Спасительная Камбарата
08.07.2007.
Росбалт
Евгений Круглов Энергетические надежды и риски Киргизии
После многолетних дебатов парламент Киргизии все-таки
дал добро на участие иностранных инвесторов в строительстве Камбаратинских ГЭС.
Решение парламента уже называют "революционным", поскольку завершение
строительства каскада решит вопросы энергобаланса в Киргизии и обеспечит экспорт
киргизской электроэнергии не только в Узбекистан и Казахстан, но и в Афганистан,
Пакистан и Индию.
С Камбаратинскими ГЭС, которые сама страна достроить не
в состоянии, Бишкек связывает большие надежды. Завершение строительства каскада
способно увеличить ежегодный экспорт электроэнергии с нынешних 2,4 млрд кВтч до
6 млрд кВтч. Сейчас в Киргизии, по данным министерства энергетики и топливных
ресурсов, вырабатывается до 13 млрд кВтч в год. Камбаратинские ГЭС смогут
генерировать ежегодно более 6 млрд кВтч.
И не случайно президент Киргизии уделил столь
пристальное внимание закону, от которого зависела судьба этого масштабного
проекта. За три недели Курманбек Бакиев дважды посетил парламент: такого не было
даже во время принятие конституции страны. Внимание президента принесло
результаты. Всего за 4 дня парламент Киргизии умудрился сначала отклонить один
законопроект, который был серьезно проработан и всесторонне обсужден, силами
четырех депутатов написать новый закон и принять его.
По данным пресс-службы ОАО "Электрические станции",
строительство каскада Камбаратинских ГЭС было начато еще в 1986 году. Потом
наступило затишье. С 1990-го по 2001 год на объекте Камбаратинской ГЭС-2 (сейчас
на ГЭС-2 выполнено 40% от общестроительных работ, ГЭС-1 имеется только в виде
проекта) строительно-монтажные работы практически не велись, но при этом
осуществлялись работы по поддержанию и сохранению гидротехнических сооружений
ГЭС от природно-климатических воздействий. Для повышения эффективности работы
обеих ГЭС строительство должно осуществляться параллельно.
Лишь в 2003 году "Электрические станции" вновь
развернули строительство Камбаратинской ГЭС-2. Каскад ГЭС (Камбарата-1 и
Камбарата-2) является очередным этапом освоения гидроэнергетического потенциала
реки Нарын. Общая мощность каскада - 2260 МВт, располагается он выше
Токтогульского водохранилища. Ввод обеих ГЭС в эксплуатацию гарантирует
выработку дополнительных 6,2 млрд кВтч ежегодно. Общая стоимость проекта - $2,2
млрд.
Для экономики Киргизии этот проект является основной,
если не сказать, последней надеждой на возрождение. По мнению экспертов,
реализация проекта принесет стране сотни миллионов долларов прибыли, обеспечит
работой около 18 тыс. человек, и, что немаловажно, укрепит энергетическую
безопасность страны. Открытым остается лишь один вопрос: кто будет воплощать
проект в жизнь. Желающие были, и все ждали передачи энергетического сектора
Киргизии в концессию. Но Киргизия не торопилась расстаться со своим
энергоактивами.
Гидроэнергетические ресурсы Киргизии, страны бедной на
дорогие сегодня нефть и газ, остаются ее единственным козырем в торговле.
Возведение Камбараты 1 и 2 позволит решить вопросы энергобаланса в Киргизии,
экспорта киргизской электроэнергии не только в Узбекистан и Казахстан, но и в
Афганистан, Пакистан и Индию.
В похожей ситуации сейчас находится и сосед Киргизии -
Таджикистан. Не случайно он стал более активно решать вопросы по достройке
Рогунской ГЭС, договорившись еще в 2004 году с "Русалом" о возобновлении
строительства. "Русал" намеревался инвестировать в этот проект и строительство
новых алюминиевых мощностей в Таджикистане $2,2 млрд, но переговоры затянулись,
и Таджикистан начал искать другие варианты - в частности, провел переговоры с
вице-президентом Всемирного банка. Ведь ясно, что тот, кто придет в
энергетические секторы Киргизии и Таджикистана, получит немалые дивиденды,
причем не только экономические, но и политические.
