Андрей Стратан: «План Козака-2» исключен
9 – 15 июня 2007.
Зеркало недели (Киев)
Алена Гетьманчук Интервью с министром иностранных дел Молдовы
А.Стратаном
В эту субботу у президента Молдовы Владимира Воронина
ответственный день: в Санкт-Петербурге запланирована его встреча с Владимиром
Путиным. Повышенный интерес к этому рандеву объясняется просто. Вот уже который
месяц муссируются слухи о том, что Москва намерена преподнести миру очередной
сценарий по урегулированию приднестровского кризиса — эдакий «план Козака-2». А
Кишинев — его рассмотреть. Что из этого соответствует действительности, а что
нет, «ЗН» расспросило министра иностранных дел и европейской интеграции Молдовы
Андрея СТРАТАНА, находившегося на минувшей неделе с визитом в Украине.
- Господин Стратан, вы заверили
украинского президента в том, что «план Ющенко» по-прежнему является
приоритетным документом в урегулировании приднестровской проблемы?
- В ходе встречи господин Ющенко отметил и подтвердил
позицию Украины, связанную с суверенитетом и территориальной целостностью и
независимостью Республики Молдова (РМ). Я отметил, что мы очень ценим тот вклад,
который Украина вносит в разрешение приднестровского конфликта. Подтверждением
этого является тот факт, что в основу пакетного документа, подготовленного
Молдовой (кроме постановлений молдавского парламента, принятых в 2005 году)
заложены и инициативы президента Ющенко. О каком-либо другом документе, о
каких-либо изменениях позиции Республики Молдова, связанных с решением
приднестровской проблемы, речи не было, нет и не будет. И мы хотим, чтобы
окончательное решение принималось в формате «5+2».
- Отбрасывая возможность
принятия «каких-либо других документов», вы, я так понимаю, опровергаете наличие
неких сепаратных договоренностей между Молдовой и Россией, результатом которых
может стать «план Козака-2» и отдельные элементы которого, по некоторой
информации, уже обсуждались с вашими российскими коллегами?
- Никаких сепаратных переговоров с РФ не проводится. Во
время встреч с нашими западными партнерами мы постоянно отмечаем, что есть
необходимость и в дальнейшем продолжать диалог с одним из участников
переговорного процесса, коим является Российская Федерация, связанный с вопросом
приднестровского урегулирования. Сегодня мы ждем ответа со стороны России на
вышеупомянутый пакетный документ.
Шестого апреля во время моей встречи в Москве с
министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым отмечалось, что идет
систематизация и обобщение российской позиции. Мы надеемся, что этот вопрос
найдет свое отражение в ходе встречи нашего президента с президентом РФ во время
саммита в Санкт-Петербурге. Других документов просто-напросто не существует.
Буквально вчера (в среду. — Авт.) наш президент имел телефонный разговор с
господином Хавьером Соланой и подтвердил, что во время предстоящей встречи весь
разговор будет идти исключительно вокруг этого пакетного документа.
- А вас не смущает то, что
Россия рассматривает, «систематизирует и обобщает» предложения Молдовы уже почти
год? Какие цели преследует Москва, выдерживая столь длительную паузу?
- Наши представители в Москве последний раз обсуждали
этот документ как пакетный в январе. То есть меньше года назад. Конечно,
хотелось бы получить побыстрее позицию России и обсудить ее совместно с нашими
партнерами в рамках переговорного процесса в формате «5+2». Наш президент
неоднократно говорил, что каких-либо сепаратных переговоров, соглашений или
договоренностей не будет. Мы хотим быть транспарентными, и чтобы у тех, кто
имеет непосредственное отношение к переговорному процессу, была возможность
ознакомиться с предложениями и видением РФ по поводу этого документа.
- То есть «план Козака-2»
исключен?
- «Козак-2» исключен. И «Козак-3» - также.
- И «Зубаков-1»? (Юрий Зубаков,
заместитель секретаря Совбеза России, которому приписывают подготовку новых
российских предложений по урегулированию приднестровского конфликта -
Авт.)
- На самом деле, нет никакого дополнительного документа.
Мы тоже с большим нетерпением находимся в ожидании предложений РФ, потому что мы
заинтересованы в том, чтобы посмотреть, какая позиция и отношение России к этому
пакетному документу.
