Миграция. Гражданство. Демография.
Неграждане России. "Возвращение к корням" для соотечественников обернулось ночевками в очередях
06.08.2007, http://www.centrasia.ru/news
Источник: Московские Новости
Ирина Ильина
В жарких дискуссиях о проблеме мигрантов мало кто
замечает элементарный в своей простоте факт: большая часть мигрантов - те самые
"соотечественники", которых, кажется, так ждут на исторической родине.
Вход воспрещен
Образованные и трудолюбивые люди из стран СНГ - ценный
трудовой ресурс России. Не только русские, но и корейцы, евреи, татары - все,
кого называют русскоязычными. И обрусевшие представители местных наций,
воспитанные на советских, в хорошем смысле слова, ценностях и русской
культуре.
По логике приезд таких соотечественников в нашу страну
должен поощряться. Однако в результате принятия в 2002 году закона о гражданстве
РФ они не только фактически, но и юридически оказались отрезаны от России. "Те,
кто хотел вернуться, уже вернулись", - прокомментировал вступление в действие
нового закона Владимир Путин. Государство, принявшее на себя экономические
обязательства Советского Союза, от бывших граждан великой страны отказалось уже
через 11 лет после ее распада. Хотя в отличие от тех же поволжских немцев,
которых Германия принимает и через 300 лет, эти люди свою родину не
покидали.
Прописанный в новом законе "упрощенный порядок"
приобретения гражданства касается в основном тех, у кого родители - граждане РФ,
кто родился на территории РФ либо стал лицом без гражданства. Но таких русских в
СНГ немного. Тот, кто не выехал сразу после распада СССР в Россию, был вынужден
принимать гражданство той страны, где жил.
Все остальные должны были оформлять разрешение на
временное пребывание, разрешение на временное проживание, вид на жительство.
Процесс длительный, требующий значительных средств, которых у приезжих
русскоязычных нет в силу огромной (на порядок) разницы в уровнях жизни и
зарплаты в России и большинстве стран СНГ.
Зато они есть у национальных диаспор, в первую очередь
кавказских, которых Россия интересует не как Родина, а в лучшем случае как рынок
сбыта сельхозпродукции или место, где можно заработать. А деньги, как известно,
помогают решить любую юридическую проблему, в том числе и получения гражданства.
Для русских же "возвращение к корням" обернулось ночевками в очередях перед
паспортными столами, проблемами с милицией и невозможностью легально устроиться
на работу из-за отсутствия регистрации.
Надо отдать должное президенту. В сентябре 2005 года он
имел мужество сказать в прямом эфире: "В 2003 году во время предыдущего общения
с жителями России в одном из вопросов прозвучала обида на мои слова о том, что
те люди, которые хотели вернуться, уже это сделали. Наверное, это действительно
не так. Я приношу вам свои извинения. Я был не прав".
Восемь лет без права... на
гражданство
В январе 2007 года вступило в силу новое миграционное
законодательство, которое характеризуется как "упрощенное" и "облегченное".
Действительно, оно дает возможность подавать на гражданство сразу после
оформления разрешения на временное проживание (РВП), минуя вид на жительство.
Однако есть некоторые интересные детали новых правил.
Например, окончательная редакция Федерального закона N
110 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении:" вернула
квоты на выдачу РВП - документа, без которого российский паспорт не получить.
Квоты составляют просто смешные цифры. Например, во Владимирской области
официальная квота составила всего 200 человек и подошла к концу уже 19 января
2007 года. Похожая ситуация в других областях центральной части России.
Таким образом, перед распахнутыми вратами российского
гражданства, о чем говорится во всеуслышание, на самом деле по-тихому
восстановлено "игольное ушко" квот. Множество людей, по несколько лет проживших
в России и надеявшихся на упрощение законодательства, снова не смогли
легализоваться.
