О «плане Маршалла» и марше планов
09 — 15 июня 2007.
Зеркало Недели (Украина)
Юлия Мостовая
Делать интервью с
заместителем главы фракции Партии регионов Борисом Колесниковым на темы, широко
обсуждаемые в формате многочисленных ток-шоу, мне не хотелось. Разумеется, без
споров об эффективности работы коалиции и правительства, оценке действий
участников кризиса и их околоюридических исканий — не обошлось. Но эти тупиковые
«аппендиксы» разговора остались за пределами газетной полосы: от таких споров
устали все. Думаю, читателям «Зеркала недели» гораздо интереснее будет узнать,
что экс-председатель Донецкого облсовета, крупный бизнесмен, друг и партнер
Рината Ахметова, одно из влиятельнейших лиц партии и потенциальный руководитель
ее избирательного штаба думает о том, как и с кем Партия регионов идет на
выборы; какие лозунги будет использовать; что намерена предлагать и как
действовать потом; сможет ли крупный бизнес стать «фезамом» для власти, а
программа Ахметова — ее методичкой?
Все познается в сравнении.
Так вот именно сравнение дало возможность ведущим украинским политикам считать
Бориса Колесникова чуть ли не главным сторонником выборов в основной партии
коалиции. Что подтолкнуло его занять такую позицию: абсолютная уверенность в
победе Партии регионов; желание бизнесмена ускорить развязку и стабилизировать
ситуацию, снижающую «капитализацию страны», или нежелание создавать почву для
узурпации власти КЕМ БЫ ТО НИ БЫЛО?.. А вот об этом у Бориса Викторовича я
спросить не успела — времени не хватило.
«Регионы» выходят на старт
— Борис Викторович, судя по
тому, что на этой неделе в разных форматах, в том числе и с участием премьера в
Кабмине, прошел ряд совещаний, имеющих прямое отношение к организации выборов, в
Партии регионов принято окончательное решение — она на досрочные выборы
идет?
— Конечно. Партия об этом заявила публично. Заявление
подписано. К этому вопросу глупо возвращаться. Мы готовимся к выборам, проводим
подготовительные работы, предшествующие разворачиванию штабов.
— И тем не менее, мы видим, что
предпринимаются попытки отмотать назад и не допустить проведения досрочных
выборов. Вы себе представляете, что будет, если ситуацию переломят, и выборы не
будут проведены?
— Представляю, но достаточно смутно. По большому счету,
если говорить откровенно, юридических оснований для проведения выборов — ноль.
Но Партия регионов согласилась на них ради сохранения стабильности в стране.
Теперь что касается третьего указа президента: смысловой
нагрузки в судебных исках по поводу текста указа нет, ибо в ходе переговоров
дата выборов была определена (30 сентября) и в указе отражена она же.
Юридическая же чистота указа не то что спорна, а просто отсутствует. Поэтому я
допускаю иски как со стороны отдельных депутатов, так и коллективные. Обращения
в суд могут быть, но, по сути, они бессмысленны, поскольку 1 августа президент
подпишет еще один указ, который будет абсолютно легитимен, и 30 сентября пройдут
выборы, на которых победит Партия регионов и сформирует правительство.
Опасность для нас и для всей страны в другом — создан
прецедент не правового, а политического решения. Я говорил об этом Виктору
Андреевичу: «Пусть у президента будет не три, а пять причин для роспуска
парламента, но они должны носить исключительный характер. Конституционный суд
обязан в течение пяти дней ответить, принимает ли он вопрос к рассмотрению и в
течение 30 дней вынести решение. Не рассмотрел — значит, это делает следующий
состав суда. В противном случае мы придем либо к полной анархии, либо к
диктатуре». Ибо произвольно трактовать законы каждый не может. Как бы они не
были плохи — их нужно выполнять. А если плохие, то менять.
— Почему Виктор Янукович не
хочет идти на выборы? Он боится, что в случае, если от будущей коалиции его
кандидатура будет предложена на пост премьера, то президент ее не внесет на
утверждение парламента?
— Почему это «не хочет идти на выборы»? Он дал публичное
обещание. Премьер не хотел создавать прецедент и идти на выборы без
законных на то оснований. Допустим, в 2009-м президентом станет
Янукович, а в 2011-м оранжевые получат большинство в парламенте. Даст ли
созданный сегодня прецедент право президенту Януковичу распустить большинство
Ющенко? Даст. Вот чем опасна нынешняя ситуация.
