Внесены поправки в закон о гражданстве
Как сообщалось, в конце мая
депутат Государственной Думы К.Ф.Затулин внес поправку в Федеральный закон «О
гражданстве Российской Федерации», снимающую ограничение по сроку действия
упрощенного порядка приобретения российского гражданства для тех, кто приехал в
Россию из бывших союзных республик и получил разрешение на временное проживание.
В действующем законе эта возможность существует до 1 января 2008
года.
13 июля К.Ф.Затулин внес еще
одну поправку в этот закон, которая корректирует часть 4 статьи 14 об упрощенном
порядке приобретения гражданства. Принятие поправки позволит приобретать
гражданство тем бывшим гражданам СССР, которые приехали в Россию и постоянно
проживали по состоянию на 1 июля 2002 года. При этом доказательством постоянного
проживания будет служить не только наличие регистрации по месту пребывания (как
это предусмотрено в действующем законе), но и решение суда, устанавливающее факт
постоянного проживания
А.Докучаева
Разговоры о том, что закон «О гражданстве Российской
Федерации» от 2002 года нуждается в изменениях, не стихают с момента его
принятия. Поправки в закон вносились 11 ноября 2003 года, 2 ноября 2004 года, 3
января 2006 года. Но «узкие места» остаются. В первую очередь это касается прав
на российское гражданство российских соотечественников, бывших граждан СССР,
которых застал развал страны за рубежами РСФСР. Многие из них за это время
приехали в Россию, но до сих пор не смогли оформить российское гражданство.
Очень часто – не по своему желанию или небрежности, а из-за того, что не смогли
пробить бюрократическую стену, чтобы собрать требуемые документы.
Закон увязывает право на прошение о гражданстве для тех
кто уже находился в России на момент вступления в силу закона о гражданстве, 1
июля 2002 года, с наличием регистрации по месту проживания (постоянной
прописки). Именно это требование содержит часть 4 статьи 14 об упрощенном
порядке приобретения гражданства. Но хорошо известно, что получить «регистрацию
по месту проживания» очень непросто.
Еще в 1998 году Конституционный Суд РФ своим с
Постановлением РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке
конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан
Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту
жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" разъяснил,
что: «Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для
гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3
Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав
и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь
удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места
пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить
разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного
права гражданина выбирать место пребывания и жительства». Таким образом,
Конституционный суд подтвердил уведомительный характер «регистрации», но на
практике – это сложная процедура получения разрешения на эту самую
«регистрацию». Поэтому, многие соотечественники, приехавшие еще в 90-х годах,
регистрации по месту проживания не имеют. Даже те, кто докали в суде факт своего
постоянного проживания по состоянию на 1 июля 2002 года, не могут
воспользоваться правом на упрощенный порядок получения гражданства.
Поскольку в части 4 статьи 14, регламентирующей условия упрощенного порядка
приобретения гражданства лицом, проживавшим на территории России по
состоянию на 1 июля 2002, его право на приобретение гражданства увязано с
наличием регистрации по месту проживания.
Действующий закон связывает право приобретения в общем
порядке гражданства Российской Федерации иностранным гражданином с его
постоянным проживанием в Российской Федерации. Это требование зафиксировано в
статье 13, определяющей прием в гражданство Российской Федерации в общем
порядке. В то же время упрощенный порядок связан с более жестким
требованием - наличием постоянной прописки. Предлагаемая поправка
приводит норму части 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской
Федерации» об упрощенном порядке принятия российского гражданства для бывших
граждан СССР, проживающих на территории Российской Федерации по состоянию
на 1 июля 2002, к единообразной трактовке и единообразному правоприменению в
рамках Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». В таблице
можно сравнить ныне действующую редакцию и ту, что предлагается депутатом.
Статья 14.
Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном
порядке |
Действующая редакция части 4 |
Предлагаемая редакция части 4 с учетом двух
поправок, внесенных К.Ф.Затулиным |
4. Иностранные
граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в
Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в
Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие
разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на
жительство, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном
порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д"
части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если они до 1
января 2008 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской
Федерации. |
4. Иностранные
граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в
Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и постоянно проживающие в Российской Федерации по
состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное
проживание в Российской Федерации или вид на жительство, принимаются в
гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения
условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13
настоящего Федерального закона, если они заявят о своем желании приобрести
гражданство Российской Федерации. |
Если будут приняты обе поправки К.Ф.Затулина, то тогда
еще десятки тысяч наших соотечественников смогут легализоваться в России.
|