Разумеется, "пройти в игольное ушко" можно. Цена вопроса
для Москвы - около 10 тыс. долларов, для Московской области - 6 тыс., для
примыкающих к ней областей - 3-4 тыс. долларов. Столько берут коммерческие фирмы
за оформление РВП вне квоты. В поисках хоть какого-то смысла в действиях
законодателей приходишь к выводу, что логичнее было бы установить "покупку"
квоты официально, с перечислением денег в бюджет той же дотационной Владимирской
области.
Есть и другие удивительные перемены. Раньше негражданин,
владеющий в России недвижимостью, мог зарегистрироваться в ней и жить спокойно.
В его обязанность входило лишь перерегистрироваться каждые 90 дней - стандартный
срок пребывания иностранца в РФ. Но с января 2007 года человек должен каждые 90
дней пересекать границу страны. Вероятно, эта норма введена в интересах
"Российских железных дорог", потому что несчастные домовладельцы теперь обычно
путешествуют поездом до Харькова и обратно.
Но все это кажется пустяками по сравнению с тем, что 2007
год вообще последний, когда бывшие граждане СССР могут получить гражданство без
пятилетнего срока проживания на территории РФ после получения вида на
жительство. Общий срок ожидания при этом составит восемь лет. С 1 января 2008
года русские претенденты на российское гражданство будут получать его в общем
порядке, так же как вьетнамцы, китайцы или граждане Республики Верхняя Вольта.
Поистине, умом Россию не понять! Страна, стремительно теряющая свое коренное
население, окончательно уравнивает в правах соотечественников с гражданами
других стран мира.
Впрочем, глава ФМС Константин Ромодановский в одном из
интервью высказался оптимистично: "Да, мы выправляем ситуацию. Со следующего
года прекращается упрощенный порядок предоставления гражданства, его будут
получать только по истечении восьмилетнего срока".
Оптимизм чиновника понять можно. Объективно Федеральная
миграционная служба не заинтересована в переходе людей из категории мигрантов в
категорию полноправных граждан России, ведь влияние и вес службы растет в
зависимости от количества мигрантов. Полномочия ФМС уже существенно расширились:
в частности, служба получила право самостоятельно представлять в правительство
проекты законов. Ее штатная численность с 1 января все того же 2008 года
увеличится сразу на 4 тыс. сотрудников. Кто-то ведь должен в течение восьми лет
держать под наблюдением русских, которые хотят стать россиянами.
Крепостное право?
С 2008 года упрощенный порядок приобретения российского
гражданства сохранится для участников государственной программы по переселению
соотечественников за рубежом. Людям, решившим переехать в определенные регионы
РФ, обещана компенсация расходов на переезд, некоторым - в зависимости от
категории региона - подъемные и пособие по безработице. Местные власти должны
обеспечить приезжим содействие в трудоустройстве и получении жилья. А главное,
всем обещают ускоренное получение российского гражданства.
Однако большинство регионов уже объявило, что жильем
переселенцы будут обеспечены на общих основаниях, то есть по существу никак. Но
главное, в программе не учитывается, что 95% русских за рубежом - горожане,
которые не смогут, даже если захотят, приспособиться к жизни в глуши, в деревнях
или поселках. Но именно туда они в основном и должны отправиться.
Какая работа им будет предложена, сколько они будут
получать и сколько тратить на съем жилья - вопросы, конечно, важные. Но есть и
поважнее. Например, сколько времени реально займет получение российского
паспорта? В ситуации, когда приезжие поставлены в зависимость от местной
администрации, возможно затягивание сроков приобретения гражданства, чтобы люди
подольше оставались бесправными и, следовательно, более сговорчивыми. Или
требование возместить "подъемные", если человек раньше чем через два года решит
уехать из принявшего его региона, в общем-то справедливое, но, возможно, не
выполнимое из-за отсутствия работы с нормальным уровнем оплаты. В результате
переселенец может стать своего рода "крепостным" на своей исторической
родине.