— Ющенко внесет кандидатуру
Януковича, если «Регионы» окажутся в составе коалиции и он будет предложен в
качестве премьера?
— Почему он его должен не внести? Если коалиция имеет
необходимое парламентское большинство и предлагает кандидатуру, то президент не
может это игнорировать. Хотя, с моей точки зрения, глава государства, независимо
от фамилий президента и премьера, должен по Конституции иметь право отклонения в
отношении той или иной кандидатуры. Но все равно президент должен укладываться в
отведенные 15 дней. В противном случае парламент обязан самостоятельно проводить
процедуру утверждения. Законы должны обеспечить момент завершения процедуры.
Если черты нет, то начинаются интриги. А они никому не нужны.
— Борис Викторович, я так
понимаю, что де-факто вы — руководитель избирательного штаба Партии
регионов?
— Официально это решение еще не принято, оно будет
рассматриваться на политсовете партии через семь — десять дней.
— Но вам было бы интересно
провести эту кампанию?
— Мне — да. Но у нас немало достойных людей,
зарекомендовавших себя во время предыдущих кампаний. Я не шучу. Причем это
необязательно депутаты. Предвыборная кампания — это реализация маркетинговой
стратегии. Если не ошибаюсь, именно Вильсон в начале века пригласил компанию
Proctor&Gamble: «Вы продаете мыло? Какая вам разница — продайте меня!». Не
стану заверять вас, что в вопросах механизма проведения предвыборных кампаний
Украина полностью перешла на европейские стандарты. Однако, в сравнении с 1999
годом она существенно к ним приблизилась. Этим вопросом должны заниматься
профессионалы.
— Кого вы будете приглашать в
качестве «смежников» — российские политтехнологические компании или промоушеном
«Регионов» займется Манафорт?
— Это будет сборная команда. Общеизвестно: американцы —
лучшие маркетологи в мире. Не сделать таких профессионалов частью команды —
просто глупо. Кто лучше других раскроет плюсы предлагаемого социального пакета?
Кто лучше объяснит макроэкономические показатели? С Партией регионов на выборах
будет работать команда, состоящая из лучших специалистов, которые есть в мире.
Речь идет о профессионалах в сфере «паблик рилейшенз» в такой узкой сфере, как
подготовка и проведение избирательных кампаний.
— Приходилось слышать, что по
предварительным наметкам бюджет предвыборной кампании составит 100 млн. долл.
Так ли это?
— Мне будет проще ответить на ваш вопрос, когда он уже
будет принят политсоветом.
— Насколько я знаю, вы сейчас
проводите аудит предвыборных ресурсов и мощностей, а также техники проведения
предыдущих кампаний?..
— Вы хорошо информированы.
— Местами. Каковы
результаты?
— Он только в понедельник начался. Отчета еще нет.
— Но ведь и без аудита вы
знаете, что на общенациональном уровне развитием партийных структур практически
никто не занимался.
— К сожалению, это правда.
— На когда запланирован съезд
партии?
— Он пройдет в два этапа. Первый состоится в середине
июля, а второй, согласно предвыборному законодательству, предусматривающему
утверждение списков кандидатов в депутаты от партии, не позже положенного срока
— либо 4, либо 11 августа.
«Мы
говорим партия — подразумеваем Янукович»
— Мы с вами сейчас
обсуждаем работу избирательного штаба Партии регионов или блока
Януковича?
— На выборах 2006 года Виктор Федорович отказался от
именного блока. Как показывает жизнь, особенно жизнь «Нашей Ураины» и Блока Юлии
Тимошенко, столкнувшихся с судами-пересудами, позицией Кинаха и прочими
проблемами, — блок юридически очень сложная и хлопотная штука… Но официального
решения пока нет. Я думаю между 15 и 20 июня состоится заседание коалиции, на
котором в этом вопросе будут расставлены все точки над «і». Дальше тянуть
нельзя: нужно готовиться к выборам либо в формате блока, либо в формате
партии.
— А ваша личная позиция?
— Я сторонник партийного подхода. Недавно проведенные
нами социологические исследования показали не только наивысший в стране рейтинг
Виктора Януковича, но и почти 100-процентное отождествление его имени с
партийным брендом. «Мы говорим Партия регионов — подразумеваем Янукович». И
наоборот. Следовательно, образование именного блока, с маркетинговой точки
зрения, неэффективно — имя и так работает.
— Социалистам помогать
будете?