- Насколько высока вероятность
того, что в конце месяца в Виннице будут реанимированы переговоры в формате
«5+2»? И за кем сегодня задержка?
- Надеемся, что договоренности, имевшие место во время
встречи отдельных участников переговорного процесса, будут воплощены в
переговоры в полном формате «5+2» в Виннице или Одессе. Надеемся, что
приднестровские участники переговорного процесса осознают необходимость
вернуться к переговорному процессу именно в этом формате.
- Пока их согласия нет?
- Пока нет.
- А вас не удивляет столь резкая
смена в позиции России относительно переговорного процесса: не так давно они не
видели никакого смысла возвращаться за стол переговоров. И вдруг - полная
готовность…
- На самом деле жизнь меняется, и наши российские
коллеги, наверняка, убедились, что не было никакой экономической блокады
Приднестровского региона. Свидетельством тому является увеличение товарооборота
экономических агентов из Приднестровского региона - несмотря на весь прессинг,
который осуществлялся по отношению к ним со стороны так называемых властей
региона. На сегодняшний день зарегистрировано более 320 приднестровских
предприятий в соответствующих структурах власти города Кишинева. Сегодня многие
предприятия Приднестровья имеют возможность торговать со странами Европейского
союза, получая сертификаты соответствующей формы. То есть бизнес Приднестровья
переводится с помощью этих шагов в легитимную форму с пресечением контрабанды и
тех нарушений, которые имели место на протяжении 15 лет.
- На ваш взгляд, повторится ли в
ближайшее время сценарий не то блокады, не то самоблокады Приднестровья,
учитывая крайне острую реакцию тамошних властей на принятое правительством
Молдовы постановление № 301, в котором Тирасполь усматривает не что иное, как
желание Кишинева взять под полный контроль все экспортно-импортные операции
Приднестровья?
- Хотелось бы надеяться, что не будет никакой
самоблокады или блокады, потому что в процессе выполнения постановления № 815 и
до введения нового постановления правительство проводило семинары и круглые
столы для экономических агентов из Приднестровья, которые, в общем-то, отмечали
позитивизм этих постановлений и открытие возможностей осуществлять
внешнеторговые операции со странами Западной Европы. Новое постановление № 301,
которое является продолжением 815-го, никоим образом не ставит целью создавать
какие-то трудности для осуществления таких операций.
Речь идет только о контроле сырья, которое будет
использоваться под производство готовой продукции, и под данный продукт РМ будет
выдавать сертификат на происхождение товаров. Это связано с нашими
обязательствами в рамках ВТО и Европейского союза.
- Но если приднестровские
агенты, по вашим словам, отмечали позитивизм, а приднестровские власти
утверждают, что нынешнее постановление противоречит ранее достигнутым
договоренностям, есть ли основания утверждать, что на сегодня существует раскол
между властью и бизнесом в Приднестровье?
- Наверное, что-то происходит в Приднестровском регионе,
потому что этот негативизм также звучал со стороны властей Приднестровья: когда
принималось постановление правительства № 815, высказывались те же тезисы. Но
жизнь доказала правоту данного постановления, и экономические агенты
Приднестровья были вовлечены в нормальный, законный, белый бизнес.
- Однако недовольные новым
постановлением № 301 есть не только в Тирасполе. В украинской столице также
далеко не все в восторге от этого документа, поскольку он принимался без
каких-либо консультацией с украинской стороной. Как это, на ваш взгляд,
увязывается с духом декларируемого стратегического партнерства?
- Мы на этой неделе получили ноту Министерства
иностранных дел Украины по этому вопросу, и уже сегодня (в четверг - Авт.)
ответили на нее. Мы готовы провести в ближайшее время рабочую встречу на
соответствующем уровне в Кишиневе, сесть за круглый стол, чтобы обсудить те
моменты, которые могли бы кого-то беспокоить.
Постановление вступает в силу с первого июля, и мы дали
возможность агентам из Приднестровского региона, которые до этого осуществляли
импорт сырья и материалов для производства готового продукта из других стран,
отстрочить выполнение данного постановления на три месяца. Мы прекрасно
понимаем, что есть необходимость создать все условия, чтобы бизнес Приднестровья
развивался правильно.