Заявленное финансирование программы, рассчитанной до 2012
года - 4,6 млрд рублей. Даже если оптимистически предположить, что деньги дойдут
по назначению, ее эффективность весьма сомнительна. Пока при запланированных 300
тыс. переселенцев поводом для фанфар служит приезд 10-20 семей. Если в странах
СНГ резко не ухудшится обстановка, массовым это явление не станет и в
дальнейшем. И проблему обвального сокращения народонаселения России не
решит.
Кто ты, будущий россиянин?
Уместно вспомнить еще об одном варианте получения
российского гражданства - в посольствах РФ за границей. Он существует для очень
ограниченного круга лиц, в частности для выпускников российских вузов после 2002
года и тех, кто имеет родителей - граждан России, постоянно живущих на ее
территории. Для потенциальных репатриантов это, пожалуй, самый предпочтительный
и безболезненный вариант возвращения на историческую родину. Получив в
посольстве российский загранпаспорт, человек пересекает границу РФ почти
полноправным гражданином. Почти - потому что по прибытии он должен пройти
проверку законности выдачи загранпаспорта и получить внутренний российский
паспорт. Но надо отдать должное ФМС: сейчас это делается быстрее, чем два-три
года назад.
Почему бы не распространить такую практику предоставления
российского гражданства на всех соотечественников за рубежом? Бесспорно, для
этого понятие "соотечественник" необходимо скорректировать в зависимости - нет,
не от национальности, а от самоидентификации. Отбросить ложную политкорректность
и произнести вслух, что режим наибольшего благоприятствования при получении
гражданства должны иметь, во-первых, этнические русские и смешанные семьи. А
во-вторых, те, кто заявит русский язык родным. Для второй категории обязательным
условием приема в гражданство может быть наличие документа об окончании школы,
колледжа либо вуза с обучением на русском языке или сдача экзамена по языку.
Предлагаемый порядок, в отличие от той же Программы
переселения соотечественников, потребует минимальных финансовых вложений. Зато
приток "новых" - русских по культуре и языку - граждан может увеличиться в разы.
Заработанные ими деньги не уйдут за границу в виде мигрантских денежных
переводов. А сами эти граждане сыграют роль "свежей крови", так необходимой для
экономического, культурного и демографического роста России.
Идея привилегированного предоставления гражданства всем
русским по самоидентификации только на первый взгляд кажется радикальной. Но в
сущности она намного разумнее, чем ставить русских людей в одинаковое положение
с жителями всего остального мира при приеме в российское гражданство.
Русский транзит: жертвы административного восторга
http://www.rosbalt.ru/, 13.08.2007
Алла Ярошинская
Вот уже почти 20 лет
не иссякает поток в Россию мигрантов с ближнего и дальнего
зарубежья. Наши бывшие соотечественники разных национальностей
и вероисповеданий едут сюда в надежде, что большая Россия, как мать,
сохранит и защитит. Одних гонит нужда и безработица, других –
межнациональные конфликты. После смертельного «инфаркта Советского Союза»
за пределами России оказалось 25 млн этнических русских, которые
с надеждой смотрели на историческую Родину. С годами энтузиазм
первых переселенцев, столкнувшихся с непреодолимыми бюрократическими
барьерами и глухотой властей, занятых дележкой «пирога», постепенно сошел
на нет. Что дальше? «Росбалт» продолжает серию публикаций об одной из самых
болевых точек российского общества – миграции.
Жертвы административного
восторга
Многие эксперты, в том числе и международного
уровня, считают, что правильно поставленная и организованная миграция
населения — это благо для общества. Особенно если общество «обескровлено»
демографическими проблемами. Например, превалированием стареющего населения
(нерепродуктивного возраста), спадом рождаемости, а также проблемой
занятости непрестижной работы – уборки, мойки, чистки и т. д. Все это, как
считается, может решить вливание «новой крови» — мигрантов. Но при
одном условии: власти принимающей страны должны четко и ясно понимать,
зачем ей нужны мигранты и сколько она может их принять, обеспечив плавное
для обеих сторон интегрирование в общество, чтобы это потенциальное благо
не превратилось в кошмар и для самих жителей страны, и для
мигрантов.
