ТУРКМЕНИСТАН
У “Газпрома” отберут газ
04.07.2007.
Ведомости
Василий Кашин Туркмения
и Китай пытаются преодолеть сложности в совместном газовом проекте. В середине
июля президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов будет обсуждать его с
китайским руководством в Пекине. Но согласовать цену на газ сторонам в обозримом
будущем не удастся, считают эксперты.
По данным выходящего в Москве туркменского
интернет-издания “Нейтральный Туркменистан”, о намеченном на 16-18 июля
визите Бердымухаммедова в КНР объявил вице-премьер Туркмении, министр
иностранных дел Рашид Мередов. Как заявил сам Бердымухаммедов, его визит призван
“придать ускорение конкретным проектам, в первую очередь по доставке
туркменского газа в Китай”.
Договор о газопроводе из Туркмении в Китай подписан
покойным Сапармуратом Ниязовым в Пекине в апреле 2006 г. По соглашению в
2009 г. должен был начать работу газопровод, по которому КНР получала бы
30 млрд куб. м газа в год в течение 30 лет. Но формулы для определения
цены газа в соглашении не было.
Соглашением предусматривалась также совместная
разработка газовых месторождений на правом берегу Амударьи.
Бердымухаммедов неоднократно заявлял о намерении довести
проект до конца.
Но пока стороны не согласовали существенные вопросы, и
прежде всего цену газа, считает Аждар Куртов из Российского института
стратегических исследований. По словам Куртова, при переговорах с Туркменией,
как и при обсуждении будущих поставок газа с Россией, китайцы настаивают на
низкой цене — вероятно, не превышающей $100 за 1000 куб. м.
Реальные запасы месторождений на правом берегу Амударьи
неясны. В китайско-туркменском соглашении содержится пункт о том, что, если газа
из них не хватит для заполнения газопровода, Туркмения должна добрать
необходимый объем из других источников. Фактически это будет означать сокращение
продаж газа “Газпрому” — хотя Россия уже платит $100 за 1000 куб.
м туркменского газа, а в дальнейшем цена может повыситься, говорит Куртов.
Чаще всего при обсуждении цены туркменского газа
фигурирует $100 за 1000 куб. м, но китайцы настаивают на установлении
фиксированной долгосрочной цены, соглашается Андрей Грозин из Института стран
СНГ. Китайские эксперты при встречах заявляют, что намерения Ашхабада им
непонятны, добавляет он. По его мнению, Бердымухаммедов будет использовать
наличие двух конкурирующих проектов — российского и китайского для
получения уступок от обеих сторон, а потому заинтересован в сохранении
неопределенности на возможно длительное время. Визит будет сопровождаться
заявлениями об интересе Туркмении к проекту, но едва ли приведет к решению
вопроса цены.
Бердымухаммедов будет дружить с Америкой "без политики"
30.06.2007.
IWPR
NBCA (News Briefing Central Asia)
Выступление президента Гурбангулы Бердымухаммедова
против политизации туркмено-американских отношений трактуется обозревателями как
нежелание идти на демократические реформы, поэтому двустороннее сотрудничество
будет развиваться сугубо в экономическом и гуманитарном направлениях.
25 июня на встрече с заместителем помощника Госсекретаря
США по делам Южной и Центральной Азии Эваном Файгенбаумом Бердымухаммедов
высказался против политизации туркмено-американских отношений и заявил о
необходимости расширения деловых, образовательных и культурных связей.
В этом году наблюдается значительная активизация
двустороннего диалога на дипломатическом уровне.
В начале июня Туркменистан посетил главнокомандующий
Центрального командования США адмирал Уильям Фаллон, в апреле - помощник
госсекретаря США Ричард Баучер.
Ранее туркменский президент провел переговоры с главным
заместителем помощника госсекретаря по вопросам стран Южной и Центральной Азии
Стивеном Манном и официальным представителем Госдепартамента Шоном
Маккормаком.
До настоящего времени туркмено-американское
сотрудничество развивалось в экономической сфере, с участием компании "Паркер
Дриллинг", которая осваивает нефтяные месторождения на западе Туркменистана, и
по линии образовательных программ, благодаря которым туркменские военные и
полицейские обучались в учебных заведениях США, а небольшие группы школьников
ежегодно проходили языковую стажировку в американских колледжах.
Аналитики NBCА говорят, что заявление Бердымухаммедова
продемонстрировало наличие опасений в туркменском руководстве по поводу
возможных жестких требований США по проведению демократических реформ.
Вячеслав Мамедов, лидер Гражданского демократического
союза Туркменистана отмечает, что стремление Бердымухаммедова избежать
политизации отношений означает, что "политических реформ в ближайшее время не
будет".
"То, что Бердымухаммедов называет "политикой", является
требованиями международного сообщества по демократизации Туркменистана и
прекращению практики политических преследований в отношении инакомыслящих", -
говорит Мамедов.
Эксперт также добавляет, что США, скорее всего, пойдут
навстречу пожеланиям туркменского лидера не сотрудничать в политическом русле, и
будут активно участвовать в образовательных и культурных проектах, поскольку
заинтересованы в альтернативных рычагах влияния на центрально-азиатский регион и
в ослаблении его зависимости от России.
