Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №174(15.08.2007)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ЖИЗНЬ ДИАСПОРЫ
ПРОГРАММА ПЕРЕСЕЛЕНИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Неграждане России. "Возвращение к корням" для соотечественников обернулось ночевками в очередях

06.08.2007, http://www.centrasia.ru/news

Источник: Московские Новости

Ирина Ильина

В жарких дискуссиях о проблеме мигрантов мало кто замечает элементарный в своей простоте факт: большая часть мигрантов - те самые "соотечественники", которых, кажется, так ждут на исторической родине.

Вход воспрещен

Образованные и трудолюбивые люди из стран СНГ - ценный трудовой ресурс России. Не только русские, но и корейцы, евреи, татары - все, кого называют русскоязычными. И обрусевшие представители местных наций, воспитанные на советских, в хорошем смысле слова, ценностях и русской культуре.

По логике приезд таких соотечественников в нашу страну должен поощряться. Однако в результате принятия в 2002 году закона о гражданстве РФ они не только фактически, но и юридически оказались отрезаны от России. "Те, кто хотел вернуться, уже вернулись", - прокомментировал вступление в действие нового закона Владимир Путин. Государство, принявшее на себя экономические обязательства Советского Союза, от бывших граждан великой страны отказалось уже через 11 лет после ее распада. Хотя в отличие от тех же поволжских немцев, которых Германия принимает и через 300 лет, эти люди свою родину не покидали.

Прописанный в новом законе "упрощенный порядок" приобретения гражданства касается в основном тех, у кого родители - граждане РФ, кто родился на территории РФ либо стал лицом без гражданства. Но таких русских в СНГ немного. Тот, кто не выехал сразу после распада СССР в Россию, был вынужден принимать гражданство той страны, где жил.

Все остальные должны были оформлять разрешение на временное пребывание, разрешение на временное проживание, вид на жительство. Процесс длительный, требующий значительных средств, которых у приезжих русскоязычных нет в силу огромной (на порядок) разницы в уровнях жизни и зарплаты в России и большинстве стран СНГ.

Зато они есть у национальных диаспор, в первую очередь кавказских, которых Россия интересует не как Родина, а в лучшем случае как рынок сбыта сельхозпродукции или место, где можно заработать. А деньги, как известно, помогают решить любую юридическую проблему, в том числе и получения гражданства. Для русских же "возвращение к корням" обернулось ночевками в очередях перед паспортными столами, проблемами с милицией и невозможностью легально устроиться на работу из-за отсутствия регистрации.

Надо отдать должное президенту. В сентябре 2005 года он имел мужество сказать в прямом эфире: "В 2003 году во время предыдущего общения с жителями России в одном из вопросов прозвучала обида на мои слова о том, что те люди, которые хотели вернуться, уже это сделали. Наверное, это действительно не так. Я приношу вам свои извинения. Я был не прав".

Восемь лет без права... на гражданство

В январе 2007 года вступило в силу новое миграционное законодательство, которое характеризуется как "упрощенное" и "облегченное". Действительно, оно дает возможность подавать на гражданство сразу после оформления разрешения на временное проживание (РВП), минуя вид на жительство. Однако есть некоторые интересные детали новых правил.

Например, окончательная редакция Федерального закона N 110 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении:" вернула квоты на выдачу РВП - документа, без которого российский паспорт не получить. Квоты составляют просто смешные цифры. Например, во Владимирской области официальная квота составила всего 200 человек и подошла к концу уже 19 января 2007 года. Похожая ситуация в других областях центральной части России.

Таким образом, перед распахнутыми вратами российского гражданства, о чем говорится во всеуслышание, на самом деле по-тихому восстановлено "игольное ушко" квот. Множество людей, по несколько лет проживших в России и надеявшихся на упрощение законодательства, снова не смогли легализоваться.

Разумеется, "пройти в игольное ушко" можно. Цена вопроса для Москвы - около 10 тыс. долларов, для Московской области - 6 тыс., для примыкающих к ней областей - 3-4 тыс. долларов. Столько берут коммерческие фирмы за оформление РВП вне квоты. В поисках хоть какого-то смысла в действиях законодателей приходишь к выводу, что логичнее было бы установить "покупку" квоты официально, с перечислением денег в бюджет той же дотационной Владимирской области.

Есть и другие удивительные перемены. Раньше негражданин, владеющий в России недвижимостью, мог зарегистрироваться в ней и жить спокойно. В его обязанность входило лишь перерегистрироваться каждые 90 дней - стандартный срок пребывания иностранца в РФ. Но с января 2007 года человек должен каждые 90 дней пересекать границу страны. Вероятно, эта норма введена в интересах "Российских железных дорог", потому что несчастные домовладельцы теперь обычно путешествуют поездом до Харькова и обратно.

