В Душанбе прошел первый форум выпускников российских вузов
19.06.2007,
http://www.ferghana.ru
Виктор Дубовицкий (Душанбе)
Форум, прошедший на днях в столице Таджикистана, -
первая в регионе Средней Азии попытка собрать вместе тысячи выпускников
российских вузов, окончивших их в разные годы и работающих ныне в независимых
государствах. «Мы - соотечественники по образованию, а не по прописке, –
обратился к участникам Форума выпускников российских вузов Чрезвычайный и
Полномочный Посол Российской Федерации в Республике Таджикистан Рамазан
Абдулатипов.- Мы объединены чувством единой Родины. Мы не просто из СССР, а из
единого гуманитарного и научного пространства, и наша цель - обеспечить связь
времен, обеспечить развитие всех форм нашего сотрудничества».
Независимость - не
автаркия
Можно с уверенностью сказать, что главным лейтмотивом в
выступлениях участников Форума была благодарность некогда единой стране, давшей
им образование, вызывающее в настоящее время зависть сегодняшних выпускников
многих вузов в независимых государствах. По мнению выпускника аспирантуры
Института философии АН СССР, академика АН Республики Таджикистан Мусо
Динаршоева, ни о какой современной науке в Таджикистане без помощи России речи
не могло быть: великие достижения таджикско-персидской культуры, связанные с
именами Фирдоуси, Ал-Хорезми, Омара Хайяма и Туси, к концу XIX века, когда
регион попал в геополитическую сферу влияния России, уже не оказывали
благотворного влияния на культуру его народов, за пять последних веков
раздавленных волнами жесточайших нашествий. Огромная помощь русской, а затем и
советской системы образования и науки буквально реанимировали национальные
культуры народов Средней Азии. Имена Н.П.Остроумова, А.А.Семенова,
В.В.Бартольда, Н.А.Наливкина, М.С.Андреева и сотен других забытых, к нашему
стыду, сподвижников русской культуры, образования и науки, достойны быть
вписанными в историю народов региона.
По общему мнению участников Форума, огромные
преимущества Таджикистану дает не прекращавшаяся принадлежность его ученых
советов по защите диссертаций к Высшей аттестационной комиссии (ВАК) России. Из
стран СНГ такие отношения с российским ВАКом сохранились после 1991 года только
у Таджикистана и Белоруссии. Ученые Таджикистана получают после защиты
российский диплом кандидата или доктора наук, безоговорочно признаваемый во всем
мире.
«Независимость - не автаркия!»- эта мысль стала
лейтмотивом в оценке необходимости связей между выпускниками российских вузов.
Их альма матер до настоящего времени являются мощными связующими звеньями целых
поколений интеллектуалов в десятках странах мира. Только в Таджикистане трудятся
тысячи питомцев МГУ имени М.В.Ломоносова, Ленинградского и Новосибирского
университетов, других крупных, известных во всем мире учебных заведений. По
словам выпускника Ленинградского университета, экс-министра иностранных дел
Таджикистана Талбака Назарова, бывшего в 1980-х годах ректором Таджикского
госуниверситета, в те годы в вузы России на обучение по 70 специальностям
ежегодно отправлялось по 500-600 человек.
Уроки японского
«Учеба каждого из нас начиналась со школы: во многом
благодаря тому, что мы, таджики, получили среднее образование на русском языке,
мы затем получили возможность обучаться в российских вузах!» С этими словами
заведующего кафедрой Международных отношений Российско-Таджикского (славянского)
университета (РТСУ) Джуры Латифова нельзя не согласиться: сейчас этот
университет - маленький русскоязычный островок в стране, восполняющий дефицит
специалистов со знанием русского языка в Таджикистане. С выездом из страны в
последние пятнадцать лет огромного числа русского и русскоязычного населения
уровень знания русского языка в Таджикистане катастрофически ухудшается. Сам за
себя говорит такой факт: группе из сорока абитуриентов, отправлявшихся на
обучение за пределы Таджикистана, был предложен диктант на русском языке из 38
слов, каждое из которых состояло из трех-четырех слогов. Только семеро из
абитуриентов получили оценку «удовлетворительно», а в некоторых работах на 38
слов проверяющие насчитали 50 ошибок.
Министерство образования республики, прилагающее
огромные усилия для получения квот на обучение в вузах стран СНГ, с тревогой
констатирует в последние годы факты возвращения недоучившихся студентов из
Кыргызстана и Казахстана. Причина одна - неудовлетворительное знание русского
языка, становящееся непреодолимым барьером в получении вузовского диплома.