— СПУ — партия с таким опытом, что они сами кому угодно
помогут. В конце концов в 2006 году они набрали 6%.
— Но сейчас и «ваши», и «не
ваши» социологи показывают, что до трехпроцентного барьера партия Мороза не
дотягивает.
— Я уважаю Владимира Михайловича Литвина и не хочу
бросать камни в его огород, но ему перед выборами социологи предрекали от 8 до
12 процентов. Честно говоря, в нынешние, зафиксированные еще до начала кампании,
показатели социалистов, колеблющиеся в пределах 2,8—3,2, я верю больше. Я думаю,
что они пройдут. Поскольку срез настроений в областях, где СПУ традиционно
сильна, позволяет говорить о реальности сбора необходимых 850 тыс. голосов.
— Каков ваш прогноз результатов
выборов?
— Наша партия наберет больше всех и, разумеется, улучшит
результат 2006 года. Насколько улучшит — вопрос качества кампании. Партии
действующей коалиции попадут в парламент. БЮТ и «Наша Украина» — тоже. Что
касается «роялей в кустах», то, думаю, в парламент попадет Луценко. Он сейчас
раскручен, как Маккартни после «Yesterday». Да он и есть yesterday.
— Это у вас личное…
— Ну ладно, хорошо.
— В списке Партии регионов, по
всей видимости, будут искать себе место многие политики. Увидим ли мы в нем
Кинаха, Табачника, Кузьмука, Богословскую, Волкова, Медведчука?
— Самый честный ответ — это решит президиум партии.
— А ваше мнение, как наиболее
вероятного руководителя избирательного штаба?
— Я, например, ничего плохого не вижу в Кинахе. Он знает
экономику. Я беседовал с ним неоднократно. Не вижу ничего плохого, если в списке
будет Кузьмук. В целом, сложно сказать, кто из названных вами политиков может
послужить делу укрепления бренда партии, а кто — нет. Ответ может быть дан после
тщательного исследования.
— Ходят разговоры, что
предвыборный список Партии регионов претерпит существенные изменения. Правда ли,
что речь идет о трети списка?
— Думаю, что о трети речь не идет. Партия имеет самый
высокий национальный рейтинг и убеждена в том, что выборы выиграет и сформирует
правительство. Следовательно, 25—30 человек можно не считать — они уйдут в
исполнительную власть, освобождая места в парламенте. Если так на это смотреть,
то, возможно, треть списка будет новой.
— Нынешние министры-регионалы
будут членами списка?
— Разумеется.
— Следовательно, если Партия
регионов будет участницей правящей коалиции, созданной после досрочных выборов,
то она выдвинет в правительство тех же людей, что работают сегодня?
— Это не моя компетенция. Есть политсовет, есть
президиум партии. Подковерной борьбы ни за какие должности не будет. Как и в
прошлый раз, органы партии определят круг наиболее достойных, и попавшие в него
будут назначаться на должности.
— Вы знаете, что многие
региональные элиты, поддержавшие вашу партию на выборах, обижены, поскольку, их
представители не попали в центральную исполнительную власть. Донецк и Луганск
представлен в полной мере, а Харьков, Николаев, Херсон, Днепропетровск, Одесса и
Крым — по остаточному принципу…
— Ну почему же? Вот, например, Арсений Яценюк — министр
иностранных дел, он работал в Крыму и поддержан коалицией.
— Арсений Петрович — и в
политическом, и в профессиональном смысле — гражданин мира.
— Вы знаете, я вообще против формирования власти по
принципу — «донецкий, мукачевский». Премьер является топ-менеджером, и он должен
формировать команду исключительно по профессиональному признаку. Ни политика, ни
география в эти вопросы, без ущерба для дела, вмешаться не могут.
— Как по мне, проку большого
стране от проведения досрочных выборов не предвидится. Просто в силу того
тупика, в котором оказался политикум в марте, их нельзя не проводить. А значит,
партии и блоки должны провести максимальную работу над ошибками. Я просто не
поверю, если вы мне скажите, что вас и Рината Ахметова в полной мере устраивает
профессиональный, интеллектуальный уровень состава фракции и правительства. В
частности, речь идет и о способности представлять, отстаивать и реализовывать
существующими силами стратегическое видение развития страны.
— Ну не может быть у Юлии Владимировны 129 стратегов,
или 86 стратегов у «Нашей Украины»…
— С вами мы говорим о Партии
регионов.
