Исключение из правил ЕС. Чем грозит Беларуси потеря торговых преференций?
21.06.2007.
БДГ
Эмма Равич
21 июня, вступает в силу решение Еврокомиссии об
исключении Беларуси из Общей системы преференций Евросоюза, дающей послабление
при уплате таможенных пошлин на товары, экспортируемые в страны ЕС.
Соответствующая норма была принята 20 декабря 2006 года на основании обращения
Международной организации труда (МОТ), расследование которой показало, что в
Беларуси нарушаются права независимых профсоюзов. Но она предполагала отсрочку
«наказания» сроком на 6 месяцев для исправления, прежде всего на законодательном
уровне, сложившейся ситуации. Однако эти полгода ушли не столько на анализ и
улучшение положения профсоюзов, сколько на обсуждение самого факта – Беларусь
лишилась торговых преференций. По этому поводу были сделаны самые разные
официальные и неофициальные заявления.
Пожалуй, самым нелепым из них был характерный для
белорусских функционеров порыв ввести симметричные меры против товаров,
импортируемых Беларусью из стран Объединенной Европы. Дело в том, что Общая
(генеральная) система преференций (ОСП) ответных мер не предполагает. Принцип
преференциального режима, предложенный в 1964 году на первой Конференции ООН по
торговле и развитию и одобренный в 1968 году, заключается в предоставлении
развивающимся странам преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран,
в первую очередь посредством снижения или ликвидации для них таможенных пошлин.
При этом льготы вводятся исключительно в одностороннем порядке и вводящие их
государства не требуют взаимных уступок. Сейчас ОСП распространяется на
продукцию около 170 стран и территорий.
В зависимости от того, насколько чувствительным для
европейских рынков (местных производителей, уровня занятости и пр.) является
выход на них игроков из развивающихся стран, устанавливаются различные тарифные
льготы – от полного снятия таможенной пошлины до ее снижения всего на несколько
процентов по отношению к базовой ставке. Кроме того, если уровень присутствия
какого-либо наименования продукции из страны-бенефициара в течение трех лет
превышает 15% европейского рынка (в отношении текстиля – 12,5%), то преференции
по данной группе товаров могут быть сняты. Иногда это сопровождается введением
антидемпинговых мер. Таким образом, не вполне верно утверждать, что преференции
являлись бесконечным стимулом к выходу белорусских производителей на европейские
рынки.
Тем не менее, лишение торговых преференций отразится на
рентабельности значительной части белорусских предприятий. По данным
Министерства статистики и анализа, в январе-апреле белорусский экспорт в страны
Евросоюза составил 2,76 млрд. долларов. И поскольку сальдо внешней торговли
стремительно уходит в минус (за четыре месяца оно составило – 1,16 млрд.
долларов, а сальдо внешней торговли потребительскими товарами достигло -256 млн.
долларов), экспорт придется наращивать. По оценкам экспертов, отмена торговых
льгот затронет 66% товарной номенклатуры белорусского экспорта в ЕС, на которую
приходится 30% выручки. По некоторым прогнозам, потери составят от 300 до 400
млн. евро в год.
С другой стороны, необоснованны и предположения о том,
что лишение торговых преференций ударит по основным статьям белорусского
экспорта. Дело в том, что бюджетообразующие отрасли, в первую очередь
нефтехимия, поставляют свою продукцию в Европу по нулевой ставке таможенных
пошлин. Таким образом, отмена преференций не отразится на деятельности
«Беларуськалия», который в 2007 году планирует поставить в Европу более 1,5 млн.
тонн хлористого калия. Проблемы с экспортом, возникшие у белорусских НПЗ (за
январь-апрель экспорт нефтепродуктов снизился на 205,1 млн. долларов), связаны с
изменением правил игры Россией, но не с отменой преференций Евросоюзом. Кроме
того, по некоторым статьям экспортируемых продуктов преференции не применялись в
принципе, например в отношении металлов номенклатуры ЕОУС.
Производители, продажи которых после отмены преференций
на европейских рынках снизят рентабельность, вероятно, изменят географию
поставок, но уйти с европейского рынка не рискнут. Так, очень чувствительной
отмена преференций будет для предприятий легкой промышленности. Предприятия
концерна «Беллегпром», экспорт которых в ЕС в январе-апреле составил около 14
млн. долларов – 30% экспорта концерна в страны дальнего зарубежья, – смогут
переориентировать эту продукцию на набирающий обороты российский рынок. Туда
будет перенаправлена часть товаров, но большинство поставщиков попытаются,
несмотря на снижение рентабельности, сохранить свое место на рынке ЕС. В
противном случае повторно выйти на него в условиях активизации китайских игроков
и местных производителей будет еще дороже.
Еврокомиссия подчеркивает, что исключение Беларуси из
ОСП носит временный характер. Вести дальнейшие переговоры согласны и в МОТ. В
последнее время этот процесс особенно активизировался. 14-16 мая белорусская
делегация провела переговоры с МОТ в Женеве, где стороны обсуждали новое
белорусское законодательство о профсоюзах. Но больших результатов это не дало: и
времени было немного, и принимать «чужие» правила игры в Беларуси не любят.
Но любопытно другое: ровно семь лет назад Беларусь уже
обсуждала вопрос о лишении ее торговых преференций. Правда, тогда в роли борца
за справедливость выступала Америка. Президент США Билл Клинтон принял
соответствующее решение за необеспечение прав белорусских рабочих. США в
географическом плане не столь удобный торговый партнер, как ЕС. На тот момент
экспорт в США составлял около 80 млн. долларов, или 1,3% белорусского экспорта.
Такие цифры Беларусь не озаботили, требование о соблюдении прав трудящихся – тем
более. Видимо, и на этот раз справимся…
|