Геополитические маневры Казахстана
08.06.2007.
Независимая газета
Аждар Куртов Май и
начало июня этого года принесло немало новостей, связанных с Казахстаном.
Президент Назарбаев встречался сначала с Владимиром Путиным, затем они побывали
в гостях у нового туркменского лидера Гурбангулы Бердымухаммедова. После чего
сам президент Туркмении посетил Астану. Результатом этих встреч стали знаковые
решения о строительстве Прикаспийского газопровода и вполне вероятной прокладке
по восточному побережью Каспия железнодорожной ветки через Казахстан в
Туркмению. С Россией казахам удалось уладить проблему поставок газа с
месторождения Карачаганак на Оренбургский газоперерабатывающий комплекс.
Параллельно в самом Казахстане скоротечно были внесены
изменения в Конституцию и начато уголовное преследование Рахата Алиева -
старшего зятя Назарбаева. В интерпретации официальной Астаны все это выглядело
как очередной решительный шаг к прогрессу молодого центральноазиатского
государства. В российской прессе часть комментариев была излишне оптимистичной.
Утверждать, что Казахстан однозначно сделал свой выбор в пользу российских
вариантов транспортировки казахстанских углеводородов, а тем более что Назарбаев
мужественно пошел против своего клана и при этом пожертвовал часть своей власти
парламенту, - значит ловиться на очевидную восточную хитрость.
Не случайно в Казахстан прибыл помощник госсекретаря США
Ричард Баучер. Американские дипломаты более прагматичны, чем их российские
коллеги. Без лишнего шума, совсем не стремясь к организации «года США в
Казахстане», они постепенно, шаг за шагом, продвигают свои интересы в
Центральной Азии. Казахская элита давно усвоила методы американцев и не ведет
себя с Вашингтоном так, как с Москвой. Да, Россия на словах стоит первым
приоритетом во внешней политике Казахстана. Но практически всегда Астана, следуя
выбранному ею курсу «многовекторной дипломатии», а точнее, геополитического
маневрирования, пытается уравновесить российский вектор американским.
Так, в сентябре 2006 года Назарбаев с официальным
визитом побывал в США. В казахстанских СМИ была развернута дискуссия о том, как
следует строить систему региональной безопасности. При этом некоторые авторы,
близкие к кругам, обеспечивающим интеллектуальную подпитку администрации
президента Казахстана, среди прочего предлагали рассмотреть вопрос об открытии в
Казахстане американской военной базы. Весной этого года между Казахстаном и США
было заключено своего рода «мировое соглашение». Казахстан признавал наличие на
зарубежном счете, открытом еще в середине 90-х годов, средств, полученных от
американцев за, мягко говоря, «не совсем законные» посреднические услуги по
продвижению интересов американского бизнеса в энергетическом секторе Казахстана.
Эти средства было решено перенести в один из казахстанских благотворительных
фондов. А американцы в обмен пообещали предать забвению давнее дело о коррупции,
известное как «Казахгейт».
Когда в начале мая россияне млели от казахских
комплиментов по поводу сотрудничества в транспортировке нефти и газа, министр
иностранных дел Казахстана Марат Тажин в течение трех дней вел переговоры в
Вашингтоне с Кондолизой Райс и американскими конгрессменами. В центре бесед были
темы американо-казахстанского сотрудничества в энергетической сфере, участия
Казахстана в любимом детище Вашингтона - геополитическом проекте «Большой
Центральной Азии», ситуация с заявкой Казахстана на председательство в ОБСЕ.
Марат Тажин подтвердил готовность Казахстана помочь Америке в экономической
поддержке афганского правительства Хамида Карзая. Отношения с Вашингтоном в
очередной раз были названы стратегическими и требующими серьезного углубления.
Касаясь еще одной модной казахской идеи - реанимировать союз центральноазиатских
государств, глава казахского МИДа совсем не случайно назвал в качестве одного из
действенных механизмов этой региональной интеграции рамочное соглашение о
торговле и инвестициях (TIFA) между странами Центральной Азии и США. Астана,
видимо, четко представляет, что для Вашингтона Казахстан будет еще более ценен,
если ему удастся захватить доминирующие позиции в регионе. Тогда Астана будет
выглядеть как невеста с богатым приданым.
Нынешний визит Баучера, очевидно, станет не попыткой
нанести некий «ответный удар» после решений по Прикаспийскому газопроводу и газу
Карачаганака. Вашингтон найдет свой «асимметричный ответ». Контуры его уже
просматриваются. В конце концов ни казахский, ни вообще центральноазиатский
природный газ США не нужен. Белый дом, возможно, сыграет на тщеславии
Назарбаева, на его желании остаться в истории в роли политика, добившегося
признания лидерства своего государства в Центральной Азии со стороны ведущих
мировых держав. Призом на этом пути может стать председательство в ОБСЕ. Да и
экономические связи США с Казахстаном не следует сбрасывать со счетов - только
прямые американские инвестиции в эту республику достигают 13,8 млрд. долл. (30%
от общей суммы иностранных капиталовложений).
Наконец, кто-кто, а юридически подкованные американцы
вполне способны понять, что истинной целью недавней конституционной реформы в
Казахстане является стремление как раз укрепить власть президента за счет
аффилированных с ним политических партий в парламенте страны. С этим США вполне
могут смириться, ведь на кону очень высокие ставки: Назарбаев не вечен, он
должен когда-то покинуть свой пост. И главное здесь, чтобы уже развернувшаяся с
гонениями на президентского зятя война кланов не ударила бы косвенно по
американским интересам в регионе.
|