- Насколько принципиальным для
Молдовы моментом в решении приднестровского кризиса является смещение фигуры
Игоря Смирнова?
- В самом процессе и после разрешения приднестровской
проблемы должны произойти соответствующие изменения, и мы надеемся, что они
будут проходить, исходя из «плана Ющенко», то бишь в части демократизации
Приднестровского региона. Это очень важно, чтобы народ Молдовы, проживающий в
этом регионе, имел возможность демократически избирать свое руководство. Мы не
говорим о какой-то конкретной фигуре…
- Почему же? Называются фамилии
вице-президента Королева, который якобы больше устраивает Москву, и спикера
парламента Шевчука, который, наверняка, мог бы оказаться более договороспособным
для западных стран…
- Этот вопрос не рассматривался и никогда не выдвигался
Кишиневом как условие. Какие отношения сегодня у Смирнова с Шевчуком нас должно
беспокоить меньше всего. Мы должны в комплексе подходить к решению таких
вопросов.
- Насколько сегодня ощутим
румынский фактор в регионе, особенно в контексте массового получения гражданами
Молдовы румынских паспортов?
- Румыния, как нам известно, не является участником
переговорного процесса по Приднестровью.
- Но, тем не менее, господин
Бэсеску пытался также вносить свои предложения по урегулированию, и к некоторым
из них в Кишиневе даже прислушивались…
- Да, но Румыния не является даже наблюдателем. Она
может только в рамках Европейского союза обсуждать моменты, связанные с
приднестровским урегулированием, а не выходить с какими-то своими предложениями.
Что касается румынского гражданства, я бы хотел отметить, что после вступления
Румынии и Болгарии в ЕС, у многих людей есть желание не получить определенное
гражданство, а обзавестись паспортом, который позволил бы им посещать и
передвигаться по европейскому пространству. И тот ажиотаж, который создается
вокруг проблемы с румынским гражданством, накручивается искусственно.
- То есть вы не жалеете, что
были внесены изменения в законодательство, позволившие ввести в Молдове двойное
гражданство?
- Мы считаем, что это правильный закон и правильный шаг.
Конечно, нас беспокоит тот подход, который иногда проявляется со стороны властей
Румынии. Нас беспокоит нежелание Румынии подписать с Молдовой базовый
договор.
- Как раз хотела к этому
перейти, потому что, подписав этот документ, а также договор о границе, Румыния
могла бы поспособствовать разрешению приднестровского конфликта…
- Действительно. Мы также не можем получить четкого и
внятного ответа, почему Румыния не хочет подписывать с Молдовой соглашение о
границе, потому что это действительно очень важные документы. И коль Румыния в
2005 году стала членом НАТО, а в 2007-м - Евросоюза, я думаю, что и подход у нее
в этих вопросах должен быть европейским.
И если Румыния в конечном итоге все же осознает
необходимость подписания этих документов, это поможет всем, кто ведет переговоры
в формате «5+2», приблизить решение приднестровской проблемы.
Мы этот вопрос поднимали на уровне Европейского союза, и
18-19 июня состоится Совет Молдова - ЕС, в рамках которого мы затронем вопрос
подписания этих политически важных для нас документов.
- Вы были, наверное, первым из
высокопоставленных лиц, кто несколько лет назад заявил об оккупации Россией
части территории Молдовы. Насколько последовательным в вопросе трансформации
российской миссии вы являетесь сегодня?
- Мы неоднократно отмечали и будем отмечать свою
позицию, связанную с необходимостью выполнения Российской Федерацией своих
обязательств, взятых перед Республикой Молдова на стамбульском саммите ОБСЕ 1999
года. Мы сожалеем, что в течение двух последних лет прекратился вывоз вооружений
с территории РМ. В соответствии с конституцией, Молдова является нейтральной
страной, и присутствие любого государства будет противоречить нашему
национальному законодательству. Недавно была принята концепция безопасности
Республики Молдова, и в этом новом документе можно найти многие ответы,
связанные с дальнейшим развитием нашего государства: неизменный курс на
европейскую интеграцию и сохранение военного нейтралитета Республики Молдова,
что не мешает нам, конечно, продолжать сотрудничество с НАТО.
- Назовите причины, по которым
Молдова так категорично настроена против вступления в НАТО?
- Потому что это заложено в нашей конституции.
|