Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №171(15.06.2007)
<< Список номеров
ВЕСТИ ИЗГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Роль СМИ в общественной жизни Белоруссии

Александр Фадеев

В современном мире информация, распространяемая различными средствами коммуникации, играет особую роль в формировании общественного мнения, в определении, обосновании принципов внутренней политики и формулировании внешнеполитических акций. Доступность телевидения и Интернета привела к быстрому и глобальному охвату населения новостными и другими информационными потоками, воздействующими на мышление и психику человека. Государственные элиты, вполне осознавая воздействие информации на социум, на формирование общественного мнения и эмоциональный настрой граждан, повсеместно используют в собственных интересах средства массовой информации, прежде всего телевидение. В этом ряду власти Белоруссии не представляют исключения.

Вместе с тем, в этой стране демократические трансформации, получившие импульс в начале 90-х годов прошлого века, дальнейшего развития не получили, а либеральные реформы, едва начавшись, были свернуты. Сложилось положение, при котором государственным аппаратом была монополизирована сфера идеологизации политического процесса и область формирования предпочтений и политических установок у электората.  «Сверху» было остановлено и складывание общественных институциональных структур, в первую очередь массовых политических партий, выражающих разные социальные интересы и ориентированных на рекрутирование элиты и влияние на определение главных векторов политики.

Несколько существующих в настоящее время оппозиционных партий (ОГП, БНФ, ПКБ, БСДП (Г), «Надежда», (БСДГ), БСДП (НГ),  две партии «зеленых») никак не встроены в общественно-политическую структуру, являются маргинальными, не представленными в парламенте, и, самое важное, они пока не  способны выступать в качестве действенной политической альтернативы правящей группе. С другой стороны наличествуют в республике общественные организации и группы, фактические созданные и контролируемые властью, назначение которых – имитировать общественный контроль за госаппаратом и, при каких-то обстоятельствах, «конструктивную» и умеренную оппозиционность. Однако эти общественные структуры изначально созданы как неполитические: в их основе не лежит принцип политических убеждений, что не позволяет им играть роль оппозиции, реального контролера за политикой и действиями властей.

Исходя из созданной властями Белоруссии политической системы, республиканским средствам массовой информации отводилась функция проводника идеологических установок президентской администрации и рупора государственного пропагандистского аппарата. Своеобразным пресс-мейкером, медиатором государственных СМИ и их пропагандистским «инструктором» выступает все чаще Национальный пресс-центр Республики Беларусь. Его материалы для служебного пользования по злободневным проблемам содержат ориентировки для редакций и журналистов, готовые рекомендации и выводы, которых следует придерживаться. Со временем официальные СМИ республики разделили между собой идеологические и пропагандистские амплуа, группы постоянно привлекаемых представителей экспертного сообщества, выработали перманентные технологии подачи материалов, особый стиль и язык общения со зрителем, слушателем или читателем.

Например,  приоритетное право комментировать, разъяснять и истолковывать самые последние инициативы и высказывания президента Александра Лукашенко принадлежит газете «Беларусь сегодня» («Советская Белоруссия»), учредителем которой (вместе с редакцией) выступает администрация президента РБ. Только эта газета, как правило, публикует критические материалы в адрес правительственных или местных чиновников, определяет границы и глубину освещения острых конфликтов. Она же, фактически, задает уровень и формы восхваления и прославления главы государства, степень драматизации и масштаб того или иного политического события (для чего нередко манипулирует фактами). Редакция «СБ» также постоянно и довольно прямолинейно прибегает к методу персонификации зла. Особая роль отводится газете в формировании общественного мнения по проблемам взаимоотношений Минска с другими государствами. Именно «СБ» инициировала и длительное время поддерживала разнузданную антироссийскую кампанию в период обострения отношений Белоруссии с Россией по вопросу энергопоставок в декабре 2006 – январе 2007 гг.

Стиль и язык этого издания не перепутаешь с другими, они словно законсервировались с приснопамятного периода построения коммунизма в отдельно взятой стране и калькируют негативный опыт всевозможных провинциальных «правд». Менторский, дидактический тон статей по сложным и острым политическим и социально-экономическим проблемам, намеренное упрощение и детальное, одностороннее разъяснение элементарных вопросов косвенно свидетельствуют о том, как представляет редакция уровень образования и развития своего читателя.