— Если мы говорим о Партии регионов, то это проблема,
наверное, не депутатов, а организации работы политсовета партии и самой
партийной структуры. Нужно учиться грамотно определять приоритеты командной
работы. Если не будет стратегии — успеха не будет.
— Ладно, к стратегии развития
Украины мы еще вернемся. Кто определяет партийную стратегию?
— Я, к сожалению, не могу озвучить эти имена, но
убежден, что к марту—апрелю обновленная Партия регионов будет иметь самый
современный и европейский вид. Причем это будет касаться как структуры, так и
стратегии.
Лозунги
те же…
— Это будет в марте и
апреле. А с какими лозунгами партия пойдет на выборы в сентябре? Останутся ли
агитационным костяком вопросы русского языка, анти-НАТО и «улучшение жизни уже
сегодня»? Вы знаете, в среду, на встрече с журналистами, премьеру с упреком
задали вопрос о статусе русского языка. Виктор Янукович сказал, что он свое
отношение к вопросу не изменил, но отсутствие конституционного большинства в
парламенте, позволяющего преодолеть предсказуемое президентское вето — с одной
стороны, а с другой — нежелание будировать вопросы, способные разъединить, а не
объединить страну, — сегодня не позволяют активизировать действия в отношении
изменения статуса русского языка.
— Очень плохо, что русский язык разъединяет страну. Я,
например, считаю, что он ее объединяет. Я не вижу в этом вопросе абсолютно
никакого угодничества по отношению к России. Речь идет о демократических
ценностях. Очень много людей в Украине говорят на русском, считая его родным.
Значит, мы должны обеспечить его статус как государственный. Вы видели в
школьных хрестоматиях украинский перевод Пушкина? Это же недопустимо. Я считаю,
что нашим детям будет только на пользу, если они будут кроме английского в
совершенстве знать еще два языка.
— Знаете, Борис Викторович, есть
хороший лозунг: «Хочешь двуязычия — выучи украинский!».
— Так вот именно! В телевидении есть своя специфика. А
посмотрите тиражи газет — подавляющее большинство на русском языке! Когда будет
сделан глубокий аудит языкового вопроса, то окажется, что украинский язык от
русского, с точки зрения потребления в медиа и на бытовом уровне, очень сильно
отстает. Для того чтобы реализовать маркетинговую стратегию украинского языка и
максимально сокращать разницу употребления с русским, возможно, необходимо
инвестировать 5 млрд. долл. И вследствие ненасильственной и эффективной
популяризации вывести украинский на один уровень с русским. Серьезное
исследование даст законное основание для выделения, по мере возможностей,
соответствующих средств, и любая Верховная Рада это поддержит. А статус
государственного русскому языку нужен не для того, чтобы снивелировать значение
украинского, а для того чтобы защитить интересы русскоязычных граждан.
— Я поняла: тезис о языке
остается в кампании. Что с НАТО?
— Наша партия категорически против и НАТО, и
Ташкентского договора. Спорно другое: своевременно поднимать этот вопрос или
нет. Мне близко мнение канцлера ФРГ Меркель, которая говорила о европейских
вооруженных силах. Лет через восемь-десять эта модель будет более рациональна и
менее скандальна для Украины. Хотя бы потому, что восточноевропейскому
государству, не имеющему аравийских запасов нефти, реализовывать собственную
оборонную стратегию крайне тяжело.
— Словом, набор слоганов Партии
регионов на досрочных парламентских выборах кардинальных изменений не
претерпит?
— На самом деле, самая сложная задача, которую нам
предстоит решить для «улучшения жизни уже сегодня», — это совместить
несовместимое. А именно, либерализацию экономики с высоким уровнем социального
пакета. Но я надеюсь, что нам это удастся. Под либерализацией экономики мы
подразумеваем создание комфортных условий для бизнеса — причем любого калибра и
прописки. Украина должна быть страной, открытой для инвестиций. Для этого она не
должна дружить с Западом против России и с Россией против Запада. Наша
перспектива, деньги и успех — в открытости. Желающие вложить деньги в Украину
должны стоять в очереди, как это было, да, собственно, и есть, в Китае. Помните,
Джульетто Кьеза, написавший книгу «Прощай, Россия!», еще в 1996 году заметил,
что суперкапиталистический, на тот момент, Кремль получал десятки миллионов
инвестиций, а суперкоммунистический Китай — десятки миллиардов. Открытость и
стабильность обеспечат приток капитала в Украину.