По мнению многих специалистов, для России с ее
демографическими проблемами (численность населения катастрофически снижается,
рождаемость падает), а также проблемами заселения огромных территорий (за
Уралом, например) и нехватки рабочей силы, именно миграция является едва ли
не главной спасительной соломинкой. Значение «свежей» крови для российского
транзитного периода и дальше признают все – от президента
и депутатов до самих беженцев и вынужденных переселенцев.
Но за почти два десятилетия российские власти то ли не сумели, то
ли не научились пользоваться этим инструментом ни во благо страны, ни во
благо поверивших ее обещаниям соотечественников.
Хотя в мире немало примеров грамотного системного
подхода к миграции. Вот буквально недавно прошел «Интеграционный саммит»
в Берлине, на котором был представлен национальный план мероприятий,
облегчающих интеграцию в германское общество выходцев из других стран. (По
официальным данным в Германии проживает около 15 млн иностранцев, включая
более 2,5 млн турок, интеграция которых в общество без ущерба самому
обществу и его устоям является самой большой головной болью немецких
властей.)
В этом «Интеграционном форуме» принимали участие (кроме
90 общественных организаций самих мигрантов) министры, профсоюзные лидеры,
бизнесмены, а так же лично(!) канцлер ФРГ Ангела Меркель. Что, конечно же,
сразу придало этой проблеме повышенный уровень внимания. В национальном
плане — 400 обязательств государства перед мигрантами. Среди них —
специальные программы профессионального образования, обучение детей иностранцев
немецкому языку, организация специальных групп продленного дня в школах,
создание более широкой сети интеграционных курсов, создание условий для большей
востребованности мигрантов на рынке труда. Такие форумы
по интеграционной политике миграции, как оказалось, в Германии
проводятся ежегодно. Такое нам, в России, пока и не снилось.
Хотя справедливости ради надо отметить, что в Европе
есть и другие примеры. Скажем, погромы в парижских пригородах говорят
о промахах французов в политике приема граждан из других стран, их
адаптации к местным законам и традициям, интеграции во французское
общество.
В России же за последние 15 лет мало что изменилось
для мигрантов в лучшую сторону, хотя первый президент Борис Ельцин еще
в свою первую предвыборную кампанию, хозяйственно объезжая города
и веси, клятвенно заверял: «Россия примет всех, кто хочет вернуться, —
места хватит всем...», одно, мол, сельское хозяйство требует стольких рук! Хотя
бежали русские в основном из крупных городов СНГ, куда на передовые,
в основном технические, рубежи их в свое время посылали партия
и правительство, и были классными специалистами.
Уставшие воевать с властью за право получить
статус гражданина и достойную жизнь, мигранты на конгрессе «Форума
переселенческих организаций» России в 1998-м единогласно высказали
недоверие тогдашней главе Федеральной миграционной службы Татьяне Регент, приняв
специальную резолюцию. «В обращении к правительству, — подчеркивает
бессменный глава «Форума» известный журналист и общественный деятель Лидия
Графова, — конгресс просил снять Татьяну Регент «за грубое нарушение прав
и унижение человеческого достоинства вынужденных мигрантов». Это обращение
вскоре поддержала и Госдума». Надо сказать, что «свержению» Регент немало
поспособствовали и многочисленные статьи в печати самой Графовой,
которая за 15 лет с группой таких же неистовых единомышленников —
и среди активистов, и среди мигрантов – сделала для тысяч беженцев
и вынужденных переселенцев, наверное, больше, чем само государство.