В газете Совета министров РБ «Рэспубліка», выходящей под девизом «не народ для правительства, а правительство для народа», большее внимание отводится деятельности кабинета, а вся официальная информация о президенте и его политических шагах излагается с подачи пресс-службы главы государства. Обозреватели и корреспонденты этой газеты, конечно, проводят линию президентской администрации, но делают свои обзоры, репортажи, статьи, демонстрируя более высокий профессиональный и аналитический уровень. Полемизируя с независимыми и иностранными СМИ, газета более сдержана, вместо олицетворения, клеймения и навешивания ярлыков, чем всегда грешила «СБ», пытается занять аргументированную позицию.  

Независимые СМИ большей частью были ликвидированы, в первую голову телеканалы, лишь отдельным газетам и еженедельникам, среди которых нет пророссийских, было разрешено остаться на информационном поле республики. Неугодные властям обозреватели и корреспонденты изгонялись под надуманными предлогами из национальных СМИ. В целях сужения поля независимых СМИ использовались корректировка законодательства и подзаконных нормативных актов, административные преследования, а также судебные разбирательства по делам независимых издателей, которые трудно квалифицировать как объективные. При этом немногочисленные оставшиеся независимые издания находятся под постоянной угрозой закрытия, при полной зависимости от гостипографий и подвергаются нападкам со стороны официозных средств массовой информации. Оппозиционные СМИ все больше «перетекают» в Интернет, доступность которого в Белоруссии не является всеобщей.

Президентская администрация РБ в последнее время все больше отдает предпочтение телевидению и рассматривает телевизионные технологии как основные в деле достижения значимых политических целей путем манипулирования общественным сознанием. Внимание власти к телевидению выражалось и в учреждении новых ТВ-каналов, включая спутниковый, и в оснащении студий современной техникой, и в повышении содержания их работников, уровень профессионализма которых несколько вырос. Так, с февраля 2005 г. начал иновещание (в основном на страны постсоветского пространства) на русском и белорусском языках государственный спутниковый телеканал «Беларусь-ТВ». С мая этого года сигнал белорусского канала ретранслируются с помощью спутника «Экспресс-АМ22» на территорию России (до Урала) и других стран Содружества, а также Европы, Ближнего Востока и Северной Африки. «Беларусь-ТВ» имеет 2 лицензии на вещание в Центральном и Северо-Западном федеральных округах России.

Современное поколение белорусов все меньше читает газет, отдавая предпочтение телевидению. Массовость, общедоступность и бесплатность телевидения делает его идеальным средством правительственной пропаганды и распространения отфильтрованной, специальным образом подобранной информации и видеосюжетов. Белорусское телевидение отличается тем, что предоставляет политическую трибуну для выражений своих идей и позиций  только правящей элите республики, являясь, таким образом, весьма односторонним средством массовой информации.

Вещание зарубежных телеканалов и радиостанций (в первую очередь новостных и аналитических программ) по белорусским ретрансляционным сетям жестко контролируется и ограничивается. С весны текущего года белорусские власти под надуманным предлогом повели наступление на спутниковые ТВ-приемные устройства («тарелки»), принадлежащие гражданам. В этом видно стремление республиканского руководства абсолютизировать цензуру, капсулировать информационное пространство Белоруссии и замкнуть его на внутренние государственные источники распространения новостей, аналитических и других материалов.

С точки зрения белорусских властей республиканские средства массовой информации должны осуществлять функцию поддержки президента Александра Лукашенко, а журналисты демонстрировать лояльность и быть идейно-политическими работниками. В целом, руководству Белоруссии удалось привить гражданам чувство сопричастности к процессу утверждения суверенного и независимого белорусского государства, убедить их в правильности политического курса президента. При этом большинство белорусов понимают пропагандистский уклон и осознают манипулирующее воздействие национальных средств массовой информации, но вполне мирятся с этим, предпочитая именно такую подачу информации и разделяя во многом оценки и взгляды, транслируемые государственными СМИ.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