Роль СМИ в общественной жизни Белоруссии
Александр Фадеев
В современном мире информация, распространяемая
различными средствами коммуникации, играет особую роль в формировании
общественного мнения, в определении, обосновании принципов внутренней политики и
формулировании внешнеполитических акций. Доступность телевидения и Интернета
привела к быстрому и глобальному охвату населения новостными и другими
информационными потоками, воздействующими на мышление и психику человека.
Государственные элиты, вполне осознавая воздействие информации на социум, на
формирование общественного мнения и эмоциональный настрой граждан, повсеместно
используют в собственных интересах средства массовой информации, прежде всего
телевидение. В этом ряду власти Белоруссии не представляют исключения.
Вместе с тем, в этой стране демократические
трансформации, получившие импульс в начале 90-х годов прошлого века, дальнейшего
развития не получили, а либеральные реформы, едва начавшись, были свернуты.
Сложилось положение, при котором государственным аппаратом была монополизирована
сфера идеологизации политического процесса и область формирования предпочтений и
политических установок у электората. «Сверху» было остановлено и
складывание общественных институциональных структур, в первую очередь массовых
политических партий, выражающих разные социальные интересы и ориентированных на
рекрутирование элиты и влияние на определение главных векторов политики.
Несколько существующих в настоящее время оппозиционных
партий (ОГП, БНФ, ПКБ, БСДП (Г), «Надежда», (БСДГ), БСДП (НГ), две партии
«зеленых») никак не встроены в общественно-политическую структуру, являются
маргинальными, не представленными в парламенте, и, самое важное, они пока
не способны выступать в качестве действенной политической альтернативы
правящей группе. С другой стороны наличествуют в республике общественные
организации и группы, фактические созданные и контролируемые властью, назначение
которых – имитировать общественный контроль за госаппаратом и, при каких-то
обстоятельствах, «конструктивную» и умеренную оппозиционность. Однако эти
общественные структуры изначально созданы как неполитические: в их основе не
лежит принцип политических убеждений, что не позволяет им играть роль оппозиции,
реального контролера за политикой и действиями властей.
Исходя из созданной властями Белоруссии политической
системы, республиканским средствам массовой информации отводилась функция
проводника идеологических установок президентской администрации и рупора
государственного пропагандистского аппарата. Своеобразным пресс-мейкером,
медиатором государственных СМИ и их пропагандистским «инструктором» выступает
все чаще Национальный пресс-центр Республики Беларусь. Его материалы для
служебного пользования по злободневным проблемам содержат ориентировки для
редакций и журналистов, готовые рекомендации и выводы, которых следует
придерживаться. Со временем официальные СМИ республики разделили между собой
идеологические и пропагандистские амплуа, группы постоянно привлекаемых
представителей экспертного сообщества, выработали перманентные технологии подачи
материалов, особый стиль и язык общения со зрителем, слушателем или читателем.
Например, приоритетное право комментировать,
разъяснять и истолковывать самые последние инициативы и высказывания президента
Александра Лукашенко принадлежит газете «Беларусь сегодня» («Советская
Белоруссия»), учредителем которой (вместе с редакцией) выступает администрация
президента РБ. Только эта газета, как правило, публикует критические материалы в
адрес правительственных или местных чиновников, определяет границы и глубину
освещения острых конфликтов. Она же, фактически, задает уровень и формы
восхваления и прославления главы государства, степень драматизации и масштаб
того или иного политического события (для чего нередко манипулирует фактами).
Редакция «СБ» также постоянно и довольно прямолинейно прибегает к методу персонификации зла. Особая роль отводится газете в
формировании общественного мнения по проблемам взаимоотношений Минска с другими
государствами. Именно «СБ» инициировала и длительное время поддерживала
разнузданную антироссийскую кампанию в период обострения отношений Белоруссии с
Россией по вопросу энергопоставок в декабре 2006 – январе 2007 гг.
Стиль и язык этого издания не перепутаешь с другими, они
словно законсервировались с приснопамятного периода построения коммунизма в
отдельно взятой стране и калькируют негативный опыт всевозможных провинциальных
«правд». Менторский, дидактический тон статей по сложным и острым политическим и
социально-экономическим проблемам, намеренное упрощение и детальное,
одностороннее разъяснение элементарных вопросов косвенно свидетельствуют о том,
как представляет редакция уровень образования и развития своего читателя.