Но, увы, «свержение» Татьяны Регент, которая в то
время казалась главным злом на пути превращения нелегальной миграции
в законную, мало помогло. Система оставалась прежней – ей почти
не было дела до каких-то там беженцев и переселенцев, пусть даже
и соотечественников, с их проблемами и бедами. Правда,
справедливости ради надо сказать, что по стране были созданы хотя бы
миграционные региональные службы. Тем боле, что в самом ведомстве началась
несусветная кадровая чехарда: только за три года — с 1999
по 2001-й — в ФМС сменились пять руководителей!
Надежды возвращающихся в Россию были жестоко разбиты
об административный восторг чиновников. В России случилось полное крушение
всех государственных структур, занимающихся миграцией. В 2000 году тихо
похоронили первую правительственную комиссию по миграционной политике.
«Ликвидировали комиссию как-то по-воровски. Ее членам даже не объявили, что
комиссии уже нет», — вспоминает ее участник Графова. Вторая
правительственная комиссия, созданная по требованию Всероссийского
чрезвычайного съезда в защиту мигрантов, просуществовала полтора года.
Дальше – больше. 20 июня 2001 года, аккурат
в Международный день беженца по ООНовскому календарю, была так же тихо
ликвидирована Федеральная миграционная программа. Без всяких объяснений
с общественностью. А вслед за ней — и сама ФМС.
А так как беженцы, несмотря на ликвидацию всех ими «ведавших»
структур, странным образом никуда не делись, то на этом пепелище было
создано новое министерство — по делам федерации, национальной
и миграционной политики. Но и оно через короткое время было тоже
благополучно упразднено.
Новейшая реструктуризация миграционной политики России
потрясла миллионы людей, имеющей к ней отношение: все функции миграционной
службы были переданы... МВД. Впрочем, в этом не было бы ничего
удивительного, если бы мы были не Россией, а, например, Германией. Во
многих странах мира потоки мигрантов регулирует именно полицейское ведомство.
Но там – это принципиально другая структура, прежде всего, по духу.
У нас от милиции народ давно уже не ждет ничего хорошего,
и чаще всего от нее просто шарахается. Можно представить себе шок,
который испытали измученные невзгодами люди, особенно те, которые давно уже
мыкаются по просторам России, зачастую целыми семьями, потеряв последние
надежды легализоваться и жить, как все.
Но ситуация с миграционными делами уже и под
крышей МВД продолжала ухудшаться. И Кремль, казалось, наконец созрел, чтобы
решительно вмешаться и навести порядок в переселенческом «дворе».
Эксперты сошлись во мнении с властями, что следует разработать
и принять новые законы «О гражданстве РФ» и «О правовом положении
иностранных граждан в РФ». Главным по разработке нового миграционного
законодательства был назначен замглавы (тогда) президентской администрации
Виктор Иванов.
«Проблема миграции, — говорит в интервью Лидия
Графова, — переданная в ведение МВД, очень скоро зашла в такой
тупик, что великое терпение российских переселенцев исчерпалось». Последним
толчком, по ее словам, заставившим Форум переселенческих организаций
обратиться к правозащитникам России с призывом помочь провести
Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту мигрантов, стали состоявшиеся 4
апреля 2002 года в Госдуме парламентские слушания «Миграция в России:
проблемы и противоречия». Главной его темой стали проекты двух новых
законов, которые, по словам правозащитников, рождались практически
в тайне за кремлевской стеной.
По свидетельству участника тех событий Графовой,
«начались слушания с доклада человека, фактически определяющего всю
миграционную политику государства. Он, заместитель руководителя администрации
президента Виктор Иванов (сейчас – помощник президента — «Росбалт»),
выступил с докладом, вызвавшим множество недоуменных вопросов, и сразу
же покинул парламентские слушания. Вместе с ним торопливо ушел и новый
руководитель ФМС МВД генерал-полковник Андрей Черненко. Может быть, это была
всего лишь случайность, но выглядел уход демонстрацией:
председательствующий объявил первое выступление от общественных
организаций, и тут оба начальника встали и ушли». Заметим, что
с 2001 года Виктор Иванов возглавил межведомственную рабочую группу
по совершенствованию миграционного законодательства.