Трудности восприятия учебника и научных монографий на русском языке отмечаются и
у аспирантов.
Тяжелые последствия такого положения дел великолепно
понимают выпускники российских вузов и аспирантур. Поэтому наиболее
перспективными направлениями работы своего «братства по образованию» они считают
повышение квалификации учителей русского языка, а также восстановление системы
стажировок специалистов разного профиля в учебных заведениях России.
Подчеркивая значение русского языка для современной
науки, воспитанник Института философии РАН, доктор философских наук, заведующий
кафедрой философии АН Республики Таджикистан Махмадали Музаффар указал на то,
что в мировой литературе объем переводов на русский язык находится на втором
месте, а это означает, что ученые и специалисты из Таджикистана, владеющие
русским языком на достаточном уровне, свободно могут работать в своей области на
мировом уровне. «Через русский язык таджики приобщались и будут приобщаться к
мировой культуре до конца своей жизни. Наше поколение вряд ли дождется прямых
переводов с японского языка на таджикский, и единственный выход - поддерживать
знание русского языка!», - подчеркнул М.Музаффар.
Ответом на опасения и тревоги участников Форума в этой
области прозвучали слова Чрезвычайного и Полномочного Посла России в
Таджикистане Рамазана Абдулатипова об объявлении Года русского языка в
Таджикистане. Это, конечно же, послужит повышению его статуса в стране, поднимет
уровень интереса к нему, а также создаст условия для освоения различными слоями
населения.
Посол указал на то, что в данной области - непочатый
край работы. В частности, в Таджикистане, где конституционно русскому языку
придан статус «языка межнационального общения», до сих пор не существует
правовой расшифровки этого понятия. Вместе с тем вызывает сомнение то, что
русский (да и любой другой) язык можно изучить, занимаясь им два часа в неделю.
Именно столько часов выделено на его изучение в средних школах Таджикистана. «Не
надо заблуждаться в том, что знание русского языка здесь, в Таджикистане, нужно
России. Оно нужно, прежде всего, Республике Таджикистан, - подчеркнул посол. -
Интеграция страны в мировое сообщество, формируемое единое гуманитарное
пространство стран СНГ, предполагает наличие единого информационного носителя,
которым и является русский язык».
Пожелания, цели и задачи
В своем обращении участники Форума подчеркнули, что он
«стал возможен благодаря поступательному развитию отношений между Россией и
Таджикистаном, возрождению великого духовного потенциала наших народов.
Совместное творчество выпускников российских вузов Таджикистана призвано стать
важнейшим консолидирующим элементом создания единого гуманитарного пространства
стран СНГ, живым организмом, связывающим все страны и народы».
Участники Форума призвали всех своих однокашников
вспомнить великое студенческое братство прежних лет и способствовать
консолидации творческих усилий выпускников российских вузов, независимо от места
их проживания и сферы нынешней деятельности: мы остались друзьями, и наши страны
– Таджикистан и Россия – сотрудничают во всех областях.
В своем обращении к президенту Республики Таджикистан
Э.Рахмону и президенту Российской Федерации В.Путину участники Форума просят
руководителей государств содействовать организации и проведению форумов
выпускников российских вузов Таджикистана на регулярной основе, а также
проработать вопрос о проведении аналогичного форума в Москве для тех таджикских
выпускников, которые постоянно проживают в России; шире использовать потенциал
выпускников российских вузов в целях дальнейшего культурного,
научно-технического и делового сотрудничества между Республикой Таджикистан и
Российской Федерацией; расширить возможности приема на обучение, стажировку и
повышение квалификации в образовательных учреждениях России граждан Таджикистана
на льготной основе; содействовать созданию и деятельности Российского центра
науки и культуры в Республике Таджикистан, а также созданию в Республике
Таджикистан клубов любителей русского языка; оказывать помощь выпускникам
российских вузов Таджикистана в направлении им литературы, периодических
изданий, аудио- и видеоматериалов для развития знаний, полученных в российских
вузах, для поддержания знаний русского языка и культуры России; проводить
работу, направленную на установление прямых научных контактов между таджикскими
и российскими вузами на основе подписания между ними соглашений о
сотрудничестве.
На такой конструктивной ноте окончился первый Форум
выпускников российских вузов Таджикистана, с плодотворной работой участников
которого связываются большие надежды как в Таджикистане, так и в России.
Об авторе: Виктор Дубовицкий - доктор исторических наук,
эксперт ИА «Фергана.Ру», Душанбе, Таджикистан.
|