Узбекистан рассматривает новые варианты энергетического сотрудничества
06.06.2007.
Еurasianet.org
Ни от кого не ускользнул тот факт, что на состоявшейся
недавно в Ташкенте выставке "Нефть и газ Узбекистана" российские компании были
представлены очень широко. Но заметность российских фирм на торговой ярмарке
вовсе не означает, что доминирующая роль Москвы в энергетической сфере
Узбекистана действительно по душе администрации президента Ислама Каримова.
Внешне энергетическое сотрудничество между Россией и
Узбекистаном выглядит как никогда прочным. Этому впечатлению способствует
участие Ташкента в российских проектах по расширению и реконструкции
газотранспортной системы, известной как "Средняя Азия – Центр". Если все пройдет
по плану, то Россия сможет сохранить свой контроль над рынком
центральноазиатского газа, и, возможно, сумеет воплотить в жизнь свою давнюю
мечту о создании международного газового картеля.
Наблюдатели в Ташкенте сообщают, что растущее влияние
Москвы на энергетический сектор Узбекистана все сильнее беспокоит узбекские
власти. "Русских [российские компании] привечают здесь не больше, чем западные
или китайские компании", – считает проживающий в Ташкенте западный бизнесмен,
попросивший не называть его имени.
Узбекские власти действительно желают диверсифицировать
свое энергетическое сотрудничество. Проблема состоит в том, что политические
соображения серьезно ограничивают их выбор. Отношения страны с Соединенными
Штатами и Европейским Союзом резко ухудшились после андижанских событий 2005
года. Продолжающаяся напряженность мешает сегодня заключать сделки с компаниями
из США и стран ЕС.
Ташкент активно добивается установления более тесных
энергетических связей с единственным из оставшихся для него на данный момент
реальных альтернативных партнеров – Китаем. В конце апреля государственная
энергетическая компания "Узбекнефтегаз" достигла договоренности с Китайской
национальной нефтяной компанией CNPC о строительстве 530-километрового отрезка
трубопровода с пропускной способностью 30 млрд. кубометров газа в год. По словам
представителей узбекской компании, этот проект должен ускорить реализацию
сделки, заключенной в 2006 году между Китаем и богатым газом Туркменистаном, по
условиям которой Ашгабат обязался поставлять Пекину ежегодно 30 млрд. кубометров
газа, начиная с 2009 года.
Добыча газа в самом Узбекистане составила в 2006 году
62,5 млрд. кубометров, примерно 80 процентов из которых пошли на внутренний
рынок. Оставшаяся часть была экспортирована в Россию и соседние
центральноазиатские страны. Некоторые эксперты полагают, что запасы газа в
Узбекистане могут быть гораздо значительнее, чем это предполагается сегодня.
Неофициально представители "Узбекнефтегаза" намекают,
что они хотят использовать китайский экспортный маршрут в качестве рычага для
того, чтобы заставить российский энергетический гигант "Газпром" платить более
высокую цену за газ, который он покупает у Ташкента. Сегодня российская компания
платит 100 долларов за тысячу кубометров газа, который она перекачивает в
Россию, а затем реэкспортирует в Европу, где за узбекский газ платят уже по
рыночной цене в 220 долларов за тысячу кубометров и даже больше. Российских
чиновников, похоже, не слишком беспокоит узбекско-китайская трубопроводная
сделка. Они полагают, что пройдут годы, прежде чем начнется эксплуатация
предполагаемого экспортного маршрута – если он вообще когда-либо будет
реализован.
"Газпром" и "Лукойл" – еще один российский
энергетический гигант – имеют на руках договоры на осуществление разведочных
работ в местах потенциального залегания энергоресурсов, большинство из которых
расположены в акватории быстро исчезающего Аральского моря или в
непосредственной близости от него. Однако эти проекты продвигаются с черепашьей
скоростью. Большую часть 2007 года узбекские и российские чиновники уже провели
в пререканиях по поводу этих проектов.
В начале этого года Ташкент обвинил "Газпром" в
невыполнении им своих инвестиционных обязательств, а именно в том, что "Газпром"
вложил всего десятую долю из 300 млн., которые компания обещала потратить на
проекты по разведке и эксплуатации месторождений. В свою очередь российские
чиновники жалуются на препоны со стороны узбекского правительства. Визит,
который в начале марта нанес в Ташкент российский премьер Михаил Фрадков, не
слишком способствовал достижению прогресса в урегулировании имеющихся
разногласий.
У некоторых иностранцев в Ташкенте сложилось
впечатление, что каримовская администрация целенаправленно тянет время. На
данном конкретном этапе Ташкент нуждается в поддержке России, но все же не хочет
попасть в экономическую зависимость от путинского Кремля. Возможно, с течением
времени обстоятельства изменятся, и узбекские власти смогут найти новых
партнеров для своих энергетических предприятий, или, по крайней мере, создать
видимость конкуренции, которая позволит им успешнее торговаться с российскими
компаниями. Так полагают некоторые обозреватели. "Похоже, что узбекская
администрация намеренно работает крайне медленно и самым запутанным образом", –
считает один западный предприниматель.
Другие наблюдатели отмечают, однако, что узбекских
чиновников отличает ярко выраженная способность делать все во вред собственным
целям. В качестве доказательства они ссылаются на решение, принятое в апреле
китайской компанией Sinopec, об аннулировании подписанной в 2005 году сделки на
сумму в 110 млн. долларов. Сообщается, что китайская компания отказалась от
участия в сделке по причине непомерных налогов, которые установило узбекское
правительство.
|