Как можно было объяснить подобное поведение
высокопоставленных чиновников? Ведь это были слушания на законодательном,
заметим, уровне, а не в каком-то кружке любителей вышивать крестиком.
Выходило, уже не только беженцев и вынужденных переселенцев имела
в виду наша власть, но и самих депутатов?
Такое, мягко говоря, неспортивное поведение облеченных
властью чинов спровоцировало бурю в стане беженцев и переселенцев:
здесь же было решено срочно проводить Всероссийский чрезвычайный съезд
в защиту мигрантов. Эту идею Форума переселенческих организаций поддержало
много известных и неравнодушных людей – ученых, политиков, депутатов,
а также правозащитных организаций. Конечно, главной была поддержка комитета
по делам национальностей Госдумы.
Всероссийская мигрантская чрезвычайка состоялась
в июне 2002 года в Совете Федерации. В съезде участвовали около
пятисот человек. Шел жесткий и заинтересованный разговор о судьбе
соотечественников, о зашкаливающей бюрократизации процесса миграции, об
отвратительных законах, по которым переселенцам в России, включая
русских, легче умереть, чем жить.
Как рассказывают участники съезда, некоторые лидеры
переселенческих организаций потребовали пригласить на форум президента,
чтобы он лично выслушал их. Предлагалось даже устроить акцию гражданского
неповиновения — перекрыть движение на Новом Арбате, пока на съезд
не приедет президент.
«Путин к нам, конечно, не пришел, — вспоминает
Лидия Графова, — но зато Виктор Петрович Иванов, не собиравшийся,
судя по всему, посещать съезд, видимо, испугался угрозы перекрыть Арбат —
приехал и более часа выслушивал переселенцев и правозащитников. Ему
было задано около 20 вопросов. Ни одного вразумительного ответа по существу
не последовало. Участники съезда, пораженные некомпетентностью высокого
должностного лица, сумели, однако, сохранить выдержку. Всплесков эмоций
не было. ...Наверное, это был первый прецедент прямого общения Виктора
Иванова с народом. Выглядел Виктор Петрович весьма растерянным».
«Иванов проявил полное и абсолютное незнание
проблемы, утверждая на парламентских слушаниях одно — что миграцию
надо остановить, и заявляя в конце концов на нашем съезде
совершенно другое — что нелегальной миграции вообще нет», — сказала
журналистам Светлана Ганнушкина, руководитель юридической сети «Миграция
и право».
Второй раз в истории борьбы мигрантов в России
за свои права они применили свой последний аргумент – съезд направил
в адрес президента резолюцию с требованием «отстранить В.П. Иванова
от «совершенствования» миграционного законодательства». Но если во
времена Бориса Ельцина подобный «аргумент» против тогдашней главы ФМС Татьяны
Регент сработал, то Виктор Петрович Иванов, несмотря на обструкцию со
стороны общественности, продолжает и далее рулить миграцией.
О новом витке борьбы между Кремлем
и общественностью, выступившей за миграционные законы
с человеческим лицом, о победителях, ввергших миграционные процессы
страны в еще больший хаос, и о проигравших — российском
обществе — в следующей статье.
Новые миграционные законы должны упрощать получение российского гражданства для наших соотечественников
В Совете Федерации изобрели новую систему фильтрации
мигрантов и "награждения" их российским гражданством. Гастарбайтеров хотят
разделить на "желательных" и "нежелательных", а чтобы не возникло путаницы,
оценивать степень "желанности" в баллах, сообщает РСН. Тем, кто будет отвечать
всем критериям, предоставят льготы – в том числе и налоговые, дадут гражданство
и даже разрешат голосовать на выборах. Для этого профильный комитет Совета
Федерации придумал ряд параметров, за которых мигранту будут начислять баллы.