Политолог Марс Сариев, уверен, что Бердымухаммедов
продолжит политику "ограниченного сотрудничества" в нейтральных сферах, поэтому
говорить о качественном наращивании туркмено-американского партнерства пока
рано.
С ним согласен и ашхабадский наблюдатель NBCA, который
указывает, что нежелание политического сближения Бердымухаммедова с США больше
обусловлено страхом, что граждане Туркменистана, много лет находившиеся в
изоляции, могут перенять "дух свободы", существующей на Западе.
"Нас постоянно со всех экранов и газет убеждают, что
"их" демократия - явление для нас чуждое", - отмечает наблюдатель.
Туркменистане ожидается новый государственный переворот
10.07.2007.
Туркменская искра
Александр Могилевский
Люди из окружения Гурбангулы Бердымухаммедова, возможно
из числа его недоброжелателей, говорят, будто после захвата власти в Туркмении,
он ведет себя как человек, считающий, что он ухватил бога за бороду. Если в
действительности Бердымухаммедову кажется, что он схватил бога за бороду, то он,
возможно, ошибается.
Народ
Появившиеся было у народных масс некоторые настороженные
надежды на лучшую жизнь, в связи с предвыборными обещаниями Г. Бердымухаммедова,
к настоящему времени практически сошли на нет. Люди не видят с его стороны
искреннего стремления к глубинным реформам и действительно позитивным
изменениям.
В основном обычные люди воспринимают приход к власти
Бердымухаммедова как насильственный и незаконный. Хотя "насильственность и
незаконность" особого возмущения не вызывают, что объясняется, с одной стороны,
большой неприязнью, испытываемой населением к С.А.Ниязову и его режиму, с другой
– высоким уровнем социальной усталости и апатии.
Население в основном начинает воспринимать режим
Бердымухаммедова как продолжение режима С.А. Ниязова, с небольшими декоративными
отдушинами, не меняющими сути строя. По существу, произошедшая смена правителя
Туркменистана народом воспринимается в соответствии известной поговоркой: "Хрен
редьки не слаще".
Потому возможное силовое отстранение Г. Бердымухаммедова
от руководства страной, народ встретит спокойно, а при наличии новых "высоко
ожидаемых предвыборных обещаний", даже и радостно.
Чиновники
Чиновничья и политическая элита Туркменистана
воспринимает Г. Бердымухаммедова настороженно и, скорее негативно, нежели
позитивно. Его "право на престол" практически у всех вызывает несогласие.
Большей частью элиты он воспринимается как "выскочка",
силовым образом, незаконно взявший единоличную власть, не имея на то никаких
прав. Практически каждый высокопоставленный чиновник Туркменистана полагает, что
он не менее, а скорее более достойная кандидатура на посты руководителя страны,
нежели Бердымухаммедов.
Сама внезапная кончина С.А.Ниязова, вызвавшая разговоры
о его умерщвлении, государственный переворот, осуществленный 21 декабря 2006 г.,
дворцовый переворот, реализованный 14 мая т.г., отчетливо показали, что власть в
Туркменистане можно перехватить легко и безболезненно в течение нескольких
минут, т.к. она, по сути, зиждется на почве "личного страха" перед первым
лицом.
Теперь все хорошо понимают, что как население страны,
так и международное сообщество, "победителей не судят" и будет моментально
признана власть любого, кто, отстранив Г. Бердымухаммедова, провозгласит себя
новым властителем Туркменистана. Иностранные гости всех мастей, расталкивая друг
друга локтями, "ломанутся" на прием к новому хозяину страны. А политические
рыбы-прилипалы типа Онджука Мусаева и Мурада Каррыева будут славословить нового
"гениального вождя и спасителя нации".
Руководитель службы охраны президента Туркменистана
Акмурад Реджепов легко предал своего начальника - ИО президента Туркменистана
Овезгельды Атаева, арестовал его и пытался контролировать власть в стране. Это
не вызвало никаких протестов в Туркменистане и за рубежом.
Затем, подчиненные и бывшие соратники также легко
предали и самого Акмурада Реджепова, которого тоже силовым образом отстранили от
власти и, по слухам, поместили в ту же камеру СИЗО МНБ, в которой сидел
Овезгельды Атаев. Такая смена власти также не вызвала никаких возражений.
Также легко, те же люди, или пришедшие на их место,
согласятся отстранить и Бердымухаммедова. Если их уговорят обещаниями раздела
власти и денег, или просто хорошо заплатят.
Если за Ниязовым признавались некоторые моральные и
юридические права на престол, то у Бердымухаммедова таких прав нет. Многие в
Туркмении спрашивают себя: "А почему это все Бердымухаммедову, за какие такие
заслуги или дарования?" На кону большой приз – большая власть и большие деньги.
Понимая это, логично предположить, что идеи смещения Бердымухаммедова в
Туркменистане, что называется "носятся в воздухе".