Избавление от проблемы дороже, чем развитие
— Вы знаете, чего я не могу
понять? Почему две части страны, живущие в домах без работающих лифтов, ездящие
по плохим дорогам, платящие взятки в ЖЭКах, не получающие бесплатного
медицинского минимума и забывшие, что такое горячая вода, — электорально воют
друг с другом? Уровень жизни находится… на одинаковой глубине. Почему тогда две
половины страны хотят от своих лидеров только победы, не требуя при этом
улучшения уровня собственной жизни?
— Абсолютно с вами согласен. Такие настроения и в
оранжевом, и в бело-голубом электорате. Я считаю, что это происходит потому, что
люди не осознали себя налогоплательщиками, не задумались над тем, что все эти
банды чиновников существуют за их счет и что они вправе потребовать от власти
решения тех проблем, которые вы только что перечислили.
— А теперь вопрос: механизм
требования?
— Более эффективная и профессиональная судебная система,
более активная и профессиональная работа журналистов, и особенно публицистов,
которая будет способствовать ускорению созревания гражданской активности. Но
вообще-то, в жизни людей проблема «Восток—Запад» стоит, как показывает
качественная социология, не на десятом и не на двадцатом месте…
— В повседневной жизни?
Безусловно. Но во время выборов она выходит на передний план. Почему,
собственно, я вас и спрашивала о том, намерены ли вы менять пропагандистские
лозунги. Я считаю, что основные партии во время предвыборной кампании
паразитируют на чувствах людей. Кто-то — на ностальгии по Союзу и его идеологии,
кто-то — на нелюбви общества к богатым, кто-то — на исключительности нации, а
вот конкретных программ, определяющих развитие страны и поднимающих уровень
жизни, по сути, никто не предлагает. Неприятие существующей ситуации заставляет
меня утопично надеяться на то, что, может быть, на этих выборах что-то
изменится. Вокруг чего идут дебаты на Западе? Вокруг моделей реформы
образования, системы здравоохранения, страхования, работы банковской системы и
т. д. Эти проблемы напрямую связаны с уровнем и качеством жизни граждан. Когда
Ющенко был премьером, один его европейский коллега сказал: «Вы думаете, нефть и
газ — это мафия? Мафия — это медицина». А вы говорите: язык и НАТО…
— Медицина — это детский сад по сравнению с милицией и
прокуратурой. И какого министра ни поставь, он за полгода ничего не изменит.
— Но с милицией и прокуратурой
люди каждый день не сталкиваются. Они иногда сталкиваются с порядочными,
профессиональными и отзывчивыми медицинскими работниками. В любом случае, с
чего-то нужно начинать, где-то надо улучшать жизнь уже сегодня. Где?
— Я думаю, нам нужно иметь собственный «План Маршалла».
Но только не внешней помощи, а аккумуляции своих ресурсов. Соединенным
Штатам план, предложенный для послевоенной Европы, был выгоден, потому что давал
возможность производить и поставлять в Европу товары, вместо того чтобы
банкротить и закрывать свои предприятия. Но вместе с тем, они руководствовались
и демократическими ценностями, согласно которым, слабой Европе нужно было помочь
стать сильной, способной развить эффективную экономику. Стратегически американцы
просчитали все правильно. Вот и мы должны все просчитать. И у меня есть
основания надеяться, что программа, готовящаяся по заказу г-на Ахметова, станет
«Планом Маршалла» для Украины. Мы не можем позволить себе утопию. Обещания
оранжевой команды создать 5 млн. рабочих мест — одна из них. По данным ООН за
1993—94 гг. создание одного рабочего места обходится в 50 тыс. долл.
Парикмахерская в Киеве на пять-шесть рабочих мест обойдется в 200—300 тыс.
долл.
— В Киеве — да, а в Бердичеве и
Золотоноше — нет. Кроме того, рабочие места могут создаваться куда дешевле при
условии либерализации и транспарентности условий работы малого и среднего
бизнеса.
— Могут, но дело не в этом. Дело в том, что 5 млн.
рабочих мест — это 250 млрд. долл. А чтобы быть ближе к хай-теку, нужно 450—500
млрд. долл. вкладывать каждый год в миллион рабочих мест. Оранжевая команда
обещала создавать по миллиону рабочих мест в год. И где они?
— А ваша партия не обещает
создавать рабочие места?
— Мы не можем говорить о количестве, поскольку оно
зависит от того, насколько стабильным будет экономический рост. Культура и
структура потребления будут меняться, культура производства — тоже. Количество
кафе и фаст-фудов будет расти, равно как и прачечных, химчисток, маленьких фирм,
производящих строительные материалы, оказывающих бытовые услуги и т. д.