Среди них: репродуктивный возраст; хорошее знание русского языка; квалификация,
необходимая в нашей стране; высшее образование; родственные связи в России;
наличие детей и хорошая физическая форма. Законопроект "О натурализации и
гражданстве", предлагаемый сенаторами, также предполагает с 30% до 13% снизить
для иностранцев подоходный налог; высококвалифицированным мигрантам
автоматически выдавать вид на жительство и ограничить въезд в Россию "ненужным"
мигрантам.
Между тем, как считает заместитель председателя Комитета
Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному
строительству Андрей Савельев, предоставлять право работы и постоянного
проживания на территории России надо только соотечественникам. "Доступ
иностранцев в Россию упрощать нельзя", – заявил депутат в интервью Regions.Ru.
Сегодня, пояснил он, "надо прежде всего предельно упростить доступ, проживание и
предоставление рабочих мест в России нашим соотечественникам".
По мнению парламентария, "судя по ряду признаков, то, что
готовят в Совете Федерации – имеет позитивные черты. Но, тем не менее, вопрос не
в самом законопроекте, а в политической практике, поскольку этот закон может
быть направлен как на пользу, так и на вред России". Андрей Савельев считает,
что позитивное влияние этого закона будет только в том случае, если власти
станут "всячески стремиться пополнять свои трудовые ресурсы за счет внутренних
возможностей, при этом, не привлекая иностранцев". "Поэтому если и допускать
кого-то для постоянного жительства или для временной работы на территории
Российской Федерации, то только соотечественников", – подчеркнул А.Савельев.
Касаясь миграционных послаблений, зампред комитета
выразил уверенность в том, что в упрощении доступа иностранцев в Россию "есть
прямой олигархический интерес, поскольку гастарбайтеры являются дешевой рабочей
силой". "Попытка превратить нелегальных мигрантов в легальных – простой способ
легализовать миграционные потоки, которые проваливают рынок труда", – считает
депутат. К тому же, убежден парламентарий, "значительные миграционные потоки
приводят к разрастанию конфликтности и к разрушению гражданских общин, которые
формируются не одно десятилетие. И эти конфликты видны по всей стране".
По мнению же члена Комитета Госдумы по делам СНГ и связям
с соотечественниками Виктора Алксниса "было бы неплохо, если бы этот
законопроект упростил доступ в страну нашим согражданам, которые хотят вернуться
в Россию", поскольку "нынешнее законодательство практически не позволяет им
получить гражданство".
При этом Алкснис отметил, что поддерживает не все
нововведения, предусмотренные в документе. "Я согласен с идеей, которая позволит
иностранным гражданам участвовать в выборах местного самоуправления, поскольку
Россия сама борется за то, чтобы русские, проживающие в Прибалтике, получили
право голоса на выборах. К тому же нам действительно пора упорядочить
натурализацию, чтобы Россия стала привлекательной для грамотных и
высококвалифицированных людей, которые действительно хотят стать россиянами", –
заметил В.Алкснис.
Говоря о снижении подоходного налога для иностранцев с 30
до 13%, депутат подчеркнул, что "вряд ли это стоит делать, поскольку Россия
вводила такой низкий процент, прежде всего, для своих граждан". "Надо хоть
какие-то льготы и привилегии оставить для россиян", – заключил Виктор
Алкснис.
Минск поможет этническим белорусам вернуться на родину
Источник: http://russians.kz/, 8 августа 2007
В Белоруссии может быть принят закон о соотечественниках
за рубежом, предусматривающий оказание финансовой помощи лицам, изъявившим
желание переселиться в страну на постоянное место жительство. Об этом в
воскресенье заявил первый заместитель начальника Департамента по гражданству и
миграции МВД Белоруссии Алексей Бегун.
"Закон о соотечественниках за рубежом будет в комплексе
регулировать взаимоотношения между государством и гражданами белорусской
национальности, проживающими за пределами республики, а также оговаривать льготы
и меры государственной поддержки для них", - цитирует Бегуна агентство
"Интерфакс".