В газете Совета министров РБ «Рэспубліка», выходящей под
девизом «не народ для правительства, а правительство для народа», большее
внимание отводится деятельности кабинета, а
вся официальная информация о президенте и его политических шагах излагается с
подачи пресс-службы главы государства. Обозреватели и корреспонденты этой
газеты, конечно, проводят линию президентской администрации, но делают свои
обзоры, репортажи, статьи, демонстрируя более высокий профессиональный и
аналитический уровень. Полемизируя с независимыми и иностранными СМИ, газета
более сдержана, вместо олицетворения, клеймения и навешивания ярлыков, чем
всегда грешила «СБ», пытается занять аргументированную позицию.
Независимые СМИ большей частью были ликвидированы, в
первую голову телеканалы, лишь отдельным газетам и еженедельникам, среди которых
нет пророссийских, было разрешено остаться на информационном поле республики.
Неугодные властям обозреватели и корреспонденты изгонялись под надуманными
предлогами из национальных СМИ. В целях сужения поля независимых СМИ
использовались корректировка законодательства и подзаконных нормативных актов,
административные преследования, а также судебные разбирательства по делам
независимых издателей, которые трудно квалифицировать как объективные. При этом
немногочисленные оставшиеся независимые издания находятся под постоянной угрозой
закрытия, при полной зависимости от гостипографий и подвергаются нападкам со
стороны официозных средств массовой информации. Оппозиционные СМИ все больше
«перетекают» в Интернет, доступность которого в Белоруссии не является
всеобщей.
Президентская администрация РБ в последнее время все
больше отдает предпочтение телевидению и рассматривает телевизионные технологии
как основные в деле достижения значимых политических целей путем манипулирования
общественным сознанием. Внимание власти к телевидению выражалось и в учреждении
новых ТВ-каналов, включая спутниковый, и в оснащении студий современной
техникой, и в повышении содержания их работников, уровень профессионализма
которых несколько вырос. Так, с февраля 2005 г. начал иновещание (в основном на
страны постсоветского пространства) на русском и белорусском языках
государственный спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ». С мая этого года сигнал
белорусского канала ретранслируются с помощью спутника «Экспресс-АМ22» на
территорию России (до Урала) и других стран Содружества, а также Европы,
Ближнего Востока и Северной Африки. «Беларусь-ТВ» имеет 2 лицензии на вещание в
Центральном и Северо-Западном федеральных округах России.
Современное поколение белорусов все меньше читает газет,
отдавая предпочтение телевидению. Массовость, общедоступность и бесплатность
телевидения делает его идеальным средством правительственной пропаганды и
распространения отфильтрованной, специальным образом подобранной информации и
видеосюжетов. Белорусское телевидение отличается тем, что предоставляет
политическую трибуну для выражений своих идей и позиций только правящей
элите республики, являясь, таким образом, весьма односторонним средством
массовой информации.
Вещание зарубежных телеканалов и радиостанций (в первую
очередь новостных и аналитических программ) по белорусским ретрансляционным
сетям жестко контролируется и ограничивается. С весны текущего года белорусские
власти под надуманным предлогом повели наступление на спутниковые ТВ-приемные
устройства («тарелки»), принадлежащие гражданам. В этом видно стремление
республиканского руководства абсолютизировать цензуру, капсулировать
информационное пространство Белоруссии и замкнуть его на внутренние
государственные источники распространения новостей, аналитических и других
материалов.
С точки зрения белорусских властей республиканские
средства массовой информации должны осуществлять функцию поддержки президента
Александра Лукашенко, а журналисты демонстрировать лояльность и быть
идейно-политическими работниками. В целом, руководству Белоруссии удалось
привить гражданам чувство сопричастности к процессу утверждения суверенного и
независимого белорусского государства, убедить их в правильности политического
курса президента. При этом большинство белорусов понимают пропагандистский уклон
и осознают манипулирующее воздействие национальных средств массовой информации,
но вполне мирятся с этим, предпочитая именно такую подачу информации и разделяя
во многом оценки и взгляды, транслируемые государственными СМИ.
|