— Пока государство делает для
этого не так много, как могло бы. Но, кстати, и общество не торопится ему
помочь. По данным Нацбанка, гастарбайтеры переводят в Украину ежегодно от 10 до
20 млрд. долл. У меня нет точной цифры, сколько зарабатывают жители Крыма и
Одессы за курортный сезон, съезжая в гаражи и сдавая отдыхающим каждый метр
жилой площади, но думаю, что и это сумма немалая. При этом ни первые, ни вторые
налогов в казну не платят. Даже минимальных, ЧПшных. Иными словами, общество
налогоплательщиков должно научиться не только требовать от государственной
машины эффективной работы, оно должно научиться делиться с этой машиной. Не
«смазывать» ее, как мы привыкли, а питать. Это замкнутый круг: с одной стороны —
права и обязанности, с другой — недоверие общества к чиновникам, которые «все
равно все разворуют», и нелюбовь чиновников к народу, который «все равно
неблагодарный». У вас есть рецепт, как его разорвать? Вы говорите «План
Маршалла», а он — в чулках у одних и в офшорах у других.
— Вы абсолютно правы, к сожалению. Западная Украина,
выезжая на заработки, привозит столько же, сколько Украина Восточная
зарабатывает и платит налоги. А они же их не платят.
— Во-первых, вы опять за свое, а
не за общее. А во-вторых, Крым — это ваша электоральная зона. Да и с восточных
областей шабашить в Россию ездят многие, а по возвращении в налоговую с вокзала
не бегут.
— Ну что вы, у нас занятость населения намного выше, чем
в Западной Украине.
— Конечно. И городов умирающих у
вас нет, и шахтеры, потерявшие работу после закрытия шахт, ломятся в швейных
цехах работать…
— С шахтерами и вправду тяжело. Вы помните, сколько раз
ошиблось британское правительство, применяя различные схемы трудоустройства и
перепрофилирования шахтеров после закрытия шахт? Для того чтобы привести в
порядок эту сферу, необходим четкий план, а у нас новый министр — новая
концепция, новый министр — новая концепция.
— Я слышала, КРУ провела
расследование, в результате которого полетел со своих мест целый ряд «угольных
генералов».
— КРУ — это отдельный разговор. Читаешь справку — волосы
дыбом: при 5-миллиардном бюджете области не туда потрачено 132 грн., но при этом
такое навернуто… Сама система этой КРУ настолько советская, настолько
доисторическая! Пока вы доберетесь до сути, что украдено 132 грн., а не
полбюджета, — жизнь пройдет.
— И все-таки, как заставить
общество и власть идти навстречу друг другу в выполнении взаимных
обязательств?
— Я думаю, у нас растет хорошая молодежь. Более дерзкая,
более прагматичная, советскими комплексами не перегруженная. Она потребует от
власти европейского подхода.
— То есть, это вопрос времени.
Какого?
— У нас избавление от проблем стоит дороже, чем
развитие. Я думаю, у Украины есть шанс за 8—10 лет достигнуть уровня Чехии, а за
18—20 Германии. У нас все есть для этого.
Нужен украинский «План Маршалла»
— Программа реформ,
разработку которой за собственные деньги западным специалистам заказал Ринат
Ахметов, уже готова?
— Насколько мне известно — почти.
— Вы можете рассказать об
основных положениях программы?
— Разработку программы заказал «Фонд развития» Рината
Ахметова. Мой партнер потратил уйму времени и средств; вложил в эту
программу часть сердца, поэтому право представлять и комментировать ее
принадлежит ему. Это его детище. А уже после того, как состоится презентация, я
думаю, будет довольно широкое обсуждение разработанной программы.
— Допустим, программа — то, что
надо. Нынешнее правительство профессионально готово ее воплотить?
— Но мы же договорились: сначала программа должна
быть презентована, а значит определена стратегия, а потом, под выписанный
профайл (конкретные функции и участок работы) нужно подбирать людей.
— Любая стратегия предполагает
необходимый уровень исполнителей. Вы действительно считаете, что среди 186
заведенных Партией регионов в парламент депутатов достаточно тех, чей
профессиональный уровень не вызывает сомнений при определении ответственности за
работу целых направлений экономики, парламентских комитетов и т. д.?