В проекте закона оговаривается возможность финансовой
помощи переселенцам, предоставление им льготных кредитов на покупку и
строительство жилья, а также оказание финансовой помощи для интеграции в
общество, рассказал чиновник. Кроме того, планируется освободить переселенцев от
уплаты государственных пошлин при подаче ходатайств об оставлении на постоянное
место жительства в Белоруссии.
По данным Бегуна, в 1989 году за пределами БССР проживало
около 2,5 миллиона этнических белорусов.
Половина «русских» работает дворниками и сторожами
Источник: http://www.homeru.com/, 9 августа 2007
45% сотрудников охранных служб в Израиле – репатрианты из
бывшего СССР. Большую их часть составляют люди с высшим образованием, которые не
могут найти себе лучшего применения на новой родине.
Согласно результатам исследования Института иммиграции,
работу по специальности не могут найти треть кандидатов и докторов наук,
прибывших с последней волной алии. В целом же около половины репатриантов с
высшим образованием сегодня заняты в строительстве и в сельском хозяйстве
(12,9%), сфере услуг (25,7%) и прочих неквалифицированных работах.
Статистика свидетельствует, что только 30% «русских»
специалистов нашли работу, так или иначе связанную полученным образованием. При
этом лишь 60% из них заняты на полную ставку.
По данным Службы трудоустройства, уровень безработицы
среди репатриантов со второй и третьей академической степенями на 12% выше, чем
в целом по Израилю. Связано это в первую очередь с отказом работодателей
предоставлять им ставки.
Из 17 тысяч ученых, прибывших в Израиль с начала 1990
года, работу получили только 12 тысяч, да и то преимущественно за счет ставок,
организованных министерством абсорбции. Подобное отношение, как считают в газете
«Маарив», снизило мотивацию еврейских специалистов к репатриации в Израиль. За
последние два года в страну прибыло всего порядка 200 кандидатов и докторов
наук, прочие ищут счастья в Германии, США, Канаде и других государствах.
Примечания:
1/ «русские» — так называют русскоговорящих евреев в
Израиле их ивритоговорящие единородцы, считающие себя коренными израильтянами и
100%-ми евреями. Часто сами русскоговорящие евреи называют себя «русскими», как
правило это слово пишется в кавычках.
2/ репатрианты — евреи, вернувшиеся на свою историческую
родину в соответствии с Законом о возвращении.
3/ новая родина — видимо имеется в виду историческая
Родина евреев — государство Израиль.
4/ «русские» специалисты — русскогоговорящие евреи из
СССР, бывших постсоветских республик и России, имеющие законченное среднее
специальное и высшее образование.
Поскольку русские без кавычек (как говорил бывший министр
Абсорбции Зеев Бойм — «так называемые этнические нееевреи») в данном сообщении
не указываются, надо думать, что все они трудоустроены по специальности в
еврейском национальном государстве и не испытывают никакой дискриминации при
устройстве на работу со стороны своих еврейских сограждан. Считается, что
русских (без кавычек) в Израиле постоянно проживает около 300 тысяч человек,
большая их часть — члены смешанных русско-еврейских семей, которые составляют
около 47 процентов всех семей, переехавших в Израиль с постсоветского
пространства.
Москва увеличит квоту на трудовых мигрантов с 250 тыс. до
810 тыс. человек
НГ-новости,10.08.2007
Москва увеличит квоту на трудовых мигрантов в текущем
году с 250 тыс. до 810 тыс. человек. Как сообщил вчера глава Управления по
организации трудового обмена комитета межрегиональных связей и национальной
политики Москвы Евгений Чернецов, это решение принято с целью легализации
трудовых мигрантов.
«Из них 60 тыс. человек – это граждане стран, с которыми
у России визовый режим, и 750 тыс. человек из безвизовых стран», – пояснил
столичный чиновник. Он также добавил, что сейчас в столице насчитывается 33 тыс.
безработных москвичей, при этом потребность города в рабочей силе составляет 175
тыс. человек.
|