Но все это кажется пустяками по сравнению с тем, что 2007 год вообще последний, когда бывшие граждане СССР могут получить гражданство без пятилетнего срока проживания на территории РФ после получения вида на жительство. Общий срок ожидания при этом составит восемь лет. С 1 января 2008 года русские претенденты на российское гражданство будут получать его в общем порядке, так же как вьетнамцы, китайцы или граждане Республики Верхняя Вольта. Поистине, умом Россию не понять! Страна, стремительно теряющая свое коренное население, окончательно уравнивает в правах соотечественников с гражданами других стран мира.

Впрочем, глава ФМС Константин Ромодановский в одном из интервью высказался оптимистично: "Да, мы выправляем ситуацию. Со следующего года прекращается упрощенный порядок предоставления гражданства, его будут получать только по истечении восьмилетнего срока".

Оптимизм чиновника понять можно. Объективно Федеральная миграционная служба не заинтересована в переходе людей из категории мигрантов в категорию полноправных граждан России, ведь влияние и вес службы растет в зависимости от количества мигрантов. Полномочия ФМС уже существенно расширились: в частности, служба получила право самостоятельно представлять в правительство проекты законов. Ее штатная численность с 1 января все того же 2008 года увеличится сразу на 4 тыс. сотрудников. Кто-то ведь должен в течение восьми лет держать под наблюдением русских, которые хотят стать россиянами.

Крепостное право?

С 2008 года упрощенный порядок приобретения российского гражданства сохранится для участников государственной программы по переселению соотечественников за рубежом. Людям, решившим переехать в определенные регионы РФ, обещана компенсация расходов на переезд, некоторым - в зависимости от категории региона - подъемные и пособие по безработице. Местные власти должны обеспечить приезжим содействие в трудоустройстве и получении жилья. А главное, всем обещают ускоренное получение российского гражданства.

Однако большинство регионов уже объявило, что жильем переселенцы будут обеспечены на общих основаниях, то есть по существу никак. Но главное, в программе не учитывается, что 95% русских за рубежом - горожане, которые не смогут, даже если захотят, приспособиться к жизни в глуши, в деревнях или поселках. Но именно туда они в основном и должны отправиться.

Какая работа им будет предложена, сколько они будут получать и сколько тратить на съем жилья - вопросы, конечно, важные. Но есть и поважнее. Например, сколько времени реально займет получение российского паспорта? В ситуации, когда приезжие поставлены в зависимость от местной администрации, возможно затягивание сроков приобретения гражданства, чтобы люди подольше оставались бесправными и, следовательно, более сговорчивыми. Или требование возместить "подъемные", если человек раньше чем через два года решит уехать из принявшего его региона, в общем-то справедливое, но, возможно, не выполнимое из-за отсутствия работы с нормальным уровнем оплаты. В результате переселенец может стать своего рода "крепостным" на своей исторической родине.

Заявленное финансирование программы, рассчитанной до 2012 года - 4,6 млрд рублей. Даже если оптимистически предположить, что деньги дойдут по назначению, ее эффективность весьма сомнительна. Пока при запланированных 300 тыс. переселенцев поводом для фанфар служит приезд 10-20 семей. Если в странах СНГ резко не ухудшится обстановка, массовым это явление не станет и в дальнейшем. И проблему обвального сокращения народонаселения России не решит.

Кто ты, будущий россиянин?

Уместно вспомнить еще об одном варианте получения российского гражданства - в посольствах РФ за границей. Он существует для очень ограниченного круга лиц, в частности для выпускников российских вузов после 2002 года и тех, кто имеет родителей - граждан России, постоянно живущих на ее территории. Для потенциальных репатриантов это, пожалуй, самый предпочтительный и безболезненный вариант возвращения на историческую родину. Получив в посольстве российский загранпаспорт, человек пересекает границу РФ почти полноправным гражданином. Почти - потому что по прибытии он должен пройти проверку законности выдачи загранпаспорта и получить внутренний российский паспорт. Но надо отдать должное ФМС: сейчас это делается быстрее, чем два-три года назад.

Почему бы не распространить такую практику предоставления российского гражданства на всех соотечественников за рубежом? Бесспорно, для этого понятие "соотечественник" необходимо скорректировать в зависимости - нет, не от национальности, а от самоидентификации. Отбросить ложную политкорректность и произнести вслух, что режим наибольшего благоприятствования при получении гражданства должны иметь, во-первых, этнические русские и смешанные семьи. А во-вторых, те, кто заявит русский язык родным. Для второй категории обязательным условием приема в гражданство может быть наличие документа об окончании школы, колледжа либо вуза с обучением на русском языке или сдача экзамена по языку.

Предлагаемый порядок, в отличие от той же Программы переселения соотечественников, потребует минимальных финансовых вложений. Зато приток "новых" - русских по культуре и языку - граждан может увеличиться в разы. Заработанные ими деньги не уйдут за границу в виде мигрантских денежных переводов. А сами эти граждане сыграют роль "свежей крови", так необходимой для экономического, культурного и демографического роста России.

Идея привилегированного предоставления гражданства всем русским по самоидентификации только на первый взгляд кажется радикальной. Но в сущности она намного разумнее, чем ставить русских людей в одинаковое положение с жителями всего остального мира при приеме в российское гражданство.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