— Сначала необходимо определиться со стратегией развития
страны, а потом уже под функции соответствующих менеджеров подбирать людей. В
Партии регионов не меньше и не больше людей, способных осуществить глубокие
структурные реформы, нежели в любой другой политической силе. Вопрос в том, что
желание осуществить эти реформы не всегда во всех политических силах находят
нужное понимание. Поэтому мы до сих пор не избавились от той двойной морали, о
которой все говорим. Помните заявление Хрущева, дескать, зачем поднимать
зарплату работникам торговли — они свое и так украдут? Вот так и мы волочимся,
скрыто надеясь, что каждый решит свои вопросы в обход закона. Но я считаю, что
наша партия в состоянии реализовать стратегию реформ. По крайней мере, тот
бизнес, который находится в парламенте, и тот, что близок к нашей партии, —
достаточно структурирован и по мировым меркам абсолютно прозрачен. Мы хотим
других условий работы и для себя, и для общества. Цивилизованных.
— Вы о Клюеве
говорите?..
— Нет, не о Клюеве. Я недостаточно знаком с качеством и
схемой структурирования его бизнеса. Я говорю о других людях.
— Кстати, а с председателем
«Ощадбанка» Александром Морозовым поступили справедливо?
— Я не банкир, но исходя из ситуации, которую я знаю, —
несправедливо.
— Вы можете назвать мне фамилии
десяти людей из качественно близкого вам круга, готовых занимать ответственные
посты в исполнительной власти и эффективно проводить реформы?
— Я считаю, что ответственные посты не обязательно
должны быть в исполнительной власти. Главный рубеж — законотворческая
деятельность. Но глубокая и фундаментальная, а не привязанная к мелочам и
запятым. В свое время, выиграв смертельную битву с налоговой и Минфином, мы
приняли закон о едином налоге для физических лиц.
— Но после десяти месяцев
безраздельной власти ваша коалиция не смогла принять нормальный закон о
госзакупках, а от действующего продолжает стонать вся страна. И это при том, что
достаточно влиятельные лица в партии и правительстве неоднократно поднимали этот
вопрос.
— К сожалению, это так. Зато мы подготовили Налоговый
кодекс. Он прошел не одно критическое чистилище и превратился в более или
менее современный европейский документ. Очевидно, этот кодекс будет презентован
уже в новом парламенте. Я не спорю, недостатков в работе еще много, но
разбалансированная экономика страны, находящаяся в ручном управлении, нам не
нужна. И мы будем менять ситуацию.
— А как вы собираетесь
нарабатывать в парламенте законодательную базу для либерализации экономики в
союзе с откровенно левыми политическими силами — коммунистами и
социалистами?
— Но вообще-то законы принимаются не обязательно
коалицией.
— А вот это нечестно.
— Ничего тут нечестного нет: законы принимаются
сторонниками идеи либерализации экономики. Ведь вполне может быть так, что идея
либерализации поддерживается рядом партий, вошедших в парламент, но не попавших
в коалицию. Что тут нечестного?
— Ну хотя бы то, что совпадение
видения в главном должно обеспечивать его коллегиальную реализацию и на
законодательном, и на исполнительном уровне. Левые министры всегда будут
саботировать чуждые им решения. Или в данной политической ситуации вы не хотите
теоретизировать на тему видов потенциальной коалиции?
— Не в этом дело. Мы ведь год назад предлагали создать
коалицию, не скажу «псевдо», скажу «так называемым» демократическим силам. (Хотя
у кого глубже понимание демократии — это еще большой вопрос и мы бы на него
очень красиво ответили в соревновательном формате брейн-ринга — шесть человек с
нужной подготовкой нашли бы.) Главное в другом: у чиновника не должно быть
выбора — выполнять закон или не выполнять. Знаете, весь украинский политикум
там, где ему удобно, слепо копирует Запад, а там, где это невыгодно — сохраняет
Советский Союз. Но так не должно быть. Говоря о Западе, мы должны понимать, что
свою ситуацию сравниваем не с его нынешним уровнем развития, а с американскими
20-ми годами, западноевропейскими — послевоенными. И вот тот путь, который они
прошли за 50 лет, мы должны преодолеть за восемь, максимум десять. Тогда можно
будет говорить о полнокровной демократии. Ведь мы из всех стран, попавших под
большевистский гнет в 1917-м, быстрее других освобождаемся от прошлого.
Бизнес
отдает долги?
— Борис Викторович,
коррупцию в стране развили вы. Бизнесмены.
— А может, власть?