Иностранцы
Естественно, соответствующие аналитические центры
заинтересованных стран внимательно изучают и мониторят политическую обстановку в
Туркменистане. Они хорошо осведомлены, насколько непрочна, и даже иллюзорна,
сейчас власть Бердымухаммедова. В такой ситуации являются высоко рискованными
серьезные инвестиции в Туркменистан, - любой новый, внезапно появившийся лидер,
может оказаться "Уго Чавесом" или, того хуже, ставленником "противного лагеря".
Тогда, как говорится: "Лопнула мошна, пропали денежки".
Понятно, что в сложившейся ныне ситуации никакое внешнее
воздействие не будет таким эффективным, как "внутреннее", - то есть новый
государственный переворот. В настоящий момент он настолько легко осуществим и
плоды его столь заманчивы, что в этой игре могут принять участие не только
геополитические тяжеловесы.
Недавний успешный американский опыт подкупа высших
силовиков и отстранения от власти Саддама Хусейна в Ираке, показывает, что
диктаторские конструкции, зиждящиеся на власти одного или немногих людей,
рушатся очень легко.
Сейчас ресурсов любой заинтересованной стороны может
хватить на приведение к власти в Туркменистане "своего человека". Как показывает
туркменский опыт последних месяцев – здесь все, главным образом, зависит от
инициативы, т.к. чиновно-политическая элита инертна, а народ продолжает жить в
ожидании появления прогрессивного лидера, который, наконец, выведет страну из
мрака башизма.
С. Ниязов держал страну в подвешенном состоянии – он
называл это "политика нейтралитета", это же пока делает и Г. Бердымухаммедов.
Однако, если во времена Ниязове у внешних игроков был ресурс ожидания, то
теперь, похоже, он закончился.
Несложно предположить, что в "разворачивании
Туркменистана в свою сторону" могут быть заинтересованы структуры США, России,
Евросоюза, Китая, Ирана, Турции и даже еще более мелких игроков.
Приз достанется первому, фигурально выражаясь: "Кто
смел, тот и съел". Если после государственного переворота, новый правитель
моментально, радикально и однозначно сблизится с одной из заинтересованных
сторон, заручившись ее силовой и политической поддержкой, – это будет обозначать
стабилизацию политической ситуации в Туркменистане и гарантии для нового
руководителя страны. И это может уже определить реальное будущее Туркменистана
на долгие годы вперед.
Бердымухаммедов
Стабильная политическая ситуация в стране может быть
создана только при формировании устойчивой политической системы – существования
больших и влиятельных групп людей (в том числе в форме партий и ФПГ),
политических единомышленников, заинтересованных в сохранении режима, реального
распределения властей. Однако это означает, что надо будет делиться частью
властных полномочий и отказываться от бесконтрольного воровства государственных
средств.
Ниязов не обладал потенциалом реального политического
лидера, способного сплотить вокруг себя единомышленников и действовать в
интересах страны. В сущности это был самовлюбленный и ущербный политический
пройдоха, навеки опозоривший не только себя и свою семью, но и всю страну. Его
режим был основан исключительно на репрессиях и коррупции – только так он мог
удержать власть и править в ущерб интересам народа Туркменистана.
Г.М. Бердымухаммедов сейчас оказался в той же ситуации,
что и С.А.Ниязов.
Переворот
Таким образом, режим Г. Бердымухаммедова пока висит в
воздухе - не имеет социальной базы среди населения, не воспринимается
легитимным, не пользуется поддержкой местной элиты и не признается ею, пока в
полной мере не устраивает ни одного из крупных геополитических игроков.
В последнее время появились признаки активизации
"политических настроений" в Туркменистане. Чиновничья элита и связанные с ней
влиятельные лица "в отставке", вышли из состояния политической спячки под
воздействием двух последних переворотов в Туркменистане. Они ведут консультации,
как внутри страны, так и за ее пределами, по поводу формирования политических
союзов для нового "более справедливого" передела власти.
Есть также основания полагать, что спецслужбы
иностранных государств активизировали свою деятельность по установлению и
укреплению контактов с влиятельными группами в Туркменистане, вербовке
высокопоставленных чиновников.
После кончины С.А. Ниязова западные страны договорились
забыть о нарушении прав человека в Туркменистане, их сейчас не беспокоят узники
совести, политические заключенные и заложники бердымухаммедовского режима. Они
не хотят лишний раз тревожить баши-2, но возможно это всего лишь сознательный
прием, обеспечивающий им эффективную подготовку для перехвата власти.
В этой ситуации "тихое" поведение ряда оппозиционных
групп, дислоцированных за границей, можно понять как их попытку перенести акцент
своей деятельности с "публичной заграничной", на скрытую деятельность,
направленную на активизацию своих консультаций со своими сторонниками внутри
Туркменистана и заинтересованными игроками за границей.
Исходя из динамики описанных процессов, особенностей
внутриполитической конъюнктуры в Туркменистане, можно прогнозировать дату
возможного нового переворота и отстранения от власти Г. Бердымухаммедова – это
ноябрь-декабрь текущего года.
|