Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №172(15.07.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
НАМ ПИШУТ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


12 друзей СНГ

18.06.2007.Сайт партии «Единая Россия»

Злата Чумаченко

На фоне грандиозного Международного экономического форума в Санкт-Петербурге проходивший параллельно неформальный саммит СНГ остался практически незамеченным средствами массовой информации. Между тем эту встречу глав государств Содружества без преувеличения можно назвать знаковой, возможно даже переломной для организации.

По большому счету, чтобы петербургский саммит был признан успешным, хватило бы того, что впервые за несколько лет на него съехались все руководители стран СНГ, включая нового президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедова и грозящих покинуть организацию Виктора Ющенко и Михаила Саакашвили. Однако на этом "успехи" не закончились. Президенты не только собрались все вместе, но и смогли конструктивно обсудить перспективы Содружества, планы по его реформированию и основные направления дальнейшей деятельности. Кроме того, на саммите были озвучены предложения, которые могли бы заинтересовать всех членов организации. Владимир Путин высказал идею создания в Евро-Азиатском регионе структур, аналогичных ВТО. А президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поделился проектами, которые помогут странам Центрально-Азиатского региона решить проблемы транзита и справиться с дефицитом пресной воды. Более детально обсудить все вопросы и подписать необходимые документы президенты 12 стран договорились в октябре на официальном саммите организации в Душанбе.

Основные переговоры сопровождались двусторонними встречами лидеров стран СНГ. Причем петербургский воздух оказался настолько благотворным, что даже встреча Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева, на которой обсуждалась проблема Нагорного Карабаха, прошла достаточно мирно. Ни о чем конкретном лидеры пока не договорились, но, как отмечают эксперты обеих стран, сам факт состоявшегося разговора, уже означает многое. Оставил дома прежнюю агрессию и Михаил Саакашвили. На встрече с Владимиром Путиным грузинский президент довольно много говорил о взаимном доверии и плодотворном сотрудничестве. А при обсуждении традиционно болезненного для Тбилиси вопроса территориальной целостности неожиданно выяснилось, что стороны придерживаются одинаковой позиции по Косово и не одобряют план Ахтисаари, на котором настаивают США. От проамерикански настроенного Саакашвили такого вольнодумства никто не ожидал.

Забыл о своем намерении выйти из СНГ и Виктор Ющенко. Даже политические сложности на Украине не помешали ему приехать на саммит. Более того, он привез собственный пакет предложений по реформированию организации. В беседе с Владимиром Путиным украинский президент высоко отозвался о динамике двусторонних отношений и даже пообещал пересмотреть списки российских граждан, которым запрещен въезд на Украину. Правда, сразу после окончания переговоров с российским лидером в интервью канадскому изданию The Globe and Mail Ющенко опять клялся в верности Западу, рассказывал о военной угрозе со стороны России, стремлении как можно быстрее привести свою страну в НАТО… Ну, как говорится, не все сразу.

– Саммит продемонстрировал очень важные тенденции на пространстве бывшего СССР. Налицо изменение отношения к самой идее Содружества и его перспективам, – подводит специально для "ЕР" итоги встречи президентов в Санкт-Петербурге заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – В отличие от предыдущего форума в Минске здесь не было криков: "Завтра же выйдем из СНГ!" Более того, главные инициаторы таких заявлений Саакашвили и Ющенко с огромным желанием ехали на этот саммит. Обращает на себя внимание и присутствие на встрече нового президента Туркменистана. Я думаю, это сигнал, что в ближайшее время Ашхабад в полном объеме возобновит свое членство в организации. Все это еще раз доказывает, что, несмотря на проблемы, СНГ является достаточно эффективным инструментом, от которого отказываться не имеет смысла. Другое дело, что организацию нужно реформировать и придать импульс ее развитию. На саммите прозвучало несколько вариантов, как лучше это сделать. Президент Казахстана предложил каждый год выносить по одному ключевому вопросу и в качестве первой темы вынес проблемы миграции. Чисто технически, может быть, это и разумно. Схожая схема работает на саммитах G8. Но для того чтобы такая модель была эффективна, нужно преобразовать структуры. И тут у членов организации взгляды достаточно разные. Назарбаев предлагает модель "клуба президентов". В России придерживаются несколько другой точки зрения. Мы считаем, что СНГ доказало свою жизнеспособность в нынешнем виде и должно иметь статус полноценной межрегиональной организации.

По мнению эксперта, несмотря на сложности и противоречия предложение обсудить проблемы миграции на саммите в Душанбе можно только приветствовать:

– Тема очень актуальна, поскольку поток переселенцев и временных рабочих в пространстве СНГ исчисляется сотнями тысяч. При этом надо учитывать, что только два государства являются акцепторами: в большей степени Россия, в меньшей – Казахстан. Все остальные страны – доноры. Естественно проблема миграции в первую очередь беспокоит Москву и Астану. Донорам легче – они избавляются от избыточной рабочей силы, снижают безработицу, получают значительные финансовые поступления и не несут никакой ответственности. А вот у принимающей стороны возникают проблемы как политического плана, так и гуманитарного. Незаконные мигранты, по сути, являются новыми "рабами", людьми, которые находятся за пределами законодательной базы. Им можно не платить деньги, а если (не дай бог!) их убивают, никто не узнает об этом, потому что в стране их как бы и нет. Ясно, что нужно говорить не только об обязанностях стран-акцепторов, но и об ответственности государств, из которых идет миграция. Хотя бы по отношению к собственным гражданам.

Жарихин также обратил внимание на два экономических проекта, озвученных президентом Казахстана и напрямую связанных с Россией:

– Первый предполагает строительство судоходного канала между Каспийским и Черным морями. Идея, конечно, очень интересная, но сразу возникает множество вопросов. Например, кто за него будет платить и станет ли он когда-нибудь рентабельным? Это еще помимо экологического аспекта, который тоже нужно очень тщательно прорабатывать. Второе предложение Назарбаева – это, по сути, советский проект, так называемый поворот сибирских рек. На самом деле, конечно, ни о каком "повороте" речь не идет. Вопрос в переброске лишь 5% воды в Центральную Азию. Для сельского хозяйства региона это во многом был бы путь спасения. Но здесь опять же возникает вопрос цены и рентабельности. Учитывая тенденции к повышению стоимости и значимости водных ресурсов, перспективы у этого проекта есть. Когда рентабельность выйдет на более короткие сроки, к этой идее наверняка еще вернутся.

И, наконец, еще одной значимой новостью саммита, по мнению заместителя директора институт стран СНГ, стала информация о том, что Александр Лукашенко выступил против кандидатуры Александра Вешнякова на пост исполнительного секретаря Содружества. Эксперт считает, что такое табу может быть связано только с какими-то "субъективными факторами":

– На мой взгляд, назначение Вешнякова на этот пост было бы полезно, поскольку означало бы укрепление гуманитарной функции Содружества. Особенно в части наблюдения за выборами и придания этому процессу объективного характера. Авторитет и знания бывшего руководителя ЦИК помогли бы выработать необходимые критерии, чтобы давать заключения о легитимности выборов. Поскольку внешние оценки зачастую грешат явной политизацией.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