— Нет, это вы ее
соблазнили.
— Коррупцию развила посткоммунистическая власть, которая
не поняла, что такое свободная рыночная экономика и западные рыночные
ценности.
— В любом случае были традиции:
милиция, медицина, образование — с ними население действительно работало еще при
Союзе. На власть у людей денег не хватило бы…
— Да. Но в образовании, если речь идет о
технической помощи для школы, —это нормально. А если о выдаче золотых
медалей за деньги, то это — преступление, поскольку подрывает веру ребенка в
справедливость. Страшно, когда я вызываю к себе начальника областного управления
образования, а у него 32% медалистов получили двойки на вступительном экзамене…
Вот это страшно. Но это не та ступень, с которой сейчас нужно начинать реальную
борьбу с коррупцией.
— Вот вы начали отвечать на мой
незавершенный вопрос: что может сделать отмывший свои капиталы бизнес для
отмывания правил игры?
— Во-первых, бизнес должен сделать самое главное —
обеспечить качественный консалтинг для власти. А во-вторых, написать программу
для власти, реализовав которую наша страна должна стать предметом гордости, а
не… Помните, как в анекдоте про червячка? Мы должны обеспечить подготовку
менеджеров государственного уровня и сделать это по программе, отличной от
программы ВПШ. Вообще стратегия развития и программа реализации — это то, что мы
можем предложить власти.
— А реформа развращенных
бизнесом судов?
— Состояние судов — ужасное. Мы вообще предлагаем
вернуться к советско-американской системе выборности судей. А при решении
наиболее серьезных вопросов, связанных с большими сроками лишения свободы,
перейти к суду присяжных. Это, кстати, очень дорогостоящая, но оправдывающая
себя форма.
— В чем вы видите резервы
накопления бюджета?
— Перераспределение доходов через бюджет — это несколько
советский подход.
— И все же вы говорите о больших
социальных пакетах. Где резервы?
— Огромные резервы лежат на земельном рынке. Я думаю,
что при грамотном рыночном менеджменте публичными должны стать такие компании,
как железная дорога, «Укравтодор». Должна развиваться собственная добыча
газа и нефти. Вы знаете, Партия регионов никогда не отказывалась от линии на
вступление в ЕС, и, тем не менее, мы мало об этом говорим. Потому что уровень
экономики не позволяет. Наши возможности на сегодняшний день в четыре раза ниже
румынских: ВВП Румынии в два раза больше, а население — в два раза меньше. Мы,
дети Советского Союза, можем не заметить на карте такую страну, как Румыния, но
эти «маленькие поезда» уходят вперед со все большей скоростью. А мы тут вяло
говорим о родине, которую не выбирают.
Поэтому резервы лежат не только в бюджете, но и в
создании мощной национальной инфраструктуры, в том числе и за счет привлечения
иностранных инвестиций.
— Возможно ли объединение
крупного бизнеса с целью системного осуществления консалтинга власти? Со многими
по отдельности говорила — с Пинчуком, Ахметовым, Гайдуком, Тарутой, Ярославским,
Порошенко… Все — за. Почему «сходки» не было?
— Все, действительно, готовы не только обсуждать, но и
безвозмездно инвестировать в ряд необходимых для развития страны программ. Но
этот процесс должно организовать правительство. И я думаю, что после того, как
будет презентована программа Фонда Рината Ахметова, правительство должно
организовать процесс привлечения ресурсов для ее реализации. Понимаете, нужно в
конце концов определиться: либо «бизнес работает — правительство финансирует»,
либо «правительство работает — бизнес финансирует».
— Последнее называется
коррупцией!..
— Зачем же? Нет. Мы просто готовы наполнить фонд
развития страны.
Комментарий Кирилла Фролова
С одной стороны, Борис Колесников не отрекается от
государственного статуса русского языка и неприятия НАТО. С другой, Виктор
Ющенко говорит комплименты в адрес «старшего брата» Колесникова Рината Ахметова,
прямо намекая на его роль в согласии Партии Регионов на «досрочные выборы». Это
- крючки и наживки, ловушка. «Регионалам» обещают «Большую коалицию», а
дадут статус ничего не решающей оппозиции. Важно понимать западноукраинский
менталитет – если даже Ахметов скупит в Галиции все активы, мало что изменится.
Не все определяется экономикой. Ваххабитов, например, сколько ни покупай, все
равно взрывать будут. Непонимание гуманитарного фактора- беда элит Востока
Украины.
|