По мнению экспертов, с введением в эксплуатацию
Камбаратинской ГЭС в Киргизии будет решена и проблема водно-энергетического
регулирования во всем регионе. В частности, появится возможность изменить
ирригационно-энергетический режим Токтогульского водохранилища и использовать
его в оросительный период по любому режиму, а также увеличить экологическую
безопасность в Сырдарьинском и Аральском регионе.
К слову, в конце июня киргизстанские энергетики уже
заявили, что не гарантируют подачу воды в сопредельные государства в
запрашиваемых объемах в 2008 году. Свои слова они обосновали затягиванием
переговоров по выработке многолетней координирующей политики эффективного
использования водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского бассейна.
Эксплуатация ГЭС влияет на режим использования водных ресурсов, от которых
зависимы Узбекистан и Казахстан, чьи области находятся вниз по течению рек.
Поэтому появляется еще один рычаг давления на эти страны.
Сама Киргизия желала бы расширить российское присутствие
в своем энергетическом секторе. Бакиев во время визита в Москву в прошлом году
отметил: "Киргизия обладает большим экономическим потенциалом и у нас есть много
перспективных проектов, которые мы готовы реализовать при участии Российской
Федерации". Но и здесь наметилось многовекторное сотрудничество в строительстве
ГЭС, а потому конкуренция будет жесткой. Так, выступая в парламенте при принятии
закона, Бакиев заявил, что "если придет один инвестор, мы будем зависимы". "Но
речь не идет о том, что придет один инвестор из России и Казахстана, - продолжил
он. - Речь идет об инвесторах российских, казахстанских, европейских,
американских, китайских, арабских и других. И к тому времени, когда ГЭС будут
построены, Бакиев президентом уже не будет".
Россия давно проявляет пристальный интерес к этой сфере
деятельности. Глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс отметил, что Федеральная
гидрогенерирующая компания ("ГидроОГК") планирует развернуть масштабное
строительство гидростанций в ряде стран, в том числе и в Киргизии, и в
Таджикистане. В Киргизии вовсю уже циркулируют слухи о том, что помимо
официального интереса со стороны РАО ЕЭС в лице Анатолия Чубайса к
энергетическому сектору Киргизии приглядываются Сергей Машкевич, Виктор
Вексельберг и даже Борис Березовский.
То, что Россия и Казахстан стоят первыми в очереди на
строительство ГЭС в Киргизии, свидетельствует решение, принятое весной 2007 года
на межправительственном уровне трех стран. Согласно этому решению ЗАО "ИНТЕР РАО
ЕЭС", ОАО "Электрические станции" и АО "КазКуат" (Республика Казахстан) были
уполномочены вести работу по организации разработки обоснования инвестиций
(пред-ТЭО) проекта строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2.
Такой ход событий не устраивает западные страны. Не
случайно в принятой стратегии Европейского Союза для стран Центральной Азии
энергетическому сектору уделяется пристальное внимание. А лидер НПО-центра
"Интербилим" Асия Сасыкбаева и вовсе отметила, что удручена итогами голосования
по Камбаратинским ГЭС, потому что Киргизия рискует лишиться независимости. "Наша
и без того нищенская страна после этого еще больше обнищает, а самое страшное -
это потеря независимости, - пояснила она. - Если раньше у нас был козырь -
энергосистемы - то теперь его больше нет. Боюсь, что это голосование полностью
добьет нашу страну, и мы скатимся к потере государственности". О жесткой борьбе
за раздел пирога говорит и тот факт, что парламентская фракция "Ак-Шумкар"
утверждает, что в день голосования по этому законопроекту в зале заседаний не
было кворума в 50 человек. Чтобы набрать необходимое число голосов, некоторые
депутаты проголосовали за своих отсутствующих коллег. Ряд депутатов намерен
обжаловать притяный закон в Конституционном суде.
Так или иначе, многолетние страсти по Камбар-Ате
закончились. Киргизия дала добро на участие иностранных инвесторов в
строительстве, сулящем большие выгоды. "Строительство Камбаратинских ГЭС будет
проходить с участием высококвалифицированных специалистов из-за рубежа. Не надо
бояться, что там будут твориться темные дела. Вы знаете международных аудиторов
- это не то, что наши. Их невозможно купить, по крайней мере, по тем ценам, по
которым продаются наши", - успокоил президент Киргизии сомневающихся народных
избранников.
|