественников за рубежом наше руководство будет указывать на наличие такой
Программы: мол, не нравится там, приезжайте на родину, мы же все для этого
делаем. Однако, как известно, реальность на порядок отстает о того, на что
указывает власть.
- Как это отразится на национальном вопросе?
- Предполагается, что большая часть, тех, кто приедет
обустраиваться в Россию по «плану Путина», будут этническими русскими.
Соответственно, обострения национального вопроса возникнуть не должно. Однако
повторение событий, аналогичных тем, которые имели место в Кандопоге, вполне
возможно – но лишь в городах, где приезд «новых» русских вызовет некоторую
конкуренцию в определенных экономических нишах с теми группами неславянского
населения, которые эти ниши частично или полностью занимали. Например, в
торговле. Однако повторю, возможны лишь единичные случаи. Чего следует
действительно опасаться, так это того, что вернувшиеся соотечественники будут
чувствовать себя психологически некомфортно особенно в экономически
неблагополучных районах, этакими «второсортными» и «третьесортными» русскими.
Вполне реальной может стать ситуация, когда местное население, особенно в
сельских районах, будет проецировать свои проблемы на приезжих.
- Нужны ли мигранты России?
- Безусловно, нужны. Говорим ли мы о
мигрантах-соотечественниках, как их определило наше правительство, или мигрантах
– выходцах из стран ближнего зарубежья. Демографический кризис, экономического
рост, необходимость развивать сельское хозяйство и т.д обусловливают
необходимость повышение количества и качества человеческого ресурса. Однако
здесь мы сталкиваемся с проблемой другого рода. Целью Программы официально
является привлечение квалифицированных кадров, а в реальности требуются кадровый
состав в самом широком диапазоне. И, несмотря на то, что состав переселенцев для
каждого региона будет формироваться в соответствии с заявками этого региона, это
может стать полем для злоупотреблений в области незаконной трудовой миграции из
стран ближнего зарубежья для некоторых российских регионов.
- Каковы основные преграды на пути реализации «плана
Путина»?
- Существует большой зазор между запланированными
мероприятиями и тем, что сделано. Этап подготовки формирования
нормативно-правовой базы, рассчитанный на июнь 2006 – июнь 2007, практически
прошел, а в ряде регионов сегодня пока есть только проекты постройки жилья для
переселенцев и т.д. В большинстве случаев они будут сами его покупать – далеко
не все регионы обещают помочь с жилищным обустройством. Кроме того, никто не
гарантирует приезжим моментальное трудоустройство - это самый большой риск. А
если переселенец привозит с собой нетрудоспособных членов семьи – он с сам
должен их содержать. То есть, государство адресует выполнение Программы
регионам, регионы, в свою очередь, стараются переложить проблему приема трудовых
ресурсов непосредственно на плечи потенциальных работодателей, которые
естественно ничего не могут гарантировать переселяющимся кадрам. Получается
замкнутый круг. Существует также проблема оформления документов. Эта процедура
будет упрощена. Однако получить гражданство будет проще лицам без гражданства.
Для тех же, кто ранее приобрел гражданство страны своего нынешнего проживания,
ждет ряд трудностей: дорогостоящая процедура отказа от гражданства и затем
процедура получения российского гражданства, которая будет длиться не менее
полугода.
Не до конца понятно, как будут осуществляться контроль
за выполнением Программы и ее корректировка, что такое общественный контроль, на
который указывается в Программе, как физически будет работать база данных
вакансий для переселенцев, существует ряд сложностей по работе с потенциальными
переселенцами в российских консульствах и посольствах в странах ближнего
зарубежья. Кроме того, существует проблема недоработки идеологической
составляющей проекта - российскому населению не очень понятно, что такое
«соотечественник», за этим определением не стоит ощущение этнической близости.
Гораздо ближе и понятнее определение «русский» или «русскоязычный». Есть еще и
проблема информационного дефицита, те цифры, которые приводятся, скажем,
российскими властями и славянскими организациями в странах ближнего зарубежья
несопоставимы друг с другом.
- Наталья, последний вопрос: какова судьба Программы?
- В любом случае, в информационном поле будет
присутствовать информация об успешной реализации Программы. Несмотря на то, что
сегодня уже можно услышать об умышленной дискредитации плана Путина и не только
в странах ближнего зарубежья, эта Программа не может провалиться. Поэтому не
нужно удивляться, если у нас очередной раз появятся «потемкинские деревни» - к
этому власть непременно прибегнет, если план не удастся и часть приезжих поедет
обратно. Такая возможность, кстати, предусмотрена в рамках Программы и сегодня
есть немалое количество «старых» переселенцев в Россию, которые выправляют себе
документы для переезда, например, обратно в Казахстан.
Таким образом, всю Программу по оказанию содействия
добровольному переселению соотечественников можно условно разделить на три
составляющие: инструмент для пиара власти, потребности регионов и вопрос
национальной политики. При этом все три эти составляющие не зависят друг от
друга и существуют как бы по отдельности. И в этом основная проблема этой
государственной инициативы.
- Спасибо!
|